Методы географических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы географических исследований



В географии наряду с методами, общими для всех наук, применяют и специальные (географические).Методы географических исследований можно разделить на три группы.Во-первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информации о процессах, происходящих в географической оболочке. С помощью другой группы методов – камеральных (от лат. camera – комната, казна) – географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой работы является обработка материалов аэро- и космических съемок Земли. С помощью камеральных методов познается суть географических явлений, устанавливаются закономерности их развития. Третья группа – экспериментальные методы, с помощью которых ученые могут проверить истинность своих предположений, глубже проникнуть в тайны природы. Как видно, все методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними, воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.Описательный, экспедиционный и картографический методы – первые в истории географии. Описательный метод был самым первым способом познания окружающего мира. Многие столетия география оставалась в основном наукой описательной.Все, что человек узнавал о новых землях, он получал во время экспедиций (путешествий). В ходе экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные географические объекты, явления. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется и особый – географический способ отображения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно карту называют «вторым языком» географии. С нее начинается и ею заканчивается географическое исследование. Но главное – с помощью карты можно «объять» разом всю поверхность нашей планеты.Методы сравнения, исторический и обобщения в географии. Накопление огромного количества сведений о нашей планете выдвинуло проблему их обобщения и систематизации. Сравнение разных элементов географической оболочки привело к тому, что похожие элементы объединялись между собой. Такое обобщение и одновременно сравнение географических данных позволило группировать явления в различные классы, что стало причиной формирования типологического подхода в географии.География была одной из первых наук, овладевших историческим подходом в познании явлений мира. Географы начали сравнивать объекты не только по их местоположению, но и по времени образования. В географии исторический метод широко используют еще и потому, что связь между географией и историей всегда была тесной.Математические методы и моделирование в географии. До тех пор пока существовали неоткрытые земли, перед географией не стояла остро задача объяснения мира. Поверхностного описания различных территорий было достаточно, чтобы исследование считалось географическим. Но бурный рост хозяйственной деятельности человека потребовал проникновения в тайны природы. Для этого географы были вынуждены заимствовать методы исследований из других наук. Использование математических методов дало возможность не только измерять географические объекты, но и находить средние показатели в ряде наблюдений, выявлять статистические (математические) закономерности. Это привело к открытию причин дождевых паводков на реках, появлению представлений о циклонах и антициклонах, принципов выбора мест для строительства предприятий и т. д.Все географические системы (природные, хозяйственные, природно-хозяйственные) имеют структуру, т. е. определенный способ организации взаимосвязей между элементами. С появлением в географии метода моделирования познание структуры разных геосистем ушло далеко вперед. Моделями широко пользуются для имитации процессов, которые невозможно воспроизвести в опытах и экспериментах. В моделях отражаются основные свойства объекта, а второстепенные – отбрасываются.Методы дистанционных исследований. Достижения науки и техники в XX в. сильно изменили традиционные способы изучения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель (или измерительный аппарат)находится на некоторой дистанции от объекта изучения. При этом значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление материалов аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличению потока новой информации о давно известных объектах и явлениях Земли.Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, синем, зеленом и других цветах) дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеческого глаза инфракрасном диапазоне позволяет получить информацию о температуре суши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень грунтовых вод и т. д.С помощью дистанционных методов информацию получают в такой форме, которая позволяет ее заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных систем, банков географических данных, которые широко используются в картографии и математическом моделировании геосистем.Стационарный, лабораторный и экспериментальный методы. В современной географии вместо кратковременных экспедиций организовываются комплексные географические стационары. Стационарный метод исследования географической оболочки предполагает использование постоянно действующих станций, лабораторий, экспедиций. Методы близких к географии наук позволяют наблюдать в постоянных условиях целый комплекс географических явлений. Так, в географии появились геофизический, геохимический и биологический методы с применением характерного для них лабораторного метода (например, изучение химического состава почвы или физических свойств загрязненного воздуха).Главной задачей проведения комплексных стационарных исследований является раскрытие связей между явлениями. Раскрытие основных этих взаимосвязей позволяет, во-первых, создать модель изучаемого объекта, во-вторых, провести в природе опыт, или эксперимент.К примеру, чтобы узнать, как влияет земледелие на эрозию почв, отбирают два участка с одинаковыми условиями. Экспериментальная площадка распахивается и засевается сельскохозяйственными культурами, а другая (контрольная) остается без изменений. Затем измеряется масштаб, скорость эрозии почвы на двух участках и делается вывод о влиянии сельскохозяйственной деятельности на почвенный покров.Сегодня недостаточно объяснить, почему и как развиваются геосистемы и их элементы, необходимо еще и предвидеть, как они могут изменяться под воздействием человека. Наступает новый этап географического исследования – этап предсказания. На этом этапе решаются задачи, каким будет объект в будущем. Для этого используют мониторинг окружающей среды и географический прогноз.Мониторинг окружающей среды. Мониторинг (от лат. monitor – предупреждающий) – это информационная система, задача которой состоит в наблюдении и оценке окружающей среды под влиянием воздействия человека. Целью этого метода является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Выделяют три основных вида мониторинга: локальный, региональный, глобальный. В отличие от первых двух система глобального мониторинга еще не создана. Он должен обеспечить слежение за планетарными изменениями в географической оболочке – в составе атмосферы, в круговоротах веществ и т. д. Пока существуют фрагменты такого мониторинга в виде биосферных заповедников, научных станций и лабораторий. В них ведутся наблюдение и контроль за физическими, химическими, биологическими изменениями в окружающей среде. Полученная информация передается в национальные и международные центры.Географический прогноз. Одна из задач географических прогнозов – разработка научно обоснованных предсказаний о состоянии и развитии природной среды в будущем. Для того чтобы сделать прогноз достоверным, надо, прежде всего, опираться на исторический подход к объекту и соответственно рассматривать его в процессе развития. Имеется несколько сот методов прогнозирования. Некоторые из них вам знакомы. Метод географических аналогий позволяет перенести закономерности развития одних геосистем на другие. При этом можно предвидеть, что более молодые по возрасту системы пройдут путь геосистем, находящихся на высокой ступени развития. Одним из важнейших методов прогнозирования является экстраполяция – это как бы продолжение существующих закономерностей в будущее. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить объект. Успешно применяются в прогнозировании и методы математического моделирования.Географы также участвуют в составлении экономических и социальных прогнозов, которые должны учитывать и динамику развития окружающей среды. Как правило, прогнозы связаны с конкретной территорией и составляются с определенной цел 2. Современная физическая география (общее землеведение, ландшафтоведение, ландшафтная экология, региональная физическая география): объект, предмет, методы исследования.

