Удовлетворенность и субъективное благополучие личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удовлетворенность и субъективное благополучие личности



Удовлетворенность и субъективное благополучие личности

Благополучие личности

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих. Социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры — в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.

Физическое (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) — слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности — согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает «имеющий правильное соотношение между своими частями». Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой).

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) — представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный — доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Эти стороны жизни являются предметом изучения разных научных дисциплин. Благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии.

Определить значение анализируемого явления (большое или малое) для объекта конкретной науки, без сомнения, важно, но еще ценнее раскрыть совокупность его связей с другими феноменами, в нашем случае, — со структурами и процессами, протекающими в личности. Для психологии личности и психологии в целом особо существенно то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и как следствие на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. Личность является интегратором всей психической активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности.

Сравнение социальных групп

Выявлен ряд значимых различий между социальными группами по параметрам состояний и настроений. Наибольшее число достоверных различий существует между полярными — по степени благоприятности настроений — группами. Показатели настроения выше средних величин в группах управленческого персонала, учащихся и предпринимателей. Наиболее неблагоприятные параметры настроения у безработных, пенсионеров и обслуживающего персонала, практически все показатели состояния у этих трех групп ниже средних в нормативной выборке (Т-оценки меньше 50).

В группе управленческого персонала самая высокая удовлетворенность жизнью и самые высокие показатели оси активации доминирующих состояний в сравнении с остальными группами. В ней также и наиболее высокие «оценки самого себя» (показатели по вспомогательной шкале «положи­тельный–отрицательный образ самого себя»). По нашему мнению, данные характеристики взаимосвязаны, усиливают друг друга. Здесь сказывается влияние повышенной удовлетворенности жизнью, которая в свою очередь поддерживается достаточно высоким социальным положением, признаки этого статуса ясно выражены в объективных параметрах. Это дает возможность представителям данной социальной группы полнее переживать личностную успешность, быть уверенными в своей способности преодолевать трудности, брать ответственность на себя, делать свой выбор, прислушиваясь к голосу собственного «Я».

Мы использовали достаточно известную методику диагностики межличностных отношений Лири в модификации Л.Н.Собчик для определения величины расхождений между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Чтобы определить числовой показатель названного расхождения мы подсчитывали сумму разностей между восьмью октантами двух вариантов ответа на вопросник — относительно собственного «Я-реального» и «Я-идеального». Оказалось, что если по имевшейся у нас выборке (n=197) средняя величина этой суммарной разности равна 18,7, то у представителей управленческого персонала заметно меньше — 13,9. То есть в этой социальной группе более полное самопринятие, менее критичная самооценка, больше удовлетворенности проявлением своих личностных особенностей в межличностном взаимодействии.

В группе учащихся, студентов, слушателей факультетов и курсов обучения с отрывом от производства в сравнении с остальными группами наиболее высокие показатели оси тонуса и шкалы спокойствия. Причина этого, с одной стороны, в физическом здоровье, свойственном более молодому возрасту, а с другой — в том, что учебная деятельность обычно не носит столь выраженного стрессового характера, как — производственная. Кроме того, учеба не требует столь же активного отношения к жизненной ситуации, что проявляется в несколько пониженных оценках соответствующей шкалы. Для многих учащихся и студентов юношеского возраста довольно характерна низкая удовлетворенность жизнью и оценка личностной успешности. В значительной степени это обусловлено тем, что человек в таком возрасте часто еще не нашел себя полностью, не раскрыл, не ощутил в себе надежных внутренних опор. Подтверждением служит, в частности, анализ интенсивности переживаемых чувств. Данную возрастную группу отличает повышенный средний уровень интенсивности чувств. Весьма сильны многие оценочные чувства. Этот период развития достаточно сложен, внутренний мир личности весьма противоречив. Многим в таком возрасте свойственны сомнения, растерянность перед необходимостью делать жизненный выбор, прислушиваясь прежде всего к самому себе, и боязнь принимать на себя ответственность за то, что с тобой происходит.

