Политика как общественное явление и предмет изучения политологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как общественное явление и предмет изучения политологии.



Политика как общественное явление и предмет изучения политологии.

В словаре Уэбста семь определений политики:

Политика - это раздел этики, скорее связанный с государственным или общественным организмом в целом, чем с отдельной личностью; также подраздел нравственной философии, который имеет дело с этическими отношениями правит; а также общественная или социальная политика.

-Политические действия или практика

-Политическое отношения или деловое соревнование между соперничающими группами, интересами или индивидами за власть и лидерство; действие в целях расширения контроля и с другими целями не правящей группы или оппозиции; политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессии.

-Политическое руководство.

-Политические принципы убеждения мнения или симпатии отдельной личности.

-Совокупность взаимодействия и обычно конфликтных отношений между людьми, живущими в обществе, отношение между лидерами и не лидерами.

Политическая наука.

Сущность предмет и структура и функции политической науки.

 

Метод от греческого «методос» - путь исследования. Познание - это система принципов и приёмов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.

Политология используется следующие группы методов:

Общенаучные:

Логико-эвристические.

Эмпирические (наблюдение, опрос, эксперимент, контентанализ, кибернетическая методика).

Общегуманитарные методы (нормативно-ценностный, институциональный исторический, сравнительный, ситуативный, системный, структурно-функциональный, деятельностный, социологический, психологический и другие).

Исторический метод изучает политические события в исторических последствиях.

Ситуативный - анализ случая, ситуации.

Системный рассматривает политику как целостную систему.

Структурно-функциональный расчленяет политику на устойчивые компоненты.

Деятельностный изучает политику в действии.

Социологический изучает личные социальные группы.

Экономический - перенесение законов из экономики в политологию.

Психологический - выявление тонких механизмов политических лидеров, их поведение.

 

Специально-научные —методы, выработанные посредствами использования методов других наук.

Ситуационный анализ.

Метод сценариев (построение развитие сценария событий).

Позиционный.

Экспертные оценки.

Паттерн (относительные показатели и эти показатели сравниваются).

Свот (сильные и слабые стороны, благоприятные последствия, угрозы).

 

Методы количественные и качественные.

Количественные-точные методы познания политики за счёт точности.

Качественные – субъективная оценка.

 

Начальный этап.

 

5 век до нашей эры-5 век нашей эры.

До 1 тысячелетия до нашей эры политическая мысль носила религиозно-мифический характер. Поэтому характерная особенность- политическая мысль развивалась в русле философии, религии.

Первые мыслители, интересовавшиеся политикой – софисты, «платные учителя мудрости». Софисты: Протагор, Горгий, Фрасимах, Алкидам и другие. Общие для всех них были идеи о политической мысли.

 

Наиболее существенный вклад внесли в развитие политической мысли во времена античности:

Сократ (469-369 гг. до н.э.)- стремился политическую жизнь на основе справедливости и добродетели. Разделял формы государства на: правильные(монархия, аристократия, демократия) и неправильные(тирания, олигархия, охлократия).

Платон (427-347 годы до нашей эры). Ученик Сократа. Автор работ: «Государство», «Законы», «Трактат политики». Теория идеального государства(каждый в своём сословии).3 сословия(по добродетелям, которыми они наделены, добродетель = качества человек)

1. Философы-правители-(добродетель мудрости, разумная часть души.)

2. Воины(добродетель храбрости, яростная, волевая часть души.)

3. Добродетель благоразумия,чувственная часть души-земледельцы, торговцы, ремесленники.

Выделяет 6 форм государства.

Правильные: монархия и аристократия.

Неправильные: тимократия (власть воинов). Олигархия, демократия, тирания.

Аристотель (384-322).Труд «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика» и другие. Ученик Платона. Человек- существо общественное, политическое. Государство -организация, возникающая в общении в целях достижения общего блага.

