Тема 1. Философия, её место в культуре и роль в жизни человека и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия, её место в культуре и роль в жизни человека и общества



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка  
Критерии оценки самостоятельной работы  
Содержание дисциплины  
Тема 1. Философия, её место в культуре и роль в жизни человека и общества  
Тема 2. Философская картина мира, её основные элементы  
Тема 3. Философия сознания  
Тема 4. Теория познания  
Тема 5. Человек как философская проблема  
Тема 6. Свобода и ответственность личности  
Тема 7. Смысл и ценности человеческой жизни  
Тема 8. Глобальные проблемы. Будущее человечества  
Методические рекомендации по методам самостоятельной работы по изучению дисциплины «Основы философии»  
Словесные методы  
Конспектировние  
Анализ информации с помощью формулирования вопросов  
Анализ информации с помощью создания глоссария  
Анализ и синтез информации с помощью создания новых текстов (аннотирование и рецензирование  
Решения задач, проблемных ситуаций  
Визуальные методы  
Кластер  
Денотатный граф  
Семантическая сеть  
«Fishbone»  
Карта памяти  
Опорный конспект  
Визуальный конспект  
Диаграмма Венна  
Т и М диаграмма  
Мышление под прямым углом  
Таблица  
Творческие методы  
Эссе  
Синквейн  
Даймонд  
   

 

Пояснительная записка

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования:

- "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля,

-конкурентоспособного на рынке труда,

-компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности,

-способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,

-готового к постоянному профессиональному росту,

-социальной и профессиональной мобильности".

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы:

Аудиторная
Внеаудиторная  
выполняется на учебных занятиях, под руководством преподавателя и по его заданию
выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.    

 


Самостоятельная аудиторная работа по дисциплине «Основы философии включает в себя следующие элементы

• Ведение лекционной тетради, конспектирование

• Выполнение заданий из пособия «Рабочая тетрадь по философии»

• Текущий и итоговый контроль

Самостоятельная аудиторная работа студентов оценивается, оценки выставляются в журнал и являются основой для аттестации по дисциплине

Ведущей стратегией организации самостоятельной внеаудиторной работы по изучению дисциплины «Основы философии» является технология «Портфолио»

Портфолио или папка для самостоятельных работ по основам философии – это и набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы по курсу основы философии. Изучение каждой темы предполагает обязательное выполнение самостоятельной работы.

 

 

Критерии оценки самостоятельной работы

Приведенная ниже система оценки самостоятельной работы студента

предполагает проводить оценку по 7 параметрам. Такое их количество представляется исчерпывающим, но для некоторых жанров является избыточным, поэтому преподаватель в соответствии со своими представлениями и предпочтениями может это количество сокращать.

           
Структура
Работа соответствует теме         Работа не соответствует теме
Тема глубоко раскрыта         Тема раскрыта поверхностно
Аргументация
Аргументы логически структурированы         Аргументы разбросаны, непоследовательны
Факты представлены точно         Много сомнительных или неточных фактов
Строгий критический анализ ключевых понятий (концепций)         Недостаточное использование ключевых понятий (концепций)
Новизна
Оригинально и творчески         Не очень оригинально
стиль
Аккуратное письмо         Неуклюжее письмо
Концентрированный текст         Излишние повторения
Оформление
Четко и хорошо оформленная работа         Неопрятная и трудно читаемая работа
Разумный объем         Слишком длинная / короткая работа
Грамотность
Грамматически правильные предложения         Много грамматических ошибок
Нет орфографических ошибок         Есть орфографические ошибки
Эффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов         Неэффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов
Источники
Адекватное использование источников         Плагиат  

 

Оцениваться (по пятибалльной системе) будет окончательный вариант папки по следующим критериям

· процесс и характер работы над портфолио;

· наличие всех обязательных заданий;

· использование творческих методов работы;

· «личностную привязку» содержания;

· качество оформления;

· анализ полезности портфолио для самого учащегося.

Полученная оценка выставляется в журнал. Аттестация студента по дисциплине без этой оценки не проводится.