Физическая география, наука о географической оболочке Земли и её структурных частях, ф. г. делится на основные разделы: землеведение, изучающее общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли, и ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах (геосистемах) разного ранга; кроме того, к Ф. г. относят палеогеографию (являющуюся одновременно частью исторической геологии). Группа физико-географических наук включает науки, изучающие отдельные компоненты природной среды – геоморфологию, климатологию, гидрологию суши, океанологию, гляциологию, геокриологию, географию почв, биогеографию. Каждая из них одновременно относится к одной из смежных естественных наук (например, геоморфология – к геологии, биогеография – к биологии и т.д.). Ф. г. тесно связана также с картографией и с экономической географией. На стыке с техническими, с.-х., медицинскими и др. науками формируются прикладные направления Ф. г., охватывающие различные стороны оценки природных территориальных комплексов и разрабатывающие пути их охраны и рационального использования.

Основные этапы развития Ф. г. Зачатки физико-географических идей содержатся уже в трудах античных авторов. Первоначальные, чисто умозрительные натурфилософские попытки объяснения природных явлений, наблюдавшихся на земной поверхности, принадлежат философам ионийской школы (Фалес, Анаксимандр, 7–6 вв. до н. э.). На рубеже 6–5 вв. до н. э. возникла идея шарообразности Земли и представление о тепловых поясах. Физико-географические концепции древних греков в наиболее полной и систематической форме изложил (в 4 в. до н. э.) Аристотель. В его работе «Meteorologica» содержатся идеи взаимопроникновения земных оболочек, круговорота воды и воздуха, рассматриваются причины различных атмосферных явлений, вопросы происхождения рек, их аккумулятивной деятельности и др. проблемы, относящиеся к сфере общего землеведения. Те же вопросы интересовали последователей Аристотеля – перипатетиков Теофраста, Стратона. Элементы Ф. г. встречаются у Эратосфена (3–2 вв. до н. э.), Посидония (2–1 вв. до н. э.), Страбона (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.).

