Разработка месторождения проекта «Сахалин-2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка месторождения проекта «Сахалин-2



Стратегия

Одним из стратегически приоритетных регионов для ОАО «Газпром» на долгосрочную перспективу является Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Государственная политика по формированию газовой промышленности на Востоке России определена в «Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР», которая одобрена Правительством РФ 15 июня 2007 года (утверждена приказом Минпромэнерго № 340 от 3 сентября 2007 года).

«Газпром» назначен координатором деятельности по реализации Программы. Для достижения поставленных целей в Программе определена очерёдность разработки газовых ресурсов региона. Промышленная добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке начинается на наиболее подготовленных к эксплуатации месторождениях шельфа о. Сахалин (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»).

 

Проект «Сахалин-2»

Оператор проекта

Оператором проекта «Сахалин-2» является компания Sakhalin Energy Investment Company Ltd. (Sakhalin Energy).

Акционеры Sakhalin Energy

· — Gazprom Sakhalin Holdings B.V. (дочернее предприятие ОАО «Газпром», 50% плюс одна акция).

· — Shell Sakhalin Holdings B. V. (дочернее предприятие Royal Dutch Shell plc., 27,5% минус одна акция).

· — Mitsui Sakhalin Holdings B. V. (дочернее предприятие компании Mitsui & Co. Ltd., 12,5% акций).

· — Diamond Gas Sakhalin B. V. (дочернее предприятие компании Mitsubishi Corporation, 10% акций).

Платформа «Моликпак» (ПА-А)

История

В апреле 1994 года Royal Dutch Shell plc., Mitsui & Co. Ltd. и Mitsubishi Corporation основали компанию Sakhalin Energy для освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на северо-восточном шельфе острова Сахалин в рамках проекта «Сахалин-2».

В июне 1994 года между Sakhalin Energy и российской стороной (в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области) было подписано Соглашение о разделе продукции (СПР). Это соглашение стало первым соглашением о разделе продукции, реализованным в России.

В 1996 году началась реализация первого этапа проекта.

В 1999 году на Пильтун-Астохском месторождении была добыта первая нефть.

В 2003 году был дан старт второму этапу проекта.

В декабре 2006 года «Газпром», Shell, Mitsui и Mitsubishi подписали протокол о вхождении «Газпрома» в Sakhalin Energy в качестве ведущего акционера.

В апреле 2007 года ОАО «Газпром» и акционеры компании Sakhalin Energy подписали Соглашение о купле-продаже, в соответствии с которым «Газпром» приобрел 50% плюс одну акцию Sakhalin Energy.

В октябре 2007 года международная консалтинговая компания AEA Technology опубликовала отчет по экологической оценке проекта «Сахалин-2». В отчете указано, что разработанный Sakhalin Energy план охраны труда и окружающей среды, а также техники безопасности при проведении работ по проекту «Сахалин-2» в целом соответствует требованиям международного и российского законодательства в области экологической и промышленной безопасности.

В феврале 2009 года на Сахалине начал работу первый в России завод СПГ.

Платформа ПА-Б

Месторождения

В рамках проекта «Сахалин-2» предусмотрено поэтапное освоение Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газового месторождений. Оба месторождения расположены в 13–16 км от северо-восточного побережья острова Сахалин.

Запасы

Суммарные извлекаемые запасы углеводородов по проекту «Сахалин-2» составляют свыше 600 млрд куб. м газа и 170 млн т нефти и конденсата.

Платформа ЛУН-А

Объединенный береговой технологический комплекс

Уникальность проекта «Сахалин-2»

· — Первый проект, реализуемый в России на условиях соглашения о разделе продукции. Первое соглашение о разделе продукции, подписанное в России.

· — Первые морские нефтегазодобывающие платформы, установленные в России.

· — Первый завод по производству сжиженного природного газа в России.

· — Первый выход российского газа на энергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и Северное побережье Америки.

Строительство наземного трубопровода

Первый этап

Реализация первого этапа проекта началась в 1996 году. В ее рамках ведется добыча нефти на Астохской площади Пильтун-Астохского месторождения. Добыча нефти на месторождении ведется с помощью производственно-добывающего комплекса «Витязь». Комплекс «Витязь» состоит из следующих элементов:

· — морской нефтедобывающей платформы «Моликпак»;

· — подводного трубопровода длиной 2 км;

· — одноякорного причала;

· — нефтеналивного хранилища «Оха».

Первая нефть была добыта на месторождении в июле 1999 года.

