Типология общества и институтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология общества и институтов



1. Понятие общества

2. Социальные институты

3. Социальные организации

 

Понятие общества.

Существует два основных направления понимания гражданского общества:

а) согласно первому – генетическому, гражданское общество является неким типом социума в целом;

б)согласно второму – структурному, гражданское общество является лишь частью от социума.

То есть среди всего общества есть гражданское общество и государство. Эти две части между собой иногда пересекаются. Откуда гражданское общество – это то, что было создано людьми, или то, что можно противопоставить естественному состоянию и природе.

История развития гражданского общества состоит из трех основных этапов. Первый этап – от древности до середины восемнадцатого века. Тогда гражданское общество рассматривалось как противовес естественному состоянию. Свобода понималась тогда как физическая независимость и обладание всеми правами. Но человек должен нести ответственность за свой выбор. На тот момент существовало три основных сословия: эвпатриды (аристократия), демиурги (ремесленники), геоморы (земледельцы).

Рабы не входили ни в одно из сословий, потому что не назывались гражданами. Это именно случай структурного подхода к гражданскому обществу. Гражданство передавалось по наследству. Кроме рабов и иностранцев, полноценными гражданами не считались женщины: они не были наделены политическими правами. Но к YI в. до н.э. положение стало улучшаться. Появился гарант прав и свобод – принцип индивидуальной свободы гражданина. Тогда же произошла реформа власти. Она заключалась во введении трех новых органов: народное собрание (законники), совет четырехсот (исполнители), судебный орган (контроль).

Платон отмечал, что человек – это социальное животное, а люди объединяются в государство для удовлетворения собственных потребностей.

Он разделил государство на три основных слоя: философы, стражи, трудящиеся. Если Платон отрицал частную собственность в принципе и принимал только общественную, то Аристотель считал, что находящееся в частной собственности, более управляемо. Аристотель говорил, что общественные отношения многоплановы. Он называл человека существом уже не социальным, а политическим. Более предпочтительным он считал правление среднего класса, потому что у них есть собственность и их достаточно много. Таким образом, Аристотель выделял в качестве гражданского общества именно средний класс.

В условиях средневековья, вследствие роста значения торгового класса, выросло благосостояние отдельных светских людей и пришла философия нового времени – возрождение общегражданских идей. Теперь купцы могли составить конкуренцию духовенству – как в моральных качествах, так и в физической власти. Таким образом, рождается рационалистская философия и растет авторитет науки. Появляется тема индивидуальности человека, тема изменчивости мира и общества, как его части.

На втором этапе, уже в XYIII веке Жан-Жак Руссо выдвинул идеи просвещения. Он говорил о том, что человек по природе своей добр и только общество делает его плохим. Неравенство диктуется исключительно физическими причинами и частной собственностью. А поскольку частная собственность порождает неравенство, то любое имущество представляет собой зло для человека. В этот период выделилась структура гражданского общества, и начали рассматривать взаимосвязи, взаимоотношения гражданского общества и государства. Первое эмпирическое исследование конкретного общества провел А.Токвилль. Он последовательно и четко разделяет гражданское общество и государство: гражданское общество – это специфическая форма социума, свободная от непосредственного вмешательства государства, своего рода сфера добровольного выбора и авторитета морали. К.Маркс считал, что гражданское общество является результатом длительного исторического развития. Гражданское общество возникает из экономических предпосылок и развивается только вместе с буржуазией. Таким образом, гражданское общество представляет собой капиталистическую фазу развития. Сам термин «гражданское общество» К.Маркс приравнивает к буржуазному обществу.

На третьем этапе, со второй половины ХХ века, в социологии появились различные планы общественных структур. Стали изучаться взаимоотношения гражданского общества уже не только с государством, но и с отдельной личностью. Для этого времени характерны следующие моменты:

a) переход от индустриального к постиндустриальному обществу стирает четкие границы между классами;

b) происходит усложнение горизонтальных сетей вследствие количественного роста в негосударственных организаций;

с) тенденции к освобождению от гнета института государства и, как последствие, распространение идей самоуправления.

 

Социальные институты

Необходимо различать понятие и саму идею гражданского общества.

