Краткая история развития парашютизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая история развития парашютизма.



Её условно можно разделить на четыре этапа:

Первый этап – теоретический (1495-1783гг.);

Второй этап – испытательный (1783-1930гг.);

Третий этап – период развития (1930-1992гг.);

Четвертый этап – современный парашютный спорт (с 1992г. – по настоящее время).

Первый этап – теоретический (1495-1783гг.). На этом этапе проводится теоретический расчет и описание устройств, позволяющих безопасно приземлиться с любой высоты. В этот период из-за отсутствия летательных аппаратов (воздушных шаров, самолетов) предложенным устройствам практического применения не было.

Великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи, живший во второй половине XV – начале XVI века, в 1495 году, в одной из своих рукописей подробно описал устройство, предназначенное для безопасного спуска на землю с любой высоты.

Второй этап – испытательный (1783-1930гг.). Этот этап можно условно разделить на два периода: собственно испытательный (1783-1911гг. – разработка и испытание устройств, предотвращающих падение) и период внедрения парашютов в широкое применение среди авиаторов и военных (1911-1930гг.).

На этом этапе прыжки с парашютом выполняют единицы – это или показательные прыжки для развлечения публики (С. Ленорманн – 1783г., А. Гарнерен – 1797г., Э. Гарнерен – 1814г., Г. Латеман – 1890г., Древницкий С., Древницкий Ю., Древницкая О. – 1891-1910гг. и др.) или вынужденные прыжки с целью спасения жизни из терпящего аварию воздушного шара или самолета (Ж.-П. Бланшар – 1785г., М. Громов – 1927г. и др.).

В 1783 году во Франции, в городе Монпелье Себастьян Леннорман выполнил прыжок с крыши обсерватории с приспособлением, которое он назвал «parachute», что означало «parer» – предотвращать, «chute» – падение. Парашют Ленормана был неудобен – его было сложно прикреплять к корзине воздушного шара, и он не нашел широкого применения.

В 1785 году воздухоплаватель Жан Бланшар создал парашют с жестким каркасом. Купол парашюта напоминал зонт и подвешивался между оболочкой шара и корзиной. В одном из показательных полетов на высоте около 1000м лопнула оболочка шара, и Бланшар воспользовался сконструированным им парашютом, благополучно опустившись на землю вместе с гондолой.

Более удачную конструкцию парашюта разработал Андре-Жак Гарнерен, известный французский воздухоплаватель. Его парашют не имел жесткого каркаса и крепился к сетке шара, а гондола соединялась со стропами парашюта. 22 октября 1797 года Гарнерен совершил первый добровольный прыжок человека с воздушного шара.

В этот период парашютная подготовка и обучение в современном смысле этого слова отсутствовала. Все прыжки выполнялись на собственный страх и риск парашютиста, и основывались на личных размышлениях, расчетах, наблюдениях и опыте.

Парашют Котельникова
В декабре 1903 года братья Райт выполняют первый полет на самолете тяжелее воздуха. Летательные аппараты были ненадежны, часто терпели аварии, ведущие к гибели авиаторов, и эти обстоятельства заставили вернуться к вопросу создания средств спасения пилотов. Над созданием авиационного парашюта трудились французы Г. Вассер (1909г.), Эрвьэ (1912г.), Орс (1910 -1914гг.). Но конструкции предложенных парашютов были громоздкими, тяжелыми, неудобными, размещались непосредственно на летательном аппарате, и не нашли практического применения из-за своих недостатков.

Российский актер и изобретатель, Глеб Котельников первым понял, что авиационный парашют должен быть легким и размещаться на летчике. В 1911 году он разработал, изготовил, испытал и запатентовал конструкцию автономного шелкового ранцевого парашюта. Однако чиновники из военного ведомства не хотели признавать возможность спасения летчиков с помощью парашютов.

Высказывались опасения, что при раскрытии парашюта «могут оторваться руки и ноги», а летчики могут использовать возможность покинуть самолет, не вступая в воздушный бой с противником.

