Назовите настоящую фамилию А. А. Фета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назовите настоящую фамилию А. А. Фета.



а) Боткин;

б) Шеншин;

в) Григорьев.

В каком возрасте богатый наследник А. А. Фет внезапно превратился в «человека без имени»?

а) 10 лет;

б) 12 лет;

в) 14 лет.

3. В каком году А. А. Фет окончил словесное отделение философского факультета Московского университета?

а) 1842;

б) 1844;

в) 1846.

Кто дал «благословение» А. А. Фету на серьезную литературную работу, сказав: «Это несомненное дарование»?

а) Н. В. Гоголь;

б) И. С. Тургенев;

в) Н. А. Некрасов.

Как называется первый сборник стихотворений А. А. Фета, вышедший в 1840 году?

а) «Вечерние огни»;

б) «Лирический пантеон»;

в) «Мечты и звуки».

Как звали жену А. А. Фета – дочь богатейшего чаеторговца?

а) М. Боткина;

б) Л. Андреева;

в) О. Орлова.

В каком журнале были опубликованы стихотворения А. А. Фета, которые вызвали восхищение критиков всех направлений, в 1850 году?

а) «Современник»;

б) «Отечественные записки»;

в) «Вестник Европы».

В каком году А. А. Фет добился звания камергера и вновь стал дворянином?

а) 1887;

б) 1888;

в) 1889.

В каком стихотворении А. А. Фета, в котором нет глаголов, параллельно развиваются два потока событий: в природе – смена ночи утром, между людьми – объяснение в любви?

а) «Я пришел к тебе с приветом»;

б) «Шепот, робкое дыханье»;

в) «На заре ты ее не буди».

В каком своем стихотворении А. А. Фет использует прием «одного предложения»?

а) «Это утро, радость эта»;

б) «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер»;

в) «Прости и все забудь»



Приглашаем в библиотеку!

 

1. Архангельский А. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)// Литература – Первое сентября. – 2001. № 24.

2. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. – Л., 1990.

3. Бухштаб Б.Я. Фет и другие. – Спб., 2002.


3 tZkArm+AUnNq/H24ywet24M4/gUAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhACL/KV3fAAAACgEAAA8AAABk cnMvZG93bnJldi54bWxMj01vwjAMhu+T9h8iT9oN0rFRVV1TNCFxmAQHGNOuoTFtWeNUSYD238+c xs0fj14/LhaD7cQFfWgdKXiZJiCQKmdaqhXsv1aTDESImozuHKGCEQMsyseHQufGXWmLl12sBYdQ yLWCJsY+lzJUDVodpq5H4t3Reasjt76Wxusrh9tOzpIklVa3xBca3eOywep3d7YKhv3nys/Hmtw2 fv+My9N6s+nXSj0/DR/vICIO8R+Gmz6rQ8lOB3cmE0SnYJa+MalgMk+4YCBLb5MDk69ZCrIs5P0L 5R8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtD b250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAA AAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAJl91aaYCAABYBQAADgAAAAAAAAAAAAAA AAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAIv8pXd8AAAAKAQAADwAAAAAAAAAA AAAAAAAABQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAAwGAAAAAA== " fillcolor="#a5d5e2 [1624]" strokecolor="#40a7c2 [3048]">
Тема 7. Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова. Лирика. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»

 

 


 

Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…

Н.Г. Чернышевский

 

Задание 1. Составьте хронологическую таблицу жизненного и творческого пути поэта по образцу.

Даты События в жизни
28.11. 1821г. Родился в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика.
 

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, что нового Некрасов внес в поэзию.

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было ве­личайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотво­рениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.

Н. А. Некрасов — один из трех гигантов русской поэзии ХIХ века. Продолжив традиции своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова - Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина - крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы. С одной стороны, Н. Некрасов связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой - является одним из зачинателем нового направления.

Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.

Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.

• Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

• Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т. д.

• Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».

• Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

• Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

• Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Задание 3. Заполните таблицу.

Основные темы лирики

Тематика стихов Название стихотворения
Тема Родины и народа  
Тема поэта и назначения поэзии  
Тема матери  
Тема природы  
Тема города  
Тема истории  
Тема детства  
Тема любви  
Тема идеала общественного деятеля и гражданственного служения  

Задание 4. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Н.А. Некрасова.

«Элегия»

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа

1. Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?

2. Как поэт определяет тему стихотворения (подчеркните в тексте стихотворения)

3. Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?

4. Выпишите

восклицания, риторические вопросы, эпитеты, сравнения, оксюморон, антитезу.

5. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?

6. Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему предназначения поэта?

Для любителей поэзии!

Задание 5. Прочитайте выразительно стихотворения, понравившееся выучить наизусть.


«Размышления у парадного подъезда»(отрывок)


….Родная земля!Назови мне такую обитель,Я такого угла не видал,Где бы сеятель твой и хранитель,Где бы русский мужик не стонал?Стонет он по полям, по дорогам,Стонет он по тюрьмам, по острогам,В рудниках, на железной цепи;Стонет он под овином, под стогом,Под телегой, ночуя в степи;Стонет в собственном бедном домишке,Свету божьего солнца не рад;Стонет в каждом глухом городишке,У подъезда судов и палат.Выдь на Волгу: чей стон раздаетсяНад великою русской рекой?Этот стон у нас песней зовется -То бурлаки идут бечевой!..Волга! Волга!.. Весной многоводнойТы не так заливаешь поля,Как великою скорбью народнойПереполнилась наша земля, -Где народ, там и стон... Эх, сердечный!Что же значит твой стон бесконечный?Ты проснешься ль, исполненный сил,Иль, судеб повинуясь закону,Всё, что мог, ты уже совершил, -Создал песню, подобную стону,И духовно навеки почил
***

«Памяти Добролюбова»


Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…


***

«Мы с тобой бестолковые люди…»


Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

 

 


Работа с литературоведческими терминами

Задание 6. Раскройте смысл терминов, указанных в таблице.

Термины Определение
Поэма  
Эпопея  

Задание 7. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, в чем своеобразие поэмы «Кому на Руси…»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.025 с.)