Этапы работы с неблагополучными семьями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы работы с неблагополучными семьями



Выявление неблагополучных семей
Социальное диагностирование (обследование, беседы, сбор информации)
Рассмотрение проблем семьи на заседании участковой социально-психологической комиссии
Составление совместного плана реабилитации на заседании УСПК
Срочный социальный патронат (реализация и корректировка плана реабилитации)
  Работа не дала должного результата
Реабилитация семьи
Снятие со срочного патроната, постановка на контрольный патронат
Обращение с ходатайством в КДН о принятии мер административного воздействия, об ограничении или лишении родительских прав

 

 


Рис.7.5 - Этапы работы с неблагополучными семьями

Стадии социального патронажа семьи
Первая стадия, знакомство с семьей, требует достижения следующей цели: определения потребностей и возможностей сотрудничества семьи с социальным работником. Основные задачи: изучение и оценка семейной проблемы, выявление взглядов каждого члена семьи на проблему. Оптимальным вариантом является составление первичного плана-договора с семьей о конкретных путях решения проблемы, о взаимных обязательствах и правах, как со стороны социального работника, так и со стороны семьи. Указываются цели, конкретные действия, участники, сроки.    
Третья стадия - систематическая работа с семьей и постоянный сбор и анализ информации. По мере выявления позитивных изменений в проблемной ситуации информация об этом находит свое отражение в социальном паспорте семьи, и семья снимается с учета. Однако на этапе последействия социальный работник эпизодические обращается к своим бывшим подопечным, интересуясь их проблемами, помогая в укреплении детско-родительских отношений, используя разовые встречи-консультации, телефонные разговоры и посещения на дому (при желании семьи). Если же ситуация носит кризисный характер длительное время, и семья не предпринимает попыток для ее разрешения, не желает ее изменить даже при демонстрации альтернативных возможностей, тогда социальный работник работает с инспекцией по делам несовершеннолетних.
Составление плана-договора представляет собой начало второй стадии - организации индивидуальной работы с семьей. В этот период начинается систематическая работа по плану-договору с семьей, которая осознает свою проблему, имеет мотивацию на сотрудничество, но она не может самостоятельно справиться с проблемой, поскольку не имеет на подростка влияния, утратила контакты с ним. Данную стадию можно назвать и аналитико-информационной, поскольку она представляет собой анализ проделанной работы с семьей. Такой анализ основывается на изучении изменений, произошедших в семье, детско-родительских отношений, поведения детей и реагирования родителей с использованием «паспорта семьи». В нем отражается социальная информация о семье
 
 
 

 

 


Рис. 7.6 - Стадии социального патронажа семьи

 


 

Обследование неблагополучных семей
Исследование проблем семьи с посещением на дому и/или по личному обращению
Оформление социального паспорта семьи
Оформление реабилитационной карты (составление программы реабилитации)
Семьи, поставленные на учет, не нуждающиеся в социальном патронаже
Семьи, имеющие комплекс проблем (поставленные на социальный патронаж)
Семьи, решающие свои проблемы самостоятельно, без помощи социального учреждения
Работа специалистов учреждения
Решение проблем семьи, выходящей за пределы компетенции учреждения, с другими организациями и учреждениями
Проведение консилиума специалистов, работавших с семьей, об окончании патронажа
Семьи, снятые с патронажа
Мониторинг семей, состоящих на учете в учреждении, с целью: 1) выявления вновь возникших проблем; 2) информирования семей о новых направлениях работы учреждения; 3) приглашение семей на мероприятия, проводимые учреждением


Основные направления работы с семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении
Выявление
Рассмотрение вопроса о постановке на учет КДН и ЗП
Постановка на учет в банк данных на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Сбор и подготовка документированной информации
Учет
Реабилитационная работа
Снятие с учета
Определение основного субъекта работы с семьей
Разработка программы реабилитационной работы с семьей и несовершеннолетними, определение системы и вида патронажа
Реализация программы реабилитационной работы
Рассмотрение основания, представленного субъектом профилактики, о снятии с учета в банке данных на заседании КДН и ЗП
Принятие решения КНД и ЗП о снятии с учета
Передача информационной карточки на семью и несовершеннолетних в архив банка данных


Воспитатель (анкетирование с целью выявления общего отношения родителей к физическим наказанием)
Психолог (диагностика особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где нарушаются права ребенка (методика PARY), проведение коррекционной работы с опорой на сильные стороны воспитания
III этап – цель: выявление слабых и сильных сторон родителей и проведение коррекционной работы с опорой на сильные стороны
Воспитатель (социальный портрет семьи, наблюдение за поведением ребенка)
Медсестра (мониторинг здоровья)
Психолог (наблюдение и анализ адаптационного периода)
I этап – цель: выявление детей, имеющих те или иные психические проблемы
II этап – цель: выявление родителей, нарушающих права своих детей (применяющих физическое и психическое насилие)
Психолог (диагностика уровня агрессивности у родителей, выяснение методов воспитательного воздействия, принятых в семье)


Рис. 7.9 – Диагностика нарушений прав ребенка в семье

Молодая семья - семья, находящиеся в период первых 3 лет после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отце не достигли 30-летнего возраста
показатели уровня благополучия молодой семьи как социального института(выполнение ею социальных функций)
обеспечение воспроизводства здорового и психически полноценного потомства
обеспечение в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей
обеспечение формирования российского самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей
обеспечение эмоциональной и психологической устойчивости: ориентация на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешения своими силами без ущерба для каждого члена семьи, и, прежде всего, для детей
обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях)
обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи


Рис. 7.10 - Показатели уровня благополучия молодой семьи как социального института

Цель государственной политики в отношении молодой семьи - становление и развитие благополучной молодой семьи, и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в том числе стимулирование рождаемости детей и их воспитания
Задачи государственной молодежной семейной политики
законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса по всех сферах ее жизнедеятельности
обеспечение государством соблюдения прав молодой семье в решении социальных проблем
совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей
укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни
оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры
поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленная на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи и т.д.