Тем не менее, Котельников продолжил работу над совершенствованием авиационного парашюта. Предложенный им в 1912-1924 годах принцип конструкции парашюта и ранца для его размещения, используется и в современных парашютных системах.

Пионером парашютизма в СССР считается летчик Л. Минов, который выполнил свой первый прыжок с парашютом в 1929 году в США, а затем вместе с Я. Мошковским организовал в стране подготовку инструкторского состава и спортсменов-парашютистов. И в 1929 году в Военно-Воздушных Силах СССР была создана служба для обучения летчиков технике применения парашютов.

Третий этап – период развития (1930-1992гг.). Развитие и внедрение новых технологий в парашютостроении, рост популярности парашютного спорта среди населения, появление и развитие новых дисциплин парашютного спорта.

В тридцатые годы идет бурное развитие парашютизма в ведущих авиационных странах мира – России, США, Германии и Франции. Совершенствуются спасательные парашюты для летчиков, парашюты для десантирования людей и выброски грузов в любых условиях. Человек осваивает длительные задержки в раскрытии парашюта и высотные прыжки с немедленным раскрытием парашюта. За десятилетие, с 30-го по 40-й год в прыжках с парашютом были освоены высоты от 80 до 12000 метров.

В послевоенный период в СССР и США определились основные направления развития парашютизма. Идет активное совершенствование конструкций всех видов парашютов, методик их использования и методик обучения людей, поиск новых областей применения парашютов.

В 1936 году Международная авиационная федерация FAI (ФАИ), созданная в 1908 году, признала парашютизм как вид спорта и определила требования к парашютной деятельности.

С 1951 года начинают проводить Чемпионаты Мира по парашютному спорту. Возникает необходимость в совершенствовании системы отбора и подготовки парашютистов. Направления развития парашютизма, а с ними и систем парашютной подготовки были заложены в 30 годы прошлого столетия, и формировались под влиянием социального (государственного) строя стран, развивающих парашютизм.

Развитие парашютизма в России и странах социалистического лагеря. Датой зарождения парашютизма в СССР считается 26 июня 1930 года. В этот день, под руководством Л. Минова на базе 11-й авиабригады в г.Воронеже были выполнены первые в СССР прыжки военных летчиков. Основной целью данного мероприятия был показ возможности использования парашютной техники для высадки войск в тылу противника. 2 августа 1930 года военные парашютисты полностью справились с поставленной задачей, и в составе Вооруженных Сил СССР появился новый род войск – десантные.

В СССР и в других странах социалистического лагеря государством была создана сеть авиационных клубов. Авиационная и парашютная техника, горючее и авиационные специалисты предоставлялись авиационным клубам государством.

Система подготовки начинающих парашютистов не претерпевала сильных изменений практически на протяжении 70 лет – всего лишь незначительно уменьшилось количество часов на изучение материальной части парашютов и на отработку на земле элементов прыжка с парашютом и совершенствовалась парашютная техника, с которой выполнялись прыжки.

Развитие парашютизма в капиталистических странах. В отличие от стран социалистического лагеря, в капиталистических странах и прежде всего в США, интенсивно развивается сеть частных аэроклубов, где люди, желающие прыгать, сами несут все расходы за прыжки. Выработались объективные юридические нормы взаимной ответственности парашютистов и клубов. Парашютизм стал развлечением, отдыхом, хобби. Развитие сети частных клубов способствовало зарождению новых дисциплин парашютного спорта, и прежде всего групповой парашютной акробатики.

В США в начале 70-х годов прошлого столетия многократный победитель соревнований по групповой парашютной акробатике Кен Колеман (Ken Coleman) разработал методику ускоренного (прогрессивного) обучения начинающих парашютистов в свободном падении (АFF - Accelerated Freefall Training). В это же время К. Колеман принимает участие в разработке первой студенческой парашютной системы в компании Strong Enterprises. После появления автоматических страхующих приборов и специального учебного парашютного снаряжения, в октябре 1981 года программа была официально утверждена и определен порядок подготовки и аттестации инструкторов АFF.

