Экономика фирмы: конспект лекций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика фирмы: конспект лекций



Котельникова Е.А.

Экономика фирмы: конспект лекций

 

Электронное издание, Эксмо, 2009.

 

Объектом изучения данного курса лекций является фирма как единая система, которая функционирует в условиях рыночной экономики. Рассматриваются организационно-правовые формы фирм, основные условия обеспечения экономической стабильности фирмы, принципы ее управления и организационная структура, порядок обеспечения кадрами, модель функционирования фирмы в рыночной среде. Описана комплексная система обеспечения ресурсами (трудовые ресурсы, основные и оборотные средства), система показателей для оценки эффективности их применения.

Этот курс лекций предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов университетов и экономических вузов.

 

Оглавление

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Рыночная система хозяйствования

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития

2. Функции и структура рынка

ЛЕКЦИЯ № 2. Государственное регулирование рыночной экономики

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики

2. Объекты государственного регулирования экономики

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

ЛЕКЦИЯ № 3. Цели, задачи, организационная структура фирмы

1. Понятие и общая характеристика фирмы

2. Цели и задачи фирмы, ее организационная структура

3. Классификация фирм

ЛЕКЦИЯ № 4. Производственная структура предприятия

1. Предприятие и собственность

2. Организационные типы построения производственной структуры предприятия

3. Пути повышения эффективности производственной структуры предприятия

ЛЕКЦИЯ № 5. Организационно-правовые формы предприятий (фирм)

1. Коммерческая организация и некоммерческая организация

2. Полное товарищество

3. Коммандитное товарищество

4. Общество с ограниченной ответственностью

5. Акционерное общество

ЛЕКЦИЯ № 6. Кадры и производительность труда

1. Производственные кадры и их классификация

2. Профессионально-квалификационная характеристика труда

3. Формирование кадрового потенциала

ЛЕКЦИЯ № 7. Безработица и ее влияние на экономику

1. Понятие безработицы

2. Безработица в России

3. Борьба с безработицей

ЛЕКЦИЯ № 8. Основные средства и нематериальные активы

1. Экономическая сущность основных средств (фондов) и нематериальных активов

2. Классификация и оценка основных средств и нематериальных активов

Лекция № 9. Оборотные средства предприятия

1. Сущность оборотных средств

2. Нормирование оборотных средств

ЛЕКЦИЯ № 10. Научно-технический прогресс и интенсификация производства

1. Сущность научно-технического прогресса и его роль в развитии общественного производства

ЛЕКЦИЯ № 11. Аренда, франчайзинг

1. Арендные механизмы в предпринимательстве

2. Франчайзинговая форма организации бизнеса

ЛЕКЦИЯ № 12. Лизинг

1. Лизинг как особая форма арендных отношений

2. Лизинг – эффективная форма сбыта готовой продукции

ЛЕКЦИЯ № 13. Кредит и его роль в рыночной экономике

ЛЕКЦИЯ № 14. Маркетинговая деятельность на предприятии

1. Сущность и содержание маркетинга

2. Задачи маркетинга и некоторые пути их решения

3. Функции маркетинга

4. Виды маркетинга

5. Стратегия и тактика маркетинговой деятельности

6. Организация маркетинговой деятельности на предприятии

 

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Рыночная система хозяйствования

Функции и структура рынка

Приведенное в предыдущей главе определение рынка требует подхода к его характеристике как к сложноорганизованному объекту, состоящему из широкого спектра отдельных частей, элементов. Такое многообразие составляющих и специфика функционирования каждого элемента предопределяют основные функции, выполняемые рынком.

Рынок является средством связи, коммуникации продавцов товара и покупателей. К продавцам относятся:

1) товаропроизводители, т. е. предприятия, реализующие свои товары и услуги; работники, продающие свою способность к труду, рабочую силу;

2) собственники всех видов производственных ресурсов, которые продают или уступают пользование этими ресурсами на определенное время.

К покупателям относятся потребители, пользующиеся предлагаемыми товарами и услугами, а также определенные потребители или фирмы, приобретающие те ресурсы (живой труд, сырье, капитал), с помощью которых они и осуществляют производство своих товаров и услуг; чаще всего один и тот же субъект выступает на рынке и продавцом, и покупателем.

В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.

