Он даровал ее (всем) живущим существам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Он даровал ее (всем) живущим существам.



(гл. 55, т. 10)

 

Многозначительна с точки зрения защиты животных запечатленная в Коране история племени Самуд, которое погибало от наводнения, а потому людям было не до животных. Люди просили пророка Салеха помочь им. Пророку открылось, что он должен выбрать верблюдицу и потребовать от людей, чтобы они дали ей необходимую долю пищи и воды. Люди племени, хотя и обещали это сделать, но в конце концов не только не накормили животное, а убили его. В отмщение племя было уничтожено.

Современным толкователем ислама в вопросе его отношения к животным является Аль-Хафиз БА.Мазри, живущий в Великобритании ("Аль-Хафиз" означает "тот, кто выучил наизусть весь священный Коран"). Мазри — автор книг и статей на английском и арабском языках по теме: животные в исламе, вышедших в 1986, 1987,1989 гг. Его работы помогают оценить вклад этой древней религии в проблему гуманного отношения к животным.

 

2.2. 4. Христианство

 

Христианская мораль формировалась на фоне достаточно суровых нравов Римской империи. Вместе с тем спокойное восприятие таких крайне жестоких зрелищ, как массовое умерщвление животных на арене, вовсе не означало, что у римлян отсутствовало чувство справедливости, гуманности по отношению друг к другу. Просто требование нравственности у римлян распространялись только на себе подобных. При этом не только животные, но и люди, стоящие на другой ступени социальной иерархии, — пленники, преступники, рабы — не вызывали у них сострадания. Христианство противопоставило этой избирательной идее нравственного долга идею ценности любого человека. Но дальше оно не пошло. Если некоторые восточные религии утверждали, что драгоценна любая жизнь, то христианство выделило только человека, как обладающего бессмертной душой. Таким образом, оно противопоставило его, заимствовав эту идею у иудаизма, остальному миру живого и сделало его центром мироздания.

К примеру, христианство сурово осуждало бои гладиаторов, рассматривая их как убийство, и под его влиянием в IV в. они были отменены. И в то же время христианская религия никак не высказывалась относительно безнравственности жестокого обращения с животными в повседневной жизни. Можно сказать, что христианство увеличило пропасть между человеком и животными, поскольку христианское понимание их взаимоотношений опиралось на утверждение Библии, что человеку дано право господствовать над животными. При этом слово "господствовать" понималось не в смысле "опекать", "покровительствовать", что характеризует отношение Бога к человечеству, который заботится о каждом как родитель о ребенке, а в смысле "властвовать". Животные на заре христианства не стали объектом милосердия, и прошло 16 веков, прежде чем в христианской Европе раздались голоса в защиту всего живого, призывы к универсальной этике. На наш взгляд, можно согласиться с объяснением этого явления, предложенным автором книги "Революция животных" д-ром Р. Райдером, который пишет, что "одна из возможных причин, почему раннее христианство не распространило на животных христианской любви, этого основного принципа, это то, что раннее христианство должно было преодолевать языческие религии, которые включали поклонение животным".

Вместе с тем гуманизм Моисеева Закона, основанного на наиболее гуманных элементах в древних египетской и вавилонской культурах, совершенно очевиден. Закон Моисея предусматривал соблюдение интересов животных, легализовал права животных и в определенной степени допускал распространение на животных нравственных законов. В субботний день, по закону Моисея, должны были отдыхать не только люди, но и домашние животные. "Добродетельный человек чтит жизнь животного" — вот одно из изречений Священного писания, которое, к сожалению, мало известно.

Взгляды на значимость человека и животного преломлялись в учениях видных религиозных деятелей по-разному: либо на первый план выступал антропоцентризм, как, например, у Фомы Ак-винского, или антропоцентризм уступал место любви и состраданию ко всему живому, как у Франциска Ассизского.