Четвертый этап – современный парашютный спорт (1992г. – по настоящее время). Сегодня парашютный спорт становится все более популярным и доступным для широких масс населения во всех уголках мира. Над обеспечением потребностей парашютизма работает огромная индустрия, применяются новейшие высокотехнологичные разработки в производстве снаряжения и оборудования, разрабатываются и совершенствуются методики обучения.

Новейшие разработки в изменении аэродинамического профиля парашюта-крыла, применение высокопрочных искусственных материалов значительно уменьшили вес и размер парашютных систем. Переход от 15-25 килограммовых систем к 6-10 килограммовым, расширил возможности парашютистов в выполнении акробатических фигур в воздухе, и послужил толчком к рождению артистических видов парашютного спорта – фрифлай (Free Fly), фристайл (Freestyle), скайсерфинг (Skyserfing).

Использование вертикальных аэродинамических труб в качестве тренажеров для тренировки парашютистов существенно расширило возможности в освоении навыков свободного падения. Впервые человек полетал в вертикальной аэродинамической в 1964 году на воздушной базе Райт-Паттерсон, Огайо, США. Широкое распространение трубы получили в конце 90-х годов. В настоящее время в России работает несколько таких тренажеров.

В России обучение по программе AFF начали применять с 1991 года. Инициаторами внедрения программы AFF в обучение российских парашютистов являлся начальник Центрального аэроклуба ДОСААФ - Горбунов В.А. и инструктор парашютной подготовки Тивелькова И.Н.

Прыжок по программе AFF, 1991г. Слева на право: основной инструктор AFF – И. Тивелькова, студентка – Е. Войцеховская, резервный инструктор Е. Груздев.
В мае 1991 года инструктора Центрального аэроклуба Тивелькова Ирина, Груздев Евгений и Лысак Юрий прошли обучение на двухнедельных курсах по подготовке инструкторов AFF, проводимых Доном Ярлингом в Германии, в городе Саулгау (Saylgay), поблизости Мюнхена. По окончании курса ими были получены официальные лицензии инструкторов AFF, дающие право проводить подготовку начинающих парашютистов по программе ускоренного обучения свободному падению.

На фотографии запечатлена первая в России студентка AFF – Елена Войцеховская, олимпийская чемпионка по прыжкам в воду, журналистка. Парашют студента – Д-1-5-У.

Официально программа прогрессивного обучения признана в России в 2003 году (Приказ министра обороны РФ от 26 мая 2003г. №180 «Об утверждении курса парашютной подготовки в государственной авиации Российской Федерации»).В настоящее время прогрессивная программа подготовки парашютистов (AFF) входит в Сборник программ по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России (СПП-2010, Программа №4).

Дисциплины парашютного спорта

Все дисциплины парашютного спорта связаны либо с работой в свободном падении, либо с работой под куполом парашюта.

Скорость тела в свободном падении в среднем составляет 50-60+ метров в секунду или 180-200+ километров в час. При прыжке с 4000 метров в свободном падении парашютист находится всего 60 секунд.

Классический парашютизм – индивидуальное двоеборье: точность приземления под куполом в цель размером 2 сантиметра и индивидуальный комплекс фигур в свободном падении. Парашютисты соревнуются во времени и точности выполнения комплекса. Классика - консервативный вид спорта. Не претерпевает серьезных изменений уже много лет. Требует отточенности мастерства и постоянства результатов. Этот вид спорта наиболее развит в странах, входивших в СССР и бывшего социалистического лагеря.

Групповая акробатика (ГА) – самый массовый вид в парашютизме. Групповая акробатика одна из самых захватывающих и эмоциональных дисциплин. Она требует предельной концентрации и слаженных действий от каждого члена команды. Спортсмены соревнуются в количестве «построенных» фигур в горизонтальной плоскости за определенное время в командах из 2-х, 4-х, 6-и, 8-ми и 10-ти спортсменов. Кроме того, группы парашютистов строят в воздухе фигуры - «Большие формации». Рекорд мира в данный момент составляет формация, собранная из 400 человек, собранная в 2006 году в Тайланде, рекорд России – формация из 201 человека, собранная в 2011 году в Коломне (Московская область).