Формы правления по Аристотелю: правильные- монархия, аристократия. Полития (наиболее лучшая,правит достойное лучшее большинство). Их цель- достижение общего блага.

Несовершенные формы: тирания, демократия, олигархия.

 

С 3 по 1 века до нашей эры- многонациональные монархии. Политическая мысль развивается в рамках элленизма.

 

Эпикур (341-270 годы до нашей эры). Проповедовал аполитичность.

Идеи стоицизма отражены в работах Сенека(1 год до нашей эры-61 год нашей эры). Идеи космополитизма(все граждане единого космополиса).

 

Век.

Идеи Просвещения на Западе. Править в угоду подданным. Эти идеи и в России. Пропокович Фёдор 1681-1736 года.Татищев В.Н. 1686-1750 ГОДЫ.

Идеи критики абсолютной. монархиии. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Беларусь

Канарбут, Стройновский, Костюшко

Начало 20 в.

Разложение феодализма. Либерализм- либ-дворяян.Карамзин, Сперанский.

Декабрист.дворя-ко револ-Бесстужин-Рюмин.Пестель.

Беларусь.

Бобровский, И.Данилевич

Филоматы: Чечёт, Борщевский, Мицкевич, Дунин- Мартинкевич.

Революционное направление: Калиновский. Богушевич.

Годы 19 века.

Идеи западников и славянофилов.» Философическое письмо «Чаадаева в России нет традиций».

Западники (идея общности России и Запада) Аннменков, Грановский

Славянофилы: Аксаков, Хоимяков, Данилевский(у России свой путь развития на 3 ценностях –православие, народность, самодержавие).

Революционно-демократическое направление.

Белинский, Герцен, Чернышевский.

Марксизм в России.

Плеханов, Туган-Барановский, Ленин.

Ø Реформистский (меньшевики) – Плеханов

Ø Большевики – Ленин, Троцкий

Социологические концепции.

Анализ соц. условий возникновения власти и её функционирования.

Структурно-функциональная концепция Парсонса (отношение неравномерных субъектов поведение которых обусловлено соц. ролями, выполняемыми в обществе- статус человека.

Теория соц. конфликтологии (Маркс, Энгельс, Ленин)- отношения господства и подчинения 1 класса над другим.

 

Формы проявления власти

Власть в виде силы - способность субъекта добиваться желаемого результата посредством принудительного воздействия на объект.

Власть в виде принуждения - форма воздействия м высоким давлением с серьёзным уроном для принуждаемого.

Власть как побуждение - способность властвующего субъекта предоставить блага подвластному, в которых он заинтересован.

Убеждение - формирование у подвластного собственной мотивации осуществить волю субъекта.

Влияние - косвенное воздействие на объект(не факт, что будет результат).

Манипуляция - побуждение, убеждение или влияние, основанное на сокрытии субъектом своих целей.

Авторитет - причина из –за которой объект власти считает требования субъекта правомерными.

Виды в масштабе общества:

Господство - власть воплощена в система соц. норм и институтов.

Руководство - выработка и принятие общеобязательных решений для общества.

Управление - реализация принятых решений.

Организация - координация и согласование действий субъектов.

Контроль - сбор и анализ информации о реализации принятых решений.

 

Государственная власть - вид политической власти, обладает суверенитетом, авторитетом и способностью к принуждению.

Суверенитет - полновластие субъекта в принятии решений в пределах его компетенции.

Гос. суверенитет - верховенство власти гос-ва в пределах собственных границ и его независимость на международной арене.

Воля - программа действий гос-ва и готовность её реализовать, несмотря на внешние сопротивления.

Авторитет - общественное признание власти, её легитимность.

Способность к принуждению - обладание ресурсами для применения силы.

 

Типы и формы государства.

Типгосударства - совокупность основных важнейших черт гос-ва, качественно отличающих его от гос-ва другого типа.

Подхода к типологии

Формационный.