Известнейший богослов св. Фома Аквинский жил во Франции в XIII в. В молодости он вступил в суровый орден доминиканцев. В своих трудах Фома Аквинский нигде не говорил, что жестокость по отношению к животным — грех. Он признавал грех человека против Бога, против самого себя и своего ближнего. Что касается животных, то они были исключены из этой схемы. "Цель Бога, когда он предлагает относиться к животным с добротой, заключается в том, чтобы предрасполагать людей к состраданию и доброте друг к другу", — утверждал ученый в своем сочинении "Сумма теологии". Нетрудно заметить, что Фома Аквинский находился под сильным влиянием идей Аристотеля о том, что рыбы и животные, как менее разумные существа, существуют лишь для того, чтобы служить интересам существ более разумных.

Идеи св. Франциска Ассизского, который родился на 40 лет раньше Фомы Аквинекого, были в некоторой степени развиты францисканским орденом. Франциск воспринимал всю природу как отражение своего создателя, а потому называл своими "братьями" и "сестрами" не только живые существа, но и солнце, луну, ветер и воду.

Вот почему совершенно естественно для св. Франциска было спасти своих "младших братьев" диких голубей, которых несли на базар, и устроить им гнезда, укротить свирепого волка-людоеда Агобио. "Если бы я только мог предстать перед императором, — воскликнул как-то св. Франциск, — я бы умолял его ради любви к Богу и ко мне издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер — жаворонков". Св. Франциск страстно любил всю природу — и живую, и неживую. Однако это неразличение живых и неживых форм мешало Франциску Ассизскому видеть истинные страдания, а потому он не стал вегетарианцем.

Влияние идей христианского средневековья на католиков было столь велико и продолжительно, что даже в середине XIX века папа римский Пий IX не разрешил создание в Риме Общества по предотвращению жестокости к животным, чтобы не внушать людям, что они имеют перед животными долг.

Современные христианские богословы стремятся развить основную идею христианства — милосердие и, опираясь на главные гуманистические доктрины этой религии, сделать логические выводы относительно этичного отношения к животным.

Доктор богословских наук, участник движения за Права животных Эндру Линзи приводит выдержки из доклада епископу Кентерберийскому о связи христианских доктрин с проблемами человека и окружающей природы: "Оно (создание) существует во славу Божию, то есть оно имеет смысл и ценность, помимо оценки его полезности для человека. Именно в этом смысле мы можем сказать, что оно имеет самостоятельную ценность. Вообразить, что Бог создал всю вселенную только для пользы и удовольствия человека, было бы признаком глупости".

В своей работе "Место животных в создании мира: христианская точка зрения" Э. Линзи рассматривает вопрос этики отношения к животным и христианской морали.

Анализируя различные точки зрения на отношение христианской религии к проблемам животных, высказываемые современными богословами, Э. Линзи делает соответствующие выводы этического порядка. Если создание имеет ценность для Бога, то и для человека тоже. Богословское понимание смысла всего сущего должно отличаться от человеческого понимания. Если все существа имеют свою ценность, следовательно, человек не может претендовать на свою абсолютную ценность. Этими выводами д-р Линзи сводит на нет антропоцентризм, который в течение нескольких веков поддерживался христианской церковью, противопоставлявшей человека, имеющего душу, животным, у которых ее нет.

В подтверждение выводов д-ра Линзи можно привести высказывание по этому поводу декана Вестминстерского Аббатства, который в 1977 г. писал: "При теистическом понимании создания, каковым является христианское учение, ошибочно считать, что все животные существуют только для того, чтобы служить человеку, или что мир создан исключительно для блага человека. Оценка человеком своего собственного благополучия не должна быть единственным руководством при определении его взаимоотношения с другими видами. С теистических позиций человек — это хранитель вселенной, в которой он живет, но по отношению к которой он не имеет абсолютных прав". С этой точки зрения д-р Линзи считает неоправданным использовать животных в научных экспериментах, поскольку это обозначает полное непризнание самостоятельной ценности животных, а, напротив, произвольное выдвижение на первое место интересов одного вида — человека, т.е. это подход к вопросу не нравственный, не христианский, а прагматический. Животные не должны приноситься в жертву человеку, а экспериментирование на животных можно рассматривать как массовое жертвоприношение ради интересов человека. Хотя религия и признает жертвоприношение, но Богу, а не человеку, и не насильственное, а добровольное. Поэтому Линзи оценивает экспериментирование на животных как неправомерное и аморальное.

