Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Массовое общество. Общество потребления.
Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики и т. п.), которая активно разрабатывалась в 1920—1960-е годы. Особенностью массового общества является разрыв социальных связей, обособленность отдельных индивидов, отсутствии у них индивидуальности, устойчивых и общезначимых нравственных ценностей. Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Общество потребления возникает в результате развития капитализма[1], сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.
Общество «третьей волны». "Первая волна" – это исторический тип аграрной цивилизации, когда основой всей жизнедеятельности была обработка земли. Изначально слово "культура" применялось к обработке, возделыванию земли и всему, что с этим связано, включая календари, ритуалы, обряды, приметы и мифы. Именно аграрная цивилизация заложила основы всей современной культуры большинства народов. Это была наиболее длительная эпоха в истории, продолжавшаяся до XVI–XVII веков. Это был период примитивной организации труда и медленного течения социальной жизни. Передача культурных ценностей осуществлялась непосредственно от поколения к поколению в форме традиционной народной культуры. "Вторая волна" – индустриальная цивилизация, начавшаяся с промышленных революций в Европе и продолжающаяся до сих пор, вытесняющаяся традиции аграрной стадии. Развитие промышленного производства влечет массовый рост городов, связанные с этим множественные социокультурные изменения. Распространение урбанизации формирует новый городской тип жизни, порождая впоследствии экологический кризис, кризис перепроизводства в экономике и новый тип культуры – массовый. Централизация управления, подчинение власти сверхдержавам, распространение технологий, образования и средств массовой информации – типичные признаки индустриального общества. Э. Тоффлер считает, что общество приблизилось к новому этапу развития цивилизации. "Третья волна" – эра информационной, электронной цивилизации, соединившей преимущества технического прогресса с возрастанием роли гуманизма реального человека и его потребностей. Общество "третьей волны" возникает на основе трансформации, перемены самого "кода цивилизации". Это означает, что все 6 параметров индустриального общества меняются на противоположные: 1) стандартизация заменяется многообразием стилей и форм; 2) централизация власти сменяется многополярностью; 3) синхронизация индустриального руда – скользящим графиком; 4) тиражирование массовых образцов – уникальностью индивидуальных моделей; 5) концентрация производства на заводах заменяется "минимизацией" производства; 6) вместо узкой специализации – широкая интеграция, дающая возможность переключения на новый вид деятельности.
Информационное общество. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором жизни человечества. Информационная сфера - сфера общественной жизни, образуемая совокупностью: субъектов информационного взаимодействия; собственно информации; информационной инфраструктуры и общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества. Информационная сфера оказывает огромное влияние на социальную и политическую составляющие современного общества. Информационное общество -- теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты: § увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; § возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; § нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; § создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Основные понятия социологии личности. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ – предметная область социологии, занимающаяся: исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности; механизмов, способов и стратегий взаимоотношений и взаимодействий в обществе. В системе современного социологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. Эта специфика определяется их предметом. Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек одновременно и субъект и объект социальной жизни. Вместе с тем, если речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социального слоя или класса, данной социальной группы употребляется термин “индивид”. Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности. Человек - ϶ᴛᴏ общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личность – активный, сознательный, свободный и ответственный субъект (деятель) общественной жизни. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Жизненная позиция – это принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах личности, это готовность к действию. Ценности - ϶ᴛᴏ социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, долг, справедливость, дружба и т.д. Ценностные ориентации - ϶ᴛᴏ гибкая форма включения (учитывающая индивидуальные интересы, потребности человека) общественных ценностей в механизм деятельности и поведения человека. Нормативная (базисная) личность - ϶ᴛᴏ принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. Модальная (от слова мода) личность – это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества(общности).Можно сказать и иначе: модальная личность – это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. При рассмотрении личности и ее места в обществе часто используется понятие “социальное положение”. Социальное положение– это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Социальная позиция (статус) (от лат. status – состояние дел, положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен во множество различных социальных групп. По этой причине он обладает множеством статусов. Человек имеет Главный статус – это статус с которым его отождествляют; статус который определяет его образ жизни, круг общения, привычки, интересы и т. д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.005 с.) |