Строительство завода по производству СПГ

Второй этап

Старт второму этапу проекта «Сахалин-2» был дан в 2003 году. Он предполагает комплексное освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений. В рамках второго этапа предусматривается:

· — Дальнейшая разработка Астохского участка и выход на круглогодичный цикл добычи на платформе «Пильтун-Астохская — А» (ПА-А).

· — Начало эксплуатации платформы «Пильтун-Астохская — Б» (ПА-Б) на Пильтунском участке Пильтун-Астохского месторождения.

· — Начало эксплуатации первой в России морской газодобывающей платформы «Лунская-А» (ЛУН-А) на Лунском месторождении.

· — Подготовка углеводородов на объединенном береговом технологическом комплексе, к которому подойдут морские нефтегазопроводы со всех трех морских платформ.

· — Транспортировка нефти и газа по наземным нефтегазопроводам протяженностью 800 км, с севера на юг острова.

· — Производство сжиженного природного газа (СПГ) на первом в России заводе по производству СПГ, расположенном на юге острова Сахалин в пос. Пригородное.

· — Отгрузка СПГ и нефти покупателям с причала отгрузки СПГ и терминала отгрузки нефти на юге острова в пос. Пригородное.

Компания Sakhalin Energy сделала выбор в пользу сжиженного природного газа как оптимального, самого быстрого и наиболее удобного способа поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это дает возможность потребителям использовать существующие у них мощности, одновременно позволяя Sakhalin Energy быстро наращивать объемы продаж нескольким потребителям в разных странах.

Строительство морских трубопроводов

Устойчивое развитие

Sakhalin Energy осознает ту роль, которую она играет в развитии Сахалина. Именно поэтому концепция содействия устойчивому развитию является краеугольным камнем, лежащим в основе философии производственной деятельности компании.

Компания считает необходимым минимизировать возможные отрицательные экологические и социальные воздействия проекта, в частности, любые воздействия на уязвимые слои населения, а также на редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Sakhalin Energy стремится обеспечить реализацию нефтегазового проекта мирового уровня, который будет безопасным, экологичным и принесет максимальную пользу для всех его участников.

Компания признает, что на ней лежит ответственность за социальное развитие и сохранение окружающей среды там, где она ведет работы в рамках проекта. Sakhalin Energy активно работает с населением, государственными органами и независимыми экспертами в целях обеспечения оптимального соотношения между социальными, экономическими и экологическими факторами, которое принесет пользу всем, кто вовлечен в реализацию проекта «Сахалин-2» — Российской Федерации, ее населению, покупателям и акционерам компании.

Sakhalin Energy осуществляет многомиллионный проект по модернизации инфраструктуры острова Сахалин — модернизирует и строит дороги, мосты, больницы, морские порты и аэропорты. Общая сметная стоимость этих работ составляет свыше 400 млн долларов.

Выносное причальное устройство

Лекция №13

ПРОЕКТ- Сахалин 3 -5


 

Основным документом, определяющим стратегию развития газоснабжения и газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока является государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа). В сентябре 2007 года программа утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики РФ.

«Газпром» назначен Правительством РФ координатором деятельности по реализации Восточной газовой программы.

На Востоке России будут созданы новые центры газодобычи в Иркутской области, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области (шельф о. Сахалин) и Камчатском крае.

 

 

Проект «Сахалин-3»

Сахалинский шельф является наиболее подготовленным к началу добычи и организации поставок газа потребителям Дальнего Востока России.

Одним из основных источников поставок газа станет проект «Сахалин-3», где «Газпрому» принадлежат лицензии на три участка: Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский (лицензии переданы в 2009 году в соответствии с Распоряжением Правительства РФ) и Киринское газоконденсатное месторождение (лицензия передана в 2008 году в соответствии с Распоряжением Правительства РФ).

Буровая платформа на Киринском месторождении

Ресурсы газа проекта «Сахалин-3» оцениваются на уровне около 1,4 трлн куб. м, при этом основные из них сконцентрированы на Киринском участке.

Для организации добычи на участках проекта «Сахалин-3» «Газпром» планирует до 2020 года провести более 3 тыс. кв. км сейсморазведочных работ 3D и построить порядка 20 поисково-разведочных скважин. Прогнозируемый прирост запасов — около 600 млн т у. т., в том числе около 500 млрд куб. м газа.

Газ проекта «Сахалин-3» станет основной ресурсной базой для газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Первоочередным объектом освоения на Киринском блоке является Киринское газоконденсатное месторождение (ГКМ).

Киринское месторождение

Киринское ГКМ расположено на шельфе о. Сахалин (Охотское море) в 28 км от берега (глубина моря — 90 метров). Месторождение открыто в 1992 году.