Рис.7.11 – Цели и задачи государственной политики в отношении молодой семьи

Основные направления поддержки молодой семьи на федеральном и региональном уровнях
 
 
 
 
 
совершенствование законодательной, нормативной и правовой базы в отношении молодой семьи с учетом происходящих изменений в обществе, в социально-экономическом развитии страны
осуществление активной социально-экономической политики по отношению к молодым семьям, предусматривающей обязательное обеспечение одного из супругов рабочим местом в соответствии с его квалификацией; государственную доплату в случае крайне низкого жизненного уровня семьи; продолжение предоставления ссуд для строительства или приобретения жилья, получения образования, приобретения товаров длительного пользования
более полная реализация репродуктивной функции через материальную, жилищную и моральную форму стимулирования деторождаемости
обеспечение особых подходов, включающих социальное обслуживание молодой семьи, предоставление комплекса услуг в специальных учреждениях, клубах, центрах
оптимально эффективная дифференцированная поддержка семей, особенно тех, которые оказались в трудных жизненных ситуациях
создание общественной атмосферы, способствующей формированию ценности семьи, уважения материнства, отцовства и детства, подготовка молодых людей к семейной жизни
 

 

 


поддержка деятельности общественных организаций и клубов молодой семьи, фестивального движения молодых семей
 


Рис. 7.12 - Основные направления поддержки молодой семьи на федеральном и региональном уровнях

Основные направления комплексного мониторинга семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
 
 
 
 
 
общесоциальное – обеспечивает комплексную диагностику и последующую оценку актуальных потребностей и возможностей семьи, имеющихся трудностей и проблем
социально-экономическое – подразумевает изучение количественных показателей хозяйственно-экономической сферы жизнедеятельности семьи и оценку ее благосостояния
психолого-педагогическое – обеспечивает диагностику способностей и склонностей членов семьи, их трудностей в социальной адаптации; диагностику деятельности и поведения личности; сотрудничества семьи с учреждениями культуры, науки, образования, правоохранительными органами и т.п.  
социально-правовое – осуществляет диагностику видов социально-правовой помощи семье; защиты и поддержки в правоохранительных и судебных органах интересов семей, личных прав и свобод
медико-валеологическое – выполняет диагностику и оценку физического здоровья членов семьи и развития растущих в семье детей
досугово-организационное – выполняет диагностику и оценку условий для различных форм досуга детей и взрослых, их участия в различного рода объединениях, вовлеченность и включенность их в культурную и спортивно-оздоровительную деятельность с учетом выявленных интересов и склонностей
 

 

 


Рис. 7.13 - Основные направления комплексного мониторинга семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Социальное сопровождение юных матерей - это особая форма оказания помощи юной матери, ее ближайшему окружению в разрешении сложных проблем становления и развития материнства

Суть сопровождения в том, чтобы помочь юной матери и ее ближайшему окружению открыть и использовать скрытые, подсознательные резервы материнства, а также научить в дальнейшем самостоятельно справляться с возникающими в жизни проблемами
Задачи социального сопровождения юных матерей
 
 
 
 
 
изменение ситуации, представляющей для юной мамы проблему
выведение из кризисной или стрессовой ситуации
нормализация отношений с близким окружением
улучшение финансового положения через трудоустройство, обучение
восстановление здоровья, формирование здорового образа жизни и грамотного репродуктивного поведения
повышение социального статуса юной матери
 
обучение способам ухаживания и воспитания ребенка
 
создание здоровых условий для проживания
 

 

 


Рис. 7.14 – Задачи социального сопровождения юных матерей

Этапы работы с семьей в период реабилитации
 
 
 
 
 
Первый шаг -определение необходимости и возможности работы с семьей
Второй шагпредполагает изучение семьи: сбор сведений о семье и формирование представления о ее жизнедеятельности, взаимоотношениях в семье, микроклимате. Материалы заносятся в реабилитационную карту семьи
Третий шагимеет информационно-аналитический характер. Основной задачей является обработка данных о семье, полученных с помощью различных методов (диагностическое интервью, акт обследования семьи, выяснение ее социальных контактов, диагностические методики)
Четвертый шаг- коррекционный. Задачами работы специалистов в этот период являются: восстановление или создание социальных контактов семьи с социумом; решение конкретных проблем семьи, позволяющее ее членам обрести социальную уверенность
Пятый шагявляется наиболее конструктивным, поскольку предполагает стабилизацию семьи через создание плана-договора и заключения с ней контракта о сотрудничестве в реабилитационном процессе
Шестой шаг- контролирующий. В этот период осуществляется программа контракта с семьей, отмечаются ее успехи и неудачи в решении проблем  
 

 

 


Рис. 7.15 - Этапы работы с семьей в период реабилитации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.026 с.)