Лекция 8. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлин.



Лекция 8. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлин.

Биография. Понятия личность и индивидуальность. Признаки личности. Свойства личности. Структура личности. Темперамент. Индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальные свойства как единица анализа. Индивидуальность как интегральность. Интегральная индивидуальность как иерархия. Полиморфизм. Опосредование. Развитие личности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Изучая материал данной темы, следует иметь в виду, что теория В.С. Мерлина - это одна из немногих теорий личности, основанная на принципе функционирования систем Берталанфи и кибернетической интегральности, теории самоорганизации Эшби. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина вносит вклад в развитие отечественной психологической науки по линии целостного познания человека. Интегральный подход к исследованию индивидуальности – это новый взгляд на системный подход и возможности его применения в психологии, а также на индивидуальность человека. В.С. Мерлин обогатил отечественную психологию рядом новых идей: общенаучными (а не только дифференциально-психофизиологическими) представлениями об индивидуальности, возможностями применения философского языка для описания явлений, имеющих конкретный характер, математического языка для выражения психологических (как и биофизических, биохимических, физиологических, социологических и т.д.) закономерностей.

Внимательно прочтите текст лекции, ответьте на вопросы самопроверки, прочтите глоссарий и рассмотрите схемы.

 

Биография. Вольф Соломонович Мерлин родился в 1898 году в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. Затем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 г. — докторскую. С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии. Ученик М.Я. Басова. Начал профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой ключевое место занимает понятие индивидуального стиля деятельности, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности. Ввел принцип много-многозначной зависимости психических явлений от физиологических процессов в человеческом организме. Автор концепции интегральной индивидуальности умер в 1982 году.

Чем понятие личности отличается от понятия индивидуальности?

Ответ: Личность – элемент социума, это одна из подсистем индивидуальности. В личности фиксируется все социально типичное, ее характеризуют исполняемые социальные роли, она формируется в процессе деперсонализации, в социальном теряется неповторимость.

Признаки личности

Можно выделить четыре ведущих признака личности:

Ø активность,

Ø целостность,

Ø направленность

Ø индивидуальное своеобразие.

Личность – это такая организация психики, благодаря которой человек в состоянии активно изменять окружающую действительность. Проявления личности – это проявления всего сознания в целом. Личность всегда индивидуально своеобразна, а причиной этого являются природные свойства организма и мозга.

Свойства личности

Психические свойства личности – это «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности». Отношение, характеризующее свойства личности отличается «от других психических свойств и явлений, характеризующих отношения человека».

Ø это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания.

Ø они «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п

Ø отношения личности «представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности».

Ø отношения личности устойчивы и постоянны. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.

«…. психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности». В.С.Мерлин

Вопрос для самопроверки:

Выберите один или несколько ответов. Психические свойства личности:

а) отношения отдельных его сторон сознания

б) отношения к чему-то объективному, находящемуся вне сознания

в) устойчивы и постоянны

Ответ: б) психические свойства личности «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. и в) отношения личности устойчивы и постоянны. Благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.

Структура личности

Структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это – принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей.

Ø свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида.

Ø характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности.

Поскольку свойства личности это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они – эти отношения – являются выражением и направленности, и характера, и способностей.

Структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности.

Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствами личности (по сути – это факторы по Р. Кеттеллу). Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. симптомокомплекс социально типичен, потому что отношения личности социально-типичны.

Свойства симптомокомплекса:

Ø объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;

Ø сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив);

Ø устойчивость – пластичность отношений личности.

Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую характеристику личности.

Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации. Здесь мы сталкиваемся с важнейшими достижениями В. С. Мерлина и его учеников в эмпирическом изучении личности, на котором следует остановиться отдельно.

Вопрос для самопроверки:

Свойства темпераментя относятся к свойствам личности

а) да

б) нет

Ответ: б) свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида.

Характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности

а) да

б) нет

Ответ: а) да. Характер, способности и направленность разные функции одних и тех же свойств личности

Темперамент

В.С.Мерлин, в структуре темперамента различает следующие свойства:

а) экстраверсию - зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;

б) тревожность - предрасположение к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

в) реактивность - интенсивность реакции в ответ на стимул; импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;

г) эмоциональную устойчивость - способность к контролю эмоций;

д) эмоциональную возбудимость - интенсивность эмоциональных переживаний; активность как поведение, направленное на определенные цели;

е) ригидность - неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Полиморфизм

Полиморфизм - общее свойство материи. Он выражается в том, что одна и та же система может принимать несколько различных форм. Полиморфизм объясняет динамические особенности существования системы как целого и служит альтернативой замкнутым, статичным, жестким линейным структурам. Благодаря полиморфизму система (целое, интегральность) имеет подвижный динамический характер. Она обладает множеством состояний и форм, которые могут изменяться в процессе развития, между ними могут возникать отношения перехода, они могут подвергаться преобразованиям под влиянием каких- либо факторов, приобретая тем самым новые качества и свойства. Удержание целого в разнообразии форм его существования – основной результат процессов полиморфизации.

Ø полиморфизм проявляется в виде изомерии. Суть изомерии заключается в том, что один и тот же состав компонентов может быть основой разных веществ (явлений) – в зависимости от того, как эти компоненты связаны между собой.

Пример изметрии из химии: физические и химические свойства веществ зависят от порядка соединения атомов, а не только от их состава. Бутан и пропан имеют одинаковый состав атомов, но неодинаковые структуры, поэтому они – разные вещества.  

 

 


Ø полиморфизм обнаруживается в особом характере связей между элементами одной системы или нескольких подсистем, принадлежащих одной системе. Подсистемы связываются между собой таким образом, чтобы обеспечить системе некоторое множество и разнообразие ее форм и состояний. Такое возможно, если связи между элементами, составляющими разные подсистемы, не будут иметь жесткий однозначный характер. Скорее, наоборот, следует ожидать, что: а) некоторое множество элементов одной подсистемы связано с некоторым множеством элементов другой подсистемы; б) между элементами разных подсистем существует множество связей, а не одна; в) эти связи характеризуются подвижностью и изменчивостью. С этих позиций возникают представления о так называемых много-многозначных связях. В общем виде много-многозначные связи выражаются в том, что переменные 1.2.3. и т.д. связаны с переменными А, В, В и т.д. (см. рисунок)

 

Много – многозначные связи возникают между индивидуальными свойствами, относящимися к разным уровням (подсистемам) интегральной индивидуальности и имеют вероятностный характер.

 

До В.С.Мерлина никто никогда не оспаривал положения о многоуровневой структуре человека, в том числе и личности, как многоуровневого целостного образования. Наиболее распространенным в науках о человеке был традиционный дихотомичный принцип иерархизации систем человека – выделение в нем биологически и социально обусловленных свойств. Как правило, связи между показателями этих двух уровней рассматривались как однозначные или инвариантные.  

 

 


 

Опосредование

Опосредование означает влияние «третьего» объекта (опосредующее звено) на отношение одного объекта к другому. Опосредующее звено выступает в качестве дополнительного (нового) условия. Благодаря дополнительному условию отношение между одним и другим объектом может либо усиливаться (ослабляться), либо возникать, либо распадаться.

 

Например, характер связей между свойствами темперамента и чертами личности может меняться в зависимости от пола или возраста. Пол (или возраст) – это общее, но внешнее основание для свойств темперамента и черт личности. Опосредующее звено, выполняющее функцию общего, но внешнего основания, обозначают термином «модератор»  

 

 


Благодаря опосредующим звеньям закономерности одних уровней индивидуальных свойств (например, свойств личности) и закономерности других уровней (например, свойств общего типа нервной системы) не могут обусловливать друг друга прямо, непосредственно. Вместе с тем это возможно косвенно, через опосредующие звенья. Опосредующее звено влияет на много -многозначные связи, но локализуется вне этих связей. Индивидуальный стиль активности, стиль общения, ситуация выбора, социальный и социометрический статус, ответственность, ценностно-ориентационное единство также могут выполнять функцию опосредующих звеньев.

Более сложный случай опосредования – это не одно, а цепь из нескольких и более опосредующих звеньев. Более того, цепи могут иметь характер кольца. Например, изменения, которые совершает субъект в объекте, новые требования объекта к субъекту, новые взаимоотношения субъекта и группы, изменения социального статуса субъекта.

