Разработка методического инструментария 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка методического инструментария



1. Программа социологического исследования

2. Методы социологического исследования

Этапы социологического исследования:

1. Подготовительный – на данном этапе проходит разработка программы социологического исследования, инструментарий, составляется рабочий план исследования, определяются объекты и единицы исследования.

2. Полевой этап – на этом этапе происходит сбор эмпирического материала и информационных сведений с помощью избранных методик.

3. Аналитический – на этом этапе происходит количественная и качественная обработка полученной информации, анализ и обобщение результатов исследования.

Каждый из этапов характеризуется относительной самостоятельностью. Деятельность внутри каждого этапа разделяется на более дробные сегменты, регламентируется специфическими нормативными требованиями, имеют собственные критерии для оценки качества исполнения и результата. Отдельные этапы могут выполняться параллельно.

Название Содержание Результат
1.1 Программирующий Разрабатывают вопросы методологии, методики и техники социологического исследования Программа социологического исследования
1.2 Информационный Применение методов и техники для получения достоверных репрезентативной информации Эмпирическая социологическая информация
3. Аналитический Анализ информации, ее обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование тенденций и закономерностей, выделение корреляционных Выводы по проблеме
Практический этап Разработка практических рекомендаций и социальных технологий Модель практического преобразования социального объекта
     

Функции социологического исследования:

1. Методологическая.

2. Методическая.

3. Гносеологическая.

4. Моделирующая.

5. Программирующая.

6. Нормативная.

7. Организационная.

8. Эвристическая.

Программа социологического исследования – это теоретико-методологическая основа осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации).

Функции программы социологического исследования:

1. Методологическая – определение целей, задач, проблемы и принципов исследования.

2. Методическая – разработка логического плана и инструментария исследования.

3. Организационная – заключается в распределении обязанностей, определение характера и структуры действий.

Структура программы социологического исследования:

Методологический раздел включает в себя

1. Проблемная социальная ситуация и научная проблема.

Научная проблема должна достаточно точно отображать то противоречие, которое возникает в процессе функционирования и развития социальных систем. В ней фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации данных действий.

2. Цели и задачи исследований

Цель определяет ориентацию исследований: теоретическую и/или прикладную.

Количество задач зависит от масштабности исследования и объема целевых установок исследования.

3. Объект и предмет исследования

Характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности.

4. Системный анализ объекта исследования – это построение концептуальной модели объекта, в которой раскрывается весь комплекс внутренних и внешних элементов и связей изучаемого объекта. При этом объект рассматривается с двух сторон: как отдельная часть целого и как целое, состоящее из частей.

5. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий исследований – представляет собой сопоставление основных понятий с другими смежными понятиями.

6. Операционализация понятий – это специфическая научная процедура, которая связывает в единой целое проблемы образования понятий, техники изменения и построения показателей, перевод понятий в данные показатели, перевод показатели в переменные согласно выбранных шкал, перевод переменных в индексы, оценка индексов (на надежность и обоснованность).

7. Выдвижение и проверка гипотез – это научно обоснованное предположение о структуре объектов, о характере элементов и связей, о механизме их функционирования и развития. Гипотезы могут быть: научными и рабочими, первичными (выдвигаются до полевого исследования) и вторичными (после), гипотезы-основания и гипотезы-следствия, описательные (предположение о фактах, относящихся к проблеме) и объяснительные (предположение о причинно следственных связях), прогностические.

Методологический объект включает в себя:

1. Стратегический план исследования. По характеру может быть поисковым, описательным, экспериментальным.

Поисковый план разрабатывается, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В процессе поискового плана формируется проблема и определяется основной набор средств.

Описательный план разрабатывается, когда существуют данные по проблеме и исследователь может сформулировать описательную гипотезу. Исследователь по описательному плану упорядочивает известные факторы, и устанавливают соотношения.

Экспериментальный план разрабатывается, когда возможно сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть его структуру, выявить причины, обуславливающие его функционирование и развитие.

2. Выбор исследовательской стратегии.

a. Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на примере определенного объекта, который является представителем целого класса подобных объектов.

b. Трендовые или повторные – направлены на изучения изменений определённой социальной группы как единой целостности.

c. Кагортные исследования – изучение специфических совокупностей (кагорт) в течение переделённого времени.

3. Обоснование и формирование выборки.

