Предмет и задачи курса «Теория и технология развития речи детей». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Теория и технология развития речи детей».



Предмет и задачи курса «Теория и технология развития речи детей».

Предметом технологий развития речи дошкольников является процесс обучения детей языку и его практическому использованию. Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения .Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:-чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);- как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);-почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи ). Задачи РР: 1.Развитие словаря 2.Воспит. звуковой культуры речи 3.Формирование грамматич. строя речи 4.Развитие связной речи: а)формирование диалогической (разговорной) речи, б)формирование монологической речи.

Теоретические основы методики развития речи

Язык – это система словесных знаков, предназначенных для целей вербальной коммуникации. Речь – это реализация системы языка в речевой деятельности. Виды речи: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Языковая способность (Выготский) – это способность речевых навыков и умений, которые развиваются на основе языкового чутья или чувства языка. В дошк.возр. дети овладевают 4 формами общения (Лисина):1. Ситуативно-личностная (эмоциональная) (до 6 мес);2. Ситуативно-деловая (млад.дошк.возр);3. Внеситуативно-познавательная (сред.д/возр. 4-5 лет);4. Внеситуативно-личностная (ст.д/возр. 6-7 лет). Лингвистической основой работой с детьми явл.учение о языке как знаковой системе. Это учение говорит о системной организации языка (наличие лексической, грамматической, фонетической подсистем). Это учение требует развитие всех сторон детской речи. Психологической основой методики – учение психолингвистики о речи как речевой деят-ти. В структуре выдел. неск. этапов (побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский, исполнительский, рефлексия). Естественно-научной основой методики явл. учение Павлова о 2-х сигнальных системах и их взаимосвязи (чувствительной (сенсорной) системы и системы слова (речь). Педагогическую основу сост. дош.педагогика (ср-ва, методы, приемы, формы работы).Детская речь изучается наукой онтолингвистикой, которая изучает онтогенез языка ребенка, развития его.

Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками.

Методы исследования в методике развития речи.

1.Метод моделирования – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.2. Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.3. Наблюдение проводится за речью детей, за деятельностью воспитателей. Оно помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень владения речевыми умениями и навыками.4 Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений, анкетирование воспитателей и родителей позволяют определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике.5.Беседы (с детьми, педагогами, родителями) используются для изучения постановки процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования. К беседе примыкают методы анкетирования и интервью.6. Эксперимент направлен не только на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей, т.е. на более глубокое проникновение в сущность учебно-воспитательного процесса.

Развитие методики в России

Программы развития речи

Программа детского сада разработана с учетом научных данных о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста и опыта работы дошкольных учреждений. Требования к разным сторонам речи отражают возрастные показатели развития речи. Значительно уточнены и конкретизированы задачи развития словаря (здесь больше внимания обращено на раскрытие смысловой стороны слова); более четко сформулированы задачи формирования грамматического строя речи; впервые выделены задачи развития навыков и умений словообразования и формирования синтаксического строя речи. Уточнена программа обучения рассказыванию, определена последовательность использования разных видов рассказывания и их взаимосвязь, задача развития связной речи вводится начиная со второй младшей группы. Определено содержание художественно-речевой деятельности детей .«Радуга» - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания .«Развитие - в ней определены направления речевой работы: - ознакомление с художественной литературой; - освоение специальных средств литератур норечевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); - развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художе­ственной литературой); - обучение грамоте со средней группы; - обучение чтению со старшей группы .«Детство» - содержит специальные разделы: «развиваем речь детей», «ребенок и книга», - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого раз­вития; - определены речевые умения в разных видах деятельности .«Программа развития речи» (О. С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

Средства развития речи.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:- общение взрослых и детей;-культурная языковая среда, речь воспитателя;·-обучение родной речи и языку на занятиях;- художественная литература;·-различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр). Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Предмет и задачи курса «Теория и технология развития речи детей».

Предметом технологий развития речи дошкольников является процесс обучения детей языку и его практическому использованию. Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения .Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:-чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);- как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);-почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи ). Задачи РР: 1.Развитие словаря 2.Воспит. звуковой культуры речи 3.Формирование грамматич. строя речи 4.Развитие связной речи: а)формирование диалогической (разговорной) речи, б)формирование монологической речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.008 с.)