Медицинское и психологическое обследование студентов нескольких факультетов СПбГУ (начатое еще профессором Т.А.Нем­чи­ным), которое мы проводили совместно с доктором медицинских наук А.И.Корешкиным в рамках университетской программы «Здоровье» (Корешкин, Куликов, 1990), показало, что студенты, как и другая учащаяся молодежь, по многим параметрам состояния имеют недостаточно благоприятные показатели. В наибольшей степени это характерно для студентов выпускных курсов. Здесь сказывается совокупное воздействие многих факторов: недостаточная материальная обеспеченность в общем уже взрослого человека, нередкая бытовая неустроенность, но главное — ощущение переломного момента жизни, близкие по времени трудности начала профессиональной карьеры. Наиболее низкими показателями у этой категории испытуемых являются показатели удовлетворенности ходом жизни в целом, процессом самореализации. Такие переживания усугубляются характерной для многих из них недостаточной активностью, малой готовностью к изменению жизненной ситуации в желаемом направлении. Подобная пассивность должна вызывать большую тревогу, это общественное явление с далеко идущими последствиями. Медицинские данные о физическом здоровье и состоянии обследованных студентов достаточно хорошо согласовывались с психологическими выводами.

В группе предпринимателей снижен тонус и весьма выражена напряженность. Настроение на среднем уровне (относительно нормативной выборки) поддерживается уверенностью в себе, активным отношением к жизненной ситуации, готовностью к преодолению препятствий, оптимизмом, верой в свои возможности и особенно — бодростью, жизнерадостностью, ожиданием приятных событий в будущем.

С помощью методики Манастера и Корзини «Шкалы самооценки успешности» мы определяли уровень удовлетворенности собой у предпринимателей. В этой методике испытуемому предлагается дать пять оценок: 1) моя успешность как личности в целом; 2) как меня в целом оценивают другие люди; 3) каким мог бы быть мой абсолютный максимум, если бы в моей жизни были все возможности; 4) через пять лет моя самооценка, вероятно, будет такая...; 5) уже сейчас я хотел бы находиться в этой точке.... Испытуемый должен отметить пять точек на графических шкалах, градуированных от 0 до 100%. Показателем выраженности чувства недостаточности является разность между первой и пятой шкалами. Расхождение меньше 10 процентных пунктов говорит о высокой удовлетворенности собой, о вероятном отсутствии стимулов к личностному росту. Расхождение более 40 процентных пунктов свидетельствует о выраженном чувстве личностной недостаточности. На нашей выборке в целом средняя величина этого расхождения оказалась равной 20,3 (в среднем отмеченные проценты на пятой шкале больше на 20,3, чем — на первой). У предпринимателей она равнялась 16,6 процентным пунктам, что является признаком повышенной удовлетворенности собой.

Группа врачей, практических психологов и социальных работников отличается пониженными показателями тонуса и неустойчивостью эмоционального тона. В этой группе чаще, чем в других, встречаются разочарование, уныние, подавленность, выраженное чувство тревоги. Работа у представителей этой группы связана с людьми, находящимися в трудной ситуации, переживающими эмоциональный дискомфорт или имеющими расстройства. Характер такого труда предполагает непременное проявление сочувствия человеку (клиенту, пациенту). Не исключено, что выявленные особенности настроения у людей этой группы являются ближайшими следствиями свойственного названным профессиям «синдрома выгорания». Поддерживается настроение в данной группе прежде всего общей удовлетворенностью ходом самореализации, в чем ведущую роль играет творческий характер труда.

В группе педагогов особенно заметно выражены тревога и напряжение. Эти две характеристики психического состояния тесно связаны, поэтому вполне естественно, что и в данном случае их тенденции изменения совпадают. Ресурсом поддержания благоприятного настроения здесь выступает устойчивость эмоционального тона — вероятно, обусловленная профессиональной привычкой к самоконтролю поведения и выражения чувств у большинства представителей данной группы, а также повышенная удовлетворенность самореализацией.

Почти все испытуемые, вошедшие в шестую группу (ИТР и мастера промышленных предприятий), имеют высшее образование. Для нас было несколько неожиданным обнаружить в этой группе большинство показателей на низком уровне. Мы полагали, что инженерный труд — как труд творческий, должен служить фактором, укрепляющим психологическую устойчивость личности. Значение творческой направленности для личности довольно подробно исследовано и доказано (Чугунова, 1986; Чикер, 1987).

