Культурно-историческая концепция развития психики человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-историческая концепция развития психики человека.



Закон становления высших психических функций Л.С. Выготского.

Долгое время в психологии существоало два направления, объясняющие происхождение и сущность психики человека: идеалестическое (религиозное) и биологическое (Павлов преписывал человеку животное происхождение, и считал, что психика человека не отличается от психики животных).

Этой проблеме посвящено исследование Выготского, он доказал, что психика человека в корне отличается от психики животных. Эту мысль он развил в своей работе «Культурно-историческая концепция».

В основе его теории лежат 3 идеи:

1. Человек – природа. Благодаря общественному труду и изготовлению орудий человек научился изменять среду, не изменяя своей физической организации.

2. Человек и его психика. Человек научился владеть своей психикой при помощи особых человеческих орудий и знаков (язык-главный знак, средство запоминания, система письма, исчисление, произведения искусства, одежда).

3. Сначала человек с помощью психологических орудий (знаков, язык и др.) действовал на др. людей и лишь потом – на самого себя.

Эти системы выражены в истории человечества, поэтому концепция историческая.

Выготский выделял в психики человека 2 уровня:

1. Натуральные психические функции, которые не отличаются у человека и животных, т.е. непроизвольные память, внимание, представления (сенсорные и др).

2 Высшие психические функции – произвольные функции, мышление, воображение. Эти функции у человека качественно иные, чем у животных., они обладают свойствами: произвольности, опосредованности (знаками), осознанности, взаимозаменяемости. Человек может пользоваться как функциями высшего уровня так и второго.

Основные свойства высшие психических функций:

1. Социальны по существу (вне социума не возникают).

2. Опосредованны по характеру (используют знаки).

3. Произвольны по формированию (усилия есть больший результат и наоборот).

4. Системны по строению.

4. Не передаются по наследству, а усваиваются в общении и деятельности с людьми в определенной культуре.

Выготский сформулировал закон становления высших психических функций: всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцену дважды: сперва как интерпсихическая, тоесть приобретенная в общении и деятельности с людьми, потом как интрапсихическая, то есть своя.

 

Основные положения теории деятельности А.Н.Леонтьева.

Основные виды деятельности.

С именем Леонтева связано развитие теории деятельности. Внутренняя (психическая) деятельность возникает в процессе интериоризации внешней (практической) деятельности и имеет принципиально то же строение. Изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней психической деятельности. Процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация», а наоборот – «интериоризация». Принцип « интериоризации – экстериоризации» - важнейший.

Структура деятельности:

Деятельность представляет форму активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида, потребность «представлена» как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, т. е. фиксация на предмете, который может ее удовлетворить.

С момента «встречи» активность становится направленнойона опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться или не осознаваться. Мотив – то, ради чего совершается деятельность.

Действие – главная структурная единица деятельности. Оно определяется как процесс, направленный на достижение цели.

Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого результата.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией. Это списобы (неосознаваемые или малоосознаваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. «Деятельность мы определили как совокупность действий, вызываемых мотивом. Действие же может быть рассмотрено, как совокупность операций, подчиненных цели».

«Ведущая деятельность» - та, с которой, на данном этапе развития, связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию развития.

Внешняя деятельность – различные формы предметно-практической деятельности (забивание молотком гвоздя, работа на станке, манипуляции игрушками и т. п.), где происходит взаимодей­ствие субъекта с четко представленным для внешнего наблюде­ния объектом.

Внутренняя деятельность - скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов (напри­мер, теоретическая деятельность ученого по решению какой-либо математической задачи, работа актера над ролью, протекающая в форме внутренних обдумываний и переживаний, и т.п.).

 

Ощущения: основные функции.

Взаимодействие ощущений.

Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира.

Ощущения присущи не только человеку, это принадлежность всего живого на Земле, причем ощущения животных порой более тонкие, чем у человека.

Ощущения можно подразделить на три большие группы:

1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные;

2) ощущения, которые отражают состояние организма: органические, равновесия, двигательные;

3) ощущения, являющиеся комбинацией нескольких ощущений (осязательные), а также ощущения различного происхождения (например, болевые).

Зрительные ощущения.

Светочувствительный орган глаза – сетчатка которая содержит два типа клеток – палочки и колбочки. Палочки ответственны за восприятие света и функционируют днем, а колбочки – цвета и работают в сумерки

Слуховые ощущения.

Колебания воздуха, попадая в ухо, вызывают колебания барабанной перепонки, а затем через среднее ухо передаются во внутреннее где находится улитка – орган восприятия звуков.

Виды ощущений:

1) шумы

2) музыкальные

3) речевые (сочетают музыкальные звуки и шумы).

Вкусовые ощущения.

Возникают в результате воздействия на рецепторы растворенных в воде или слюне веществ.

На поверхности языка, глотки и неба располагаются вкусовые почки, которые способны различать четыре вида элементарных вкусовых ощущений: сладкого, кислого, горького, соленого.

Обонятельные ощущения.

Рецепторами являются обонятельные клетки, расположенные в носовой полости.

Кожные ощущения. Виды:

1) температурные (способность различать изменение температуры воздуха, причем наиболее чувствительны те участки кожи, которые прикрыты одеждой);

2) тактильные (прикосновение);

3) вибрационные (воздействие на поверхность кожи колебаний воздуха).

2. Органические ощущения.

Рецепторы расположены в стенках внутренних органов. Наиболее распространенными являются такие ощущения, как жажда, голод, тошнота и т. п.

 

Ощущения равновесия.

Рецептором является вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о положении головы.

Двигательные ощущения.

Их рецепторы находятся в мышцах, связках, сухожилиях.

Осязательные ощущения.

Являются комбинацией таких ощущений, как кожные и двигательные. Болевые ощущения имеют двоякое происхождение:

1) раздражение определенных точек боли: например, ожог кожи;

2) возникают в результате воздействия на любой анализатор сверхсильного раздражителя: например, сильный запах краски способен вызвать головную боль.

Ощущения взаимодействуют друг с другом, это взаимодействие может принимать две формы.

С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга. Так, работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. Например, некоторые запахи могут повышать или понижать зрительную или слуховую чувствительность.

Второй формой взаимодействия органов чувств является их совместная работа, при которой качества ощущений одною вида, например слуховых, переносится на другой вид ощущений, например, зрительных. Это явление переноса качеств называется синестезией. Многие люди расценивают высокие звуки как «светлые», а низкие как «темные». Цвета могут ощущаться как «звонкие», «глухие», «хрустящие».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.58 (0.016 с.)