Гос-ва определённого типа соответствует типу общественно-экономической формации (Маркс, Энгельс):

a) Рабовладельческий.

b) Феодальный.

c) Капиталистический.

d) Социалистический.

Цивилизационный неповторимый набор культурных, мировоззренческих особенностей гос-ва:

a) Восточный тип.

b) Западный тип.

Частные типологии:

o Римская

o Византийская

o Греко-римская

 

По религиозному признаку: Хантингтон «Столкновение цивилизаций»:

1) Англосаксонская

2) Католическо-протестантская

3) Славяно-православная

4) Конфуцианская

5) Мусульманская

6) Синтоистская

7) Латино-американская

8) Африканская.

 

Формы гос-ва - способ организации и осуществления гос. власти.

1) Форма правления

2) политический режим

3) форма территориального государственного устройства.

Форма правления - организация высшей гос. власти в стране, структура и порядок формирования высших органов власти.

1) Монархии

2) Республики.

Монархии - (от греч -- единовластие.) форма правления, где власть полностью или частично сосредоточена у главы гос-ва его власть, как правило передается по наследству.

a) Абсолютные – всевластие главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман)

a) Ограниченный или конституционные - власть ограничена парламентом.

i. Дуалистические - у монарха исполнительная власть (Кувейт. Марокко. Иордания.). Монарх назначает правительство и отправляет в отставку. Парламент имеет законодательную власть

ii. Парламентская – власть сосредоточена в Парламенте (Великобритания, Дания, Норвегия, Япония). Глава гос-ва монарх, но он не выполняет ключевых функций. Парламент имеет законодательную власть, он отправляет правительство в отставку, путем выражения вотума недоверия.

Республики - форма правления, где органы власти избираемые, глава гос-ва - президент.

a) Президентские- жёсткая система разделения властей. (США)

Президент - глава гос-ва и исполнительной власти, он назначает правительство и единолично отправляет его в отставку.

Парламент – законодательная функция. Законодательная власть влияет на правительство путем импичмента (досрочное смещение высших должностных лиц государства, в том числе и президента, осуществляется парламентом квалифицированным большинством.

Исполнительная власть влияет на законодательную путем отлагательного вето (законы подписывает глава гос-ва). Парламент может преодолеть президентское вето квалифицированным большинством и закон в этом случае вступает в силу без подписи президента.

«право кошелька» -- только парламент имеет право принимать бюджет.

b) Парламентские – правительство формируется на правительственной основе. Парламент формирует правительство и отправляет его в отставку путем вынесения вотума недоверия. Парламент назначает президента. Ключевая фигура – премьер-министр. (ФРГ, Италия, Греция, прибалтийские страны).

c) Смешанная – стремится сочетать в себе качества парламентской и президентской республик. Правительство назначает президента с согласия парламента. Отправляется в отставку президентом либо парламентом путем выражения вотума недоверия. Действует отлагательное вето, импичмент, право роспуска парламента президентом. (Франция, РБ, Австралия, Россия).

 

Формы государственно – территориального устройства -- характер взаимоотношений между центральными и местными властями.

a) Унитарные гос-ва - власть у центральных органов власти. АТЕ не имеют политической автономии и политической самостоятельности. (Италия, Франция, РБ, прибалтийские страны)

b) Федерации входящие в образования субъекты (земли, кантоны и др.) федерации обладают определённой политической автономией при подчинении центру. Федерации формируются на территориальной и национальной основе, на национальной территории (смешанной) – РФ (США, Канада, Мексика, Бразилия, Индия, РФ, ФРГ)

c) Конфедерации - временный союз суверенных гос-в. Гос-во член конфедерации имеет право нуллификации (право неприменения актов конфедерации на своей территории.) (США 1776-1787гг, Швейцария (сейчас федерация) 1291-1798гг, Германия 1815-1867гг)

Разновидности конфедерации:

Кондоминиум - политический союзы, где крупные гос-ва управляют внешними территориями. (Франция и Андорра.)

