Идеи свободного воспитания в педагогической теории жан жака руссо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеи свободного воспитания в педагогической теории жан жака руссо



Ж. Ж. Руссо (1712–1778) – великий французский просветитель, мыслитель, идеолог свободного воспитания, которое должно быть естественным и основываться на принципах природосообразности был противником планомерного обучения детей, систематического и последовательного усвоения ими знаний под руководством взрослых. Он дал теоретическое обоснование понятию «природосообразность», представил его как целостное учение о единой матери-природе, что во многом предопределило пути и направления развития педагогики на протяжении всего XIX века. Во многом ему мы обязаны тем, что сейчас называют экологизацией образования.

Понимание Ж. Ж. Руссо естественного природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я. А. Коменским. Воспитывать природосообразно, по его мнению, значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей. Признавая, что человеческая природа является совершенной, Ж. Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы свободно беспрепятственно развиваться в соответствии с законами природы! Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание – свободное воспитание. Человек создан природой на началах естественной гармонии.

Под естественным воспитанием Ж. Ж. Руссо понимал воспитание ребенка на лоне природы в постоянном непосредственном близком общении с ней. Поэтому в книге «Эмиль или о воспитании» он разработал план (утопический) индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды.

Однако прежде чем создавать условия для «творческого самовыражения» юного индивида, не мешало бы побудить его к этому самовыражению. В этом смысле прав Ж. Ж. Руссо, утверждавший:

«Ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, что хочет педагог. Ибо ребенок, ведомый человеком, становится носителем конкретной общественной исторической культуры, ребенок, ведомый волком, становится членом волчьей стаи, а ребенок, брошенный на произвол судьбы, становится монстром» [15].

Основные положения французского философа XVIII века Ж. Ж. Руссо необходимо рассматривать, исходя из исторических событий того времени. Руссо придерживался теории естественного права, он был идеологом свободного воспитания, основой которого является принцип природосообразности.

В системе Ж. Ж. Руссо природе отводилась ведущая роль, она расценивалась как средство гармонического развития ребенка. Влияние природы на личность ребенка является оздоровительным и воспитывающим, тесное бесстрашное и постоянное общение с природой «предпочтительнее общения с людьми».

Ж. Ж. Руссо первым выдвинул идею о фундаментальном значении естественной среды в формировании человеческих эмоций, о важности ее для становления личности. Он четко обозначил, что природа человека неотделима от природы, в которой тот существует. Заслуга Ж. Ж. Руссо в том, что он показал ценность природы для человека. В воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Между тем из трех этих различных видов воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторых отношениях». «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы. Обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, a приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль, считал Ж. Ж. Руссо, когда все три определяющие его факторы будут действовать согласованно, то есть ребенка учат природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями [22].

Целью умственного воспитания мыслитель считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методами приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины.

Ж. Ж. Руссо полагал, что учебники (книги) и науки уводят человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. «Все, чего не имеем при рождении, дает нам воспитание. Это воспитание мы получаем от природы…». Педагог доказал, что «образовательный материал» надо искать в фактах и явлениях природы, и что первое место должно отводиться исследованиям законов природы. Являясь противником всякого книжного обучения, он писал, что ребенок должен познавать природу через созерцание и собственный опыт – все окружающее служит для него (ребенка) книгой.

В дошкольном возрасте дети должны на основе личного опыта познакомиться с природными явлениями, развивать свои внешние чувства через наблюдение, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Свою независимость человек может обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Поэтому труд занимает важное место и является целью воспитания в педагогической системе Ж. Ж. Руссо. Живя в деревне, ребенок получит некоторое понятие о полевых работах. Увидев раза два как возделывают сад, как сеют, собирают, разводят овощи, он, в свою очередь, захочет заниматься огородничеством: «Ежедневно мы приходим поливать бобы и с восторгом следим за их всходами. Я увеличиваю эту радость, даю ему почувствовать, что он положил сюда свое время, свой труд, свои заботы, одним словом, свою личность, что в этой земле есть частица его самого, которую он может требовать назад» [15].