Рынок – средство взаимосвязи продавцов и покупателей, распространяющее информацию о том, что именно хотят продать продавцы (и по какой цене), а также и что конкретно приобрели бы или приобретут в ближайшем будущем покупатели. При этом рынок не должен быть обязательно каким-то конкретным географическим местом. Любой источник распространения информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

Обеспечивая обмен новой информацией об изменении ситуации (изменения спроса, предложения и др.), рынок дает возможность его участникам достаточно быстро реагировать на эти изменения, а также вовремя модифицировать цены. В первую очередь цены воздействуют как сигнал продавцам и покупателям, сообщая им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов либо об их избытке.

Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

1) по элементам рыночной инфраструктуры;

2) по экономическому назначению объектов рыночных отношений;

3) по географическому положению и характеризующим его границам и масштабам;

4) по степени ограничения конкуренции;

5) по отраслям сфер производства и услуг;

6) по характеру и размерам продаж.

Первый признак классификации рынка выделяет еще три основных элемента:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок факторов производства;

3) финансовый (или денежный) рынок.

Рынок товаров и услуг включает в себя большое количество особых рынков купли-продажи соответствующих товаров (их достаточно много), а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи (центры купли-продажи, оформления этих сделок) по надлежащим товарам, организации розничной и оптовой торговли, маркетинговые и посреднические организации.

Рынок факторов производства охватывает процессы купли-продажи факторов производства – земли, труда, капитала, предпринимательских способностей. При этом такой особый фактор производства, как земля, включает не только непосредственно определенные участки земли, используемые для того или иного производства, но и природное сырье, добываемое из недр земли или получаемое в результате ее использования (например, продукция растениеводства).

Фактор производства в виде живого труда предполагает использование услуг всех работающих (рабочих, служащих, управленческого персонала, отдельных предпринимателей). Рынок труда предполагает и наличие такого важного инструмента этого рынка, как биржа труда, где непосредственно формируются спрос на трудящуюся силу всевозможного вида и квалификации, и предложение этой рабочей силы. Помимо этого, важными функциями биржи труда являются: формирование резерва рабочей силы, подготовка и переподготовка кадров (в первую очередь безработных), организация общественных работ для обеспечения занятости населения.

Такой фактор производства, как капитал, включает в себя все средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, а также денежные средства, которые могут использоваться на получение этих средств производства.

Иногда в качестве отдельного фактора производства показывают предпринимательскую способность (талант), которой располагает человек, организующий какое-либо производство товаров и услуг, принимающий решения по его функционированию, управлению, определяющий его рыночное поведение.

Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств – денег, облигаций, акций, казначейских и банковских обязательств и др. Единственным товаром на таком рынке являются деньги, представленные либо в непосредственно денежной форме, либо в одном из видов ценных бумаг. Универсальный характер этого товара заключается в том, что при необходимости он превращается в любой из факторов производства. Чаще всего финансовый рынок предполагает функционирование фондовой и валютной бирж.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры органически взаимосвязаны и, соответственно, воздействуют друг на друга. Если они формируют равновесие, то и в экономике наступает общее макроэкономическое равновесие.

Второй признак классификации элементов рынка – по экономическому назначению объектов рыночных отношений – предполагает выделение более мелких сегментов рынка в виде:

1) рынка потребительских товаров и услуг;

2) рынка товаров производственного назначения;

3) рынка новых идей, технологий, проектов (ноу-хау);

4) сырьевого рынка;

5) рынка труда;

6) рынка ценных бумаг;

7) рынка вторичного сырья и др.

По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:

1) местный (региональный) рынок;

2) национальный (в пределах страны) рынок;

3) мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции различают:

1) свободный рынок;

2) рынок монополистической конкуренции;

3) олигополистический рынок;

4) чистую монополию.

Такого рода классификация охватывает многочисленные аспекты рынка любого товара (например, количество предприятий, технология производства, типы продаваемых товаров и т. п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.

Степень ограничения конкуренции определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Наивысшая степень конкурентности характерна для свободного рынка (рынка свободной конкуренции). Каждый очередной вид рыночной структуры представляет все более существенную степень ограничения конкуренции.

Особенности видов рынка в зависимости от степени развития конкуренции на них рассмотрены в специальном разделе курса.