По данным корреляционного анализа уровень образования имеет невысокие, но значимые коэффициенты корреляции с некоторыми показателями доминирующего настроения, чаще всего с показателями устойчивости эмоционального тона. Кроме того, инженерно-технические работники и мастера промышленных предприятий в большинстве своем одновременно являются руководителями нижнего и среднего звена предприятий. Это дает основание предполагать, что у них есть немалые возможности для самореализации, самораскрытия. Однако полученные эмпирические данные создают во многом иную картину.

Сравнение полярных по успешности самореализации групп с использованием методики Э.Шострема в модификации Л.Я.Гозмана показало, что наиболее сильное положительное влияние на настроение оказывают независимость ценностей и поведения личности от воздействия извне, способность принимать решения вне зависимости от оценок другими своих достоинств и недостатков (в частности, принимать свой гнев как естественное свойство человеческой натуры), стремление к более полной самореализации (признание ценностей самореализации).

Результаты тестирования по методике Манастера и Корзини показали, что у группы ИТР заметно ниже оценки по первым двум шкалам — «моя успешность как личности в целом» и «как меня в целом оценивают другие люди», и по четвертой шкале — «через пять лет моя самооценка, вероятно, будет такая...». Средняя величина показателя чувства недостаточности равна 28,9%.

Сходные результаты дало измерение расхождений между «Я-реальным» и «Я-идеальным» по методике Лири — сумма разностей равна 22,6 в сравнении с 18,7 по всей выборке. То есть повышена неудовлетворенность межличностными отношениями и самораскрытием в них.

В группе обслуживающего и вспомогательного персонала различных организаций все показатели доминирующего настроения, кроме активного отношения к жизненной ситуации и устойчивости эмоционального тона, ниже, чем в нормативной выборке. Особенно заметно выражены напряженность и тревога. Для объяснения выявленных особенностей настроения обратимся к данным, полученным по методике Лири. Расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» в этой группе очень незначительно отличается от средней величины по всей выборке и равно 17,9. Следовательно, недовольство собой и своими отношениями с окружающими не может быть основной причиной эмоционального дискомфорта. Можно предположить, что в данной группе сниженное настроение обусловлено в меньшей степени внутриличностными причинами и в большей степени особенностями социального положения — низкого.

Данные о доминирующем настроении у пенсионеров и безработных были получены с помощью краткого варианта методики «ДС», поэтому здесь отсутствуют числовые величины для двух шкал (табл. 3). Этим социальным группам свойственно наименее благоприятное состояние и настроение.

У пенсионеров все характеристики настроения намного ниже соответствующих в нормативной выборке, кроме активного отношения к жизненной ситуации. Причем эта характеристика имеет самую большую величину из всех сравниваемых групп. Вероятно, в данном случае можно говорить о гиперкомпенсации, о защитных функциях такой акцентированной активности и оптимизма. Гиперкомпенсация активности и готовности к преодолению жизненных трудностей здесь является противовесом совокупности инволюционных процессов, нарастающих в организме по возрастным причинам.

Безработные по интегральным (усредненным) параметрам настроения очень близки к пенсионерам, а отличаются от пенсионеров несколько менее значительным снижением тонуса. Это обусловлено возрастными различиями, средний возраст обследованных безработных 30,7 лет (наименьший — 22, наибольший — 44 года). Для них не характерна гиперкомпенсация, но показатели активного отношения к жизненной ситуации в этой группе на среднем уровне. Можно предположить, что активное отношение к жизненной ситуации является такой чертой настроения, которая заостряется в широком круге ситуаций при возрастании жизненных трудностей.

Совместно с Н.М.Стрельцовым (Куликов, Стрельцов, 1993) мы провели исследование ряда характеристик психических состояний безработных. С использованием нескольких методик было обследовано 50 человек, не имеющих работы, и 37 человек, имеющих постоянную работу. У обеих групп испытуемых достаточно схожи социально-демографические параметры: возраст, семейное положение, уровень образования. В выборку вошли люди в возрасте 19–57 лет со средним и высшим образованием, имеющие семью. Обследование безработных проводилось в центре занятости Невского района Санкт-Петербурга весной 1992 года. В группу испытуемых были взяты лица, впервые обратившиеся в центр занятости и еще не прошедшие первичный прием у инспекторов этой службы. Определяли глубину стрессовых изменений психики, настроение, по методике ЦТО — отношение к последней работе, отношение к работе, на которую претендует безработный (у тех, кто имеет работу, — к перспективам на имеющейся работе), отношение к своему дому, отношение к себе в условиях актуальной ситуации в стране.