Ассоциированное гос-во. На основе договорных союзов на заранее оговоренных основаниях. (США И Маршалловы острова.)

Договорные союзы - крупное гос-во в одностороннем порядке управляет меньшим. (Индия и Бутан.)

Протекторат (Англия и Египет.

Империи. Обширное территориальное формирование путем захвата власти, имеющую сильную централизованную власть

Унии. Общий глава гос-ва и органы.

 


По способу властвования

1. элитарные (Й. Шумпетер) -- у власти находится избранная народом элита.

2. партисипаторная участие отдельных граждан

· Рыночная демократия (Даунс) законы свободного рынка переносится на общество.

· электронная демократия (интернет и др.)

 

Либерально-демократический режим:

Индикатор Тоталитарный авторитарный демократический
Характер и мера осуществления власти Контроль и насилие над всеми сферами жизни Контроль в сфере политики и идеологии Все сферы вне прямого контроля
Формирование власти По закрытым каналам не доступно для контроля общества Формирование через свободные выборы / насильственные выборы Формирование через свободные выборы
Отношение людей к власти Отчуждение общества от власти без осознания насилия Отчуждение общества от власти при осознании насилия Контроль общества за деятельностью власти.
Роль идеологии Идеократия –всевластие идеологии Частично контролируется При наличии идеологии гос-ва плюрализм в идеологч. сфере
Характер лидерства Харизматический лидер,(вождь) Лиде не харизматичен, диктатор опирается на насильственные методы. Зависит от политической системы
Сфера допустимого и Запрещено все кроме того, что приказано. Разрешено все кроме политики Разрешено все, что не запрещено законом
Положение СМИ Полный контроль на СМИ Частичный контроль над СМИ Свободные и независимые СМИ
Наличие прав и свобод Носят декларированный характер Ограничены в полит сферы Гарантированы законом
Структура власти Вертикальная Зависит от полит системы в соотв. с соц. – экономич. процессами Гарантирована законом
Особенности полит системы Сращивание гос аппарата с аппаратом правления партии Запрещена или ограничена деятельность полит партий; опора на аппарат принуждения Многопартийность, всеобщ избирательное право, разделен властей.
Полит культура Контроль партий над полит процессами. Сакрализация власти Огранич плюрализма мнения в сфере полит, возможно существование слабой аппозиции Взаимная ответственность гос-ва и общества

 

Тема 8. Законодательная власть и законодательный процесс

1. Понятие и структура парламента

2. Функции и формы работы парламента

3. Понятие и стадии законодательного процесса.

 

Парламент по структуре

· Двухпалатный

· Однопалатный

· Трехпалатный (только в ЮАР)

Двухпалатные парламенты характерны для федеральных государств

Есть только 4 федеральных государства с однопалатным парламентом

1. Федеральные штаты Микронезии,

2. Коморские острова,

3. Танзания

4. Сенткитс и Нивис

На кол-во палат парламента влияет численность населения.

Способы формирования верхних палат парламента:

1. Прямые выборы с небольшими особенностями

2. не прямые многостепенные выборы

во Франции 3-х уровневая система

3. путем назначения (Великобритания, Канада)

4. по наследству (королевство Лесото)

5. членство по должности (лорды-судьи, епископы и архиепископы)

6. смешанный способ.

Состав парламента:

Как правило руководителей нижней палаты называют спикерами

Для однопалатного парламента или верхней палаты – председатель.

Термин депутат используются только для избранных народом.

В руководящий состав палат входят:

§ председатель,

§ заместитель

§ коллегиальный руководящий орган.

o Председатель палаты

o Заместитель

o Председатель постоянной комиссии

Парламент состоит из комиссий и комитетов – специальных органов для подготовки законопроектов и контролем за их исполнением.

Комиссии:

1. Постоянные – для изучения и подготовки законопроектов

2. Временные комиссии и комитеты создаются для решения определенных проблем.

