Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические технологии и ситемы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность необходимых и достаточных элементов, характеризующих сущность педагогической деятельности. ЭЛЕМЕНТЫ: педагог и учащиеся как субъекты пед.процесса, цель, содержание, способы осуществления деятельности (формы, методы, средства). Субъект – носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменения в окружающем мире и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании. Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия, оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Объект – то, на что направлена познавательная или другая деятельность субъекта. Человек как объект познания и самоизменения - сложнейший раздел науки, поскольку объект сам становится субъектом. Цель – то, ради чего осуществляется деятельность (образ предвосхищаемого результата). Содержание – система знаний, умений, навыков, отношений и опыта творческой деятельности, которые отобраны для усвоения и которые обеспечивают всесторонне развитие. Форма – способ существования пед.процесса, оболочка для его внутренней сущности. Определяется количеством учащихся, временем, местом, порядком осуществления. Метод – способ достижения цели. Средство – материальные и идеальные объекты, необходимые для организации и осуществления пед.процесса и выполняющие функции развития учащихся. Технология обучения – новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Приведем несколько примеров определений данного понятия: • «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве» - толковый словарь. • «Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П. Беспалько). • «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок оформления функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин). «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
• «Педагогическая технология - это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев). • «Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П. Волков). • «Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (В.А. Сластенин). • «Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый результат» (Г.Ю. Ксензова). Для того, чтобы правильно сориентироваться в большом потоке научной и научно-практической литературы, поднимающей вопросы педагогической технологии, нужно знать, как считает Г.К. Селевко, что это понятие может быть представлено тремя аспектами: 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические вопросы; 2)процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержание методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3)процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение заранее спроектированных целей (результатов) образования и развития личности учащихся.
В данной главе мы будем рассматривать технологию как категорию процессуальную. В этом смысле технология отвечает на вопрос «Как сделать (из чего и каким средствами?)». Т.о. технология выражает процессуальную сторону педагогической системы. Система – совокупность элементов. Технология – совокупность приемов. В основе пед. технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектировании и воспроизводимости обучающего цикла. Специфические черты технологии обучения: - разработка диагностично поставленных целей; - ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей; - оперативная обработка, связь, оценка текущих и итоговых результатов; - воспроизводимость обучающих процедур. Диагностично поставленными считаются цели, которые определяются через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может измерить и оценить. В традиционном обучении цели ставятся неопределенно: изучить теорему, выразительно читать текст и т.д. трудно проверить. В диагностично поставленных целях действия ученика описываются операционально: знает, понимает, применяется и т.д. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам, далее организуется обучение, проверка – текущий контроль, корректировка повторное, в других операциях, обучение. Текущие оценки делаются по типу «усвоил – не усвоил». Итоговые разъяснения даются каждому ученику. Таким образом, проводится обучение в концепции полного усвоения (В. Шаталов). Она дает высокие результаты, но имеет ограничения: таким образом можно изучать материал, поддающийся членению на единицы, усвоение происходит в основном на репродуктивном уровне. Для перехода от репродуктивных умений к поисковым предлагается такой вариант обучения: 1. Сообщение необходимых знаний. 2. Формирование умений на репродуктивном уровне. а) демонстрация деятельности в целом и по элементам (демонстрация + объяснение) б) организация отработки умения в упрощенных условиях. в) организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью и положительной оценкой учителя. 3. Переход к поисковой, продуктивной фазе. а) организация проблемных ситуаций - решение конкретных задач, имитация, моделирование. б) обязательный анализ учащимися своей деятельности с учителем и группой. Ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей означает выбор таких методов, форм и средств обучения, которые будут обеспечивать успех предстоящей деятельности. Существенной чертой технологии обучения является воспроизводимость обучающего цикла. Цикл обучения содержит следующие моменты: - установление целей обучения; - предварительная оценка уровня обучаемости; - обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; - итоговая оценка результатов и постановка новых целей. Воспроизводимость будет гарантировать возможность осуществления технологии любым педагогом, независимо от опыта работы, и в конечном счете от уровня его мастерства. Обратная связь, объективный контроль знаний – существенная черта технологии обучения. Измерение уровня усвоения знаний и их оценка в настоящее время носят неопределенный и субъективный характер: в программах результаты обучения описаны недиагностично, измерить и оценить их объективно нельзя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.008 с.) |