Занятие 4. Исследование моторной и сенсорной асимметрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Исследование моторной и сенсорной асимметрии



 

Цель работы: исследовать моторную и сенсорную асимметрию человека.

Тело человека имеет, как правило, двустороннюю симметрию. Однако существуют некоторые различия в структуре и функциях парных органов, а также симметричных частей тела. Такие разли­чия позволяют говорить о моторной, сенсорной и психической асимметрии.

Моторной асимметрией называется неравенство функций рук, ног, мышц правой и левой половины туловища и лица. У большинства людей, по данным литературы, в 75% случаев правая рука является ведущей, а регулирующее ее деятельность левое полушарие, соответственно, главенствующим, или доминантным. Левши составляют примерно 5-10% среди населения Земли и доминантным полушарием у них является правое. Амбидекстры (люди с отсутствием моторной асимметрии) составляют около 15-20% от всех людей.

У правшей ведущая правая рука превосходит левую (неведущую) по длине, силе, скорости включения в двигательный акт, точности и координации движений, скорости выработки двигательного навыка. Левая рука у правшей выполняет преимущественно подсобную роль, чаще служит опорой при выполнении различных операций. Она более вынослива к статическим усилиям и обладает меньшими скоростными возможностями.

Сенсорной асимметрией называется функциональное неравенство правой и левой частей сенсорных систем орга­низма. Примерно две трети человечества имеет ведущий правый глаз, около одной трети - ведущий левый глаз и, очень немногие,- симметрию зрительной функции. Ведущий глаз имеет большую остроту зрения, лучшее цветоразличение, более широкое поле зрения. При прицеливании воспринимается лишь та часть объекта, которая входит в поле зрения ведущего глаза. В целом, восприятие объекта обеспечивается в большей мере ведущим глазом, а окружающего фона - неведущим.

У подавляющего большинства людей речевые сигналы лучше воспринимаются правым ухом, а музыка, интонации речи, эмоци­ональная окраска - левым ухом. В функциях осязания, обоняния и вкуса также в большей степени проявляется левосторонняя асим­метрия.

Сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий составляет индивидуальный личностный профиль человека.При этом может наблюдаться либо правостороннее, либо левостороннее доминирование функций рук, ног, зрения и слуха. Такое доминирование может быть либо абсолютным, либо парциальным или частичным, с любой степенью выраженности преобладания функций. Функциональные асимметрии изменяются под влиянием специфических тренировочных воздействий. Они способны усиливаться при выполнении односторонних (несимметричных) нагрузок и сглаживаться при выполнении симмет­ричных упражнений.

Ход работы. Сначала у испытуемого определяется ведущая рука. Для этого проводятся несколько тестов.

Тест 1 - «переплетение пальцев кисти». Испытуемый переплетает пальцы кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху.

Тест 2 - «поза Наполеона». Испытуемый скрещивает руки на груди. Ведущей считается та рука, кисть которой оказывается сверху предплечья другой руки и которая раньше начинает движение и первой прикасается к груди.

Тест З - «аплодирования». При аплодировании ведущая рука более активна и подвижна, она ударяет о ладонь неведущей руки.

Тест 4 - «на силу». С помощью динамометра трижды определяется сила кисти каждой руки. Ведущая рука превосходит другую на 2 кг и более. При разнице между руками менее 2 кг наблюдается симметрия рук.

Тест 5 - «на точность». С открытыми глазами выбирается точка в средней части листа, и с закрытыми глазами наносится по 10 точек правой и левой рукой. Ведущая рука наносит точки ближе к цели и с меньшим разбросом.

Затем определяется ведущая нога. Также выполняется несколькотестов.

Тест 1 - «нога на ногу». В положении сидя закидывается нога на ногу. Ведущая нога оказывается сверху.

Тест 2 - «опускание на колено». Испытуемый из положения стоя по команде опускается на колено ведущей ноги.

Тест 3 - «внезапный шаг». Испытуемый поднимается с закрытыми глазами на носки и вытягивает руки вперед. Сзади его внезапно толкают, и он делает шаг вперед ведущей ногой. Экспериментатор должен страховать испытуемого от падения.

 

В дальнейшем определяется ведущий глаз.

Тест 1 — «на прицельную способность (проба Розенбаха)».

Обоими глазами фиксируется карандаш на вытянутой руке и совмещается с какой-либо вертикалью на расстоянии 3-4 м. Попе­ременно закрывается вначале левый, а затем и правый глаз. Ве­дущим считается глаз, который видит карандаш без смещения от­носительно выбранной вертикали. При взгляде неведущим глазом изображение

 

карандаша смещается в сторону. Если смещение наблюдается в обоих глазах, то асимметрия отсутствует.

Полученные в тестах результаты заносятся в протокол, где знаком «+» отмечаются ведущие рука, нога и глаз (табл. 4).

Таблица 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.005 с.)