Типы ВНД у детей, их физиологические классификации, физиологическая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы ВНД у детей, их физиологические классификации, физиологическая характеристика.



Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

— совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного — продукт взаимодействия генотипа и среды — может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы — силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности — позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.

Согласно этой классификации все дети по типу ВНД делятся на 4 группы:

I тип характеризуется следующими особенностями: достаточной силой, нормальной возбудимостью, идеальным балансом между возбуждением и торможением и способностью к быстрым взаимопереходам. Этот тип назван сильным, оптимально возбудимым, уравновешенным, быстрым (подвижным). У детей с таким типом высшей нервной деятельности условные рефлексы быстро образуются и легко угасают при неподкреплении. Дети этого типа без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют его с равным удовольствием. Они способны к тонким дифференцировкам. Таких детей легко обучать музыке, иностранному языку. Они, как правило, хорошего поведения, легко воспитуемые. Речевые рефлексы у них развиваются быстро, словарный запас богатый, речь сопровождается жестикуляцией.

II тип высшей нервной деятельности – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. У детей этого типа легко образуются прочные условные рефлексы. Они могут быстро угасать и снова образовываться, беспрепятственно вырабатываются все виды внутреннего торможения. Дети дисциплинированны, отличного поведения. Они хорошо овладевают всевозможными навыками. Речь правильная, с достаточно широким словарным запасом. Жестикуляция при разговоре отсутствует. Для этих детей характерно активное отношение к трудностям. Они с большим подъёмом берутся за выполнение трудных поручений и доводят их до конца. От предыдущего типа их отличает некоторая медлительность. Время на осуществление рефлекса у них также увеличено.

III тип высшей нервной деятельности – это сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный (безудержный). Дети этого типа плохо управляют своими эмоциями, они вспыльчивы. Короткие взрывы необоснованных возбуждений сопровождаются у них двигательным эффектом. Условные рефлексы у таких детей образуются сравнительно медленно. Отрицательные условные рефлексы из-за недостаточной силы тормозных процессов образуются с трудом и неустойчивы. Учатся такие дети часто неудовлетворительно. Словарный запас у них богат, но речь неровная, быстрая, с колеблющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким, но постепенно накал снижается и речь заканчивается тихо.

IV тип высшей нервной деятельности – слабый, пониженно возбудимый. Он характеризуется слабыми возбудительными процессами в коре и в подкорковой области. У таких детей деятельность первой и второй сигнальных систем протекает на более низком уровне, чем у остальных типов. Условные рефлексы вырабатываются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Дети не переносят длительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. Речь детей тихая, медленная, словарный запас небольшой. При незначительных перегрузках, сопровождающихся развитием утомления, у них наблюдаются фазовые состояния. Нередко уравнительная и парадоксальная фазы развиваются в конце учебной недели, в конце четверти или учебного года. Появляется это состояние в связи с хроническим, легко наступающим переутомлением.

Типы высшей нервной деятельности определяются врождёнными качествами. Однако в процессе развития, как известно, наследственные свойства не остаются неизменными, а существенно преобразуются под воздействием внешней среды.

Целенаправленное воздействие факторов окружающей среды может оказать определённое влияние на свойства нервной системы. Так, например, подвижность нервных процессов может быть несколько повышена при действии быстро сменяющихся раздражителей, на каждый из которых требуется новая ответная реакция. Некоторой тренировке поддаётся и сила нервных процессов. Это достигается при постепенном увеличении силы и времени действия раздражителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.004 с.)