3. Следственные – для проведения расследования деликатных вопросов (импичмент) в РБ нет.

Объединенные заседания – для решения вопросов относящихся к компетенции нескольких комиссий или комитетом

 

4. Согласительные – для преодоления стойких разногласий по поводу законопроекта.

Фракции – объединение депутатов на партийной основе.

Парламентские группы – создаются на добровольной основе исходя из интересов парламентариев.

Омбудсмен – народные защитники контролируют деятельность полиции, админ. органов

Счетные палаты – задача: проверка статей бюджета

Во Франции, Италии, Бельгии – квестор

В Великобритании – клерк для ведения парламентской процедуры.

Кнуты – контроль за дисциплиной

Партийное правительство

1. Однопартийное – парламентская система правления при которой 1 партия получает большинство мест в парламенте (Великобритания, Австралия) формирует правительство.

2. Многопартийные правительства создаются в тех странах, где ни одна из партий не получает большинства мест в парламенте.

3. Правительство чиновников или служебное правительство – состоит из профессионалов.

4. К беспартийным относятся иногда военные хунты.

Состав правительства

1. Глава правительства (Премьер, канцлер, председатель)

2. Министры

3. Заместители министров

4. Парламентский секретарь

5. (статс-секретать в некоторых странах)

Признаки правительства

1. Подзаконность – исполнительная власть всегда вторична, производна от законодательной.

2. Универсальность – правительство действует на всей территории страны непрерывно, имеет разветвленную систему.

3. Предметный характер – реализует политику в различных сферах жизни общества

Полномочия премьер-министра:

В смеш. и презид. функции сводятся к распоряж. президента

Формы работы правительства

1. Заседания (заседания правительства происходят по усмотрению главы гос-ва)

a. Официальные (решаются заранее подготовленные дела)

b. Рабочие (по мере необходимости решаются все важнейшие вопросы).

Окончательное решение выносится премьером

Полномочия правительства

Ø В сфере полит руководства

o разработка основного курса страны,

o планирование и реализация внутр. и внешней политики

Ø В сфере правления

o Согласование

o Координация

o Направление деятельности всех министерств, реализуется посредством издания НПА.

Ø В законодательной сфере

o В 90% стран имеет право законодательной инициативы

o Разработка бюджета

Ø Внешняя политика

o Ведение междунар. Переговоров

o Подписание договоров

o Внесение в парламент проектов актов ратификации

Ø Чрезвычайные

o Объявление чрезвычайного и военного положения.


 

Особенности формирования

1. При монархиях:

a. обычно передается по наследству,

b. избирается своей семьей или представителями династии,(Катар)

c. монарх избирается др. монархами возгл. субъекты федерации в федеративном монархич. гос-ве. (султанат- Малазия)

2. В президентских и смешанных республиках:

a. непосредственно гражданами посредством выборов (Латвия, Эстония, Франция, РБ),

b. коллегией выборщиков избранных избирателями (США, Финляндия).

3. При парламентских:

a. только парламентом, что характерно для унитарных государств (Греция)

b. парламентом с учетом представителей АТЕ,(Италия)

c. специально-созданным органом из представителей парламентариев субъектов федерации (ФРГ).

Функции главы гос-ва

1. Представительская - п о традиции он аккредитует иностранных представителей

2. Государственное управление – принимает участие в назначении и отставке правительства.

3. Законодательная – законодательная инициатива, промульгация законов, право вето.

4. Военная сфера – формально главнокомандующий, объявляет войну, заключает мир

5. Сфера личного статуса – право помилования, присвоение званий, предоставление гражданства.

6. Сфера гос. безопасности – координация разведки,

 

Тема 10. Судебная власть

1. Судебная власть и органы особой компетенции

2. Органы местного управления и самоуправления

 

Функции судебной власти

1. Наказание

2. Рассмотрение споров и конфликтов между гос-вом и гражданами.