Феодальная замкнутость и религиозное мировоззрение в эпоху средневековья не способствовали развитию изучения природы. Земля изображалась плоской и населённой фантастическими обитателями. У арабов и др. народов Востока сохранялось представление о шарообразности Земли, но в описание и истолкование её природы существенного вклада они не внесли.

Великие географические открытия 15–17 вв. положили начало формированию единого географического кругозора. Была доказана шарообразность Земли, установлено единство Мирового океана, примерное соотношение суши и моря, обнаружены зоны постоянных ветров, открыты важнейшие морские течения. В географических описаниях этого периода наибольшее внимание уделялось тем явлениям природы, которые имели практическое значение для мореплавания (ветры, приливы, течения). Общеземлеведческое направление в географии стало приобретать прикладной характер: оно в первую очередь было подчинено нуждам навигации. Научные итоги Великих географических открытий подвёл Б. Варениус в своём труде «Geographia generalis» (1650), который явился первой попыткой определить географию как естественную науку о поверхности земного шара, рассматриваемого в целом и по отдельным регионам. Варениус подчёркивал значение опыта как источника географических знаний и математики в качестве основы для формирования географических законов. Во 2-й половине 17 в. – 1-й половине 18 в. интерес к изучению физико-географических явлений неуклонно возрастал (И. Ньютон, Г. Лейбниц, Э. Галлей, Ж. Бюффон и др.).

Развитие землеведения в России связано главным образом с трудами М. В. Ломоносова («О слоях земных», 1763, и др.). Во 2-й половине 18 в. появляются монографические исследования природы отдельных территорий (среди них – «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова). Термин «Ф. г.» становится общепринятым, хотя его содержание ещё четко не определилось. Успехи естественных наук, и в первую очередь физики, способствовали, особенно со 2-й половины 18 в., постепенному переходу от натурфилософских концепций к естественнонаучному объяснению ряда природных процессов на земной поверхности, в атмосфере и океане. Это стало возможным благодаря экспериментальному изучению многих природных явлений (с использованием барометра, термометра, гигрометра и др. приборов). Большое значение для Ф. г. имели точные топографические съёмки и создание обзорных карт на математической основе. Ко 2-й половине 18 в. относятся первые попытки природного районирования земной поверхности во Франции и России.

В 1-й половине 19 в. важную роль в развитии физико-географических наук сыграла их тесная связь с физикой (Ф. г. часто рассматривалась как часть физики и в её разработке активное участие принимали физики, например Э. Х. Ленц), а в дальнейшем – с биологией (особенно под влиянием идей Ч. Дарвина). В течение 19 в. происходила интенсивная специализация Ф. г., начали формироваться климатология, биогеография, гидрология, геоморфология, почвоведение.

Наряду с углубляющейся дифференциацией Ф. г. усилился интерес к изучению взаимных связей между отдельными компонентами природы земной поверхности. А. Гумбольдт («Космос», т. 1, 1845) видел цель Ф. г. в исследовании общих законов и взаимосвязей между отдельными природными явлениями на Земле в целом. Особое внимание при этом он уделял зависимостям между растительностью и климатом. В своих исследованиях по Ф. г. он широко применял сравнительно-географический метод и настаивал на необходимости использования исторического метода. Комплексный подход к изучению природных явлений обнаруживается и в трудах рус.путешественников-натуралистов 40–60-х гг. 19 в. – Э. А. Эверсмана, А. Ф. Миддендорфа, Н. А. Северцова, И. Г. Борщова и др.

В последней четверти 19 в. трудами В. В. Докучаева были заложены основы современной Ф. г. Опираясь на учение о почве, он в 1898 высказал мысль о необходимости новой науки, о соотношении и взаимодействии между всеми компонентами живой и неживой природы и сформулировал закон зональности. Докучаев положил начало комплексным (в т. ч. стационарным) физико-географическим исследованиям. Созданная им географическая школа (А. Н. Краснов, Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов и др.) продолжила разработку проблемы зональности и идеи природно-территориального комплекса. Изучая внутризональные физико-географические закономерности, последователи Докучаева пришли к представлению о ландшафте географическом. Л. С. Берг подчеркнул (в 1913) единство его компонентов и связь ландшафтов с определёнными природными зонами. Учение о зонах природы было положено в основу физико-географического районирования России (в т. ч. в прикладных целях – с.-х., лесоводственных, агролесомелиоративных и др.)

