Яхния из грибов (болгарская кухня) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Яхния из грибов (болгарская кухня)



Мелко нарубленный репчатый лук (2 шт.) пассировать на растительном масле (4-5 ст. ложек), посыпать мукой (1 ст. ложка) и красным молотым перцем, добавить нарезанные кубиками помидоры (1-2 шт.) и тушить еще около 5 мин. Влить горячую воду (1/2 стакана) и несколько капель 3 %-ного уксуса. Посолить и дотушить на умеренном огне. Перед подачей на стол посыпать яхнию мелко нарезанной зеленью петрушки и выдержать 2-3 мин под крышкой.

 

Кнылли в сметане по-украински

Отварить очищенный картофель (5 шт. средних размеров), горячим пропустить через мясорубку и охладить. Муку (8 ст. ложек), яйца (2 шт.), сахар (1 ч. ложка), соль тщательно перемешать с картофельным фаршем. Полученную массу раскатать в пласт толщиной 1,5 см и вырезать кружочки. На каждый кружочек положить по одной распаренной заранее черносливине, посыпать ее сахаром и защипить края кружочка. Отварить кныдли в кипящей подсоленной воде, выложить их на сковороду, залить сметаной, запечь в духовке и горячими подать на стол.

 

Сациви из баклажанов по-грузински

Эту вкусную холодную закуску рекомендуется готовить примерно за три дня до праздника. Вымыть баклажаны (6 шт. средних размеров), срезать с них кожицу, разрезать вдоль и опустить на 10 мин в кипяток. Затем выложить на доску на 30 мин и держать под прессом. Тем временем приготовить фарш: очищенные грецкие орехи (300 г), чеснок (4 зубчика), стручковый красный перец (1/4 шт.), нарезать репчатый лук (3 шт.) и зелень петрушки (1 пучок). В эту смесь добавить немного соуса сацибели и начинить ею баклажаны. Оставшимся соусом залить их сверху и на 3 дня поставить в прохладное место.

Для соуса сацибели растолочь в ступке 100 г ядер грецких орехов, чеснок (1 зубчик), нарубить репчатый лук (1 шт.), зелень кинзы и мяты, залить все компоненты кипяченой водой (1 стакан), смешанной с 3 %-ным уксусом, и добавить красный молотый перец и соль (по вкусу).

 

 

ПИЩА И РЕЛИГИЯ

 

Практически все известные религии так или иначе высказывают свое отношение к пище человека, классифицируют ее со своих позиций, устанавливают те или иные запреты на некоторые виды пищи и определяют время ее употребления.

С позиций религий пища, кроме своей чисто функциональной (физиологической) роли, играет также культовую роль.

Для вегетарианцев, в том числе и веганов, наиболее важно при этом то, что большинство религиозных запретов относится к пище животной, хотя существуют также запреты употреблять всякую пищу и даже воду в отдельные периоды времени (полное воздержание). Есть и частные запреты на соль, алкоголь, табак, чай, кофе и др.

Пищу можно разделить на повседневную и обрядовую. Многие полагают, что ежедневно можно употреблять любую пищу, а соблюдение постов (с частичным или полным отказом от мяса) распространяется лишь на определенные периоды. А ведь и в повседневной жизни также существуют запреты на некоторые виды пищи, причем еще более жесткие. Поскольку пища эта не употребляется никогда. И, конечно, в первую очередь эти запреты касаются пищи животной.

По Библии, человеку изначально была дана лишь растительная пища: "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу" /Быт. 1; 29/.

Против этого тезиса существуют возражения, напоминающие, что далее в Библии, причем во многих местах, идет речь и об употреблении животной пищи. Это действительно так: "Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я Господь, Бог ваш" /Исх. 16; 12/. Однако это всего лишь свидетельство последовательности разрешения. Обратимся к авторитетным комментариям.

В статье "Мясо животных" из Библейской энциклопедии Архимандрита Никифора читаем: "Мясо животных в первое время по сотворении мира не было дозволено человеку для употребления в пищу, но после потопа, кроме зелени и плодов, ему дозволено употреблять в пищу и животных, впрочем, с некоторым ограничением". Аналогичное пояснение находим в Еврейской энциклопедии, отражающей точку зрения вероучителей иудаизма.

Каковы же ограничения на употребление животной пищи, налагаемые Ветхим Заветом? Обратимся к Библии.

Вот, что обещает Бог народу, ведомому им в землю обетованную: "Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор,

В землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, В землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка..." /Втор. 8; 7,8,9/.

Но, вот, наконец, и великодушное снисхождение: "Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: "поем я мяса", потому что душа твоя пожелает есть мяса; тогда, по желанию души твоей, ешь мясо" /Втор. 12; 20/.