 

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ

Пособие по организации самостоятельной работы создано Вам в помощь для работы на занятиях и во внеурочное время.

Наличие положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида самостоятельной работы необходимо для получения зачета по дисциплине. В пособии эти задания отмечены P

Внимание! Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Желаю Вам успеха!

 

1.Требования к результатам освоения учебной дисциплины предусмотренные ФГОС

Учебная дисциплина ОГСЭ.01. Основы философии является составной частью общего гуманитарного и социально – экономического цикла основной профессиональной образовательной программы

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины предусмотренные ФГОС ( Федеральный государственный образовательный стандарт)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картины мира;

- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранения жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими общими (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
N занятия   Наименование темы Вид занятия и количество часов  
Лекции Семинары Комбинированные занятия
         
  Философия как «любовь к мудрости»      
  Философия как мировоззрение.      
  Основы философского понимания мира. Учение о бытии.      
  Философская картина мира, её основные элементы      
  Философское понимание сознания.      
  Сознание как отражение бытия      
  Познание как предмет философского анализа      
  Проблема истины      
  Человек как центральная тема философии      
  Проблема природы человека.      
  Свобода как философская категория.      
  Свобода и ответственность личности      
  Смысл и ценности человеческой жизни      
  Ценности, их классификация и роль в жизни человека и общества      
  Высшие моральные ценности как стратегии жизни.      
  Философское понимание общества и его истории.      
  Человек в системе социальных связей      
  Человек и природа      
  Экологическая философия      
  Философский подход в анализе глобальных проблем.      
  Философия и будущее человечества.      
  Философия, её место в культуре и роль в жизни человека и общества      
  Основы философского понимания мира      
  Проблемы философской антропологии      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание учебного материала

1.Философия как «любовь к мудрости». «Вечные вопросы» как предпосылка философского освоения действительности. Предмет и метод философии. Место и роль философии в культуре. Философия и наука.

2.Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Обыденное и теоретическое мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия. Специфика философского мировоззрения.

3.Роль философии в жизни человека и общества. Функции философии. Философия и личность.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Рабочей программы по дисциплине студенты должны

знать:

- основные понятия по теме;

- роль мировоззрения в жизни человека;

- структуру мировоззрения;

- сущность философии как мировоззрения;

- предмет и метод философии;

- функции философии, ее роль в жизни человека и общества

уметь:

- давать определения основным понятиям;

- различать уровни, формы и типы мировоззрения;

- сравнивать философию с мифологией, религией, наукой находить общее и особенное;

- формировать и отстаивать собственную точку зрения на роль философии в жизни человека и общества.

Основные понятия

мировоззрение,

мифология,

мифологическое мировоззрение,

обыденное мировоззрение

религиозное мировоззрение

теоретическое мировоззрение

философия

философское мировоззрение

Вопросы для самоконтроля

1.Где и когда возникает философия в европейском смысле слова?

2.Каково происхождение слов «философ»? «философия»?

3.Что значит «философствовать»?

4.Какие потребности человеческого духа порождают философию?

5.В чём состоит предмет философии?

7.Какие вопросы называют философскими?

8.В чём отличие философских проблем от всех других?

9.Какой метод освоения мира является в философии основным?

10.Что такое рациональность? Из чего она складывается?

1.Какова роль мировоззрения в жизни людей?

2.Какие составляющие можно выделить в структуре содержания мировоззрения?

3.Какие уровни мировоззрения, связанные с уровнями отражения действительности, можно выделить и в чём их принципиальное отличие друг от друга?

4.Какие уровни мировоззрения, отличающиеся по способу формирования и функционирования, можно выделить и как они взаимодействуют?

5.Что представляет собой мифология как исторический тип мировоззрения?

6.Какие основные функции выполняет миф в жизни человека?

7.Что характеризует религию как мировоззрение?

8.Каковы социальные, гносеологические и психологические корни религии?

9.Назовите основные функции, которые выполняет религия, и раскройте их содержание?