Вне связи с ландшафтно-географическими идеями П. И. Броунов сформулировал (в 1910) понятие о наружной оболочке Земли (объединяющей лито-, гидро-, атмо- и биосферу). Согласно Броунову, изучение строения этой оболочки, взаимодействия её частей и составляет предмет Ф. г.; эта важная мысль не привлекла тогда внимание географов, и учение о ландшафте ещё долго развивалось в отрыве от общеземлеведческих концепций. К пониманию единства общего и частного в Ф. г. ближе других в 1914 подошёл Р. И. Аболин. Он предложил систему природных комплексов Земли, начиная от внешней её оболочки (эпигенемы) до элементарной территориальной единицы (эпифации), причём ясно указал на 2 важнейшие закономерности физико-географической дифференциации – зональность и азональность. В те же годы комплексным подходом к изучению ряда компонентов природной среды выделялись исследования А. И. Воейкова, Г. И. Танфильева, Д. Н. Анучина и некоторых др. рус.географов.

В зарубежных странах в конце 19 – начале 20 вв. Ф. г. ещё не оформилась как научная дисциплина, хотя физико-географическим сведениям отводилось значительное место в страноведческих описаниях, особенно в трудах французской школы «географии человека». Выделяются отдельные физико-географические исследования, в частности по природному районированию и ландшафтоведению (Э. Хербертсон, З. Пассарге). Сводки по общему землевладению (Э. Мартонн и др.) строились обычно по отраслевому плану.

После Великой Октябрьской революции в СССР были осуществлены широкие исследования различных природных компонентов (климат, реки, почвы, растительность и др.), усилился интерес к комплексным физико-географическим проблемам – детальному физико-географическому районированию, ландшафтной съёмке, созданию ландшафтных карт. Для развития общей теории Ф. г. в 20–30-х гг. выдающееся значение имели идеи В. И. Вернадского о биосфере, геологической и геохимической роли организмов. Основные направления теории Ф. г. в 30-е гг. разрабатывали Л. С. Берг и его последователи (исследования ландшафта, взаимодействия его отдельных компонентов, основных форм и факторов его динамики) и А. А. Григорьев (развитие понятия о физико-географической оболочке Земли и основных чертах её структуры, применение количественных методов для изучения физико-географических процессов). Труды Л. С. Берга, И. П. Герасимова, К. К. Маркова составили существ, вклад в палеогеографию.

В 50–60-е гг. исследования в области ландшафтоведения значительно активизировались, причём главное внимание уделялось ландшафтной съёмке и созданию ландшафтных карт. В связи с этим разрабатывались вопросы таксономии природных территориальных комплексов, морфологии и классификации ландшафтов, а также физико-географического районирования (Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, А. Г. Исаченко, С. В. Калесник, Ф. Н. Мильков, Н. И. Михайлов, В. С. Преображенский, Н. А. Солнцев, В. Б. Сочава и др.). Важным направлением в работе физико-географов явилось создание региональных сводок, посвященных природе СССР и зарубежных стран (Б. Ф. Добрынин, С. П. Суслов, Э. М. Мурзаев, М. П. Петров и др.). На стыке Ф. г. со смежными науками возникли биогеоценология (В. Н. Сукачев), геохимия ландшафта (Б. Б. Полынов). Практический опыт комплексных ландшафтных исследований и успехи отдельных физико-географических наук в сфере изучения планетарных процессов (радиационного и теплового баланса Земли, глобального влагооборота, взаимодействия атмосферы и Мирового океана, многолетних колебаний теплового режима и увлажнения) способствовали дальнейшему развитию общего землеведения (С. В. Калесник, К. К. Марков, А. М. Рябчиков, М. М. Ермолаев).

