Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы исследования в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы исследования в психологии.



Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы исследования в психологии.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и Способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них

Явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии.

Структура психологии

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям:

1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда, медицинская психология, педагогическая психология, юридическая психология, инженерная психология, спортивная психология.

2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная психология, сравнительная психология (развитие психики животных и человека), психология аномального развития (исследует нарушения психического развития ребенка).

3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология (людей друг с другом), этнопсихология (этнических особенностях психики людей).

Психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

Закономерности ощущений.


Закономерности:

Есть шесть основных закономерностей ощущений: порог чувствительности; адаптация; контраст; взаимодействие; сенсибилизация; синестезия.

1. Порог чувствительности – это опровержение того факта, который гласит – чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущения. На самом деле, в какой-то момент мы вообще перестаем воспринимать раздражители, когда они особо сильны. Так, человек не слышит звук выше 20 тыс. Герц.

У каждого рецептора есть нижний порог чувствительности – это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог – это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя.

Главная закономерность ощущений в психологии заключается в том, что у каждого из нас чувствительность индивидуальна.

2. Адаптация – это процесс, когда ощущение от раздражителя меняется, под воздействием его постоянного влияния на рецептор. Лучший пример – это вхождение в реку. Сначала вода кажется холодной (потому что она холоднее воздуха), а потом уже – теплой.

3. Контраст – изменение интенсивности раздражителя, под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. И пример этому виду закономерности ощущений: посмотрите на одну и ту же фигуру на фоне черного цвета, и без фона. На черном, она кажется светлее, а без черного – темнее.

4. Взаимодействие – это изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга), из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса, у человека повышается зрение.

5. Сенсибилизация – это повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянным упражнениям. Свойства этой закономерности ощущений и является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости – известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть.

6. Синестезия – это одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям.

Осязательное восприятие

Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает.

Слуховое восприятие

Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира.

Зрительное восприятие

Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер.

Свойства:

1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

§ объединение разных элементов в целом;

§ независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.

5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.

6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими

Виды памяти. Законы памяти.

Виды памяти: 1) по характеру пси­хической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроиз­вольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепле­ния и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и опе­ративную. Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память — память на чувства. Образная память — память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями. Непроизвольная и произвольная: Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной па­мятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, гово­рят о произвольной памяти. Краткая и долговременная: В отличие от долговременной па­мяти, для которой характерно длительное сохранение мате­риала после многократного его повторения и воспроизведе­ния, кратковременная память характеризуется очень крат­ким сохранением. Понятием оперативная память обозначают мнемические про­цессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые че­ловеком актуальные действия, операции.

Законы памяти: Закон интереса — Интересное запоминается легче.
Закон осмысления — Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки — Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия — Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста — При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения — При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда — Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края — Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения — Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости — Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мышление. Мышление и речь.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Речь – форма мышления. Мышление и речь – это не синонимы, не взаимозаменяемые термины. Они - единство, доминирующая роль в котором отводится мышлению. Психология отмечает главное, общее между понятием мышления и речи: их сосуществование. Развитие речевых навыков улучшает ваше собственное мышление. Психология рассматривает речь, прежде всего, как одну из высших психических функций человека. Её структура совпадает со структурой любого другого вида деятельности. Речь включает в себя: мотивацию; планирование; реализацию; контроль. Язык выступает в качестве инструмента опосредующего речь. Основные функции речи: Сигнификативная или номинативная. Суть её состоит в том, чтобы обозначить, дать название, объектам и явлениям вокруг нас. Благодаря ей, взаимопонимание между людьми строиться на изначально общей системе обозначения предметов, как говорящим, так и воспринимающим информацию. Обобщающая. Она занимается тем, что выделяет ведущие признаки, сущность, предметов и объединяет и в группы по каким-то схожим параметрам. Слово обозначает не отдельный предмет, а целую группу предметов, схожих с ним и всегда является носителем их выделяющихся признаков. Данная функция неразрывно связана с мышлением. Коммуникативная. Обеспечивает передачу информации. От двух вышеуказанных функций она отличается тем, что имеет проявление, как в устной, так и в письменной речи. Такое её отличие имеет отношение к внутренним психологическим процессам. Виды речи: В психологии различают 2 основных вида речевой деятельности:

1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь.

· диалог - непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.

· монолог - длительное, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.

· письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов.

2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации.

Мыслительные операции.

Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син­теза, абстрагирования, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений меж­ду предметами, явлениями, фактами. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Анализ – это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая пред­мет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он со­стоит. Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен­ты, обеспечивает знание объекта в целом. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Обобщение – объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам. Обобщение тесно связано с абстракцией. Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз­личных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков.

Эмоции и чувства.


Эмоции и чувства в психологии

Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции: Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность; Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации; Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных. Виды эмоций: Возбуждение – успокоение; Удовольствие – неудовольствие; Напряжение – разрешение; Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие). Чувства: Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы - это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее. Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации. Виды эмоциональных состояний человека: Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности; Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые; Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости; Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями; Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности; Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций; Апатия. Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни; Депрессия. Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете; Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур; Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

Акцентуации характера

Акцентуации характера - понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуация личности - промежуточное явление между нормой и психопатией. Выделяются следующие основные типы Акцентуации характера: циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения; гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца; лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации; астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям; шизоидный - отгороженность, замкнутость, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения; эпилептоидный - склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность; застревающий - повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность; демонстративны й - выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; неустойчивый - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер; конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы.

Педагогическое общение.

