Охарактеризуйте осовные вехи становления педагогической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте осовные вехи становления педагогической науки.



Раскройте три основных направления в педагогике и психологии по проблеме развитие личности.

1) Биологизаторские концепции сходятся на том, что человек сугубо природное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение человека определяется врожденными потребностями, влечениями, инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек должен приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

2) Социологизаторские концепции утверждают, что человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание же призвано корректировать характер влияния среды.

3) Биосоциологизаторские концепции. Их представители считают, что человек — существо биологическое и социальное. Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и другое) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате воздействий окружающей среды. Вместе с тем при данном подходе недостаточное значение придается роли деятельности и самовоспитания в формировании личности.

Раскройте сущность воспитания как социального явления и как целенаправленной педагогической деятельности.

Процесс воспитания—целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.

Цель воспитания— способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:

♦ способствовать развитию личности, ее талантов, умственных cnoсобностей и физических сил в полном объеме;

♦ воспитывать уважение к правам человека и его свободе;

♦ воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает;

♦ подготовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;

♦ воспитывать уважение к окружающей природе.

Раскройте роль наследственности и среды в развитии личности.

Охарактеризуйте память как важнейшую психическую функцию.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Охарактеризуйте осовные вехи становления педагогической науки.

Становление педагогической науки началось с Древней Греции. Ее родоначальником считается Сократ вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению.

Ученики Сократа, в первую очередь Платон и Ксенофонт, записали мысли своего великого учителя. Благодаря этим текстам мы получили представление о педагогических приемах Сократа. Один из основных таких приемов заключался в том, что Сократ заставлял ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого начального утверждения. Затем Сократ направлял ученика на правильный путь и помогал сформулировать выводы.

Затем процесс становления педагогической науки продолжился в средних веках (XIV - XVI вв.). Он характеризуется двумя основными признаками: не создавались отдельные самостоятельные педагогические теории, а использовались компоненты философских систем для построения реального образовательного процесса. Во-вторых, педагогические воззрения находились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспитание развивались исключительно в пределах религиозной идеологии.

Схоластика, догматизм, механическое заучивание, обучение не на родном, а на латинском языке — эти и другие признаки обучения отражают общую социальную обстановку «мрачного Средневековья» с его нетерпимостью ко всему, что выходило за рамки религиозных канонов. Такая поляризация не могла не привести к активизации гуманистических тенденций. И в противовес схоластическому воспитанию средних веков возникли прогрессивные идеи мыслителей эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле и др.), которые призывали использовать культурное наследие античного мира и достижения естественно-научных областей, сделать образование светским, а не религиозным.

В эпоху перехода от Средневековья к Новому времени огромный вклад в развитие педагогики внес великий чешский гуманист, философ, историк, ведающийся общественный деятель Ян Амос Коменский (1592—1670). С научными трудами этого ученого связывают возникновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания.

В тот же период (XVIII—XIX вв.) в России активно разрабатывались основы обучения и воспитания. Эти исследования связаны с именами А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого и др.

Но особое место среди просветителей и педагогов России XIX в. занимает Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870), который по праву считается основоположником отечественной научной педагогики. В цельной дидактической системе Ушинский рассматривал воспитание как общественное явление. Он считал, что предметом питания является человек, а педагогика, если она хочет воспитывать человека во всех отношениях, прежде всего должна узнать его во всех отношениях. Ушинский впервые обосновал тезис о том, что «знать человека во всех отношениях» — это значит изучить его физические и психические способности.

2 Раскройте объект и предмет, основные категории педагогики.

Объектом педагогики выступает изучение всех сфер жизни общества и государства, оказывающих влияние на подготовку человека к выполнению социальных и профессиональных задач, самореализацию личностного потенциала, что способствует в конечном счете процветанию общества. Предмет педагогики — это педагогические реальности в обществе, проявляющиеся в закономерностях этой подготовки, системе отношений, складывающихся в деятельности по включению человека в сферу общественной жизни, его социализации.

Предмет педагогики определяет ее основную цель: разработка и создание таких условий жизни, которые способствуют активному формированию у граждан высокого уровня образованности, воспитанности, обученное™, развитости, профессионализма; проявлению творческих способностей, раскрытию личностного потенциала, укреплению веры в свои силы и возможности, утверждению в обществе идеалов гуманизма, культуры и права.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование». В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель: 1) передает опыт, накопленный человечеством; 2) вводит в мир культуры; 3) стимулирует к самовоспитанию; 4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения. В свою очередь воспитанник: 1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; 2) работает над собой; 3) обучается способам общения и манерам поведения.

Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. При этом учитель: 1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; 2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; 3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления). В свою очередь ученик: 1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно; 2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; 3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Третья категория педагогики — «образование» — понимается как: 1) ценность развивающегося человека и общества; 2) процесс обучения и воспитания человека; 3) как результат последнего; 4) как система.

 

3 Проанализируйте состояние современной практики образования в РБ.

В настоящее время усиливается направленность системы образова-ния на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования.Ситуация, сложившаяся сейчас в системе образования РБ, оценивается как достаточно стабильная. Это объясняется тем, что: образование - это одна из социальных областей, которая функционирует достаточно стабильно;республика имеет достаточно высокие показатели по уровню образованности населения среди развитых стран (по итогам участия школьников, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах).