По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, характеризующих соответствующие отрасли экономики:

1) топливный рынок (угольный, нефтяной, газовый и др.);

2) автомобильный рынок (рынок грузовых, легковых автомобилей, автобусов и др.);

3) компьютерный рынок;

4) рынок хлебопродуктов и т. п.

По характеру и размерам продаж различают:

1) оптовый рынок;

2) розничный рынок.

Нетрудно заметить из приведенной выше классификации видов и элементов рынка, что в направленных рамках реализовывается деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров или услуг на рынке. Если же какие-либо товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них и не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Типичными примерами нерыночной деятельности являются решения вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обеспечения, пенсионного обслуживания. Источниками такой деятельности являются: бюджеты (государственный и местные) за счет соответствующих отступлений от налогов; пожертвования; благотворительная деятельность и др.

Важнейшим условием любого рынка является возможность получить право собственности на тот товар, за который продавец платит либо отдает по бартеру другой товар. Это относится к покупателям. Право собственности предполагает наличие права владения, распоряжения и пользования данным товаром. Для приобретения этих прав покупатель совершает сделку купли-продажи. Это же относится и к продавцам: они производят свой товар только потому, что надеются, предполагают передать свои права собственности на него в обмен на деньги или другой товар.

Следовательно, любой рынок может функционировать только по товарам. Права собственности могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий не способствует стимулированию производства данного товара, а также его покупки и сбыта.

Определенное влияние на рыночные взаимоотношения (в частности, на формирование цены на товар) оказывают так называемые операционные издержки, которые включают в себя стоимость ресурсов, необходимых для нахождения партнеров, сведения об условиях купли-продажи, составление соответствующих контрактов и оформление прав собственности на приобретаемый товар, плату за посредничество, рекламные, транспортные расходы и др. Если перечисленные затраты превышают ожидаемую выручку, то, естественно, нет смысла в осуществлении данной сделки.

 

 

Классификация фирм

Исторический опыт хозяйствования породил множество типов фирм, отражающих различные формы и способы привлечения и использования капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков: виду хозяйственной деятельности, виду субъекта и права собственности, национальной принадлежности капитала, масштабам деятельности и количественным критериям.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций распознают фирмы промышленные, торговые, страховые, инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские, специализирующиеся в области транспорта, связи, а также проводящие операции с наличностью, недвижимым имуществом, ценными бумагами и др.

Во всех индустриальных странах с развитым рыночным хозяйством самые крупные по объему суммарных продаж – промышленные фирмы, а самые многочисленные – группы фирм, функционирующих в сфере научно-исследовательских, информационных, консалтинговых и иных видов услуг. Среди них значительна доля инжиниринговых фирм, представляющих различные инженерно-технические услуги, связанные с проектированием, строительством и вводом в действие технически сложных объектов, разработкой новых и усовершенствованием ранее освоенных технологий и проч.

Для всех стран с рыночной экономикой характерно большое количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортно-импортные и др. Торговые фирмы могут входить в режим сбыта крупных промышленных компаний или действовать как самостоятельные субъекты. Прибыль таких фирм образуется за счет разницы между ценами закупаемых и продаваемых товаров, а также как вознаграждение за услуги по продвижению товаров на рынки. Для крупных торговых фирм характерно сочетание коммерческой деятельности с операциями по доработке (сортировке, расфасовке, упаковке), перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров.

Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Обычно они специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем отличаются судоходные, автомобильные, железнодорожные и авиационные фирмы.

Фирмы могут классифицироваться не только по конкретному виду, но и по степени охвата видов хозяйственной деятельности. Возможно разграничение фирм на моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые).

Различают два типа диверсифицированных фирм. Относящиеся к первому типу при всем многообразии сфер деятельности сохраняют достаточно выраженное профилирующее производство (основную специализацию). По организационной структуре такие фирмы, как правило, представляют собой концерны.