Ну, а какое же мясо можно есть?

"Не ешь никакой мерзости.

Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы,

Олень и серна, и буйвол, и лань и зубр, и орикс, и камелопард.

Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте.

Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика; потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас;

И свиньи, потому что копыта у ней раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя;

А всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.

Всякую птицу чистую ешьте.

Но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла, И коршуна, и сокола, и кречета с породою их; И всякого ворона с породою его, И страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его, И филина, и ибиса, и лебедя, И пеликана, и сипа, и рыболова, И цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря. Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас; не ешьте их" /Втор. 14; 3-19/.

Рискуя утомить читателя подробными цитатами, мы все же приводим их, чтобы наглядно показать одну существенную особенность всех этих запретов. Вот она. Уж, если разрешать людям есть мясо, то только тех животных, которые сами мяса не едят, т.е., если есть мясо — это плохо, то есть мясо животных, питающихся мясом, — это очень плохо.

Существуют разные версии о причинах и исторической последовательности возникновения в религии узаконенных впоследствии запретов. Занимались этим многие ученые — историки, религиоведы и др. Однако авторы, обсуждающие эти проблемы, не акцентируют внимания на первоочередном запрете употреблять мясо именно хищных животных. Лишь в Еврейской энциклопедии в статье "Пища в библейские и талмудические времена" среди других мотивов запретов упоминается мотив гигиенический: запрещенная пища вредит здоровью. Имеются в Библии и другие запреты. Нельзя, например, употреблять в пищу мясо животных, растерзанных дикими зверями /Исх. 22; 31/, умерших естественной смертью от смертельной болезни или убитых не по ритуалу /Втор. 14; 21/. Запрещены к употреблению кровь млекопитающих и птиц и даже мясо, содержащее в себе кровь /Быт. 9; 4/. Запрещено воловье, овечье и козье сало /Лев. 7; 23/. Запрещено есть мясо, будь то млекопитающие или птицы, вместе с молоком. Вообще, запрещается смешивать мясное с молочным.

На первый взгляд, все эти запреты не имеют отношения к рассматриваемой нами теме. Однако, если вспомнить позицию и рекомендации врачей — натуропатов, и в первую очередь известного Герберта Шелтона, то становится очевидным, что уж, по крайней мере, два запрета — на мертвечину и сочетание мяса и молока — носят чисто гигиенический характер. Следует отметить, что запрет на совмещение мяса и молока не является чисто библейским: он возник позднее в иудаизме на основе, правда, библейского требования: "Не вари козленка в молоке матери его" /Втор. 14; 21/.

Подобные запреты, относящиеся к повседневной пище, есть во многих религиях.

Есть такие запреты и у мусульман, хотя их и меньше, и, конечно, они прежде всего относятся к пище животной. Вот слова Магомета: "Он ведь запретил вам только мертвечину и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха. Кто же вынужден, не будучи нечестивцем и преступником, — нет греха на том: ведь Аллах прощающ, милосерд!" /Сура 2,168/.

Особо следует сказать о тех религиозных направлениях, последователи которых являются принципиальными вегетарианцами или хотя бы считают растительную пищу более предпочтительной. В первую очередь это жители древней и современной Индии — страны, где зародились три значительных религиозных направления — буддизм, джайнизм и индуизм.

Буддизм ведет широкую пропаганду ахимсы — непричиненис вреда живым существам, являющейся религиозным предписанием. В связи с этим буддизм и призывает к отказу от умерщвления всех живых существ. Иными словами, вегетарианство носит в буддизме этический характер.

В джайнизме соблюдение ахимсы является особенно строгим. Джайны считают, что каждая душа должна стремиться к достижению совершенства. Поэтому ко всякой жизни, какой бы она ни была, нужно относиться с уважением. Джайны и сами должны воздерживаться от умерщвления живых существ и удерживать от этого других. Не только монахам, но и джайнам-мирянам запрещено заниматься охотой, рыболовством и даже скотоводством. Все джайны и теперь — строгие вегетарианцы.

Близки были к вегетарианству и многие направления в индуизме. Чтобы получить хотя бы приблизительное представление о быте древней Индии, достаточно прочитать, к примеру, фрагмент из книги ученика Плотина Порфирия "О Стиксе", в которой он цитировал труд об Индии одного из основоположников сирийской литературы Бардесана (II — III вв. н.э.):

"В обществе индийцев, разделенном на множество разрядов, есть некий род святых мудрецов, которых эллины обычно называют гимнософистами. Среди них существуют две секты: брахманы, которым отдается преимущество, и саманеи. Ведь брахманы получают эту самую божественную мудрость по наследству, подобно жреческому сану, а саманеи избираются и состоят из тех, кто пожелал посвятить себя божественной мудрости. Вот как описал их образ жизни вавилонянин Бардесан, живший во времена наших предков...