Выборка – это процедура отбора множества наблюдений из всех возможных для того чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений. Существуют определенные правила отбора (выборочный метод). Все единицы социологического исследования составляют генеральную совокупность.

4. Разработка методического инструментария - подготовка первичного материала (массив данных полученных при помощи всех методов сбора) и плана его обработки (выбор соответствующих математических, статистических и общенаучных методов ее обработки, технических средств обработки, места и персоналий обработки).

5. Организационный (рабочий) план исследования – это документ, в котором строго в хронологической последовательности расписаны перечень необходимых работ по видам, указывается что, кому и когда делать, определяется место и время исследования, устанавливаются сроки и ответственные.

 

3. Глубинное интервью – предполагает обсуждение главной темы, а также предварительно продуманного специального круга вопросов.

4. Формализованное интервью – это некий аналог анкеты, опрос проводится по фиксируемому опроснику с четкими вариантами ответа на них

5. Тестирование – метод, с помощью которого исследуется интенсивность и специфика склонности индивида, а так же их значения. Состоит из систематически выстроенного ряда вопросов или утверждений, на которое должен ответить респондент. Вместо вопросов могут использоваться фотоснимки, схемы, фотокадры и т.д. Тесты второго уровню предполагают сопоставление параметров. Сложны вопросы, когда необходимо дополнить ответ правильным или отсутствующим вариантом ответа.

6. Социометрический опрос – метод изучения межличностных отношений в малых группах, основанный на специальных способах опроса или тестирования всех членов этих групп. Данный метод позволяет выразить внутригрупповые отношения в виде численных процедур или графиков. Оптимальное количество участников – 22-25 человек. Существуют 2 формы социометрического опроса: непараметрическая процедура (предлагается ответить на вопросы без ограничения числа выборов), параметрические (число выборов ограничено). Как правило, данный метод используется с целью выяснения социально-психологического климата коллектива.

7. Фокус-группа – метод интервью, позволяющий выяснить мнения по узкой тематике, как правило, участники являются экспертами в обсуждаемых опросах, количество участников не должно превышать 15 человек. По сути представляет из себя беседу по ограниченному кругу вопросов с последующим анализом зафиксируемых материалов.

8. Exitpoll – метод опроса используется в ходе предвыборной компании.

 

Правила проведения опроса:

1. Респондент должен знать, кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации.

4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5. Вопрос имеет один смысл и не содержит в себе несколько вопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на низ можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы формулируются с соблюдением лексических и грамматических правил.

8. Формулировка вопроса соответствует уровню культуры респондента.

9. Интервьюер ведет себя нейтрально.

10. Вопросы интервью и ответы приемлемы в равной степени для всех участников.

11. Количество вопросов не должно вести к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке человека.

12. Вся система вопросов должна быть достаточной для получения объема информации необходимой для решения исследовательских задач.

 

Анализ документа

Документ в социологическом исследовании – это «предмет», специально созданный человеком для хранения и передачи информации.

Классификация документов:

1. По способу фиксации информации:

a. Письменные

b. Фонетические

c. Иконографические

2. По форме изложения:

a. Статистические (выраженные в числовой, табличной форме)

b. Вербальные (качественная информация, полученная на основе эвристических методов).

3. По общей значимости?

a. Официальный

b. Неофициальные

c. Общественные

d. Личные

Структура анализа документа, как метода:

1. Что представляет собой документ?

2. Кто автор и какова цель его создания?

3. Каковы надежность документов и достоверность сведений?

4. Достаточно ли данных для решения исследовательских задач или необходимо привлекать дополнительные источники?

Существует 2 технологии анализа документов:

· Традиционная. Внешняя включает в себя анализ исторического контекста документа и условий его созданий. Внутренняя предполагает изучение непосредственного содержания, извлечения из него искомой информации.

· Контент-анализ – это изучение документа на наличие или отсутствие в нем конкретных смысловых единиц, выраженных в виде определенных слов или словосочетаний. Как правило, контент-анализ проводится с помощью прессы.

 

Выборочный метод

Выборка – это объем и количество респондентов, подлежащих опросу. Существуют генеральная совокупность и, собственно, выборка.

Генеральная совокупность – это количество единиц отбора, мнения которых для исследователей представляют интерес.

Выборка – часть генеральной совокупности, представленная в той же пропорции, относительно признаков объектов.

Виды выборки:

· Вероятностные

· Целенаправленные

Методы вероятностной выборки:

1. Метод собственно случайного отбора.