Эффекты «опосредования» приводят к трем родам изменений в интегральной индивидуальности:

Ø совершается «переход» индивидуальности на иной уровень функционирования. Если дети усваивают игровые роли и сюжеты, их социометрический статус возрастает, а тревожность ожидания (свойство личности) перестает зависеть от психодинамической тревожности (свойства темперамента). Новообразование личности (возросший социометрический статус) стало возможным после того, как изменилась (исчезла) связь тревожности ожидания с психодинамической тревожностью.

Ø опосредующее звено может выполнять системообразующую функцию к разноуровневым свойствам интегральной индивидуальности. Суть этой функции заключается в том, что под влиянием опосредующего звена какая-то часть из прежних связей между разноуровневыми индивидуальными свойствами может распадаться, но появляются новые связи. Новые связи приводят к возникновению новой межуровневой структуры. Так образуется новая система разноуровневых индивидуальных свойств.

Ø под влиянием опосредующего звена разноуровневые связи относительно легко и разрушаются, и возникают вновь. Благодаря опосредующему звену много-многозначные связи превращаются в однозначные.

Развитие личности

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.

 

 

Глоссарий.

Индивидуальность – это то, что свойственно данному человеку и делает его тем, кем и чем он есть. Этим понятием описывается «нечто приватное, особенное». Индивидуальность, кроме личностных особенностей включает еще социально-психологические и биологические особенности человека.

Личность - элемент социума входит как одна из подсистем в систему индивидуальности. Это такая организация психики, благодаря которой человек в состоянии активно изменять окружающую действительность. Проявления личности – это проявления всего сознания в целом. Личность всегда индивидуально своеобразна, а причиной этого являются природные свойства организма и мозга.

Опосредование - влияние «третьего» объекта (опосредующее звено) на отношение одного объекта к другому. Опосредующее звено выступает в качестве дополнительного (нового) условия. Благодаря дополнительному условию отношение между одним и другим объектом может либо усиливаться (ослабляться), либо возникать, либо распадаться.

Отношения личности - высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности.

Структура личности - многоуровневая система взаимных связей и организации свойств личности. Отдельные свойства образуют симптомокомплексы свойств личности.

Симптомокомплексом свойств - вероятностные связи между свойствами личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. Симптомокомплекс социально типичен, потому что отношения личности социально-типичны.

Индивидуальный стиль деятельности - своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.

Процесс развития личности - увеличение связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей: а) некоторое множество элементов одной подсистемы связано с некоторым множеством элементов другой подсистемы; б) между элементами разных подсистем существует множество связей, а не одна; в) эти связи характеризуются подвижностью и изменчивостью.

Дополнительная литература:

1.Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. Серия: психологи России. Издательство Московского психолого-социального института, Изд-во НПО 'МОДЭК', 2009 г.

Лекция 8. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлин.

Биография. Понятия личность и индивидуальность. Признаки личности. Свойства личности. Структура личности. Темперамент. Индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальные свойства как единица анализа. Индивидуальность как интегральность. Интегральная индивидуальность как иерархия. Полиморфизм. Опосредование. Развитие личности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Изучая материал данной темы, следует иметь в виду, что теория В.С. Мерлина - это одна из немногих теорий личности, основанная на принципе функционирования систем Берталанфи и кибернетической интегральности, теории самоорганизации Эшби. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина вносит вклад в развитие отечественной психологической науки по линии целостного познания человека. Интегральный подход к исследованию индивидуальности – это новый взгляд на системный подход и возможности его применения в психологии, а также на индивидуальность человека. В.С. Мерлин обогатил отечественную психологию рядом новых идей: общенаучными (а не только дифференциально-психофизиологическими) представлениями об индивидуальности, возможностями применения философского языка для описания явлений, имеющих конкретный характер, математического языка для выражения психологических (как и биофизических, биохимических, физиологических, социологических и т.д.) закономерностей.

Внимательно прочтите текст лекции, ответьте на вопросы самопроверки, прочтите глоссарий и рассмотрите схемы.

 

Биография. Вольф Соломонович Мерлин родился в 1898 году в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. Затем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 г. — докторскую. С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии. Ученик М.Я. Басова. Начал профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой ключевое место занимает понятие индивидуального стиля деятельности, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности. Ввел принцип много-многозначной зависимости психических явлений от физиологических процессов в человеческом организме. Автор концепции интегральной индивидуальности умер в 1982 году.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.17 (0.058 с.)