Тема 8. Развитие восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Развитие восприятия.



Проблема врожденного и приобретенного в восприятии: нативизм и эмпиризм. Экспериментальное изучение проблемы врожденного и приобретенного в развитии восприятия: изучение восприятия новорожденных, животных, выращенных в искусственных условиях, лиц с патологией зрения.

Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятий. Исследования А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. Природа перцептивных действий.

Два подхода к развитию восприятия: теория и обогащения и теория дифференциации. Научение в восприятии. Исследования перцептивного научения Дж. Гибсона и Э. Гибсон.

 

Американский психолог Р. Хелд (1963) исследовал роль движений в развитии восприятия. Было известно, что если новорожденных животных держать в темноте в течение недели, у них возникают дефекты зрения, близкие к слепоте. Для выяснения причин данного явления Р. Хелд проверил две гипотезы:

1) зрение нарушается из–за его неупотребления,

2) для развития восприятия не хватает зрительной стимуляции с активными движениями животных.

Он провел опыт с двумя котятами, которые росли в темноте и получали зрительную стимуляцию только в экспериментальной ситуации. В экспериментальной ситуации использовано сооружение типа карусели, которая имела форму барабана. Внутренние стенки сооружения были окрашены вертикальными черными и белыми полосками. Один котенок находился в люльке, а второй свободно передвигаясь, вращал все сооружение. Последующая проверка зрительной ориентации в пространстве показала, что зрительное восприятие сформировалось только у второго котенка, а первый остался слепым.

Р. Хелд провел опыт и со взрослыми людьми. Своим испытуемым он надевал очки, которые сдвигали изображение влево на 20о. Испытуемым предлагалось попасть в темноте указкой в светящуюся точку. Те промахивались. Затем включалось освещение, и испытуемые знакомились с помещением и его оборудованием. При этом одни испытуемые передвигались самостоятельно, а других возили в коляске. Затем повторили пробу на точность попадания. Оказалось, что испытуемые, которые сами передвигались, стали попадать в точку, а те, кого возили – нет.

 

 

МЫШЛЕНИЕ

 

Тема 9. Понятие о мышлении

 

1.

 

Человек познает окружающий мир в две ступени:

1. Ч увственное познание, которое осуществляется с помощью ощущений и восприятия. На этой ступени познаются те свойства, которые доступны органам чувств (цвет, форма…). Однако в трудовой деятельности человеку приходится учитывать и такие свойства объектов, которые не отражаются в восприятии (горючесть, радиоактивность, плавучесть и так далее). Эти свойства познаются на второй ступени познания.

2. Р ациональная ступень познания, которое состоит в познании свойств, недоступных чувственному познанию, с помощью мышления и воображения.

Мышление – познавательный психический процесс, который состоит в обобщенном и опосредованном познании свойств предметов и явлений окружающей действительности, установлении закономерных связей и отношений между ними. Мышление носит обобщенный характер, потому что в нем отражаются не отдельные предметы и явления, а группы предметов и явлений. Мышление – опосредованная форма отражения по ряду причин:

1) известное через чувственное познание свойство опосредует познание неизвестного свойства (например, горючесть предмета познается через познание материала, из которого он состоит;

2) познание неизвестного свойства осуществляется через знание закономерной связи между известным и неизвестным свойством, которое является, как правило, элементом общечеловеческого опыта и приобретается в результате обучения;

3) мышление опосредствуется языком и речью, которые выступают в качестве орудия фиксации знаний и средства рассуждения в процессе мышления;

4) мышление опосредствуется индивидуальным опытом человека и условным общечеловеческим опытом.

 

Виды мышления

 

В зависимости от того, в какой форме дана задача и как она решается, различают три вида мышления:

1- наглядно – действенное мышление. Оно имеет место, когда задача представлена в виде практической ситуации и решается с помощью практических действий над предметом (ребенок и конфет на другом конце стола). Необходимые для решения задачи связи и отношения устанавливаются с помощью практических действий.

2- наглядно – образное мышление. Представляет собой решение задачи путем оперирования образами.

3- словесно – логическое мышление. Представляет собой решение задачи путем оперирования понятиями по логическим законам. Каждая задача оптимально решается с помощью соответственного вида мышления.

