Глава 4. Своеволие: своя ли воля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Своеволие: своя ли воля.



 

В последние годы резко возросли жалобы роди­телей на детское своеволие. Причем, если раньше мать с отцом (или хотя бы один из членов семьи) честно признавались, что их ча­до просто-напросто избаловано, то теперь все чаще под это дело подводится «научная», «пси­хологическая» база.

То и дело приходится слышать:

— Наш ребенок совершенно неуправляемый. Ему все нипочем, ничто на него не действует.

Объяснения такой «неуправляемости» дают­ся самые разные. От генетики до... экологии. Да-да! Это предположение выдвинула недавно одна мама, рассказывавшая мне об «отвязан­ном» поведении своей дочери-подростка. Из ее рассказа стало понятно, что так ведут себя почти все одноклассники дочки.

— Мы с другими мамами ума не прило­жим, в чем тут может быть дело. Говорят, сейчас многие родители маются. Растят детей, растят, вкладывают силы, средства, а потом вдруг раз — и все насмарку. Наверное, эко­логия виновата. Я уже где-то об этом читала. От плохой экологии дети становятся неуправ­ляемыми.

Потом, правда, выяснилось, что в соседней школе дети почему-то другие: стремятся к знаниям, в кружки разные ходят, взрослых матом не кроют. Хотя экология та же самая: школа расположена на параллельной улице.

О причинах детского своеволия мы погово­рим чуть позже, а сейчас хочу обратить ваше внимание на одну очень интересную особен­ность таких детей. Она не лежит на поверх­ности, но если копнуть поглубже, непремен­но окажется, что

 

Своевольные дети на редкость несамостоятельны

Странно? На первый взгляд — да. Ведь они все норовят сделать по-своему. Но в том-то и смысл, что к истинной самостоятельности это отношения не имеет!

Поясню на примере. Шестилетний Ваня «не терпит никакого давления со стороны взрос­лых» (теперь это принято называть так). Боль­ше того, он явно претендует на место старшего в семье: разговаривает властно, тоном приказа, чуть что — кидается на родителей с кулаками. И надо отдать мальцу должное, он добивается-таки своего! Все семейство пляшет под его дуд­ку. Но при этом Ваня абсолютно беспомощен в повседневной жизни. Собраться на улицу — для него огромная проблема, потому что он тол­ком не умеет одеваться. О какой-либо помощи по дому речи и подавно не идет. Какая по­мощь, если он и себя-то обслужить не в состо­янии? Ваня даже играть самостоятельно не спо­собен. Да и засыпает только в присутствии взрослых: одному в комнате ему страшно.

Пойдя в школу, такой Ваня, конечно, на­учится с грехом пополам застегивать рубашку и завязывать шнурки на ботинках (он же все-таки не умственно отсталый в степени идио­тии!). Но, в отличие от сверстников, не будет сам готовить домашние задания и собирать портфель. Да и уроки придется за него узна­вать маме по телефону, ведь на Ваню ни в чем серьезном положиться будет нельзя.

Сверстников уже начнут отпускать в школу одних, а Ваню еще долго будут водить за руч­ку: мало ли куда его может занести, лучше не рисковать!

В подростковом возрасте он может прогули­вать школу, и его легкомыслие станет на­столько зашкаливающим, что окружающие, вполне вероятно, начнут задаваться вопросом, все ли у него в порядке с интеллектом? Ведь сколько ни объясняй, чем чревато такое пове­дение, до Вани все равно не доходит. Хотя на самом деле интеллект тут ни при чем. Просто Ваня ни разу еще не расплачивался за свои выходки. И наоборот, твердо усвоил, что ему все сходит с рук. А коли так, то «мели Еме-ля»!Предки погрозят-погрозят, а потом сбега­ют в школу, задобрят училок, и все будет о'кей. А если задобрить почему-либо не удаст­ся, то они что-нибудь другое придумают... Им не привыкать!

Еще немного — и Ваня становится взрос­лым, хотя в душе остается все тем же зави­симым, но своенравным дошкольником. Что за семья будет у такого человека? Разве он способен взять на себя ответственность за чужую судьбу? Он ведь со своей собственной разобраться не в состоянии. Что бы такой человек ни вытворял, виноваты будут другие. И неудачи (которых, естественно, у подобных людей не счесть), они обычно объясняют не своей ленью, разгильдяйством или вздорнос­тью, а происками врагов и фатальными обсто­ятельствами. При этом их все больше заносит «не в ту степь»: в пьянство, в наркоманию, в сомнительные аферы и в откровенное воров­ство. Короче, прогноз, как говорят медики, тут неблагоприятный. Можно, конечно, наде­яться, что когда-нибудь жизнь научит такого человека уму-разуму. А если нет? И даже ес­ли научит, не слишком ли велика окажется цена?

 

Последствия своеволия

Помимо тех, что перечислены выше (инфан­тильность, неудачи в личной жизни, часто профессиональная несостоятельность, асоци­альное поведение), хочется особо подчеркнуть тот вред, какой своеволие наносит развитию ребенка. Порой физическому, так как свое­вольный ребенок больше рискует «влипнуть» в какую-либо историю, заканчивающуюся трав­мой или увечьем. И почти наверняка — раз­витию интеллектуальному и эмоциональному. Это тоже может показаться странным. Как же так? Вроде бы, своевольные дети больше проявляют свою индивидуальность, а значит, более склонны к экспериментам, к постиже­нию чего-то нового... И опять это лишь кажущаяся закономерность. Не обладая волей к преодолению трудностей, такие дети как раз предпочитают идти по накатанному пути, де­лая лишь то, что им дается без труда (а это, в основном, развлечения).

И потом, развитие происходит, когда чело­век имеет какие-то образцы для подражания, идеалы, на которые он равняется и которых стремиться достичь. Если же кроме себя, лю­бимого, иных идеалов у него нет, то и разви­тия никакого не будет. Зачем стремиться к чему-то, когда все уже есть? Зачем занимать­ся самосовершенствованием, если ты и так — верх совершенства?

Конечно, на самом деле полный отказ от идеалов — это тоже миф. Люди устроены та­ким образом, что совсем без идеалов они жить не могут. И у своевольного ребенка идеалы (а точнее сказать «кумиры»), разумеется, будут. Обычно это «крутые» киногерои, решающие все жизненные вопросы кулаками и автомат­ными очередями, рок-певцы с интеллектом приматов и патологическими половыми на­клонностями, «братва» на джипах, панки, ро­керы, скинхеды и прочее. Только вот к чему приведет подражание таким кумирам? Ведь они еще более «отвязанные», чем он сам. Зна­чит, в перспективе следует ожидать не разви­тия, а деградации.

Своевольный ребенок попадает в ловушку: искренне веря в свою оригинальность и само­стоятельность, он чем дальше, тем большее от­стает от сверстников. Чем дальше, тем боль­ше становится малоинтересным, шаблонным типажом с набором стандартных качеств и черт. Посмотрите на подростков, «тусующих­ся» по дворам, детским площадкам или город­ским площадям. Как они однотипны, хотя вроде бы каждый стремится подчеркнуть свою индивидуальность: у кого-то в ухе три серьги, у кого-то четыре, у этого волосы выкрашены в рыжий цвет, у того — в зеленый.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.005 с.)