Идея гражданского общества – это понятие, прошедшее в своем развитии через образование. Само по себе понятие общества пассивно, а вот идея гражданского общества – активная идея, которая выступает в качестве лозунга, проходит через сознание, воплощаясь в конкретных целях. В России идея гражданского общества рассматривалась как некий идеал. Гражданское общество для России являлось символом общественного единства, которое спонтанно складывалось из вольного сотрудничества, а также выступало сферой регулирования со стороны частного и гражданского права.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного и современного (индустриального и постиндустриального) обществ. Традиционное общество (его еще называют простым или аграрным) — это общество с аграрным социальным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим выступают семья и община. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами:

- ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов);

- развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);

- формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.);

- сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления);

- выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К современным относятся индустриальное и постиндустриальное общества. Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд. Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны института государства (бюрократов) или правящей элиты (интеллектуалов) над людьми и обществом в целом через доступ к информации и электронным средствам массовой коммуникации. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) совместной деятельности. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество. Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называютсяэлементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе. Основнаяцель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяютфункции институтов: удовлетворение потребностей общества, регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются). К признакам социального института относятся: совокупность учреждений и социальных групп, система культурных норм и ценностей, система поведения в соответствии с этими нормами; материальные и человеческие ресурсы, общественно признанная миссия или идеология.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов: институты экономические и политические, институты стратификации и родства, институты культуры. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации. Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. К основным социальным институтам относят семью, государство, образование, церковь, науку, право, собственность.

 

Социальные организации

Социальная организация — это целевая социальная общность, члены которой взаимосвязаны на основе иерархии социальных статусов и ролей, целей и задач, административного управления. Социальная организация характеризуется:

а) наличием единой цели и плана деятельности; распределением функций, ролей и обязанностей между ее членами;

б) выделением иерархии позиций и должностей, образование системы руководства;

в) управлением жизнедеятельностью социальной организации, осуществляемым специальным управленческим, административным персоналом;

г) формированием позиционно-ролевой сети, в которой каждая личность занимает определенное место и положение, отвечает за выполнение заданных функций, ролей.

Подобное объединение порождает особый организационный, или кооперативный, эффект, составляющими которого являются:

а) одновременность усилий многих членов организации, дающая прирост энергии;

б) включение индивидов в организацию, что специализирует их на выполнение определенной функции;

в) синхронизация действий людей благодаря управляющей подсистеме служит мощным источником повышения общей энергии организации.

В зарубежной и отечественной социологии широко применяется разделение социальных организаций на формальные и неформальные организационные структуры. В основе формальной лежит разделение труда, порождающее возникновение должностей с соответствующими функциями, придающими лицам, занимающим их, определенный статус. Должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру по принципу управляемые — управляющие, подчиненные — руководящие. При этом, все многообразие социальных связей и отношений организация охватить и контролировать не в состоянии. Она не учитывает индивидуальные особенности входящих в нее людей, что ведет к обезличиванию, формализации социальных отношений. Все эти стандарты и предписания не зависят от личных качеств работника. Трудовая жизнь социальной организации стандартизирована и формализована. Таким образом, создается формальная структура в социальной организации. Организация стремится укрепить формальную систему, постоянно совершенствуя ее нормы, социальные роли, статусы, поощряя или наказывая за уровень реализации ее стандартов. Важной особенностью иерархической структуры социальной организации выступает односторонняя направленность воздействия сверху вниз, принадлежность права принимать решения лишь лицу, занимающему вышестоящий социальный статус.

Но социальная организация — это не только формализованная, обезличенная система, но и социальная общность. В основе ее межличностных отношений лежат социально-психологические факторы, которые вырабатывают особую структуру в социальной организации, способную к саморегулированию и самоорганизации. Ее действие направлено на удовлетворение социальных потребностей в признании, принадлежности, общении. Поэтому неформальная структура складывается под воздействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности: адаптации, коммуникации и идентификации.

Социально-психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей и норм сложившихся традиций новыми членами социальной группы. Без нее невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализации личности. Для нового руководителя важно не отвергать сходу сложившиеся традиции, считаться с мнением коллектива и его лидеров. Так, например, вновь назначенному начальнику не следует противопоставлять себя прежнему руководителю, если он пользовался заслуженным уважением. Откуда коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Через коммуникацию осуществляется не только управление производством, но и формирование ценностных ориентаций и установок. Идентификация связана с формированием чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения. Процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном (способность сопереживания); ценностно-мировоззренческом (способность встать на точку зрения другого человека); поведенческом (воспроизводство образцов поведения). Таким образом, неформальные структуры группы возникают как реакция на поведение администрации, недоверие руководителей, злоупотребление авторитарными методами или на стремление управленцев не считаться с мнением подчиненных, относиться к ним как к незрелым. Поэтому социальная организация должна стремиться не допускать большой разрыв между формальной и неформальной организационными структурами.

 

Лекция 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.243 (0.017 с.)