В зависимости от того, каков характер получаемого решения различают практическое и теоретическое мышление.

Практическое мышление – направлено на решение данной конкретной задачи. Здесь важно, чтобы решение было позитивным и своевременным.

Теоретическое мышление – заключается в поиске такого решения, которое является обобщенным решением, пригодным для решения данного класса задач.

В зависимости от того, известен или неизвестен алгоритм решения задачи, различают репродуктивное и творческое мышление. Репродуктивное мышление – при известном способе решения задачи и его нужно применить к данной конкретной задаче.

 

Логические формы мышления

 

Мышление изучают и психология, и логика, но они изучают разные стороны мышления. Психология изучает мышление как процесс: выявляет мотивацию мышления, то есть психологические причины, которые порождают процесс мышления, изучает взаимосвязь мышления со способностями человека как субъекта мышления. Логика изучает результат мышления, мысли, соотношение между отдельными мыслями.

В логике выделяют три логические формы мышления:

1. Понятие - мысль, выраженная словами, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений окружающей действительности. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем определяется количеством объектов, охватываемых этим понятием (человек – все люди, а студент – часть людей). Содержание понятия определяется теми признаками, которые входят в данное понятие. Между объемом и содержанием понятия существует обратная зависимость. Чем уже объем, тем шире содержание и наоборот. Бывают понятия, имеющие содержание, но не имеющие объема – искусственные или сказочные понятия (Змей Горыныч).

Существует множество способов введения понятий:

- указание (это береза, это Маша Иванова и так далее).

- указание того, что делает объект, каковы его функции.

- перечисление внешних признаков, которыми обладает данный объект.

- указание того, чем не является данный объект.

- указание ближайшего родового признака и видовых отличительных признаков (так вводятся научные понятия). Цель любого обучения – цель научных понятий (определения ощущений).

Наряду с научными различают житейские понятия, которые употребляются в быту. Научные понятия легко поддаются определению, а житейские – трудно, но зато житейские усваиваются легче, чем научные.

Житейские понятия отражают те сферы жизни и деятельности людей, которые еще не стали объектами научного исследования, но отражают важные для жизнедеятельности людей явления.

Каждое понятие усваивается человеком и результат этого усвоения не совпадает с тем определением, которое дается в словаре. В связи с этим возникают два аспекта в изучении понятийной сферы человека:

1) формирование понятий

2) строение понятийной сферы человека.

2.Суждение – это мысль, выраженная словами, в которой отражаются связи между двумя понятиями. Каждое суждение состоит из двух понятий и связано между ними (Иванова Катя – студентка. Иванова Катя – первое понятие, студентка – второе понятие, пропущенное лет – третье понятие).

Они бывают: - истинные – соответствуют реальной действительности,

- ложные – не соответствуют реальной действительности.

Суждения могут относиться к определенному объему объектов данного класса. По этому признаку различают:

1. Единичные суждения. Относятся к отдельному объекту данного класса (студентка Иванова – отличница).

2. Частные суждения. Относятся к определенной части объекта данного класса (некоторые студенты нашей группы – отличники).

3. Общие суждения. Относятся ко всем объектам данного класса (все студенты нашей группы переболели гриппом).

 

3. Умозаключение – это вывод нового суждения из двух или нескольких имеющихся суждений. Существует три вида умозаключений:

1. Индуктивные умозаключения представляют собой переход от единичных суждений к общим суждениям (Алюминий, железо и медь проводят электричество. Они металлы. Следовательно, металлы электропроводны). Индуктивные умозаключения имеют прогностический характер, так как обобщение распространяется и на те объекты, которые не изучались, то есть делается прогноз их свойств. Поэтому всегда остается место для сомнения относительно того, что впоследствии может обнаружиться такой объект, который не будет соответствовать полученному умозаключению.

2. Дедуктивные умозаключения п редставляют собой переход от общего суждения к частному или единичному суждению (Сократ – человек. Все люди смертны. Следовательно, Сократ смертен).

3. Умозаключения по аналогии представляют собой переход от частного к частному, опираются на предположение о том, что если два объекта сходны в одном отношении, то они сходны и в другом отношении (Медь проводит электричество. Медь – металл. Алюминий тоже металл. Следовательно, алюминий проводит электричество.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.028 с.)