3. Рассмотрение споров между гражданами и др.

Принципы судебной власти

1. Независимость суда,

2. коллегиальность при рассмотрении дел

3. профессиональность судей

4. право на обжалование решений

5. гласность при рассмотрении большинства дел

6. равноправие и состязательность сторон в процессе

полномочия направлены по сферам юрисдикции.

 

Суды бывают общей юрисдикции и специальной.

Суды общий юрисдикции делятся на:

Ø Англосаксонскую модель правосудия

o использованию судебных прецедентов

o признание судов в качестве источников права

o выработка процессуальных норм судов

o апелляционные формы пересмотра дел

o состязательность сторон

o привлечение присяжных заседателей

o практика избрания судей

Ø Континентальная модель правосудия

o законодательное регулирование системы судов и процессуальных форм работы,

o отрицание судебного прецедента,

o признание кассационного способа обжалования,

o пересмотр судебных решений в порядке надзора и контроля,

o активная роль судьи в процессе,

o преимущественно назначение судей.

Система общих судов РБ

ü Верховный

ü Областной

ü Городской

ü Районные

ü Районные в городах

ü Военные

 

Специальные суды

· Конституционный (председатель назначается президентом, с согласие совета республики и 6 судей назначает президент, 6 совет республики)

· Высший хозяйственный суд (судьи назначаются президентом с согласия совета республики).

· Хозяйственные суды областей и г. Минска

В РБ запрещается образование чрезвычайных судов.

Варианты обжалования решений суда:

1. Кассация (суд второй инстанции рассм. материалы дела с формальной точки зрения. Он отменяет решение нижестоящего суда и отправляет обратно.)

2. Апелляция (дело в вышестоящем суде рассм. заново)

 

Для федеративного гос-ва характерны:

1. централизованная модель

2. модель американского типа.

Неофициальные

1. третейские рассматриваются споры при посредничестве юриста

2. религиозные (по поводу канонических проблем)

3. мировые суды (споры рассматриваются при посредничестве уважаемого человека.)

Органы особой компетенции

1. надзорные

2. контрольно-ревизионные органы

3. ЦИК

4. Банковская система

Модели МС в Европе

1. Англосаксонская

a. Самостоятельность органов

b. Взаимность контроля

2. Скандинавская

a. Доминирование местной автономии

3. Континентальная

4. Смешанная

Формы МС в РБ

1. Местные советы депутатов

2. Органы территориального общественного самоуправления

3. Местные референдумы

4. Собрания (сходы)

Система МС и МУ обычно строится с учетом АТД

В РБ по территориальному принципу устанавливается 3 уровня местных советов:

1. Первичный (сельские, поселковые, города районного подчинения)

2. Базовый (города областного подчинения)

3. Областной

Полномочия местных органов

1. В сфере финансово-экономической деятельности

2. В области охраны общественного порядка

3. В области коммунально обслуживания

4. Полномочия в социальной сфере.

Источники доходов

1. Муниципальный подоходный налог

2. Налог от стоимости земли

3. Гос. субсидии и дотации.

Разновидности избрания

1. Муниципальное собрание избирается гражданами, само образует исполнительный орган

2. Раздельно избирается муниципальное собрание и исполнительный орган (Япония)

3. Избирательные органы могут назначаться центральной властью

Структура Конституции

1. --Провозглашение прав и свобод граждан

2. --Способы организации гос власти

Функции Конституции

1. Учредительная (закрепляет основы констит строя, стстему органов гос власти

2. Политическая (содержит программу развития гос-ва и общества)

3. Охранительная (защищает интересы гос-ва и права граждан)

4. Идеологическая (содержит соц-полит доктрину которая характерна для гос и общества в данный период.)

5. Социально-экономическая (устан развитие опред форм собственности и хозяйства)

6. Социализирующая (направлена на формирование политических взглядов граждан)

Конституции РБ 15 марта 1994г. С изм. и доп. 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.

