Рынок, группы рынков и экономические законы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок, группы рынков и экономические законы



Рынок это сложная система, её элементы, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости составляют группы рынков в их числе:

· рынок товаров и услуг (производственные и непроизводственные товары и транспортные услуги);

· рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок материалов, рынок энергетических ресурсов);

· финансовый рынок (рынок капиталов, ценных бумаг, валютный, внутренний, национальный, международный, глобальный рынки).

Экономические законы, действующие на рынках это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы людей.

Закон стоимости. Теории стоимости товара

Первоначально человек вел натуральное хозяйство, и все необходимые блага производил для себя самостоятельно.

По мере роста потребностей удовлетворять их таким способом становилось всё сложнее, стало выгодно специализироваться на производстве одного продукта, обменивая его на необходимые блага. Результатом этого закономерного процесса явилось появление товара и возникновение товарного права.

Продукт натурального производства, и товар обладают полезностью, потребительской стоимостью, то есть способностью удовлетворять потребности людей.

Товар - продукт, произведённый для обмена, товар обладает ещё одним свойством, как продут предназначенный для продажи - стоимостью. То есть способностью товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях. На протяжении длительного времени проблеме стоимости уделялось повышенное внимание. Экономисты искали ответ на вопрос: отчего зависит стоимость товара, что лежит в её основе?

В экономической науке сложилось три основных подхода к определению стоимости товара.

Закон стоимости – стоимость это овеществленный в товаре труд, а цена есть денежное выражение стоимости, сущность закона стоимости заключается в том, что все товары обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.

Это не только закон товарного обращения, но и закон производства. Действие закона стоимости проявляется через механизм цен. Стоимость как бы управляет движением цен. С повышением стоимости товара повышается и его цена. Речь идёт о затратах труда на производство товара. Чем больше затраты труда в стоимости тем больше его цена.

Примеров достаточно много, изготовление изделия, товара ручным способом предполагает емкие затраты труда, стоимость этого товара будет гораздо выше, чем стоимость товара который произвели фабричным способом за короткий период времени с минимальными затратами труда.

Цена - денежное выражение стоимости. Если стоимость свитера связанного ручным способом велика, как велики затраты труда на его изготовление, то и цена на это изделие будет высокой.

А, цена свитера изготовленного машинным способом будет мала, так как затраты труда на производстве этого изделия будут невелики. Если же стоимость товара уменьшается, то снижается и его цена.

· Теория предельной полезности (маржинальная теория), по мнению марженалистов стоимость есть субъективное суждение людей о ценности того или иного блага, а сама эта ценность определялась как предельная полезность этого блага для конкретных потребителей. Полезность последней единицы запаса, то есть предельная полезность и определяет величину стоимости данного товара.

· Теория Альфреда Маршала. Стоимость товара определяется при взаимодействии рыночных сил лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства. Полезность товара определяет предлагаемое количество.

Закон спроса и предложения

Экономический закон, устанавливающий зависимость спроса и предложения на товары на рынке от их цены.

Спрос D – это потребность покупателя + возможность заплатить.

Объём спроса – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при данных экономических условиях.

Функция спроса показывает зависимость объёма спроса на i-й товар (Qdi) от всех определяющих его факторов:

Qdi = f (Pi, Pj, Pn, I, W, T, E, K)

где Pi – цена данного товара;

Pj – цены заменяющих товаров;

Pn –цены дополняющих товаров;

I – доход покупателя в единицу времени;

W – накопленное богатство;

T – вкусы и предпочтения покупателя;

E – ожидания покупателя (в том числе – инфляционные);

K – культурно-психологические факторы.

Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса.

Функция зависимости спроса от цены Qdi = Qdi(Pi), отражающая данную зависимость, чаще всего представляется графически, в виде линии спроса.

Рис. 4.1. Линия спроса

 

Либо в виде линейной зависимости:

Qdi = a – bPi

где a, b – константы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.008 с.)