Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика основных форм переживаний человека
В жизни человека проявляются самые различные эмоциональные переживания, взаимодействие между которыми и определяет специфику эмоциональной сферы. Среди всего многообразия переживаний в качестве основных можно выделить эмоции, чувства, аффекты, настроение, страсть, стресс. Выше были даны определения эмоций и чувств. В рамках данного вопроса конкретизируем отличия эмоций и чувств, помня об их взаимосвязи и взаимообусловленности. 1. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции связаны с конкретной ситуацией. 2. Чаще всего возникновение эмоций связывают с удовлетворением более простых, естественных потребностей, а чувства возникают в связи с высшими потребностями. Поэтому чувства признают в большей степени социально обусловленными переживаниями, нежели эмоции. М. Битянова утверждает: «Эмоции даны нам природой, и даже если мы не осознаем своих эмоций, мы их испытываем. Чувства же — величайшее достояние, которое нужно еще обрести. Человек волен развивать чувства, открывая для себя все новые и новые краски окружающего и собственного внутреннего мира, или оставаться существом с немудреным набором эмоциональных реакций: наелся — удовольствие, не выспался — раздражение, попался на низком поступке — страх, не попался — злорадство». 3. Чувства чаще признаются более глубокими переживаниями, а эмоции считаются более экспрессивными (выражаемые через мимику, взгляд, речь и другие средства коммуникации). Одной из форм эмоциональных переживаний выступает аффект. Аффект — (от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов. Аффект — своеобразная эмоциональная буря. Как правило, он возникает резко, хотя действие обстоятельств, приводящих к аффекту, может накапливаться. В состоянии аффекта у человека резко изменяются показатели внимания, сознание суживается; в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые входят в аффективный комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, поэтому аффект на конечной стадии практически не управляем. В состоянии аффекта человек как бы «теряет голову», его поступки неразумны. Аффект может вызвать любое чувство: как положительное, так и отрицательное. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. Следует помнить, что на начальной стадии человек может предотвратить дальнейшее развитие аффекта, хотя это и требует значительных волевых усилий. Здесь самое важное «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя (например, постараться очень медленно посчитать до 10 или 100). В условиях неправильного воспитания склонность к аффектам может стать личностной чертой.
Важным эмоциональным переживанием является настроение. Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени. Настроение является реакцией не на само событие, а на значение этого события для человека. Оно не предметно, т.е. мы не всегда можем ясно выделить причину возникновения нашего настроения. Настроение во многом зависит от общего состояния организма человека. От эмоций его отличает меньшая интенсивность, устойчивость и осознанность. Настроение служит фоном, на котором протекают все остальные психические процессы. Оно тесно связано с уровнем самооценки человека. У людей с завышенной самооценкой чаще бывает приподнятое настроение. У людей с заниженной самооценкой выражены пассивноотрицательные состояния, связанные с ожиданием неблагополучного исхода. Настроение оказывает сильное влияние на деятельность, поэтому любому человеку необходимо уметь управлять своим настроением. Майк Аргайл в книге «Психология счастья» приводит перечень факторов, улучшающих настроение: 1. Социальные взаимодействия: пребывание в обществе счастливых людей, в кругу друзей, умение заинтересовать собеседников своим рассказом, осознание собственной привлекательности, откровенная и открытая беседа, выслушивание признания в любви, выражение своей любви, высказывание комплиментов и похвал в адрес других людей и т. п.
2. Поведение и чувства: смех, расслабленность, размышление о чем-то хорошем, что может произойти в будущем, размышление о людях, к которым относишься с симпатией, созерцание природы, возможность принимать солнечные ванны, наличие свободного времени, хороший сон по ночам, прослушивание хорошей музыки, чувство присутствия Бога в жизни. 3. Организационные факторы: умение настоять на своем, сделать по-своему, умелое вождение автомобиля, четкое выражение своих мыслей, планирование путешествий и отпуска, приобретение новых знаний и навыков, получение комплимента или похвалы в свой адрес, качественное выполнение работы. 4. Разное: вкусная еда, посещение ресторана, пребывание в окружении домашних животных. Стресс — (от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия. Стресс наблюдается при опасности больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Впервые понятие «стресс» было введено канадским ученым Гансом Селье в 1936 году. Его исследования показали, что влияние различных неблагоприятных факторов вызывает в организме однотипную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует в данный момент. Причем человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Выделяют физиологические и психологические (информационные и эмоциональные) стрессы. К наиболее распространенным причинам стрессов (стрессорам) относят: Ø влияние окружающей среды (шум, загрязнение, жара, холод); Ø нагрузки повышенной интенсивности: физические (мышечные), физиологические (болезнь, беременность), информационные (чрезмерный объем информации), эмоциональные (превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения); Ø монотонность в трудовой деятельности и эмоциональных контактах; Ø повседневные раздражители: ситуации ожидания и опоздания, психологическая атмосфера в общественном транспорте и т. п.; Ø личностная дисгармония: внутриличностные кризисы, кризисы развития личности; Ø ситуации неопределенности или конкретной угрозы. Повседневный стресс возникает из-за действия множества стрессоров малой силы. Проявления стресса весьма многообразны, например: Ø усиление тревоги, ощущение кризиса или непреодолимости преграды; Ø ощущение потери контроля над собой; Ø наличие ощущения недостаточной концентрации внимания; Ø недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость); Ø вялость, апатия, повышенная утомляемость; Ø расстройства сна; Ø раздражительность, снижение настроения; Ø повышенный аппетит; Ø неблагополучное физическое состояние. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. На первом этапе происходит мобилизация защитных сил организма. На втором — внешнее поведение кажется обычным, но происходит перерасход адаптационных резервов. На третьем — наступает истощение, которое приводит к появлению психосоматических заболеваний: сердечнососудистых расстройств, появлению жалоб на работу пищеварительной системы и др.
Сопротивляемость стрессу у людей разная. Существуют рекомендации, позволяющие ее повысить. Итак, чтобы повысить свою стрессоустойчивость: 1. Каждый день находите повод посмеяться. Почитайте, посмотрите, послушайте, расскажите что-нибудь смешное. Умейте посмеяться над собой. 2. Каждый день несколько раз хвалите себя. Любая работа, большая или маленькая, выполненная вами или другим человеком вовремя и достаточно качественно, заслуживает благодарности. Не дожидайтесь подвигов, чтобы произнести добрые слова — где подвиги, там и стрессы. 3. Каждый день признавайтесь в любви дорогим вам людям. Хотя бы раз в день говорите приятные слова вашим близким. Начав это делать, вы скоро поймете, что это приносит пользу вам и близкому человеку. 4. Два-три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку до пота. Подарите небольшой подарок телу: примите ванну с какими-нибудь добавками, сделайте массаж. 5. Берегите свое время и никому не давайте расхищать его. Каждый раз, перед тем как начать что-либо делать или пообещать кому-то потратить свое время, спросите себя: «Какое это будет иметь значение для меня через пять лет?». 6. Хотя бы полдня в неделю проводите так, как вам нравится. Стресс часто связан с состоянием, возникающим в затруднительных ситуациях, которое в психологии обозначается фрустрацией. Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Фрустрация проявляется в отрицательных эмоциях: гневе, раздражении, растерянности. Важнейшая задача для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности — повышение устойчивости (толерантности) к затруднениям (фрустрирующим факторам). Ведь, как заметил Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей». Уровень толерантности может быть в значительной мере повышен в ходе саморазвития.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.009 с.) |