Принцип верховенства права в ст.7

Идеологич. Плюрализм ст. 4

Система разделения властей ст. 6

Развитие всех форм собственности ст. 13

По сферам

Личные гражданские, политические, экономические, социальные, культурные

По времени

1-е поколение прав

· Личные и политические (Фр. Декларация прав человека и гражданина 1789г. Всеобщая декларация прав и свобод человека

2-е поколение прав

· Социально-экономические и культурные (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.)

Поколения права человека (нуждаются в охране со стороны гос-ва)

 


 

Функции президента РБ

1. Гарантийная

2. Реализация основных направлений внутренней и внешней политики

3. Арбитражно-интегративная – решает возможные конфликты между ветвями власти, является посредником между обществом и гос-вом.

4. Роль арбитра – может распустить Палату представителей в случаях:

a. Отказ в доверии СМ со стороны Палаты представителей (президент может отправить в отставку СМ или распустить П.п.)

b. Выражение П.п. вотума недоверия СМ – автоматическая отставка парвительства.

c. Повторное отклонение П.п. программы деятельности правительства --- вотум недоверия

5. Контрольная

a. Право отменять акты СМ, решения местных исполкомов

b. Постановка перед конституционным судом вопроса о наличии фактов систематического и грубого нарушения норм Конституции палатами парламента

c. Приостановка действующих решений советов депутатов

d. Отлагательное вето

6. Нормативная

a. Президент издает декреты, имеющие силу закона.

i. Делегированные или изданные на основании закона

ii. Временные декреты – издаются президентов по собственной инициативе, по предложению правительства.

7. Кадровые полномочия

a. Назначает премьер-министра, с согласия П.п.

b. Председателей Верховного и Высшего Хоз. Судов

c. 6 судей конституционного суда

d. Генерального прокурора

e. Председателя и членов правления Нац. Банка

f. Высшее командование вооруженных сил

8. Является главнокомандующим

9. Осуществляет помилование осужденных

Национальное собрание – представительный и законодательный орган.

110 депутатов П.п. выбираются по мажоритарной системе

64 члена Совета Республики – выбираются косвенными выборами по 8 чел. От каждой области и 8 назначает президент.

Контрольные полномочия

a. Возможность вынесения вотума недоверия и отказа в доверии президенту

b. Импичмент (2/3 членов от каждой из палат)

Кадровые


 

 

Тема 12. Политический процесс и политическая конфликтология

1. Сущность структура фазы и типы политического процесса

2. Политическое развитие и политическая модернизация

Политическая конфликтология

Конфликт – от лат столкновение. Столкновение интересов

Полит конфликт – противоборство субъектов политики по поводу властных полномочий.

Полит конфликт – противоборство субъектов политики по поводу властных полномочий

Сформировалось два направления

1. (Маркс, Энгельс, Дарендорф) – конфликт –движущая система соц. процесса.

2. (Дергейн, Парсонс) – это дисфункция, которая может привести к дисфункции соц. организма.

3. Концепция перекрестных состояний Козера. В данном аспекте противники одного конфликта могут быть сторонниками другого.

Стадии конфликта:

1. Латентная

2. Конфликтное взаимодействие

3. Разрешение конфликта

Типы полит конфликтов:

1) внешне политические и внутри полит

2) по степени выраженности (

1. Открытые

2. латентные

По содержанию

1. конфликты ценностей,

2. интересов,

3. идентификации,

4. институтов,

5. неуправляемых эмоций.

По степени интенсивности

1. высокая

2. низкая

По характеру

1. с применение насилия

2. без применения насилия

По стратегии взаимодействия

1. война,

2. игра,

3. спор.

Последствия конфликтов:

1. обострение,

2. разрешение,

3. самоликвидация,

4. победа одного из участников

5. проигрыш.

Варианты разрешения конфликтов.