 

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Эффективность П.О. зависит от уровня профессиональных качеств учителя, критериями которого являются:

1) умение работать с людьми, владение высокой педагогической культурой и эрудицией;

2) умение ставить и решать конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом индивидуально-психологических и профессиональных интересов учащихся;

3) умение использовать разнообразные методы, формы и средства обучения.

Минимальной задачей П.О. является коммуникативный акт, в котором оба партнера по общению реализуют ряд задач педагогического характера. Известны различные приемы формирования педагогического общения учителя:

a) педагогические игры: создаются ситуации, когда один студент выступает в роли учителя, а другие –учеников и «проигрывается» поведение каждого в соответствии с ситуацией общения;

б) проведение фрагмента урока с небольшой группой учащихся с последующим его анализом, на каждом микро-уроке, как правило, используется один педагогический прием;

в) просмотр аудио- и видеозаписей уроков с их последующим обсуждением и анализом. Объектомнаблюдения являются как занятия, проводимые студентами (обычно во время педагогической практики), таки опытными преподавателями.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.


38.Межличностные отношения. Межличностная совместимость и привлекательность. Аттракция.


Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое)
Компоненты межличностных отношений: когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение; эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания; поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.
Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Другими словами – это когда два (три, шесть) индивидуумов просто дополняют друг друга. Такая совместимость ведет к удовлетворенности совместными взаимодействиями и их результатами. Межличностная привлекательность – это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и так далее. Аттракция в психологии – понятие, которое определяет притяжение одного человека к другому, расположение к нему. Для того чтобы вызвать хорошее расположение к себе какого-либо человека, достаточно просто использовать приемы аттракции («Имя собственное» (обращение по имени); «Терпеливый слушатель»; «Личная жизнь» (интересоваться жизнью собеседника); «Золотые слова» (комплименты); «Жесты»; «Зеркало души» (приветливость); «Пространственное расположение»; «Расстояние»). Виды аттракции: Симпатия,

Влюбленность, Привязанность, Любовь и Зависимость.

 

39.Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов. Виды и формы проявления конфликта.

Конфликт -- определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: собственно объективных, организационно-управленческих, социально-психологических, личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный. Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие: 1) естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; 2) слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей; 3) недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; 4) образ жизни многих людей; 5) достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан, способствующие возникновению конфликтов. Классификация конфликтов: По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации); По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные); По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты); По формам борьбы (мирные и немирные); По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные); По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный); По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты). Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту: внутренние (личностные конфликты); внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые);

В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые, межличностные и пр. конфликты. Виды конфликтов по характеру: объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками; субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Виды конфликтов по последствиям: конструктивные, предполагающие рациональные преобразования; деструктивные, разрушающие организацию.

 

 

40.Типы конфликтных личностей. Поведение в конфликтах.

Каждый день человек сталкивается в общении с различными видами людей. Каждая личность индивидуальна. Конфликтной личностью является вспыльчивый, раздражительный человек. Сложно найти людей, которые абсолютно в каждой ситуации будут вести себя уравновешенно и неэмоционально. Основные типы конфликтных личностей: Демонстративный тип (Сущность данного типа заключается в стремлении к вытеснению посторонних. Этим объясняется его желание всегда быть в центре внимания, слабо выражена рациональность в поведении, избегают кропотливой работы, не считают себя виноватым в возникновении конфликтной ситуации,); Ригидный (завышенная самооценка, подозрительно относится к собеседнику, очень обидчив, для общения нужно настроение); Сверхточный (повышенная скрупулезность, очень тревожны, предъявляют завышенные требования, зачастую сдерживают свои эмоции); Неуправляемый (непредсказуем, несамокритичен, слабо учится на своих ошибках, игнорирует нормы общественности в споре); Бесконфликтный тип конфликтной личности. Стратегии поведения в конфликте: Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия. Оппоненты пытаются добиваться своих целей таким образом в более чем 90% конфликтов. Да это и понятно. Собственно, конфликт и состоит в противоборстве, подавлении соперника. Поэтому лицо или группа идут на конфликт, поскольку другими способами договориться с оппонентом не удается. Стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую. В случае использования этого варианта поведения один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает. Стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение. Стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтер стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников.

Кризис трёх лет.

Кризис 3 лет в психологии называют порой упрямства. Главный симптом, который свидетельствует о том, что он начался, - это упрямство во всех его проявлениях: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, бунт, деспотизм и т.д. Негативизм – это когда ребенок всегда старается поступить наперекор взрослому, несмотря на свои желания. Например, пришло время дневного сна. Мама просит сына лечь в кроватку, а он отказывается это делать, невзирая на то, что сам уже практически засыпает во время игр. Упрямство – это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, своем решении. Здесь происходит выделение личности, и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались другие люди. Строптивость – это протест против порядков, которые существуют дома. Своеволие – это желание ребенка делать все самостоятельно. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. Психология объясняет этот период не только как один из сложнейших, но и как один из самых важных, потому что в данное время ребенок впервые проходит процесс становления себя как личности, осознает свое «я». Продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая, а еще – от правильного поведения родителей. Ребенок должен осознавать, что все правила нужно выполнять независимо от его желаний. Взрослый должен четко ставить свои требования перед ребенком и быть последовательным в их исполнении. Помимо-этого нужно больше времени уделять ребенку, играть с ним.

 

Основные понятия психологии обучения.

Обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих. Психология обучения - это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач: выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;

выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка; системно-структурный анализ педагогического процесса; раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

53.Психологическая характеристика учебной деятельности. Основные требования к успешной учебной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.058 с.)