Купольная акробатика – парашютисты соревнуются в построении и перестроении фигур из куполов. Соревнования происходят в командах из 2-х, 4-х и 8-ми спортсменов. Также как и в ГА, в купольной акробатике строятся рекордные формации. Весьма опасная, но в то же время одна из самых зрелищных дисциплин в парашютизме.

Фрифлай, фристайл – молодой вид парашютизма. Спортсмены соревнуются в выполнении различных фигур в свободном падении во всех плоскостях. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, мастерство воздушного оператора. Каждое движение выполняется в свободном падении с опорой только о воздух, что дает буквально безграничные возможности. Во время падения спортсмен выполняет сложнокоординированные движения, вращения в произвольных плоскостях и осях, в самых разнообразных позах.

Скайсерфинг – спортсмен прыгает с монолыжей, выполняя комплекс вращений. Ведь воздушный поток схож с потоком воды, так почему бы не воспользоваться чем-то похожим на доску для сёрфинга? Этот вид парашютного спорта требует очень точной координации движений и хорошо тренированного вестибулярного аппарата.

Свуп – пилотирование высокоскоростных куполов по упражнениям: скорость, точность и дальность. Это самая молодая, зрелищная и, наверное, самая экстремальная из всех дисциплин парашютного спорта, не прощающая ошибок. Пилот парашюта работает у самой земли. Свуп можно сравнить с выполнением фигур высшего пилотажа на малой высоте и очень высокой скорости. Скорость парашютиста при подходе к земле часто превышает 100 км/ч.

Видеосъемка – в каждой команде есть абсолютно незаменимый участник, без которого любоваться выступлениями было бы невозможно. Это воздушный оператор. Он отвечает за результат команды, так как судьи увидят только то, что видела камера. Видеооператор должен уметь точно перемещаться в свободном падении, иметь наличие художественного вкуса и знать аппаратуру, с которой работает.


Содержание прогрессивной программы AFF

Основной целью этапа начальной подготовки парашютистов является допуск к самостоятельным прыжкам. Для этого парашютист должен уметь раскрывать парашют на нужной высоте в правильном положении тела, управлять парашютом и приземляться в нужном месте. Эта цель достигается через получение специальных знаний (теоретическая подготовка) и освоение специальных навыков (практическая подготовка).

Особенностью прогрессивной программы является индивидуальная работа инструктора с каждым начинающим парашютистом. Все прыжки выполняются с высоты 4000 метров, время свободного падения – 50-55 секунд. Присутствие инструктора позволяет своевременно корректировать действия начинающего парашютиста на всех этапах прыжка – при подготовке на земле, в воздухе, при приземлении и существенно снизить психологическую нагрузку.

Программа разделена на две части – «Базовый курс» и «Совершенствование полученных навыков».

Базовый курс состоит из 7 «уровней» – ступеней в освоении навыков и упражнений и делится на два этапа: «Основные навыки» и «Маневрирование». Критерием перехода на следующий уровень является выполнение задач уровня (см. раздел «Содержание и порядок выполнения прыжков»). Количество выполненных прыжков не влияет на допуск к прыжкам следующего уровня, только выполнение задач является условием перехода на следующий уровень.

Этап «Основные навыки» включает в себя нулевой (тандем) 1, 2, 3-й уровни. В тандем-прыжке нулевого уровня парашютист выполняет задание в свободном падении и знакомится с азами управления парашюта типа крыло. Прыжки 1, 2, 3 уровней выполняются с двумя инструкторами и студент осваивает контролируемое отделение, стабильное свободное падение, контроль высоты и положения тела, раскрытие парашюта, управляемое приземление.

Этап «Маневрирование» состоит из четырех уровней (4, 5, 6, 7-й), которые предназначены для освоения студентом навыков маневрирования в свободном падении и умения восстановиться из беспорядочного падения и нестабильного положения. При прохождении каждого из этих уровней студент выполняет контролируемые развороты в воздухе, передние и задние сальто, демонстрирует умение перемещаться в свободном падении в нужном направлении и выполнять «разбежку» (движение вперед). Совершенствуются управление парашютом и умение приземляться в заданный район.