Все брахманы — из одного племени, и все они происходят от одного и того же отца и одной и той же матери. Саманеи, как мы говорили, не племя и собраны из разных народов Индии. И брахман не подчиняется царю и не платит подати вместе с другими.

Из этих философов одни живут в горах, другие у реки Ганг. Горные философы питаются плодами и коровьим молоком, заквашенным на травах, а живущие у Ганга — плодами, в изобилии растущими вблизи этой реки. Ибо земля дает постоянный урожай плодов и, кроме того, много дикого риса, который они употребляют в пищу, когда не хватает плодов. Употребление в пищу чего-нибудь другого, равно как и прикосновение к животной пище, рассматривается ими как верх нечистоты и бесчестия...

Жизнь же саманеев протекает следующим образом. Они живут вне города, проводя весь день в беседах о божественном. У них есть хижины и храмы, построенные царем, в которые назначены управители, получающие от царя продукты для содержания тех, кто собирается там. Пища состоит из риса, пшеничного хлеба, плодов и зелени... Если же кто-нибудь захочет разнообразить свой стол, ему добавят зелень или какие-либо плоды".

А вот еще один фрагмент из книги Ипполита Римского (II — III вв. н.э.):

"Есть и у индийцев секта философствующих среди брахманов, которые ведут обособленный образ жизни, воздерживаются от всякой животной пищи, а также от пищи, приготовленной на огне. Они довольствуются плодами, но не сорванными с деревьев, а подобранными с земли. Брахманы пьют воду из реки Тагабены".

Вегетарианцами являются и современные последователи вишнуизма, к учению которых — "Бхагавад — Гите" — проявляют ныне заметный интерес и в нашей стране. Иногда их называют кришнаитами.

В "Бхагавад — Гите" Бог Кришна призывает людей есть только то, что было сначала принесено ему в жертву, в противном случае он навлекает на себя кармические последствия.

"Предложите Мне листок, цветок, плод или воду, с любовью и преданностью, и Я приму их" /Бг9.26/.

Овощи, злаки, фрукты, молоко и вода — вот продукты, которые должны есть люди, и они предписаны Самим Господом Кришной.

Для нас также интересна философия адвентистов седьмого дня — многочисленной религиозной организации, широко распространенной во всем мире — США, Западной Европе, Прибалтике, России и др. Взгляды адвентистов на питание и образ жизни практически совпадают со взглядами современных врачей натуропатов, проповедующих естественные методы оздоровления.

Недавно изданная на русском языке книга одного из руководителей общины адвентистов седьмого дня Елены Уайт, появившаяся за рубежом еще в 1909 г., дает рекомендации по самым разным вопросам здорового образа жизни: уклада семейной жизни, воспитания детей, ухода за ними и чисто бытовым проблемам. Книга может служить хорошим руководством для многих, в том числе и далеких от религии людей, в выборе продуктов питания, их приготовлении, культуре потребления, а также полезным пособием по вегетарианскому питанию.

Вот лишь некоторые рекомендации из этой книги: "Наилучшим питанием для младенца является то, что природа сама дает, и его нельзя без надобности лишать этого. Мать поступает очень бессердечно, если старается избавиться от заботливого кормления младенца грудью ради собственного удобства или общественных развлечений.

Трудно переоценить пользу от привития детям правильных привычек питания. Дети должны научиться, что они едят для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы есть.

Наши тела строятся из того, чем мы питаемся... Всегда следует избирать такие продукты питания, которые наилучшим образом снабжают тело всеми нужными строительными материалами. В этом отношении ненадежно полагаться на свой апцетит. Неправильные привычки в еде извратили аппетит. Часто он требует такого рода пищи, которая вредна здоровью и вызывает слабость, вместо того, чтобы давать силы. Мы также не можем полагаться на обычаи, принятые в обществе. Распространенные везде болезни и страдания в большой мере вызываются общепринятыми ошибками в области питания...

Зерно, фрукты, орехи и овощи — это то, что творец назначил нам в пищу. Эти продукты питания, приготовленные самым простым и естественным путем, полезнее и питательнее всего. Они дают силу, выносливость, энергию и ясность мышления, каких не могут дать более сложные и возбуждающие кушанья.

Люди, привыкшие к жирным и очень возбуждающим кушаньям, имеют неестественные вкусы.

Сильные люди, занятые, главным образом, физическим трудом, могут не следить так строго за качеством и количеством принимаемой пищи, как люди, ведущие сидячий образ жизни; но и они имели бы лучшее здоровье, если бы проявляли воздержание в отношении питания.

