Модель личности и модель окружения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель личности и модель окружения.



Для объяснения поведения К. Левин разработал две дополняющие друг друга модели: личности и окружения. Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на внешнее сходство, структурные области в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется, прежде всего, динамическими компонентами обеих моделей. Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, то есть скалярными величинами. Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), то есть опрерирует векторными величинами. Обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом

Жизненное пространство и психологическое поле.

Все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий данный момент времени с объективной точки зрения называется жизненным пространством, а с субъективной – психологическим полем. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных и отталкивающих объектов, реальные и воображаемые преграды. В анализ жизненного пространства включаются социально-экономические и физиологические факторы. На схемах оно изображается в форме эллипса, в котором отмечаются регионы и локомоции. Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Поведение личности является функцией психологического пространства. "Психологическое пространство " – это феноменальный мир личности; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства – на внешний мир.

Напряжение.

В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле "напряжено", когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

Регион и локомоция.

Психологическое пространство разделено на регионы, которые изображаются графически разделенными границами. Факт жизненного пространства – это то, что может быть осознанно человеком. Границы и размеры региона определяются субъективно и могут меняться в зависимости от состояния пространства в данный момент. Два региона тесно связаны, и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомоция.

Пример, Преддипломный стресс. Какие составляющие характеризуют жизненное пространство студента за три дня до защиты диплома?
  1. Регион «защита диплома». Это зона неизвестности. Студент еще не был в этой ситуации. К этому региону прилегают сектора (регионы): защита однокурсника, научный руководитель, рассказы родителей, наблюдение над ситуацией защиты. В указанные регионы студент совершает локомоции. Чем больше секторов, тем меньше времени остается на актуальное снижение напряжения в зоне «защита диплома», увеличивается время работы в ночные часы.
  2. Близко к региону «защита диплома» находится регион «государственный экзамен». Любые задержки в регионе «защита диплома» повышают напряжение в регионе «государственный экзамен». Это может привести к тому, что граница сектора становится столь непроницаемой, что до защиты студент не начинает готовиться к государственному экзамену.
  3. Сфера досуга (друзья, вечеринки) также примыкает к этим секторам. Посещение этого сектора на некоторое время снижает напряжение в регионе «защита диплома» Границы сектора досуга легко проницаемы при входе в него и трудно проницаемы при выходе. Поэтому если студент идет в библиотеку и забывает читательский билет, то заходит в кафе и остается там. Часто высокий уровень напряжения разряжается в регионах досуга после экзамена в форме банкетов и вечеринок.

 

Локомоция

Локомоции (действия), которые осуществляют связь между регионами. Они происходят как в реальном, так и воображаемом пространстве. Мечты, решение проблем – это примеры локомоций в воображаемом пространстве. Мечты и фантазии ослабляют напряжение, которое в данный момент невозможно разрядить, если этого не происходит, то для разрядки задействуются другие регионы. Например, когда человек не может решить задачу, он направляется к холодильнику.

Валентность

Валентность- свойство предмета - своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Это свойство объекта (региона) притягивать или отталкивать. Валентность бывает положительная, отрицательная и нейтральная. К.Левин, используя понятие валентность описал основные типы внутриличностных конфликтов: выбор между двумя привлекательными объектами, выбор между двумя непривлекательными объектами и поведение в ситуации, когда один объект имеет положительную и отрицательную валентность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.238 (0.005 с.)