2. Метод механической выборки. Шаг отбора=генеральная совокупность/выборка.

3. Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивает на серии по заданному признаку и делается отбор по механической выборке.

4. Метод гнездовой выборки предполагает отбор в качестве единиц не отдельных респондентов, а групп или коллективов.

 

Методы целенаправленной выборки:

1. Стихийная выборка применяется, когда нельзя определить структуру массива респондента.

2. Метод основного массива рассчитывается исходя из 60-70% респондентов генеральной совокупности.

3. Метод квотной выборки используется когда имеются статистические сведения о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Количество используемых признаков не должно превышать 4.

Объем выборочной совокупности находится в интервале 10-30 элементов генеральной совокупности. Чем больше генеральная совокупность, тем больше выборка.

Расхождения между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое отклонение составляет не более 5%.

Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.

 

Анализ данных

1. Описательная статистика. Основные понятия.

2. Представление результатов анализа данных.

Анализ данных – это совокупность технических приемов и методов, позволяющих в той или иной форме визуализировать полученные данные.

Анализ данных – это статистические исследования, связанные с обсчетом многомерной системы данных наблюдений, которая имеет множество параметров.

Анализ данных – это этап социологического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений и математико-статистических методов на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых параметров.

Анализ данных классифицируется 3 элементами:

1. Описание одних параметров через другие и составление новых параметров.

2. Языком представления информации по количественному анализу.

3. Качественный анализ.

В анализе данных используется 2 основных понятия:

1. Единица анализа (анкета или случай наблюдения) – элементарная единичная часть объекта исследования, соблюдает с единицей наблюдения.

2. Переменная – элементарный показатель, который характеризует одно из изучаемых свойств единицы анализа (пол, доход).

Для каждой единицы анализа переменная имеет вполне определенное значение, но не все единицы анализа имеют одинаковое значение переменной. Данное обстоятельство связано с делением единиц анализа на первичные (единица анализа) и вторичные (пересчитанные единицы анализа).

Задачи анализа данных

1. Классификация – обнаруживает признаки, которые характеризуют группы объектов (т.е классы).

2. Кластеризация – предполагает разбиение объектов на группы уже после классификации (т.е общий массив данных делится на классы, после этого по каким-то дополнительным параметрам производится кластеризация)

3. Ассоциация – выявляет закономерности между связанными событиями в наборе данных.

4. Последовательность (последовательная ассоциация) – подобна ассоциации, но устанавливает закономерность не между одновременными событиями, а между теми, что связаны во времени.

5. Прогнозирование – оценивает пройденные (пропущенные) или будущие варианты развития объекта.

6. Определение отклонений (выбросов) – обнаружить и проанализировать данные, которые существенно отличаются о множества других данных. (выявить ряд нетипических шаблонов)

7. Оценивание – эта задача сводится к предсказанию непрерывных значений признаков объекта.

8. Анализ связей – предполагает нахождение зависимостей в общем массиве данных.

9. Визуализация – создаётся графический образ анализируемых данных.

10. Подведение итогов (создание выводов) – предполагает описание конкретных групп объектов.

Для того, чтобы выполнить все задачи анализа данных необходимо их преобразовать. Выделяют 4 функции преобразования данных.

1) Обобщение (создание базы данных, кодирование).

2) Концептуализация

3) Коммуникация – перевод результатов исследования со статистического языка на язык заказчика.

4) Эксраполяция – определение степени соответствия полученных результатов для всей совокупности респондентов.

Выполнить эти функции возможно только с помощью описательной статистики.

Описательная статистика – техника сбора и суммирование количественных данных. Цель описательной статистики – обработка данных, их систематизация, наглядное представление в форме графиков и таблиц, а также их количественное описание посредством основных статистических показателей.

Идея всех статистик состоит в следующем: вместо всех значений переменных можно изучить описательные статистики, которые дают общее представление о значениях, которые принимает эта переменная.

Показатели:

1) Максимум и минимум – максимальное и минимальное значение переменных.

2) Среднее арифметическое – сумма значений переменных, делённая на число значений переменных.

3) Медиана – значение в отсортированной выборке (по убыванию или возрастанию), которое делит эту выборку на две равные части. (отбрасываем самое минимальное и самое максимальное)

4) Квартили – значения, которые делят две половины выборки (разбитые медианой) ещё раз пополам. Бывают верхняя квартиль (75%) и нижняя квартиль (25%).