Тем не менее, в образовании все же существуют как позитивные, так и негативные тенденции развития.

Позитивные тенденции: а)гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися; б)вариативность и разноуровневое^ содержания образования, введение новых специальностей и специализаций учебных дисциплин разработка новых образовательных стандартов, учебных планов, программ, учебно-методических комплексов по предметам; в) дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; г) переход вузов на 2-ступеньчатую подготовку специалистов, отве-чающую международным требованиям; д) разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования; е) использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования (доход от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства);

Негативные тенденции: а) отрицательное влияние современной школы на здоровье б) авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением, который порождает страх и напряжение, конфликтность; в силу этого затрудняется возможность полной самореализации, развитие умственных сил, способностей и дарований учащихся в полной мере; в) унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ; г) бюрократизм и формализм в системе образования, проявляющиеся в дидактоцентризме и предметоцентризме. д) недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы;е) продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса; ж) кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и со-циально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.

Дайте характеристику «Кодекса об образовании Республики Беларусь».

Кодекс об образовании - это своеобразная конституция, которая регулирует любые вопросы в данной сфере, взаимоотношения между участниками образовательного процесса на всех уровнях. Необходимость создания этого свода законов была закреплена в Программе социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, одобренной III Всебелорусским народным собранием. В кодексе систематизированы и упорядочены действующие нормы права, разработаны новые нормы для регулирования отдельных уровней образования, сохранена преемственность в правовом регулировании образовательной деятельности.

Кодекс об образовании состоит из Общей и Особенной частей и включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общую часть включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов и закрепляющие основы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Особенная часть охватывает все уровни образования и включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного образования, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей.

В Беларуси каждый имеет право на образование. Для реализации этого права обеспечивается развитие сети учреждений образования, сохранение бюджетного финансирования, развитие системы кредитования граждан, получающих образование, равенство белорусского и русского языков в обучении. При желании обучающихся или их законных представителей могут создаваться группы, классы, детские сады, школы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства. Более того, при наличии условий образовательный процесс может полностью осуществляться на иностранном языке. Предусмотрено право граждан на организацию образовательного процесса на основе культурных традиций и ценностей белорусского народа, сохранены лучшие приобретения белорусского образования - национальные черты, государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий. Кодекс дает возможность получать образование любого уровня каждому жителю страны, независимо от его возраста, жизненной ситуации, здоровья.

Кодекс официально вступил в силу 1 сентября 2011 года

Отразите в виде рисунка структуру образования РБ, дайте характеристику каждому компоненту представленной структуры.

В соответствии со статьей 14 Закона «Об образовании Республики Беларусь» все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории страны входят в структуру национальной системы образования, которая включает:

ü Дошкольное образование (ясли, сады)

ü Общее среднее образование (базовая, средняя школа, гимназии, лицеи)

ü Внешкольные формы обучения

ü Профессионально – техническое образование (училища)

ü Среднее специальное образование (техникумы, колледжи)

ü Высшее образование (институты, академии, университеты)

ü Подготовка научных и научно – педагогических кадров

ü Повышение квалификации и переподготовка кадров

ü Самостоятельное образование граждан

Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей.Профессиона́льно-техни́ческое образова́ние форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально-технических учебных заведениях; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определенной рабочей профессии, специальности;

Раскройте формы получения образования в РБ.

Очная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Дневная форма получения образования – вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося.

Вечерняя форма получения образования – вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося

Заочная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Дистанционная форма получения образования – вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.

Соискательство – обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования.

Перечень специальностей, по которым не допускается получение образования в вечерней, заочной формах получения образования, утверждается Правительством Республики Беларусь

Перечислите принципы государственной политики в сфере образования, дайте пояснения.

1. Приоритет образования;

2. приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

3. гарантии конституционного права каждого на образование;

4. обеспечения равного доступа к получению образования;

5. обязательности общего базового образования;

6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

7. экологической направленности образования;

8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

9. государственно-общественного характера управления образованием;

10. светского характера образования.

Раскройте основные положения дисциплинарной ответственности в «Кодексе об образовании РБ».

Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности.

Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок).

Статья 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность.

К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.

Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания.

1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. отчисление.

Поясните значение термина «воспитание», раскройте цель, задачи, основные требования к воспитанию, основные составляющие воспитания («Кодекс об образовании РБ»).

Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося.

1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

2. Задачами воспитания являются:

2.1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

2.2. подготовка к самостоятельной жизни и труду;

2.3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

2.4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

2.5. формирование культуры семейных отношений;

2.6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

3. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

4. Основными требованиями к воспитанию являются:

4.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;

 

4.2. системность и единство педагогических требований;

4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

4.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

5. Основными составляющими воспитания являются:

5.1. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

5.2. идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

5.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

5.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

5.5. воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

5.6. воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

5.7. гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

5.8. семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

5.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

5.10. экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;

5.11. воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

5.12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Охарактеризуйте мировые тенденции развития высшего образования.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы.Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью,которая ивыступает важной характеристикой учебного процесса в современном вузе.

3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:

– признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

– реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру,

– использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

– разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции.

5. Повышение роли непрерывного самообразования.В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке.

6. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.058 с.)