Запасы Киринского ГКМ по категории АВС1+С2 составляют 100 млрд куб. м газа и 11,4 млн т газового конденсата.

Киринское месторождение является для «Газпрома» первоочередным объектом освоения сахалинского шельфа. Добыча на месторождении впервые в российской практике будет проводиться с использованием подводного добывающего комплекса.

В настоящее время «Газпром» ведет обустройство месторождения. Ввод месторождения в эксплуатацию планируется осуществить в 2014 году.

Развитие проекта

В сентябре 2010 года в результате проведения геологоразведочных работ и бурения разведочной скважины «Газпром» открыл новое месторождение в пределах Киринского участка. В 2010–2013 годах планируется осуществить доразведку и провести оценку запасов открытого месторождения.

 

ЛЕКЦИЯ 14

ПРОЕКТ-ПРИРАЗЛОМНОЕ

 

 

Приразломное месторождение открыто в 1989 году. Оно находится на шельфе Печорского моря, в 60 км от берега (пос. Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19–20 м.

 

Основным объектом обустройства месторождения является морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная», с которой будет пробурено 40 наклонно-направленных скважин

Стратегия Разработка Приразломного месторождения является важной частью стратегии развития нефтяного бизнеса Группы «Газпром».

Концепция работы на шельфе

 

Разработанной в ОАО «Газпром» Концепцией работы компании на шельфе РФ предлагается комплексный подход к обустройству месторождений Баренцева, Карского, Печорского и Охотского морей. В основе комплексного подхода лежит разработка групп близко расположенных месторождений, что позволяет оптимизировать затраты и создает условия для совместной разработки крупных и относительно небольших морских месторождений. В частности, в Печорском море планируется совместная разработка Приразломного и Долгинского нефтяных месторождений.

Запасы и добыча

 

Запасы нефти Приразломного месторождения составляют 72 млн т, что позволяет достичь годового уровня добычи 6,6 млн т. Начало добычи на Приразломном месторождении было намечено на 2011 год.

Лицензией на разведку и добычу углеводородов на Приразломном месторождении владеет ООО «Газпром нефть шельф» — 100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром» (до переименования — ЗАО «Севморнефтегаз»).

 

Платформа «Приразломная»

 

Основным объектом обустройства месторождения является морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная», которая строится ОАО «ПО „Севмаш“». Платформа будет обеспечивать бурение скважин, добычу нефти, а также ее хранение и отгрузку. Основными особенностями платформы является устойчивость к повышенным ледовым нагрузкам, продолжительная автономная работа и возможность круглогодичной эксплуатации. Завершение строительства платформы ожидается в 2010 году. С платформы будет пробурено 40 наклонно-направленных скважин.

 

 

Морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная»

 

В конструкции платформы «Приразломная» изначально заложена возможность приема нефти с других месторождений. Это позволит эффективно — без строительства аналогичных платформ — вовлечь в рентабельную разработку соседние месторождения, благодаря снижению удельных затрат на их обустройство.

 

 

function addLink() { var body_element = document.getElementsByTagName('body')[0]; var selection; selection = window.getSelection(); var pagelink = " Источник: "+document.location.href+" © www.neftyaniki.ru"; var copytext = selection + pagelink; var newdiv = document.createElement('div'); newdiv.style.position='absolute'; newdiv.style.left='-99999px'; body_element.appendChild(newdiv); newdiv.innerHTML = copytext; selection.selectAllChildren(newdiv); window.setTimeout(function() { body_element.removeChild(newdiv); },0); } document.oncopy = addLink;

Приразломное нефтяное месторождение расположено на шельфе в юго-восточной части Печорского моря на продолжении Варандей-Адзьвинской структурной зоны.

 

Лицензией на разведку и добычу углеводородов на Приразломном месторождении владеет ЗАО «Севморнефтегаз» – 100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром». Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 46,4 млн. т, что позволяет достичь годового уровня добычи около 6 млн. т.

 

Значение реализации проекта

Освоение углеводородного потенциала арктического шельфа является принципиально новым этапом развития топливно-энергетического комплекса России в ХХI веке. По прогнозным оценкам, начальные суммарные ресурсы углеводородов на российском континентальном шельфе составляют около 90 млрд. тонн условного топлива. Из них более 60 млрд. т у. т. сосредоточены в Баренцевом и Карском морях. Основную часть ресурсов шельфа составляет газ – 76 трлн. куб. м.