В ряде развитых стран Запада (США, Великобритания, Франция и др.), где география рассматривается главным образом как социальная наука, Ф. г. в современном её понимании не получила широкого развития. Содержание Ф. г. обычно ограничивается изучением лишь абиотических элементов природы земной поверхности. Некоторые географы ФРГ, Австрии, Швейцарии придерживаются мнения, что предметом географии является земная оболочка (Erdhulle), или геосфера, с составляющими её ландшафтами, однако в данном случае подразумеваются не собственно природные системы, а интеграции, объединяющие природу и человека. Тем не менее в практических исследованиях ряда географов ФРГ (К. Тролль, И. Шмитхюзен) ландшафты обычно рассматриваются как природные комплексы; это направление получило название экологии ландшафтов. Под влиянием потребностей практики (с.-х. оценка земель, лесоводство, региональное планирование), стимулируемых остротой проблемы защиты окружающей среды, и в др. капиталистических странах – США, Канаде, Австралии, Великобритании, Франции усиливается интерес к изучению геосистем. Элементы учения о геосистемах встречаются и в некоторых сводках по общему землеведению (например, П. Биро). С 60-х гг. исследования по физико-географическому районированию и экологии ландшафтов интенсивно развиваются в ГДР (Э. Неф, Г. Хазе, Х. Рихтер, Г. Барч), Польше (Е. Кондрацкий, Т. Бартковский), Чехословакии (Я. Демек, Э. Мазур, М. Ружичка, Я. Дрдош), Венгрии (М. Печи), Румынии (Х. Грумэзеску), Болгарии (П. Петров).

Современное состояние, проблемы и перспективы развития Ф. г. В СССР Ф. г. сложилась как синтетическая наука о природных комплексах всех уровней: от географической оболочки до ландшафтных фаций. Изучение географической оболочки включает исследование процессов энерго- и массообмена между компонентами этой системы, круговорота веществ, изменений её структуры. Географические ландшафты рассматриваются в отношении их происхождения, морфологии, структуры и функционирования (трансформации энергии, гравитационного переноса вещества, влагооборота, миграции химических элементов, продуцирования биомассы и биогенного круговорота), динамики и развития. К числу актуальных проблем Ф. г. относится изучение ландшафтов культурных.

Всесторонние исследования природных территориальных комплексов потребовали применения в Ф. г. определённой системы методов. Традиционные для географических наук экспедиционно-описательный, сравнительно-географический, картографический и исторический методы стали дополняться стационарными исследованиями с применением геофизических, геохимических и др. методов. Существенное значение для исследований в труднодоступных районах и для изучения глобальных физико-географических закономерностей имеют материалы дистанционных съёмок. Для обобщения полевых наблюдений и получения теоретических выводов перспективно использование математических методов, моделирования природных процессов, принципов кибернетики и общей теории систем.

Идеи и методы Ф. г. находят разностороннее применение. Уже на первом этапе развития (в начале 20 в.) учение о ландшафте использовалось в целях оценки земель, лесоводства, мелиорации. После Великой Отечественной войны 1941–45 появились др. прикладные направления Ф. г. – инженерное, мелиоративное, градостроительное, рекреационное и пр., основным содержанием которых явилась оценка природных территориальных комплексов с точки зрения условий жизни населения, возможностей освоения и развития различных отраслей народного хозяйства.

Воздействие человека на те или иные компоненты природной среды вызывает нарушение межкомпонентных связей в природных территориальных комплексах, их энергетического и водного баланса, геохимического круговорота, биологического равновесия. В силу непрерывности географической оболочки и связей между отдельными ландшафтами локальные воздействия распространяются (посредством циркуляции воздушных масс, стока, гравитационного перемещения материала, миграций организмов и т.п.) за пределы того или иного ландшафта, приобретая более широкое (иногда даже планетарное) значение, сказываясь в конечном счёте на структуре всей географической оболочки. Растущие потребности производства в природных ресурсах вызывают необходимость в разумном сочетании мероприятий по охране и преобразованию природы.

Основные задачи Ф. г. на современном этапе: разработка путей направленного регулирования функций ландшафта (влагооборота, теплового режима, биологической продуктивности и др.) и рациональной организации территории, т. е. размещения площадей с различным целевым назначением, режимом использования и охраны.

В разработке научных основ оптимизации природной среды Ф. г. сближается с экологией. Однако задачи Ф. г. шире, поскольку она охватывает более обширную систему связей в природном комплексе и рассматривает природу не только как среду обитания человека, но и как сферу производственной деятельности общества. Эти задачи – общие для Ф. г. и экономической географии, сотрудничество которых проявляется в совместном участии учёных обеих специальностей в районных планировках, в оценке природных ресурсов, в комплексном (физико- и экономико-географическом) обосновании крупных региональных народнохозяйственных проектов. Важнейшие тенденции развития Ф. г. в СССР – усиление внимания к проблемам структуры и динамики природных комплексов, совершенствование методики, расширение сферы прикладных физико-географических исследований, растущее внимание к проблемам воздействия человека на природу, участие в разработке научных основ оптимизации такого воздействия.

3. Проблемы взаимодействия общества и природы, задача системы географических наук по их решению.