 

Православное христианство

 

Нравственные принципы православного христианства основываются на учении Христа, изложенном в Новом завете. Исходные положения христианского учения — о доброте, ненасилии, самосовершенствовании — развивались в соответствии с общим нравственным уровнем, получая каждую последующую эпоху новое преломление, отвечающее более высокому культурному уровню общества.

Не чужды были идеи доброго, милостивого отношения к животным и русскому христианству. Известно, что один из особо чтимых русских святых Сергий Радонежский приручал диких животных, которых было великое множество в лесах, окружавших основанный им монастырь.

О жизни преподобного Сергия сложено немало легенд. Вот одна из них. Сергий кормил медведя, когда увидел, как татары тащат на аркане русскую девушку. Отец Сергий закричал, чтобы они оставили ее, а потом шепнул что-то медведю, и через секунду огромный дикий зверь несся на татар. В ужасе они бросили девушку и бежали.

Один из любимейших на Руси святых Серафим Саровский иногда изображается на иконах кормящим медведя. Само по себе появление на иконе животного многозначительно. Таким изображением, не символичным, не декоративным, но автобиографичным, иконописец стремится подчеркнуть, что святой был столь милостивым и кротким, что его не боялись даже дикие звери. В этом изображении не только слияние святого с миром живого, его приятие всех тварей, но и столь бесконечная доброта к животным, которая заставляла их забыть свой вековой ужас перед человеком.

Разумеется, святые эти были вегетарианцами. Серафим Саровский, например, питался крайне скудно, в основном снытью (многолетней корневищной травой).

Русская православная церковь во все времена немного говорила об этике отношения к животным, но в начале этого века в ее поучениях зазвучала тема доброго обращения с животными. В 1912 г. Московское общество любителей духовного просвещения выпустило небольшую брошюру "О кротком и жалостливом обращении с животными", ее автор грубое и жестокое обращение с животными называет пороком, который "тем более заслуживает порицания и осуждения, что ничем не может быть извиняем". Автор рекомендует с раннего детства учить детей кроткому обращению с животными. Свои доводы автор подтверждает текстами псалмов, свидетельствующих, что Господь в своем промысле не забывает животных и того же ждет от людей.

В 1915 г. в Троице-Сергиевой лавре была опубликована проповедь "Блажен, иже и скоты милует", заголовком которой послужило известное изречение. В этой проповеди, написанной простым языком и явно предназначенной для крестьян, державших скот, были призывы, напрямую обращенные к этим людям: "Не бранить и не клясть свой скот", "Не бить, не изнурять его непомерными работами, голодом и холодом, но миловать его, оберегать его от всего недоброго". Некоторые из призывов были взяты непосредственно из Священного писания: "Не презри вола работающего"; "Блажен, иже и скоты милует". Более того, автор проповеди призывает не только быть добрым к своему животному, вступаться за чужую скотину, но и молиться за нее, как это делает церковь.

Заключая раздел о взглядах различных религий мира на животных, приведем размышления на эту тему известного борца за Права животных Тома Ригана:

«После всего, что сказано и сделано, невольно возникает вопрос, почему в нашем так называемом цивилизованном обществе сегодня жестокость человека к животным все возрастает. Почему так трудно изменить отношение человека к животным? Организованные религиозные институты могли бы сыграть важную роль в воспитании людей. Почти 90 % населения мира исповедуют одну из главных религий. Каждая из этих религий имеет нравственную платформу, с помощью которой можно было бы влиять на массы, воспитывать их. Но никто никогда не слышал проповедей, доносящих до людей слово Божие о животных. Завет "Возлюби своего ближнего" включает всех ближних и животных тоже».


 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.013 с.)