10.Какое место занимает религия в современном обществе? В чём заключается её позитивная и негативная роль в обществе?

11.Когда и почему возникла философия?

12.Какое понимание сущности философии было характерно для периода её возникновения и первоначального существования? Утратило ли оно своё значение в наши дни?

13.Что характерно для философии как мировоззрения?

14.Охарактеризуйте предмет, метод и цель философии.

15.Назовите основные функции философии, раскройте их содержание.

16.Что общего и что отличает мифологическое, религиозное и философское мировоззрение?

16.Является ли философия наукой?

17. Что общего и отличает философию и науку?

18.Какое место занимает философия в духовной культуре?

19.Зачем изучают философию в системе образования?

Самостоятельная аудиторная работа

Ведение лекционной тетради:

ü Вопросно-ответный конспект «Философия как «любовь к мудрости».

ü Формальный конспект «Философия как мировоззрение»

ü Выполнение заданий из пособия «Рабочая тетрадь по философии» Самостоятельная внеаудиторная работа

Оформление папки

ü Даймонд «Философия и религия» или «Философия и наука» (на выбор) проиллюстрированный символом философии, вашим самостоятельно сформулированным определением философии и совпадающий с вашим мнением известным определение философии.

ü Кластер «Мировоззрение»

ü Решить задачу, используя формулу ПОПС

П – позиция «Я считаю, что…».

О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».

П – пример «Я могу это доказать это на примере …».

С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

1. «Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой учебной подготовки, надо только глубоко и само­стоятельно размышлять обо всём окружающем». (Вернадский В.И.)

2. Бельгийский учёный Л. Флам утверждал: «Философия не должна служить ни кому, ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Тре­бовать от философа, чтобы он служил социальному движению - значит требовать, чтобы он перестал быть философом». Сравните это с высказыванием К.Ясперса: «Нет философии без поли­тики и политических выводов».

3. «Да, философия не наука. Она больше чем наука», - писал испанский философ Ортега-и-Гассет. Можно ли с ним согласится? В каком смысле философия больше на­уки?

4. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»

5. «Когда я философствую, я не действую, когда я действую, я не фи­лософствую». (Г. Гегель)

6. «Философия освобождает человеческую личность от внешнего насилия» (В.Соловьев).

7. «Народы будут счастливы, когда настоящие философы будут царя­ми, или когда цари будут настоящими философами» (Платон).

8. «Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров. Каж­дый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нём фи­лософствуют» (Р.Декарт).

9. «Философия - это приправа, без которой все блюда кажутся без­вкусными, но которая сама по себе не годится без пищи». (Релан) Какой смысл вкладывает автор в это образное сравнение? О какой функции философии идёт речь?

10. Философию вообще нельзя выучить. Математике, истории, физике можно обучиться, философии нельзя, можно только научиться философствовать. Философии нельзя обучиться уже потому, что она не су­ществует...» (И. Кант)

11. Н.Гете, немецкий писатель и философ полагал, что «каждому возрас­ту человека соответствует определённая философия». Согласны ли вы с ним?

Дополнительные задания

Выберите наиболее удачно выполненные самостоятельные аудиторные задания по теме. Оформите и поместите в портфолио. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором студент поясняет, почему он считает данную работу своим достижением

Содержание учебного материала

1.Обыденная, религиозная, научная, философская картина мира. Понятие бытия. Соотношение бытия и небытия его выражение в категории развития. Основные формы бытия. Проблема субстанции в философии.

2.Основные элементы философской картины мира. Материя. Движение. Классификация форм движения. Пространство и время. Единство мира.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Рабочей программы по дисциплине студенты должны

знать:

- основные понятия:

- содержание «основного вопроса философии»

- формы и уровни бытия;

- атрибуты материи;

- формы движения;

- свойства пространства и времен

уметь:

- давать определение основным понятиям;

- различать основные элементы философской картины мира

иметь представление:

- о различных картинах мира: обыденной, религиозной, научной, философской.