Современная эпоха коренным образом изменила предметное поле дея- тельности географической науки, что является закономерным следствием до- стигнутой высокой степени географической изученности Земли и её отдель- ных регионов. Это привело к тому, что география не могла больше развиваться преимущественно в русле описательно-страноведческой парадигмы и должна была обрести новые функции в системе научного познания и в общественной практике, а вместе с этим, и обновлённую теоретико-методологическую базу. В то же самое время изменившиеся условия социально-экономического развития 1 Федорко Виктор Николаевич, магистр географии, преподаватель средней обще- образовательной школы № 233 г.Ташкента, Республики Узбекистан. 90 Социально-экономическая география общества в период промышленной, а затем и научно-технической революции выдвинули новые задачи перед географической наукой. География превратилась из преимущественно описательно-познаватель- ной области знания в конструктивную науку. При этом, в качестве ведущей проблемы фронтальных географических изысканий обозначилось изучение взаимодействия общества и природы. В. А. Анучин [1, 2] называл этот вопрос стержневой научно-методологической проблемой географии, интегрирующей её отраслевые подразделения, изучающие разнокачественные явления матери- ального мира. Это было связано как с большой практической актуальностью научных разработок в соответствующем направлении на фоне обострившихся социоприродных взаимоотношений, так и с некоторыми изначально наметив- шимися методологическими особенностями географии, отличающими её от других сфер научного знания. Характерные черты теоретико-методологической базы географии опре- делили особое место этой науки в разработке исключительно сложной меж- дисциплинарной проблемы взаимодействия общества и природы, изучаемой (со своих сторон) также философией, физикой, химией, биологией, геологи- ей, экономикой, историей, юриспруденцией и другими областями знания. На наш взгляд, особое значение географических исследований в научном позна- нии проблем взаимодействия общества и природы обусловлено спецификой объекта, предмета, методологического аппарата и практического опыта географии и определяется следующими факторами: - взаимодействие общества и природы в наиболее интенсивной степени протекает в рамках территориальных комплексов взаимосвязанных элементов природы, населения и хозяйства, существующих в пределах ландшафтной сферы Земли и изначально являющихся интегральными объектами географи- ческой науки. Последняя за долгую историю своего развития накопила огром- ный фактический материал о природе, населении, социально-экономическом и культурном развитии различных регионов планеты; - именно география (физическая) с наибольшей среди прочих сфер на- учного знания полнотой исследует и объясняет объективные закономерности структурно-функциональной и динамической организации природного окру- жения человеческого общества, а также разрабатывает методологические и конкретно-прикладные рекомендации по учёту этих причинно-следственных связей в практике производственного использования естественных ресурсов и их территориальных сочетаний; - методологическую основу географии и её специфической (географи- ческой) модели мышления составляет комплексный подход к объекту изучения (триединым системам «природа-население-хозяйство», сформировавшимся на земной поверхности). И для физической, и для социально-экономической (шире – общественной) ветвей географической науки всегда был присущ це- лостный взгляд на изучаемые ими явления действительности; 91 Вестник АРГО, 2014 (3) - богатый опыт географических исследований, в основе которых лежит сочетание системно-структурного и пространственного (территориального) подхода, что позволяет выявлять не только функционально-динамическую структуру природно-общественных связей в территориальных системах, но и их пространственную дифференциацию, повышая тем самым степень объек- тивности, полноты и глубины познания анализируемых процессов; - глубокая взаимосвязь локальных, региональных и глобальных процессов взаимодействия общества и природы, познание которой также отвечает спец- ифике географического мышления, стремящегося увязывать явления разного пространственного порядка между собой; - уникальное положение географии на стыке естественных и обще- ственных наук и её дисциплинарная структура, образованная сложным соче- танием природоведческих (физических) и обществоведческих (социально- экономических) направлений, что определяет широкое использование в гео- графических исследованиях методологических приёмов как естественных, так и гуманитарных наук. Так, в географическом анализе взаимодействия обще- ства и природной среды большое значение имеют такие разные методы, как ландшафтно-геофизические, ландшафтно-геохимические, палеогеографиче- ские, математические, статистические, социологические, этнографические и другие. Интеграция методологического аппарата физической и обществен- ной географии повлекла становление таких синтетических методов изучения рассматриваемых процессов, как ландшафтный анализ природопользования, составление эколого-хозяйственных