Тамгъи (тавро) рода Канаматовых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тамгъи (тавро) рода Канаматовых



 

Из рассказов и историй, передаваемых из поколения в поколение, наши родоначальники до шестого поколения перечисляются только в одном лице. Непременно у них должны быть братья и сестры, которые также непременно внесли свою лепту в развитие и расширение рода Канаматовых. Это объясняется автором тем, что род Канаматовых имеется не только в Карачае, но и среди других народов проживающих на территории Северного Кавказа. Это кумыки, кабардинцы, абазины, черкесы и абхазы. Достоверность происхождения всех Канаматовых от одного родоначальника не имеет на сегодняшний день ни юридического, ни письменного подтверждения.

Фамилеобразовательные процессы среди горских народов прошли своеобразный исторический путь. Фамилия Канаматовы не исключение. Они, получив как эстафету канаматовскую тамгу, через века донесли его до наших дней. Мы сегодня должны знать имена своих предков, места их обитания, их особенности, специфические нормы поведения и другие знаковые события в историческом прошлом рода, потому что «человек ищет своих предков не ради того, чтобы быть ближе к великокняжескому месту. Человек ищет своих предков, чтобы в великой и созидательной жизни многих поколений землян – людей, преобразующих Землю, сделавших ее удобной для своей жизни, найти своё место, которое принадлежит ему по праву творца и мыслителя».

История рода Канаматовых уходит корнями в ХVI век, когда основная часть Кавказа входила в состав Большой Ногайской Орды, выделившейся в самостоятельное государственное объединение из распавшейся империи золотоордынцев.

В ХVI – ХVIII вв. Северный Кавказ был ареной военно – политического противостояния двух супердержав того времени: Османской империи и Русского государства. В этом водовороте оказались все народы Северного Кавказа. В ходе этих событий произошло смешивание кавказских народов путём мигрирования на разные территории Северного Кавказа и Закавказья. Эти обстоятельства имели свое отображение и на истории рода Канаматовых, которые в поисках средств выживания были разбросаны в разные точки Северного Кавказа и частично Закавказья (Абхазия). Основная часть рода Канаматовых разместилась в горном районе рек Лаба и Кубань.

Доказательной базой происхождения рода Канаматовых от одного родоначальника свидетельствует наличие единого «тамгъа» у всех Канаматовых: карачаевцы, кумыки, кабардинцы, черкесы и абазины. «Тамгъа» (тавро) в свое время означало печать рода. Этот термин распространен среди многих народов Северного Кавказа: тюркское «Тамгъа», карачаевское «тамгъа», балкарское «тамгъа», ногайское «тамга», адыгское «тамыгъа», абазинское дамыгъа», кабардинское «дамыгъэ» и абхазское «адамыг».

Назначение клейма и подобных знаков исследовались многими учеными. Например, В.С. Драчук пишет: «Знаки были родовыми и личными тамгами». Тамги исследовали и другие ученные и исследователи такие как С. Плетнёва, Л. Лавров, Х. Яхтанигов, И. Шаманов, Р. Керейтов и др. Значение знаков в их трудах рассматриваются в широком смысле слова, т.е. не только как клеймо, потому что указанными знаками (тамгами» в далекие времена метили скот, их изображали на боевых стягах, знаменах, в орнаменте войлоков, ковров, на золотом шитье, вырезали на косяках или створках дверей, столбах домов, вытесывали на каменных могильных памятниках, стенах зданий и на скалах, ставились под документами вместо подписи и печати и т.д., тем самым показывая родовую, семейную, именную принадлежность. В жизни наших предков было много вопросов, связанных с тамгой, поэтому своим тамгам они придавали большое значение. Настолько большое, что у некоторых народов даже была специальная должность – тамгъачы (хранитель печати).

«Тамги или тавро – пишет И. Шаманов, - отличались устойчивостью, передавались по наследству, и никто не имел права присваивать их».

Итак, рассмотрим родовую тамгу рода Канаматовых. Это тамга по форме напоминающая букву Ф, с различными изменениями выступами по периметру.