- об основных философских направлениях и учениях в онтологии;

Основные понятия

бытие

время

движение

дуализм

идеализм

инобытие

материя

материализм

мо­низм

основной вопрос философии

покой

плюрализм

пространство

развитие

суб­станция

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое картина мира? Какие картины мира вы знаете?

2. В чём особенности философской картины мира?

3. Почему «бытие» центральная философская категория? В чём её смысл?

4. Какими свойствами обладает «бытие»?

5. Почему «бытие нигде ни находится» (Парменид)?

6. Как связаны бытие, небытие и инобытие?

7. Какие формы бытия являются основными?

8. Как связаны категории «субстанция» и «бытие»?

9. Что такое «основной вопрос философии»? Как он решается?

10.Какие философские учения связанные с решением проблемы субстанции в философии вы знаете?

11. В чём сущность философского понимания материи?

12. Что такое движение? Почему весь мир находится в движении?

13. Каковы основные формы движения?

14. Как связаны «низшие» и «высшие» формы движения?

15. Как связаны «движение», «развитие»,» «прогресс» и «регресс»?

16. Что такое пространство и время? Как они связаны? Какими свойствами обладают?

17. В чем состоит проблема единства мира?

Самостоятельная аудиторная работа

Ведение лекционной тетради:

ü Свободный конспект «Философская картина мира, её основные элементы»

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии» тема 3

Самостоятельная внеаудиторная работа оформление папки

ü Глоссарий. Заполните таблицу.

Термин Определение Пример Символ
бытие      
инобытие      
материя      
движение      
пространство      
время      

 

 

ü Используя метод ПОПС, решите задачи.

ПОПС – формула:

П – позиция «Я считаю, что…».

О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».

П – пример «Я могу это доказать это на примере …».

С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Задачи

1. «Бытие нигде не находится», - утверждал Парменид. Согласны ли вы с ним?

2. «Не существует ни прошлого, ни будущего, ведь прошедшее уже не существует, будущее ещё не существует»», - утверждал Парменид. Согласны ли вы с ним? Если «да», то как объяснить существование исторической науки, изучающей прошлое и футурологии - научного прогнозирование будущего?

3. «Бытие – нечто, небытие – ничто», утверждал Парменид. Прокомментируйте это утверждение.

4. «Бытие есть всё то, что существует: это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное и духовное. Оно есть, таким образом, нечто реально сущее». (Спиркин А.Б.) Согласны ли вы с таким определением бытия? Если да, то можно ли с помощью этого понятия сформулировать основной вопрос философии?

5. Если ошибка в утверждениях

- Все вещи состоят из материи

- Материя состоит из вещей?

6. Верно ли суждение Гельвеция о материи: «Сами люди, если можно так выразиться, создали материю…Материя не есть какое – то…Под словом «материя» следует понимать лишь совокупность свойств, присущих всем телам»?

7. Можно ли заменить понятие «реальность», понятием «материя», а «реализм» - «материализмом»?

8. Один из студентов на семинарском занятии утверждал, что электроны, ядро Земли, чёрные дыры не являются материальными явлениями, так как человек их не ощущает. Можно ли с ним согласиться?

9. Какая философская ошибка лежит в основе попыток найти «первоматерию» и «праматерию»? Можно ли предположить, что наука наконец обнаружит и опишет эти явления?

10.Являются ли философски корректными термины «антиматерия», «антивещество», «антимир»?

11.«Движение есть непрерывная перемена мест, т.е. оставление одного места и достижение другого» (Т.Гоббс XVIII в.)Согласны ли вы с ним?

12.«Кто ответит на вопрос, откуда начало движения?», - спрашивал античный философ Демокрит. Вам предоставляется такая возможность

13.Можно ли покой рассматривать как движение, а движение как покой?

14.На семинарском занятии студент заметил, что если движение неуничтожимо и вечно, то весь мир становится вечным двигателем. Однако наука отвергает в принципе существование вечного двигателя. Таким образом философское положение о вечности движения противоречит научным представлениям. Дайте аргументированную критику этого рассуждения.