балансов, природно-хозяйственное рай- онирование, функциональное зонирование территории, ландшафтное пла- нирование, этногеосистемный анализ, геоэкологическое, природоохранное, медико-географическое картографирование и т. д.; - большой потенциал географического моделирования систем, образо- ванных процессами взаимодействия общества и природы. Особую роль, при этом, играют, безусловно, картографические модели, отличающиеся высокой информативностью, синтезом количественных и качественных характеристик исследуемых объектов, свойством наглядного отражения пространственной сопряжённости разнородных элементов изучаемых природно-хозяйственных систем и внутренней территориальной неоднородности последних; - конструктивная направленность современных географических изыска- ний, ставящих перед собой задачи научного обоснования рационального использования и преобразования природной среды, взаимного согласования экономических и экологических интересов регионов. Методологической осно- вой конструктивных географических исследований в области оптимизации социоприродного взаимодействия служат сформировавшиеся в рамках раз- ных научных направлений и школ фундаментальные и прикладные концеп- ции ландшафтного планирования, геотехнических систем, агроландшафта, территориальных сочетаний природных ресурсов, энергопроизводственных 92 Социально-экономическая география циклов, ресурсных циклов, территориально-производственных комплексов, эколого-хозяйственного баланса территории, экологического каркаса регио- нов, поляризованного ландшафта, территориальных комплексных схем охра- ны природы и др. География представляет собой сложно организованную систему наук на стыке естествознания и обществоведения, объединяя в своих рамках две круп- ные подсистемы наук: физико-географические (природно-географические) и общественно-географические дисциплины. Кроме того, в ходе разработ- ки ряда комплексных научно-практических проблем сформировалась группа синтетических природно-общественных географических направлений (гео- графия природных ресурсов, география природопользования, медицинская география, историческая география и др.). Особое место в отраслевой структу- ре географии занимает географическая картография – область знания, которая объединяет теории картографического моделирования геосистем и примене- ния картографических методов в географических исследованиях. Каждое из обозначенных подразделений системы географических наук ставит перед со- бой и решает специфические научно-практические задачи по изучению взаи- модействия общества и природы. На основе анализа предмета и методологических особенностей цик- ла физико-географических дисциплин, обращения к научным работам ведущих географов-природоведов в качестве основных задач и предметных направле- ний этой подсистемы географии в сфере изучения взаимодействия общества и природы мы выделяем следующие вопросы: ü изучение природных факторов, механизмов и закономерностей устойчивости геосистем, определение на этой основе предельно допустимой величины антропогенной нагрузки на природно-территориальные комплексы географической среды; ü анализ естественных условий и предпосылок развития и простран- ственной динамики природно-техногенных процессов (эрозии и дефляции почв, загрязнения атмосферы и т. д.), закономерностей развития и географическо- го распространения соответствующих негативных эффектов техногенеза в раз- личных ландшафтных условиях, районирование территорий на этой основе; ü оценка и анализ антропогенной трансформации естественно- географических комплексов и отдельных компонентов природы, районирова- ние территорий по степени антропогенной преобразованности ландшафтов, создание фундаментальной теории природно-антропогенных (в т. ч. культур- ных) ландшафтов, расширение имеющихся представлений о структуре, дина- мике и типологии последних; ü изучение масштабов и характера воздействия человеческой деятель- ности на обмен вещества и энергии в ландшафтных комплексах, трансфор- мации природных биогеохимических циклов и вещественно-энергетических потоков в их антропогенные модификации; 93 Вестник АРГО, 2014 (3) ü выявление и анализ ландшафтных и геокомпонентных (почвенных, геоботанических) индикаторов трансформационных процессов природной среды, обоснование способов и методических приёмов использования ланд- шафтной индикации в прикладных целях; ü палеогеографическая реконструкция природно-антропогенных ланд- шафтов доисторического прошлого, изучение влияния физико-географических условий и их динамических изменений на ход региональных процессов антро- посоциогенеза, исследование воздействия деятельности первобытных людей на природно-территориальные комплексы и оценка геоэкологических послед- ствий ландшафтно-преобразовательной деятельности человека в те или иные доисторические периоды; ü разработка научно обоснованных географических прогнозов по- следствий антропогенной трансформации элементов природной среды и их территориальных сочетаний, предвидение будущих структурных и функцио- нальных сдвигов в ландшафтных комплексах, ландшафтно-прогнозное райо- нировани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.017 с.)