Указанный знак, стойко прослеживается у всех Канаматовых, от Черного до Каспийского морей. За время своего существования она подверглась незначительным изменениям. Изменения заключаются в ужесточении или размягчении выступов за пределами указанной буквы. Очевидно, наличие разнообразных внешних изменений, при общей основе, свидетельствуют о том, что они принадлежали разным лицам, связанным между собой родственными узами. К такому мнению пришли многие исследователи, занимающиеся изучением знаков и тамг разного времени. Так, по мнению В.С. Драчука: «Поворот этих знаков влево или вправо или прибавление новой черточки связаны с изменением имени владельца». По словам Л.И. Лаврова, «сходство тамг должно было подчёркивать принадлежность их владельцев к общему родственному кругу». А.В. Черенцов по этому поводу высказывается, что «при разделе семей или при переходе имущества от отца к сыну знак собственности нередко претерпевал изменения, сохранялся основной контур старого знака, а видоизменялась какая-нибудь несущественная деталь или добавлялся небольшой дополнительный элемент». Об этом также пишут И. Шаманов, А. Мусукаев, В. Миллер, Р. Керейтов и другие.

Обычаи применения тамг существовало и у рода Канаматовых и этим можно объяснить наличие разнообразия тамг, отличающихся друг от друга деталями.

        Карачаевские
        Кабардинские
        Абазинские
    Кумыкские

Рассмотрим тамги рода Канаматовых, их сходства и отличия:

 

Как видно, знаки отличаются один от другого, но в тоже время имеют общую графическую основу. Это сходство тамги говорит о древности рода Канаматовых, владевшей данной тамгой, о преемственности культурно-этнических и генетических связей рода.

Сквозь столетия поколения пронесли свои лучшие традиции, обычаи, а также рисунок тамги. И сегодня она является носителем значимой исторической информации наших предков. Существующие сегодня этнические границы лишний раз показывают, что родственные отношения давно утрачены, но одинаковый графический рисунок тамг напоминает об их общем происхождении.

О роде Канаматовых сегодня напоминают сохранившиеся наряду с тамгой топонимы, оронимы, гидронимы, песни, поэмы и легенды. Сенокосные угодья, балки, родники, дороги и другие географические названия, связанные с местами проживания Канаматовых, сохранились в Карачаево – Черкеской республике, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской республике, в республике Дагестан и т.д.

В центре аула Верхняя Мара до депортации карачаевцев в Среднюю Азию стоял огромный камень, которая называлась «Аслан-Мырзаны ташы» (камень Аслан-Мырзы). Данный камень был спушен Аслан-Мырзой Канаматовым, родоначальником аула Верхняя Мара, который обладал необыкновенной физической силой. Данный камень (весом не менее 250 кг), он спустил на своих плечах с горы Акъ-Къая, что находится на расстоянии 500-600 метров от аула, и установил на месте обоснования, как родовой знак. Посей день, об этом помнят, и рассказывают старейшины аула. До этого Канаматовы проживали на Лабе, Большом Карачае. После известных событий в поисках лучшей доли род распался на несколько групп, которые расселились на территории Кабардино-Балкарии в с. Куба и с. Кызбурун-1. На территории Карачаево-Черкеской республики в Большом Карачае, а. Верхняя Мара, Тебердинском и Архызском ущелий, а позже и в Прикубанском районе в с. Пристань, Чапаевское, Мичуринское, в Дагестане район г. Хасавюрта: с. Аксай, Качалай, Эндрей и т.д. Свидетельством расселения и проживания рода Канаматовых являются географические названия: на памяти старейшин станиц Беломечетская и Воровсколевская самые большие по тем временам мельницы в указанных станицах были и назывались Канаматовскими. Большая по площади балка Канаматовская между ст. Беломечетской и с. Чапаевское. Балка Канаматовская южнее села Пристань, с одноименным прекрасным водным источником. Также сохранилась балка «Ильясны айрысы» (Ильясовский перевал) и т.д. По Архызскому ущелью недалеко от п. Нижний Архыз «Абулну таласы» (Поляна Абула). По Тебердинскому ущелью «Шобайдакъланы чатлары» (Ложбина Шобайдаковых) и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.008 с.)