15.Сравните два философских суждения о бесконечности:

«Открылась бездна, звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…» М.В.Ломоносов

 

«Как бы далеко, я ни отодвигал звезду, я могу всё же пойти дальше. Мир нигде не заколочен досками». Г.Гегель

Какое из этих суждений ближе современным представлениям о бесконечности?

16.В комедии В.Шекспира «Как вам это понравится» одна из героинь утверждает: «Время идёт с различными людьми по разному…с кем оно идёт иноходью, с кем рысью, с кем стоит на месте» Объясните почему это так происходит?

17.«Так хочет время, мы его рабы» В.Шекспир Согласны ли вы с ним?

18. «Сколько времени потерял!», зачастую можно услышать. А можно потерять время?

19. На семинарском занятии студент заявил, что тезис о всеобщей связи явлений не соответствует действительности. Он привёл следующий аргумент: как связано моё выступление на семинаре с приходом судна в марсельский порт или взрывом сверхновой звезды, свет которой дойдёт до нас через несколько сот лет? Как связаны между собой дорожное происшествие с падением курса акций на Лондонской бирже? Что бы вы ответили студенту?

20. Если в мире всё взаимосвязано, тогда движение планет, звёзд связано с поведением людей. Почему же тогда астрология, которая исследует эти связи, не признана в качестве науки

21. Бросивший однажды - будет брошен, Пусть не сразу, пусть гораздо позже, Но поступок будет возвращен. Не простивший, будет не прощен, Обманувший, будет, сам обманут, Никуда деяния не канут. Сотворивший низкий уговор, Сам получит тот-же приговор. Зло питавший, им же наградится. Из добра лишь доброе родится. Бумерангом будущее бьет, Все твое тебе же отдает. А вы согласны?

Дополнительные задания Медицина и философия. Примерами из медицинской практики проиллюстрируйте содержание основных онтологических проблем и категорий

Тема 3. Философия сознания

Содержание учебного материала

1.Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга. Сознание и мозг. Мышление и язык. Общественная природа сознания.

2.Основные структурные компоненты сознания. Бессознательное, природа и формы его проявления. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Рабочей программы по дисциплине студенты должны

иметь представление:

- о связи сознания и мозга;

- о связи мышлении и языка;

- об индивидуальном и общественном сознании;

- об источниках сознания.

знать:

- основные характеристики сознания

- о структуре сознания;

- основные понятия:

уметь:

- давать определение основным понятиям;

- разъяснять основные теоретические положения;

- выражать и отстаивать собственную точку зрения.

Основные понятия:

бессознательное

идеальное

отра­жение

речь

самосознание

сознание

субъективная реальность

язык

Вопросы для самоконтроля

1.Почему проблема сознания является одной самых трудных познавательных проблем?

2.В каких аспектах рассматривается проблема сознания в философии?

3. Каковы основные философские позиции можно выделить в решении проблемы сознания?

4.Как решают проблему сознания в онтологическом смысле сторонники идеализма?

5.Как решают проблему сознания в онтологическом аспекте сторонники материализма?

6.Как решается проблема сознания в рамках вульгарного материализма?

7. Эволюция, какого свойства материи привела в конечном итоге к появлению сознания?

8. Какие основные этапы можно выделить в развитии форм отражения?

9. В чём состоят особенности отражения в неживой природе?

10. Каковы характерные черты отражения в живой природе?

11. Каким образом произошёл переход от психики животных к сознанию человека?

12. Какие основные черты характерны для сознания как высшей формы отражения?

13.Какие данные медико-биологических наук говорят о связи мозга и сознания?

14.Как связаны мозг и сознание?

15.Какой смысл вкладывается в утверждение: мозг – носитель сознания?

16.Какие функции выполняет язык по отношению к сознанию?

17.В чём заключается «мыслеобразующая» функция языка?

18. В чём проявляется гносеологическая функция языка?

19. Каково содержание социокультурной функции языка?

20. Как связаны сознание и язык?

21. Что во взаимодействии мышление – язык играет главную роль?

22. Какова структура сознания?

23. Какие элементы входят в сферу телесно-перцептивных способностей сознания?