Второй тип диверсифицированных фирм – так называемые конгломератные фирмы. В отличие от фирм первого типа в них отсутствует доминирующее отраслевое ядро, т. е. профилирующее производство. Здесь сосредоточиваются виды хозяйственной деятельности, не имеющие никаких производственных или функциональных связей. Цели конгломератов не направлены на повышение эффективности, они часто спекулятивные (например, получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций). Конгломераты живут ровно столько, сколько времени удается обеспечивать высокую норму доходности капитала путем приобретения быстрорастущих фирм, а также ликвидации малорентабельных филиалов и отделений. В противном случае они либо распадаются, либо изменяют свою стратегию. Последнее означает концентрацию усилий на производстве одного какого-либо продукта и превращение ранее конгломератной структуры в диверсифицированную фирму первого типа.

По признаку субъекта права собственности все фирмы, а точнее, закрепленное за ними имущество, могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом исключение решающего участия государства в реализации имущественных прав приближает фирму к тому, чтобы называться частной. В рамках частного предпринимательства имеют место индивидуальная и групповая формы собственности и, соответственно, три основных типа фирм:

1) единоличные владения, характеризующиеся непосредственным соединением функций владения собственностью и управления;

2) товарищества, которыми на паях владеют два лица и более, особенностями которых являются специализация функций управления и неограниченная ответственность совладельцев за деятельность партнеров;

3) общества, где существует отделение функций управления от функций собственности, но уже при ограничении ответственности за деятельность фирмы.

С точки зрения национальной принадлежности капитала и масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные либо транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) – это, как правило, крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности.

По количественному критерию фирмы принято подразделять на крупные, средние и мелкие предприятия или так называемый малый бизнес. Критериями при этом могут быть: объем продаж, величина собственного капитала фирмы, численность работающих. Использование перечисленных критериев в комплексе позволяет получить более достоверную оценку «размеров» фирмы, чем при применении одного из них. Вместе с тем в связи с особым положением малого бизнеса в рыночной экономике и существующей не только в России, но и в других странах системы государственных мер, обеспечивающих его поддержку, принято устанавливать численность работающих в качестве критерия, ограничивающего группу предприятий. В современных условиях сочетание крупных, средних и мелких предприятий определяет не только структурное разнообразие рыночного хозяйства, но и предпосылки и условия его развития.

 

 

Предприятие и собственность

Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Получается, что предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Понятие «вышестоящей орган» исчезло из законодательного оборота. Собственник государственного имущества не вправе вмешиваться в деятельность предприятия после заключения с ним договора и утверждения устава.

В условиях командно-административной системы устав предприятия, хотя и определял его значительную самостоятельность, носил формальный характер. Собственник в лице министерства постоянно вмешивался в оперативное руководство предприятием. В условиях товарного рынка самостоятельным товаропроизводителем никто не может командовать, им управляет рынок. Предприятия могут добровольно объединяться на договорной основе, но вышестоящих административных органов над ними нет.

Характерными чертами предприятия являются, во-первых, производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства, во-вторых, организационное единство, выражающееся в наличии единого руководства, плана, в третьих, экономическая целостность, выражающаяся в единстве материальных, финансовых и технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

Предприятие может состоять из однородных цехов или участков, из технологически различных цехов, в результате совместной деятельности которых выпускается продукция, выполняются работы, оказываются услуги. Важными признаками, объединяющими предприятие в единое целое, являются общее вспомогательное хозяйство и единая территория.

Основой деятельности каждого предприятия является производственный процесс, который представляет собой совокупность взаимосвязанных основных, обслуживающих и вспомогательных процессов труда, направленных на изготовление продукции, выполнение работ.

Основной процесс обычно состоит из заготовительной, обработочной и сборочной стадий.

На заготовительной стадии создаются заготовки (упаковки, отливки, штамповки из листа металла), подвергающиеся, как правило, дальнейшей обработке на этом же предприятии.

На обработочной стадии заготовки материалы подвергаются обработке, в результате которой они превращаются в готовые детали. Эта стадия производственного процесса происходит в механических, термических цехах.

Сборочная стадия – это процесс сборки деталей в узлы изделия, а затем сборка готовых изделий.

Под вспомогательными процессами (например, в машиностроении) понимаются следующие процессы: ремонт оборудования, зданий, сооружений; изготовление и ремонт технической оснастки; производство и передача энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха). Некоторые вспомогательные процессы могут состоять из трех стадий: заготовительной, обработочной и сборочной (например, процесс изготовления технологической оснастки).

К обслуживающим процессам относятся такие, которые связаны с обслуживанием основных и вспомогательных процессов, например складские работы, контрольные работы.