5) Квартальный размах – равен разности 75-го квартиля и 25-го. (от 25 до 75)

6) Дисперсия – это значение, которое отражает меру изменчивости значения переменной. Меняется от 0 до бесконечности. Значение 0 означает, что изменчивость отсутствует.

7) Стандартное отклонение – показывает степень разброса значений переменной от его среднего.

8) Мода – максимально часто встречающееся значение переменной. Если распределение или перечень значений показателей имеет несколько мод, говорят о мульмодальности. Наличие мультимодальности говорит об неоднородности выборки и о низкой валидности (надёжности) данных. (мультимодальность – несколько мнений, из которых непонятно кто как определился).

9) Асимметрия – коэффициент, который является мерой несимметричности распределения.

10) Экцесс – мера остроты пика распределения.

11) Атрибут – свойство, которое характеризует объект.

 

С описательными статистиками тесно связаны понятие представление результатов. Наиболее распространённым являются:

1) Графики

· Ящик с усами – на нём отражаются медиана, квартильный размах, выбросы, грубые ошибки и размах, рассчитанный без выбросов и грубых ошибок.

Построение графиков осуществляется в программных комплексах для анализа данных.

· Круговая диаграмма

Правила построения графиков:

  1. Тщательный отбор статистических данных.
  2. Выбрать наиболее оптимальный вид графика.
  3. Название графика должно отражать содержательную часть
  4. 4. Надписи и легенда располагаются в нижней или правой части графика.
  5. Допускается не более трёх цветов в графике

Виды графиков: линейные (статистические кривые, например уровень рождаемости), плоскостной (фоновый, столбиковый, полосовой, круговой, секторный, фигурный, точечный), объёмные («поверхности», «распределения»).

2) Таблицы

Существую одномерные и многомерные. В социологии используют понятие таблицы сопряжённости. Одномерные таблицы представляют собой простое распределение значений переменных, носят название линейки. Многомерные таблицы предполагают установление зависимости между единицами наблюдения, их мнениями и другими дополнительными признаками

3) Формирование рядов.

Ряды бывают динамические (совокупность значений показателя за определённый период времени), вариационный ряд (совокупность возможных значений показателя и частота встречаемости их заданной группе объектов), матрица типа «объект-признак» (совокупность данных, в которой строки соответствуют объектам, а столбцы - показателям).

 

 

Алгоритм анализа данных:

Существует 5 этапов:

1) Подготовка и первичная статическая обработка. Включает в себя:

1. определение вида исходных данных (понятие шкалы)

2. уточнение вида исследовательских задач

3. кодирование и перекодирование исходных данных

4. определение нормальности распределения (построение графика и наложение лекала)

5. классификация задача-метод

6. определение выбросов и грубых ошибок

7. расчёт основных статистических показателей

8. табличное распределение

9. графический анализ данных

2) Применение методов проверки гипотез

1. Уточнение гипотез и их разновидности

2. Определение факторов и степени их влияния на гипотезу

3. Выбор методов проверки гипотез:

а) Т-критерий

б) S-критерий для независимых выборок

в) Критерий Мана Уитли

г) ANOVA

д) Критерий Краскем Уолмс

е) Критерий Хи-квадрат

ж) Корреляции Пирсона, Спирмана, Кендела

4. Установление возможных ошибок, которые могут быть допущены при интерпретации результатов анализа.

3) Использование методов многомерного анализа

1. Факторный анализ

2. Регрессионный анализ

3. Сравнительный анализ

4. Статистическую обработку мнений экспертов и фокус-групп с помощью коэффициента конкордации Кендела

5. Использование весовых коэффициентов и индексов. Данная процедура позволяет уменьшить или увеличить значение выбранных признаков.

4) Подготовка отчета. Итоговый документ должен включать в себя следующие обязательные блоки:

1. Общая информация (актуальность исследования, проблема кто проводил исследование, цель и задачи, объект и предмет, расчет выборки, теоретико-методологическую основу исследования)

2. Основная часть отчета, включает в себя аналитическую интерпретацию обработанных эмпирических данных, графическое представление полученных результатов.

3. Заключительная часть содержит выводы и практические рекомендации для решения проблемы.

4. Приложения. Содержит: программу исследования, образцы инструментария и одномерное распределение первичных данных (линейка).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.118 с.)