24. Что составляет основу логико-понятийного компонента сознания?

25. Какие составляющие можно выделить в эмоционально-волевом компоненте сознания?

26. Что входит в ценностно-нормативный компонент сознания?

27. Какую роль занимает сознание в жизни человека и общества?

Самостоятельная аудиторная работа

Ведение лекционной тетради:

ü Свободный конспект «Философия сознания»

ü Выполнение заданий пособия «Рабочая тетрадь по философии»

Самостоятельная внеаудиторная работа

Оформление папки

P Написать эссе

1.Сознание не только чудо мироздания, но и крест. Подавляющее число мыслителей всерьёз полагают, что сознание - это «проклятый дар» и без него человек был бы счастлив. В сознании дано не только знания о мире, но и боль и страдание. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую) отключают на некоторое время сознание с помощью нар­котиков, алкоголя и т.п.

2.В своей книге «Мозг и сознание» известный нейрохирург X.Дельгадо описывает результаты экспериментальных исследований мозга при помощи вживления электродов. Эти исследования показали, что если с помощью электродов воздействовать на различные участки мозга чело­века слабым током, то можно вызвать у пациентов страх, агрессивность, радость, злобу и даже любовный экстаз. При этом пациент воспринимает возникшие состояния как свои собственные.

Какие философские выводы можно сделать из этих экспериментов? Согласны ли вы с X.Дельгадо, который считает, что в будущем можно будет управлять самыми сложными психическими состояниями людей с помощью прямого физического воздействия на мозг и тем самым полно­стью программировать поведение человека и определять его мировоз­зрение?

3.Можно ли согласиться со следующим утверждением; о сознании человека судят не по тому, что он говорит или пишет, а потому, что он делает?

ü Фишбоун «Свойства сознания»

PПублицистика. Найти с помощью интернета статьи раскрывающие сущность:

- психосоматического воздействия, в том числе и оздоровительного на человека

- явления, когда «мысли материализуются»

- интеллекта животных

- бессознательного и сверхсознания и т.п.

Тема 4. Теория познания

Содержание учебного материала

1.Познание как предмет философского анализа. Понятие познания. Субъект и объект познания. Практика: основа, движущая сила и цель познания. Познание как процесс: чувственное и рациональное познание

2.Проблема истины. Объективная и субъективная, абсолютная и относительная истина. Конкретность и процессуальность истины. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного

стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и Рабочей программы по дисциплине: «Основы философии» студенты должны, изучив информацию по теме: «Теория познания»,

знать:

- содержание основного вопроса гносеологии

- взаимодействие субъекта и объекта познания

- связь практики и познания

- уровни и основные элементы познания

- основные характеристики истины

- критерии истины

- основные понятия:

уметь:

- давать определение основным понятиям;

- разъяснять основные теоретические положения;

- выражать и отстаивать собственную точку зрения.

Основные понятия

восприятие

заблуждение

знание

истина

объект познания

ощущение

познание

понятие

практика

представление

субъект познания

суждение

умозаключение

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны философская онтология и гносеология?

2. Почему в настоявшее время теория познания приобретает особое значение?

3. В чём сущность основного вопроса гносеологии «Познаваем ли мир»?

4. Какие основные философские идеи можно выделить в ответе на основной вопрос гносеологии «Познаваем ли мир»?

5. Что такое объект познания и чем он отличается от предмета познания?

6. Кто является субъектом познания? В чём заключается его социальный характер?

7. Каким образом взаимодействуют субъект и объект познания?

8. Что такое практика?Какова связь практики с сущностью человека?

9. Каковы функции практики в познании?

10. Чем различаться чувственная и логическая ступени познания?

11. В каких основных формах осуществляется чувственное познание? Какова его роль в процессе познания?

12. В каких основных формах осуществляется рациональное познание? Какова его роль в процессе познания?

13. Каким образом взаимодействуют чувственное и рациональное познание?

14. Что есть истина? Каковы исторические трактовки истины?

15. В чём состоит объективность, субъективность и конкретность истины?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.3 с.)