Весь производственный процесс разбивается на отдельные процессы, основной структурной единицей которых является операция. Операция представляет собой часть производственного процесса, выполняемую на одном рабочем месте без переналадки оборудования, как правило, одним рабочим. Операции делятся на основные и вспомогательные.

Рабочее место представляет собой часть производственной площади, оснащенную необходимым оборудованием и устройствами, где рабочие осуществляют определенные операции производственного процесса.

В условиях рыночных отношений важным становится вопрос о собственности. Понятие собственности определяется как система экономических отношений использования, владения и распоряжения имуществом. Трудовой коллектив – как правило, пользователь имущества; администрация реализует право владения имуществом. Вопросы купли-продажи имущества решаются его собственником – распорядителем имущества.

Только собственник имущества вправе создавать предприятия. Раньше таким правом пользовались министерства, ведомства, различные главные управления. С началом экономической реформы вместо министерств образовались концерны, ассоциации, объединения, которым Совет министров РФ тоже предоставлял право создавать предприятия, сдавать их в аренду, реорганизовывать. Все это в настоящее время отменено. Концерны, союзы, объединения могут создавать только предприятия, основанные на общей собственности участников, т. е. на основе негосударственной собственности, как правило, путем акционирования.

И сами госпредприятия не вправе создавать государственные предприятия. Российское законодательство не поощряет развитие госсобственности, оно ориентировано на развитие системы предприятий, основанных на частной собственности. На базе подразделений государственных предприятий могут создаваться акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, т. е. предприятия с негосударственной формой собственности. Чтобы создать государственное предприятие путем выделения его из действующего госпредприятия, нужно получить разрешение комитета по управлению госимуществом. Возбудить ходатайство о выделении может трудовой коллектив отделяющейся единицы.

Акционерное общество может создавать любое количество самостоятельных предприятий, наделять их имуществом, утверждать их устав, определять режим работы.

Все предприятия делятся на собственников и несобственников. Первая группа – это те предприятия, имущество которых находится в их собственности, и они могут делать со своим имуществом все, что не запрещено законом. Вторая группа – предприятия, которые пользуются имуществом, предоставленным им собственником. Такие предприятия ограничены в своей деятельности теми рамками, которые им установлены не только законом, но и собственником имущества через устав либо договор.

Полное товарищество

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей или участников уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей или участников, а также произведенное впоследствии или приобретенное, является собственностью самого товарищества. Участники товарищества сохраняют в отношении этого имущества права на приобретение доли дохода от деятельности товарищества.

Хозяйственные товарищества по Гражданскому кодексу РФ могут формироваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Эти две организационно-правовые формы имеют много общих черт. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного товарищества происходит по соглашению между участниками (учредителями) товарищества. Хозяйственные товарищества не вправе выпускать акции.

Члены хозяйственного товарищества имеют право участвовать в управлении делами товарищества, получать информацию о деятельности товарищества, участвовать в распределении прибыли, получать в случае ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами. Участники хозяйственного товарищества могут иметь и другие права, которые предусмотрены учредительными документами товарищества.

Участники хозяйственного товарищества обязаны вносить вклады в порядке, размерах, способах и в сроки, которые предусмотрены учредителями или участниками; не разглашать коммерческую тайну товарищества. Они могут нести и другие обязанности, предусмотренные учредительными документами данного товарищества.

Полное товарищество может преобразовываться в коммандитное товарищество или в производственный кооператив по решению общего собрания участников.

Основным документом, определяющим принципы деятельности хозяйственного товарищества, взаимоотношения участников и его статус, является учредительный договор, который подписывается всеми участниками товарищества.

В учредительном документе хозяйственного товарищества должны определяться наименование юридического лица, его местонахождение, порядок управления деятельностью хозяйственного товарищества.

Учредительный договор должен содержать положения о ведении дел товарищества; передаче имущества в его собственность; распределении прибылей и убытков; изменении состава участников; условиях и порядке совместной деятельности; правах, обязанностях и ответственности участников товарищества; последствиях выбытия участников из товарищества.

Конструкция хозяйственного товарищества рассчитана на небольшое число участников, хотя Гражданский кодекс РФ не устанавливает каких-либо ограничений в отношении состава и числа участников.