Перед каждым прыжком любого уровня студент повторяет и отрабатывает действия парашютиста при возникновении аварийных ситуаций, изучает меры безопасности, умение ориентироваться в воздухе при прыжках с другими парашютистами, составляет план прыжка по работе под куполом (к конкретным погодным условиям).

После окончания базового курса программы AFF студент должен:

- уметь полностью самостоятельно подготовить снаряжение к прыжку;

- знать и соблюдать меры безопасности при выполнении прыжков;

- иметь навыки стабильного свободного падения;

- уметь составить план работы под куполом и приземляться в заданном районе.

Совершенствование полученных навыков. Обучение укладке основного парашюта. Лицензирование. После окончания семи уровней Базового курса начинающий парашютист выполняет прыжки по разделу совершенствования личных навыков – четыре прыжка самостоятельных, четыре прыжка с инструктором. (AFF 8-1 / AFF 8-2)

На этом этапе парашютист закрепляет основные навыки маневрирования, совершая прыжки в одиночку и с инструктором, знакомится с элементами групповой акробатики, улучшает навыки управления куполом и приземления.

Парашютист проходит базовое обучение укладке основного парашюта.

По завершении этой части обучения парашютист получает свою первую лицензию категории «А» и может прыгать дальше, совершенствуясь в избранной дисциплине парашютного спорта.


ТЕМА 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАРАШЮТНЫМ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

 

При выполнении прыжков с парашютом используется специальное снаряжение – основное и вспомогательное.

Основное снаряжение – парашютная система.

Вспомогательное парашютное снаряжение:

· шлем с вмонтированным радиоприемником

· радиостанция для связи инструктора со студентом. (Никогда не надейтесь на станцию. Будьте всегда готовы принимать самостоятельные решения!)

· парашютные очки

· парашютный комбинезон с «захватами» на руках и ногах

·
Снаряжение начинающего парашютиста – студента AFF (вид сзади)
Снаряжение начинающего парашютиста - студента AFF (вид спереди)
высотомер со стрелкой

· перчатки

· Обувь спортивная, без каблуков и высоких платформ, подходящей по сезону и без крючков. Под комбинезон нужно поддевать теплую одежду, лучше термобелье, особенно в осенне-весенний период. Учитывайте, что с высотой температура падает на 6-7 градусов на каждый километр.

 

конструкция парашютной системы

 

Парашютная система состоит из 4-х основных частей:

- подвесная система с ранцем;

- основной парашют;

- запасной (резервный) парашют;

- страхующий прибор.

Подвесная система - предназначена для

- соединения парашюта с парашютистом, равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста, удобного размещения парашютиста при снижении и приземлении.

Материал подвесной системы - лента капроновая, прочность на разрыв - 2700 кг. Подвесная система состоит из:

- двух плечевых обхватов: левого и правого, двух ножных обхватов, грудной перемычки.

Подвесная система крепится на теле парашютиста в трех точках с помощью специальных пряжек или карабинов - на ножных обхватах и грудной перемычке. Прочность пряжек 1200 кг.

Ранец – присоединен к подвесной системе и предназначен для укладки в него основного и запасного парашютов. Материал ранца – кордура. Имеет раскрывающее приспособление, которое позволяет производить:

- ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта,

- ручное раскрытие запасного парашюта,

- автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором,

- принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола (транзит / RSL).

Ранец расположен на спине парашютиста. Он имеет два отсека. В нижний отсек укладывается основной парашют, а в верхний отсек – запасной парашют. Внутри каждого отсека находится петля зачековки ранца. Снизу к ранцу пришит карман для вытяжного парашюта основного парашюта.

Кольцевое замковое устройство (КЗУ) - предназначено для быстрого отсоединения основного купола и находится в верхней части плечевых обхватов.

Подушка отцепки - предназначена для освобождения замков КЗУ и отцепки свободных концов основного купола. Состоит из матерчатой подушки красного цвета и двух тросов желтого цвета. Расположена справа - спереди на подвесной системе, на уровне груди.

