Тема 5. Формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение.



Тропизмы в поведении

Наиболее низкая, самая простая форма - это так называемые тропизмы. Они заключаются в повороте, движении по направлению к раздражителю или от него.

Их еще иногда называют таксисы. Это греческие слова: тропос означает поворот, оборот. Отсюда литературоведческое понятие - троп. Это простой, установившийся оборот речи.

Буквально: поворот на раздражитель или от него. А таксис - это движение. Движение на раздражитель или от него. Такие реакции имеются даже у растений. Самый простой пример - листья растения поворачиваются к свету, а корни, наоборот, уходят от света.

Если поставить специальный опыт - выращивать какое-нибудь растение, хотя бы фасоль, в стеклянной баночке на толстой промокашке с питательным раствором, - то можно увидеть, что нежный стебелек поднимается и поворачивается к окну, к свету, а корни, которые прорастают через промокашку, наоборот, поворачиваются в глубину комнаты, к более темному месту.

Подсолнечник в течение дня поворачивается своей круглой головой, там, где семечки, вслед за солнцем. Животные тоже проявляют явное отношение к раздражителям.

Например, рыбы обычно идут против течения. Человек же принимает вертикальное положение потому, что у него есть специальный физиологический аппарат, который ориентирует его в отношении центра тяжести Земли. А если вас повернуть вверх ногами, то вы будете чувствовать себя неуютно и постараетесь повернуться обратно.

Дело в том, что у рыб и тем более у человека имеется ориентация на действующую силу, но она не только механическая. Рыбы обычно идут против течения, но они могут идти и поперек течения, и по течению.

Одним словом, прочной привязанности к раздражителю нет. Тропизмы - это такие реакции, которые к психологии отношения не имеют, это не психологические реакции, а физиологические. Но они чрезвычайно значимы для психологии, потому что как бы намечают то соотношение с внешними раздражителями, на оси которого потом начинает развиваться психика.

Инстинкты как форма поведения животных

Следующая форма: инстинкты - это в основном врожденные формы поведения.

У животных тоже выявляется поведение вроде бы разумное в обычных условиях, однако разум у животных признавать они не хотели, то они считали, что животные наделены каким-то другим началом. Его и назвали инстинктом.

Это латинское слово, означающее побуждение. Стоики считали, что вместо разума у животных имеется побуждение, слепое, ими самими не осознаваемое, которое проистекает из организации тела животного и толкает животное на объективно целесообразное, полезное для него поведение. Это бессознательный разум, заложенный в животных для руководства их поведением.

Позднее инстинкт стал предметом тщательного наблюдения. Тогда и сложилось такое представление, что инстинкты - это сложные, хорошо скоординированные, объективно целесообразные действия, которые животное производит без всякого научения, т. е. характерное для всех представителей данного вида поведение оказывается сразу готовым и единообразным, имеющим видовой, неиндивидуальный характер.

Оно врожденно, передается по наследству, представляет собой стереотипные, сложные, объективно целесообразные виды поведения, которые животное выполняет, явно не понимая того, что оно делает.

Первые попытки экспериментального исследования инстинктов заключались в том, чтобы показать, как тогда выражались, глупость инстинкта (хотя в обычных условиях инстинкт представляет собой необычайно мудрое приспособление).

Исследователи, прежде всего, хотели показать, что никакой мудрости в инстинкте нет, а есть лишь цепь двигательных реакций, целесообразных в обычных условиях. Но если изменить эти условия, то поведение оказывается нецелесообразным. Таких опытов провели огромное количество.

Животное, которое объективно имеет возможность достать пищу, не способно даже чуть-чуть изменить конкретные условия. Отсюда и пошли разговоры о глупости инстинкта, о слепоте инстинкта. Этой теории не нужно поддаваться. С этого времени идет представление о том, что инстинкт - это цепь действий, каждое из которых ведет за собой последующее и само вызывается предыдущим, цепь, которая в результате биологического приспособления оказалась очень целесообразной, но совершаемой механически.

Такое представление повело за собой проверку, и оказалось, что при ближайшем рассмотрении инстинктивные реакции вовсе не так грубо механистичны, не представляют одного слепого действия за другим, вовсе не цепочка таких действий, где каждое из предшествующих вызывает последующее, а что внутри этого врожденного поведения есть своя мобильность, гибкость, приспособляемость к конкретным условиям.

Эта приспособляемость у разных животных различна, но она есть всюду. Более внимательные исследования разоблачили многие чисто механистические представления.

Навыки в поведении животных

Навыки представляют собой сложные условные рефлексы, обеспечивающие Дифференцированное приспособление животных к меняющимся условиям среды и в связи с этим лучшее удовлетворение их потребностей.