Полным признается товарищество, участники которого принимают участие в предпринимательской деятельности от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

В соответствии с российскими законами полными товариществами могут являться только коммерческие юридические лица и граждане-предприниматели.

Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и словосочетания «полное товарищество».

Управление же деятельностью полного товарищества реали-зовывается по общему согласию всех участников или решением большинства голосов, если это предусмотрено учредительным договором. Каждый участник полного товарищества имеет один голос и вправе знакомиться со всеми документами, касающимися ведения неполного товарищества.

Каждый участник полного товарищества имеет право действовать от имени товарищества при условии, что учредительным договором не установлено ведение дел совместно либо ведение дел поручено отдельному участнику (директору). В этом случае для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества либо директора товарищества. Права на ведение дел товарищества, которые предоставлены одному или нескольким участникам, могут быть прерваны судом по требованию одного или нескольких других участников при наличии серьезных оснований (например, нарушения уполномоченным лицом своих обязанностей).

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками обычно пропорционально их долям в уставном капитале. Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размеров его уставного капитала, полученная товариществом прибыль не делится между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер уставного капитала. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Ответственность (субсидиарная) означает дополнительную ответственность всех участников полного товарищества пропорционально их вкладу в уставный капитал. Например, если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов, учредители (участники) товарищества отвечают лично принадлежащим им имуществом пропорционально сделанным в полное товарищество вкладам. Участник полного товарищества, который не является его учредителем, отвечает наравне с другими учредителями по обязательствам, возникающим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, которые возникли до момента его выбытия в течение 2 лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

Участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается обычно стоимость части имущества товарищества или выдается в натуре (только по соглашению с оставшимися участниками). При этом доли оставшихся участников в уставном капитале товарищества соответственно увеличиваются.

Учредитель полного товарищества вправе (но только с согласия оставшихся его участников) передавать свою долю в уставном капитале или его часть другому участнику либо третьему лицу.

Обращение взыскания на долю участника в уставном капитале полного товарищества по собственным долгам участника допускается лишь при недостатке его имущества для того, чтобы покрыть долги. Кредиторы такого участника вправе потребовать от полного товарищества выдела части имущества товарищества (соответственно доле должника в уставном капитале) с целью обращения взыскания на это имущество. При этом прекращается участие должника в товариществе, однако он продолжает отвечать по обязательствам полного товарищества, возникшим до момента его прекращения участия в деятельности полного товарищества.

Полное товарищество может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников);

2) по решению суда;

3) в случае, когда в полном товариществе остался единственный участник, при этом он вправе в течение 6 месяцев такое товарищество преобразовать в хозяйственное общество.

Полное товарищество может быть ликвидировано и в ряде других случаев, если учредительным договором или соглашением оставшихся участников не предусмотрено, что хозяйственное товарищество продолжает свою деятельность, а именно в случаях:

1) выхода или смерти кого-либо из участников;

2) признания одного из участников безвестно отсутствующим либо несостоятельным (банкротом);

3) открытия в отношении одного из участников реорганизационных процедур по решению суда;

4) обращения кредитора одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующую его доле в уставном капитале.

Такая организационно-правовая форма хозяйственного субъекта, как полное товарищество, в практике российского предпринимательства почти не встречается. Она непопулярна среди предпринимателей, потому что не определяет пределов их ответственности по долгам товарищества.

Между тем во всем мире полные товарищества широко распространены и успешно функционируют преимущественно в сфере малого и среднего бизнеса. Например, их организуют врачи, адвокаты и другие лица, оказывающие платные услуги.

Коммандитное товарищество

Коммандитным товариществом (товариществом на вере) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов, и не принимают участия в осуществлений товариществом предпринимательской деятельности. Коммандисты могут сделать вклад не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и т. д. Такая организационно-правовая форма предприятия расширяет экономическую базу коммандитного товарищества, позволяет привлекать дополнительные капиталы, лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свободных денежных средств и материальных ресурсов, позволяет аккумулировать средства для крупных предпринимательских действий. Однако участники-вкладчики должны иметь доверие к тем, кому они передают свои средства, чтобы избежать потерь от неудачного ведения дела. Поэтому эта организационно-правовая форма и называется товариществом на вере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.074 с.)