У безработных значимо больше стрессовые изменения психики, тревога, глубина внутриличностного конфликта, переживание затруднений в самореализации и раскрытии своего личностного потенциала. Они ощущают затруднения в семейных отношениях. По сравнению с работающими у безработных более негативное отношение к своей последней работе (часто это было причиной увольнения). У безработных женщин переживания, связанные с внутренним конфликтом, более глубоки, чем у безработных мужчин. В группе работающих также выявлены различия между мужчинами и женщинами по характеристикам состояния. У женщин выше эмоциональная неустойчивость, тревога, по результатам теста Люшера более выражена тенденция к возрастанию индекса тревоги и компенсации.

Стресс сильнее выражен при напряженных отношениях в семье. В этой взаимообусловленности стрессового состояния и ситуации в семье неблагоприятное действие одного фактора на другой углубляет тяжесть состояния, которое характеризуется пониженным психическим тонусом, пессимистическим настроем, эмоциональным дискомфортом, переживанием конфликта между ожиданиями, стремлениями, планами и тем, как складывается жизненный путь. В обеих группах выражена потребность в снижении уровня напряжения, в покое, которая обусловлена соответствующим состоянием вегетативной системы. Это позволяет рассматривать данный стресс как затяжной.

Выявлена взаимосвязь между уровнем образования и отношением к последней работе — чем выше уровень образования, тем меньше удовлетворенность последней работой. Но лица с более высоким уровнем образования чаще сохраняют оптимистическую жизненную позицию.

В целом количество различий между работающими и безработными мужчинами больше, чем между работающими и безработными женщинами. Вероятно, это объясняется различным влиянием социально-экономической среды на мужчину и женщину, повышенными заботами женщин о семье.

Анализ данных в целом показывает, что положение безработного является сильным стрессором, но оно не определяет целиком настроение и состояние человека. Решающим фактором является активизация личностных резервов для преодоления трудной жизненной ситуации. Возможности преодоления, активность в поиске новой работы, успешность адаптации к новой работе существенно выше при правильно организованной профессиональной психологической поддержке, которая должна осуществляться специалистами служб занятости и социальной защиты населения. Такая работа достаточно сложна, поскольку преодоление подобных критических периодов жизни всегда связано с процессом личностного развития человека.

Изучение настроения безработных показало, что эта группа весьма неоднородна и по параметрам состояния, и по особенностям отношения к данной жизненной ситуации. В среднем их состояние практически по всем рассматривавшимся параметрам действительно неблагоприятно, однако вектор поддержки должен быть направлен на семейные отношения, атмосферу в семье безработного, поскольку именно этот фактор является здесь ведущим. Эти данные получены с помощью теста ЦТО и других методик. Здесь огромное поле для социальной работы. Думаем, что компетентная психологическая поддержка таких семей может стать одним из наиболее существенных факторов снижения напряженности текущей ситуации в обществе и стране. Полученные данные во многом схожи с результатами исследований зарубежных ученых по этой тематике, например, Л.Пельцман (1992), описывавшей повышенную депрессивность у людей, теряющих или потерявших работу.

 

Литература

Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания //Психологический журнал. 2000, Т. 21, № 2. С. 40-48.

Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч.2 /Под ред. А.А.Крылова. СПб., 1995.

Куликов Л.В. Психологическая структура настроения //Психология: итоги и перспективы: Тез. научно-практ. конф. 28-31 октября 1996 г. СПб., 1996.

Куликов Л.В. Дмит­риева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимо­шенко Т.Г. Факторы психологического благополучия лич­ности //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. “Ананьевские чтения – 97”. Вып.3. Ч.1. Изд-во СПбГУ – СПб., 1997. С.342-350.

Куликов Л.В. Психология настроения. Изд-во СПбГУ – СПб., 1997.

Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу //Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т.1. М., 1989.

Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов //Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 1.

Wessman A.E., Ricks D.F. Mood and Personality. New York, 1966.

 


[1] Опрос проводили психологи О.В.Иванов и М.А.Розанова.

Удовлетворенность и субъективное благополучие личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.036 с.)