Кольцо запасного парашюта - предназначено для ручного раскрытия ранца запасного парашюта. Состоит из кольца, троса, ограничителя и шпильки. Крепится в специальном кармане на подвесной системе слева - спереди на уровне груди.

Замок КЗУ и карабин транзита (RSL)
Транзит (RSL) – предназначен для принудительного раскрытия запасного парашюта в случае отцепки основного. Представляет собой флажок красного цвета с отстегивающимся карабином, присоединенным к свободному концу с одной стороны и кольцом, надетым на трос вытяжного кольца запасного парашюта на другой.

Никогда не полагайтесь на транзит при отцепке основного парашюта! Всегда дёргайте кольцо запасного парашюта самостоятельно!

Основной парашют.

Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста. Состоит из следующих частей:

Купол -состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, разделяющими купол на секции и сопла. Каждая нервюра пришита к верхней и нижней оболочкам. Часть нервюр усилены, к ним крепятся стропы. Стропы и нервюры сохраняют профиль купола в процессе полета парашюта. Крайнее правое и левое сопло имеют стабилизаторы, "уши", нашитые по нижней оболочке, которые нужны для задания курсовой устойчивости.

При наполнении воздухом сопла образуют полужесткое крыло с верхней и нижней поверхностями и аэродинамическим профилем.

Студенческий парашют имеет форму прямоугольника площадью от 210 до 270 кв. футов. В основном куполе 9 секций.

Слайдер - замедляет и упорядочивает наполнение купола. Этим снижается динамическая нагрузка при раскрытии парашюта. Состоит из полотнища с усилительными лентами, к которым прикреплены 4 люверса. Через эти люверсы пропущены стропы купола. При раскрытии поток воздуха прижимает слайдер к нижней оболочке купола, в то же время воздух, попадая в сопла, начинает наполнение парашюта. Далее по мере наполнения купола поток воздуха ослабевает и слайдер сползает по стропам вниз. Таким образом обеспечивается более мягкое раскрытие без рывков и чрезмерных перегрузок

Стропы -предназначены для соединения купола со свободными концами подвесной системы и для удержания купола в нужном положении в воздушном потоке. Материал - шнур капроновый. Прочность на разрыв каждой стропы - 270 кг. Стропы крепятся к куполу по силовым нервюрам в четыре ряда, стропы управления прикреплены к задней кромке (к хвосту). Все стропы разделены на четыре группы, каждая группа строп продета в одно из колец слайдера и крепятся к свободным концам подвесной системы.

Стропы управления -предназначены для управления куполом. Каждая стропа управления внизу заканчивается петлями управления (клевантами), а вверху разветвляется на 4 дополнительные стропы. Стропы управления подвижно пропущены через кольца на задних свободных концах. При укладке купола клеванты зачековывают в средний режим. Там же они находятся после раскрытия парашюта. После расчековки строп управления, желательно не выпускать клеванты из рук.

Свободные концы левый и правый – служат для передачи усилия от строп на подвесную систему. Материал - лента капроновая, прочность на разрыв - 1800 кг. В верхней части свободных концов находятся коннекторы для присоединения строп купола. В нижней части каждой пары свободных концов имеются 2 металлических кольца и петля для присоединения к замку отцепки КЗУ.

Камера - предназначена для укладки в нее купола со слайдером и стропами. Имеет клапан с люверсами, люверс для пропускания стренги с вытяжным парашютом и резиновые петли для укладки строп.

Вытяжной парашют (медуза) с ручкой (бобышкой) и стренгой -предназначены для вытягивания камеры с куполом и стропами из ранца. К стренге пришита зачековочная шпилька удерживающая отсек основного парашюта в закрытом положении.

Тактико-технические данные парашюта при соответствующем полетном весе системы (парашютист с парашютной системой):

- скорость снижения – 5–6 м/сек.

- скорость горизонтального перемещения вперед - до 10 м/сек.

- время разворота на 360 - 5сек.

- минимальная безопасная высота применения – 600 м.

- усилие для вытаскивания медузы - не более 11кг.

Студенческий девяти секционный парашют «Commodore»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.057 с.)