В противоположность инстинктам навыки формируются и закрепляются в процессе индивидуальной жизни животного; их основу составляют устойчивые временные связи между определенными раздражениями и ответными действиями животного. Их образование становится возможным благодаря лабильности нервной системы животных, ее способности образовывать самые разнообразные связи при опоре не только на врожденные безусловные рефлексы, но и на уже образовавшиеся другие условные рефлексы.

Навыки формируются путем длительного упражнения, состоящего из ряда повторных выполнении определенных действий. В процессе такого упражнения образуются новые временные связи, которые постепенно дифференцируются и уточняются. Благодаря навыкам поведение животного становится гибким и лучше приспособленным к меняющимся условиям среды.

Высокого развития навыки достигают у животных, наделенных большими полушариями головного мозга. У этих животных навыки становятся более сложными и разнообразными, что связано с дальнейшим совершенствованием отражательной функции нервной системы.

Значение навыков в развитии психики животных характеризуют следующие особенности:

1. Ощущения и восприятия достигают высокой степени дифференциации, становятся более многочисленными и детальными и,таким образом, приводят к более дифференцированному отражению внешней среды.

Лешли экспериментально доказал, что уже крысы обладают очень развитой способностью дифференциации зрительных объектов и руководствуются этими дифференцированными восприятиями в своих действиях. Изучение психики высших, человекообразных, обезьян показало, что шимпанзе способны различать и запоминать предметы (треугольники, шары, пирамиды и т. д.) по их окраске и геометрической форме, т. е. отличаются способностью дифференцированных представлений (Н. Н. Ладыгина-Коте, Иеркс).

2. У животных возникает способность отражать в своих ощущениях и восприятиях не только предметы и их свойства, но и отношения между этими предметами. Появляется рефлекс на отношение.

Следующий опыт иллюстрирует способность животных на определенной стадии развития их нервной системы образовывать рефлексы на отношения между вещами.

Если кормить кур зернами, рассыпанными на квадратах а и б, одинаковых по величине, но разных по окраске (квадрат б темнее квадрата а) и при этом так, что на квадрате а (светлом) зерна будут просто насыпаны, а на квадрате б (более темном) приклеены, что вызывает значительную трудность для склевывания их, то у кур очень быстро образуется навык склевывать зерна только со светлого квадрата а: после небольшого числа попыток они перестают ходить на квадрат б. Если теперь квадрат а заменить квадратом в (гораздо более темным, чем квадрат б), куры при первом же опыте не сделают попыток склевывать зерна с квадрата в, а сразу пойдут на квадрат б, хотя в предыдущих опытах они не смогли склевать с него ни одного зерна. У кур образовался рефлекс не на абсолютное ощущение цвета квадрата, а на отношение к окраске квадратов: легкость и доступность склевыванпя зерен ассоциировалась у них с восприятием более светлого квадрата (опыты Иеркса)

3. В процессе развития навыков (на базе повторной деятельности и усложнения условнорефлекторных связей) у животных развивается способность представления, т. е. сохранения в памяти образов тех предметов и явлений, с которыми животное имело дело в своем опыте. Физиологически представления возникают на основе синтезирующей деятельности коры. Наблюдения показывают, что эта способность более ярко проявляется у животных, в коре которых ассоциативные поля занимают относительно большее место по сравнению с проекционными

Развитие способности представления качественно изменяет психологическую структуру поведения животного: на стадии инстинктов оно действует на основе непосредственных перцепций (ощущений и восприятий), теперь оно способно выполнить действие на основе сохранившихся в памяти представлений.

Это подтверждается следующими опытами. У собаки вырабатывают навык: по условному сигналу бежать к кормушке и получать мясо. Затем в одном из опытов собаку предварительно проводят в отдаленный коридор, где она видит мясо, которое, однако, ей не разрешают взять. По условному сигналу собака бежит к кормушке, но не находит там пищи. Тогда она поворачивается, убегает в тот коридор, где она видела мясо, и овладевает им (Беритов).

Если на глазах лисы спрятать привлекательную для нее пищу, а затем незаметно для животного подменить ее другой, менее привлекательной, лиса, пробравшись к месту, где спрятана пища, не возьмет оказавшуюся там, а будет делать попытки отыскать ту, которую она видела, когда ее прятали (Войтонис).

4. Начинает постепенно развиваться способность обобщения представлений (а через них и обобщения восприятий) и связанная с ней перестройка поведения — возможность переноса операций, примененных в одном действии, на другие, сходные с ним действия. Этим подготавливается почва для возникновения качественно новой формы поведения животных — интеллектуальных действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.011 с.)