 

Формирование на основе месторождений шельфа Арктических морей нового газодобывающего района России и вовлечение в разработку нефтяных месторождений будет способствовать укреплению «Газпрома» в качестве многопрофильной энергетической компании мирового уровня.

 

Разработанной в ОАО «Газпром» Концепцией работы компании на шельфе РФ предлагается комплексный метод обустройства месторождений Баренцева, Карского и Печорского морей. В основе комплексного подхода лежит разработка групп близко расположенных месторождений, что позволяет оптимизировать затраты и создает условия для совместной разработки крупных и относительно небольших морских месторождений.

 

В этой связи освоение Приразломного месторождения является для «Газпрома» актуальной задачей, так как создаваемая для реализации проекта инфраструктура станет основой для последующего освоения углеводородных ресурсов Баренцева и Карского морей.


Ловушка представляет собой поднятие асимметричного профиля, ограниченное с юго-запада взбросом. Две залежи нефти приурочены к пермско-каменноугольным отложениям и по типу относятся к массивным. Коллекторами являются кавернозно-пористые рифовые известняки. Региональным флюидоупором служат глинистые отложения артинско-кунгурского возраста.

Залежи содержат тяжелую нефть с высокой концентрацией серы. По запасам Приразломное месторождение относится к крупным.

 

ЛЕКЦИЯ №15

Штокмановский проект

Проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ) имеет для «Газпрома» стратегическое значение. Реализация проекта будет отправной точкой для формирования на Арктическом шельфе России нового газодобывающего региона. Штокмановское месторождение станет ресурсной базой для увеличения поставок российского газа, как трубопроводного, так и полученного с использованием СПГ-технологий (СПГ — сжиженный природный газ), на российский и международный рынки.

Штокмановское газоконденсатное месторождение открыто в 1988 году. Оно расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря, примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м. Запасы месторождения по категории С1 составляют 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн тонн газового конденсата, из которых в границах лицензионного участка «Газпрома» расположены 3,8 трлн куб. м газа и 53,4 млн тонн газового конденсата. После вывода всех объектов на проектную мощность, Штокмановское месторождение станет крупнейшим в мире из эксплуатируемых в этих широтах.

Разработка Штокмановского месторождения разделена на три фазы. Ввод в эксплуатацию объектов первой фазы позволит ежегодно добывать на месторождении 23,7 млрд куб. м газа, второй — 47,4 млрд куб. м. В ходе выполнения третьей фазы месторождение будет выведено на проектную мощность — 71,1 млрд куб. м газа в год. Объемы годовой добычи газа на месторождении будут соизмеримы с годовым потреблением газа в такой стране, как Германия.

По итогам реализации первых фаз при благоприятной конъюнктуре на целевых рынках и соответствующем спросе на газ предусмотрена возможность увеличения добычи на месторождении.

 

 

Добыча будет организована с помощью подводных добычных комплексов и специальных технологических платформ судового типа (FPSO/FPU) с возможностью быстрого отсоединения и увода с траектории движения айсбергов. Добытый газ будет доставляться по подводным магистральным трубопроводам на берег в район п.Териберка, где будут расположены завод по производству СПГ (мощностью 7,5 млн тонн в год), портовый транспортно-технологический комплекс и другие производственные объекты.

 

В апреле 2011 г. решением Совета директоров «Штокман Девелопмент АГ» в качестве технической концепции проекта был утвержден двухфазный поток. Концепция двухфазного потока предполагает доставку газа и газового конденсата с месторождения на берег с последующим разделением их на берегу. Двухфазный поток позволяет сократить морские операции, упростить состав оффшорного оборудования и избежать хранения и отгрузки газового конденсата в суровых условиях Арктики, что особенно важно для первого проекта в этом регионе.

Для транспортировки газа в Единую систему газоснабжения России предполагается строительство газопровода «Мурманск — Волхов». Сжиженный газ будет отгружаться в танкеры-газовозы и доставляться потребителям морским путем.

Окончательное инвестиционное решение по первой фазе (о производстве трубопроводного газа и СПГ) будет принято до конца 2011 года. Наличие больших запасов газа, благоприятный состав сырья, позволяющий минимизировать затраты на очистку и подготовку газа, а также возможность расширения производства позволяют обеспечить стабильные долгосрочные поставки. Проект характеризуется возможностью диверсификации поставок — параллельное ведение поставок трубопроводного природного газа в Европу и сжиженного природного газа в Европу и Северную Америку с варьированием направлений в зависимости от рыночных условий.