1. Переговоры с поиском взаимовыгодного соглашения,

2. примирение сторон в результате посредничества третей силы, которая создает значительный перевес одной из сторон.

3. Вмешательство третьей стороны, которая создает значительный перевес одной из сторон.

Неразрешенный полит конфликт может привести к состоянию полит напряженности образов в следствии углубления конфликтов.

Механизмы урегулирования – компромисс, консенсус.


 

Тема 13. Политическая деятельность и политическое участие

1. Политическая деятельность и полит. участие

2. Полит. элита понятие и признаки

3. Понятие, сущность и типология политического лидерства.

Полит. поведение

1. Полит. участие

2. Абсентеизм

Элементы полит. участия:

1. Реакция – ответ на импульсы полит системы.

2. Участие в выборах

3. Участие в деятельности полит. и иных организациях

4. Выполнение полит. функций в рамках гос. и иных полит институтов.

5. Прямые действия (участие в мирных демонстрациях, митингах).

Концепция элит

Конфуций:

· Благородные мужи

· Простолюдины

В. Паретто – автор теории «циркуляции элит». История человечества – это история постоянной смены элит.

Элита неоднородна. Состоит из господствующей страты и не властвующей элиты.

Г. Моска

Элита – полит. класс, господствующий класс.

3 качества обеспечивающих принадлежность к элите:

1. Доблесть -- военная

2. Богатство -- финансовая

3. Священство – религиозная.

Современные концепции элит

Дж. Берихейм «революция менеджеров». Классические элитарные классы пополняются сейчас новой элитой управленцев.

Д. Белл – постиндустриальное общество. Появляется элита, обладающая знаниями.

Д. Линз – институциональный подход. В элиту входят люди, занимающие определенные посты.

Ж. Лейно – репутационный. В элиту входят люди, которые пользуются хорошей репутацией.

Шварцберг – сформировал теорию новой аристократии. Треугольник власти: политики, высшая администрация, правовое окружение.

А. Бентли – теория множественности элит.

Р. Арон – выделял внутри элит несколько руководящих групп:

· Полит. элита

· Держатели духовной власти

· Военные и полицейские начальники

· Руководители «коллективного труда»

· Держатели административной власти

Виды элит

По сферам

1. Экономическая

2. Политическая

3. Культурная

4. Финансовая и др.

5. Закрытые

6. Открытые

7. Правящие опозиционные

Пополнение

1. Система гильдий – отбор из нежестоящих слоев

2. Антрепренерская—посредством конкурсного отбора на основании личных качеств и компетенции.

3. Кооптация – назначение

4. Ротация – перестановка кадров при переходе из одной структуры в другую.

Теории лидерства

1. Теория черт (К. Бирд). Рассматривал феномен лидерства как обладание определенными чертами. Основана на исследовании антрополога Гальтона. (лидерские качества передаются по наследству). Лидер должен обладать 79 чертами.

2. Ситуативная – лидер появился в результате стечения обстоятельств.

Лидерство:

1. Единоличное

2. Коллективное

3. Формальное

4. Неформальное

М. Вебер:

1. Традиционное

2. Харизматическое

3. Легальное

Современные классификации

М. Херман – на основе имиджа

1. Лидер- знаменосец – собственный взгляд, знание целей и средств

2. Лидер-служитель – выражает интересы своих представителей

3. Лидер-творец – умение убедить избирателей

4. Лидер-пожарный – быстрая реакция, действует в экстремальной ситуации.

Ежи Вятр – лидеры-идеологи, лидеры-практики

Р. Такер – лидеры-реформисты, революционеры, консерваторы.

В последнее время доминирует классификация по типу поведения:

1. Пароноидальный (хозяин)

2. Демонстративный (артист)

3. Компульсионный (отличник)

4. Депрессивный (соратник)

5. Шизоидный (одиночка)

Функции лидеров:

1. Интегративная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.356 с.)