Ha первый план Ж. Ж. Руссо выдвигал чувственный опыт как единственно достоверный источник познания. По его убеждению, начало воспитания в развитии чувственного опыта, так как основа всего в человеке, движущая сила поведения не столько мысли, суждения, сколько чувствования (нравственные начала не зависят от разума). Поэтому в период «сна разума» (от 2 до 12 лет), чтобы научить ребенка мыслить, основное внимание следует уделять развитию внешних чувств, которые являются «орудием ума и познаний». Как сторонник сенсуализма, Ж. Ж. Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному – все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств. Чтобы научиться мыслить (до 12 лет ребенок еще не способен рассуждать, не способен к отвлеченному мышлению, так как нет соответствующего жизненного опыта), надо «упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума». Он обстоятельно описал, как следует упражнять отдельные, органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный процесс, когда ребенок самостоятельно осязает, слушает, наблюдает мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Ж. Ж. Руссо выдвинул требование – учить детей овладевать не самими знаниями, а способом их приобретения «Цель моя – не знания дать ему, а научить их приобретать». «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным, но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял, пусть он не выучит науку, а выдумает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать, он станет лишь игрушкой чужого мнения» [15]. Повседневную практику, личный опыт ребенка, его наблюдения Ж. Ж. Руссо признавал лучшим источником приобретения знаний. Познавательный интерес в учении он называл «великим двигателем», который «ведет верно и далеко». Вот почему его воспитанник Эмиль под руководством воспитателя ищет и находит ответы на возникающие у него вопросы, так у него развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается интерес.

Таким образом, Ж. Ж. Руссо придавал большое значение воспитанию наблюдательности, пытливости и активности, чему способствуют занятия, проводимые в природе. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: «Все проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, первые наши учителя философии – это наши руки, ноги, глаза… Заменить все это книгами, не значит учить нас рассуждать, что значит учить нас пользоваться чужим разумом, учить нас много верить и ничего никогда не знать» [22].

Принципом отбора знаний Ж. Ж. Руссо считал пользу, приносимую ими – важно знать не то, что есть, а то, что полезно. Но задачу приобретения знаний ребенком он ставит только в 3‑м периоде (после 12 лет), искусственно разобщая развитие ощущений и мышления, и высказал не соответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы не способны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12‑летнего возраста.

Познание природы должно проходить на основе собственных наблюдений и опытов, путем проб и ошибок. Ж. Ж. Руссо широко применял метод «естественных последствий», сущность которого заключалась в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия.

При правильно организованном наблюдении ребенок адекватно познает природу, у него формируются реалистические представления об объектах природы без суеверия и страхов, в его сознании отражаются яркие образы и конкретные понятия. «Я хочу, чтобы его приучали к виду новых предметов, к виду безобразных, отвратительных, причудливых животных, но не иначе как постепенно, исподволь, пока не освоится с ними и, видя, как другие берут их в руки, не станет, наконец, и сам их брать. Если в детстве без ужаса он глядел на жаб, змей, раков, то и выросши, он без отвращения будет смотреть на какое угодно животное» [15].

Философ-просветитель видел в природе огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания, считал, что из нее ребенок черпает примеры естественной красоты и гармонии, примеры для нравственных поступков.

Таким образом, в противовес схоластическому словесному обучению, правильно считая, что внешние чувства, практическая, активная деятельность являются основой познания, Ж. Ж. Руссо искусственно отрывает познание окружающего мира от умственного воспитания, умственное и нравственное воспитание от целенаправленного обучения. Говоря о естественном воспитании детей в природе и значении ее для развития сенсорной культуры, он недооценивает систематические знания.

Отказ от системы и плановости в работе, мысль о возможности самостоятельного изучения ребенком природы, второстепенная роль воспитателя в познании окружающего мира, переоценка роли природы в развитии и воспитании дошкольника не снижают ценности педагогических рекомендаций Ж. Ж. Руссо. Важно, что уже в дошкольном возрасте он приобщает ребенка к природе, формирует у него представления о взаимосвязи человека и природы, необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.

Во взглядах Ж. Ж. Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством, и рекомендовал начинать обучение не в дошкольном возрасте, а после 12 лет; считал, что дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.


Контрольные Вопросы И Задания

1. Раскройте положения теории Ж. Ж. Руссо о роли природы в сенсорном воспитании и развитии детей.

2. Какие факторы, по мнению Ж. Ж. Руссо, влияют на воспитание ребенка? Какому из них должно быть отдано предпочтение?

3. Как понять выражение Ж. Ж. Руссо «Естественный человек – это не дикарь, а человек, управляемый и направляемый законами собственной природы»?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.014 с.)