 

Отсутствие транзитных стран на пути трубопроводного газа от Штокмановского месторождения по морскому газопроводу «Северный поток» в Западную Европу, сравнительно небольшие расстояния от сырьевой базы до рынков сбыта СПГ и низкие температуры в регионе, позволяющие снизить энергозатраты на сжижение газа, обеспечивают высокую конкурентоспособность проекта. Многолетний опыт, колоссальные ресурсы и передовые технологии компаний-участников являются залогом успеха этого уникального проекта

Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата на Штокмановском месторождении владеет ООО «Газпром нефть шельф» (прежнее название — «Севморнефтегаз»), 100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром».

Сотрудничество в рамках первой фазы проекта 13 июля 2007 года «Газпром» и Total подписали Рамочное Соглашение по Основным Условиям сотрудничества при разработке первой фазы Штокмановского газоконденсатного месторождения. 25 октября 2007 года аналогичное Соглашение «Газпром» подписал со StatoilHydro (в настоящее время — Statoil). 21 февраля 2008 года «Газпром», Total и StatoilHydro подписали Соглашение акционеров о создании Компании специального назначения Shtokman Development AG («Штокман Девелопмент АГ») для реализации первой фазы проекта. В капитале компании «Газпрому» принадлежит 51%, Total — 25%, Statoil — 24%.

 

Лицензию на месторождение и все права на маркетинг продукции ОАО «Газпром» сохраняет за собой. Таким образом, в рамках первой фазы освоения Штокмановского месторождения отрабатывается инновационная модель привлечения крупнейших международных нефтегазовых компаний к освоению российских недр, отвечающая национальным интересам России, которая может быть использована при освоении других шельфовых проектов.

Реализация проекта

Компания специального назначения «Штокман Девелопмент АГ» (ШДАГ) является оператором первой фазы Штокмановского проекта и будет собственником инфраструктуры первой фазы Штокмановского ГКМ на протяжении 25 лет с момента ввода месторождения в эксплуатацию. ШДАГ отвечает за проектирование, строительство и эксплуатацию объектов первой фазы освоения месторождения. ООО «Газпром добыча шельф» (100–процентное дочернее общество ОАО «Газпром») по поручению «Газпрома» будет заниматься реализациейует второйую и третьейю фазы Ппроекта. Компания также является заказчиком строительства портового транспортно-технологического комплекса в п.Териберка.

К настоящему времени компанией «Штокман Девелопмент АГ» разработан интегрированный базовый проект по всей технологической цепочке от бурения скважин до передачи владельцу лицензии готовой продукции для поставок на рынки сбыта. Проведены комплексные инженерные изыскания и исследования, разработана проектная документация по международным (FEED) и российским стандартам, подготовлен комплект специальных технических условий. Выполнена оценка рисков проекта и определены методы их снижения. Завершена предварительная государственная экспертиза морских объектов.

На данный момент «Газпром добыча шельф» подготовлены основные технические решения второй и третьей фазы освоения Штокмановского ГКМ. Особое внимание при этом уделено вопросам обеспечения технологической, экологической и пожарной безопасности будущих объектов добычи и транспортировки углеводородов.

Изыскания. В рамках подготовки Штокмановского проекта к реализации, выполнены десятки изыскательских работ, способствующих принятию решений по проектированию объектов Штокмановского ГКМ.

15 февраля 2011 г. в Териберке состоялось обсуждение материалов проектной документации береговых объектов пускового комплекса Первой фазы проекта, в том числе раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», включая оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Освоение Штокмановского месторождения будет иметь значительный социально-экономический эффект. Российские компании получат крупные заказы на изготовление оборудования и на оказание сервисных услуг, будет развиваться инфраструктура в районе размещения портового комплекса, баз бурения и строительства. Отечественной промышленности будет дан стимул для инновационного развития за счет организации выпуска новых видов продукции для газовой промышленности, которые сейчас производятся только за рубежом.

 

Проект комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море является в первую очередь российским проектом с привлечением международного опыта и инвестиций. Участие российской промышленности — непременное и необходимое условие его успешной реализации.

 

Российское участие в Штокмановском проекте — это работа российских проектных институтов, промышленных предприятий и подрядчиков, использование российских материалов, оборудования и комплектующих, привлечение российских кадровых ресурсов.

Природа российской Арктики отличается высокой чувствительностью и уязвимостью к техногенному воздействию. В силу этого обстоятельства соблюдение российских и международных природоохранных норм, бережное отношение к окружающей среде и предотвращение негативного воздействия на морские и наземные экосистемы Арктической зоны при строительстве и эксплуатации объектов Штокмановского ГКМ является одним из базовых условий реализации проекта.

ЛЕКЦИЯ № 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.068 с.)