Мясо никогда не было наилучшей пищей; но в настоящее время вдвое опаснее употреблять его, так как болезни животных очень быстро распространяются.

Вредное влияние пищи может не сразу сказаться, но это не доказывает, что она не причиняет вреда. Очень немногих людей можно убедить, что мясо, которое они ели, отравило им кровь и вызвало страдания. Многие умирают от болезней, причиной которых целиком является употребление в пищу мяса, хотя ни они сами, ни другие не подозревают действительной причины.

Зло, причиняемое мясной пищей в области морали, не менее заметно, чем физический вред.

Никогда не наносите вреда желудку перееданием, но также не лишайте себя здоровой, вкусной пищи, которая потребна для здоровья".

Хочется обратить внимание читателей на то, что многие запреты, изначально религиозные, постепенно стали, так сказать, этническими традициями. К примеру, жители России (особенно европейской части), не считающие себя религиозными людьми, традиционно не употребляют в пищу мясо хищных, а также некоторых домашних животных (кошек, собак), как и мясо грызунов, земноводных, пресмыкающихся. В то же время продукты, не употребляемые одними народами, широко используются другими, а порой даже являются любимыми лакомствами.

Говоря о пище обрядовой, можно было бы упомянуть об особых требованиях к пище, употребляемой в таких ситуациях, как поминальный обряд, свадьба и самые разные праздники. Но, это уже выходит за рамки поставленной нами задачи. Поскольку эта книга о вегетарианстве, то прежде всего важно показать, как религиозные требования содействуют отказу от животной пищи. Поэтому, на наш взгляд, следует сказать несколько слов о постах. Что такое пост? Посты во всех религиях — это либо воздержание на некоторый период времени от пищи и воды, либо воздержание от пищи животной, в первую очередь мясной.

В основном пища употребляется, но с ограничениями: либо это отказ от привычного вида пищи, либо уменьшение количества пищи.

Посты чаще всего сочетаются с различными обрядами: при этом или предшествуют им, или исполняются одновременно. Так, посты могут предшествовать праздникам, играть роль обетов или наказаний, усиливать молитву или иметь самостоятельный характер. Посты являются очень важным атрибутом практически всех религий мира. Разумеется, пост — это не только ограничение в пище, хотя именно это последнее — основа поста.

Вот, что писал об этом протоиерей Александр Мень в своей книге "Православное богослужение": "Они (посты) прививают навык воздержания, обуздывают плоть, способствуют духовному совершенствованию. Они несут в себе принцип самоконтроля — важнейшего условия внутренней работы.

Пост прежде всего относится к пище, и это вполне естественно; ведь именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. В какой-то мере ограничивая и контролируя эту связь, мы открываем больший простор для духа".

Пост, как утверждают священослужители, подготавливает, разрыхляет почву сердца, способствует искренности молитвы и лучшему восприятию слова Божьего.

Противники постов, не споря с последним утверждением, пытались утверждать, что посты приводят к нарушению нормального функционирования организма и соответственно к ослаблению психики, делают ее податливой к внушению и самовнушению.

Однако, по мнению многих авторов, такое утверждение не соответствует действительности. Объективные медицинские исследования во всем мире доказывают, что отказ от мясной пищи, а также специально проводимые разгрузочные голодания делают человека более спокойным, менее агрессивным. Именно такое состояние и есть нормальное функционирование организма.

Все известные религии мира, начиная с древнейших языческих, использовали посты. Широко распространены посты и в монотеистических религиях, в том числе и в настоящее время. Степень строгости, естественно, везде была и есть разная. Так, аскеты индуизма и джайнизма выполняли очень жесткие религиозные требования в отношении постов. Вот пример соблюдения обряда в древней Индии:

"Когда заканчивалась церемония посвящения, от ученика требовалось соблюдать трехдневное воздержание. Воздержание могло продолжаться до 12 дней или до года. Это было началом сурового воспитания. Ученик не должен был, есть соленой пищи, он спал на земле, ему было запрещено употреблять мясо и вино и спать днем".

Ранние буддисты были более умеренны в требованиях к постам, но впоследствии эти требования постоянно менялись.

Если обратиться к китайской истории, то и здесь у последователей даосизма, а также учения Конфуция посты являлись весьма существенным элементом этих учений.

В иудаизме под постом понимается полное воздержание от пищи и воды, поэтому постоянных постных дней сравнительно немного. Кроме Иом-Киппура, единственного поста, предписанного Моисеевым законом (Лев. 16; 29), после вавилонского пленения были установлены еще четыре постоянных поста в память печальных событий, связанных с разрушением первого иерусалимского храма: в четвертом месяце (Таммуз), пятом (Аб), седьмом (Тишри) и десятом (Тибет). Все эти посты однодневные. Со временем в память о последующих несчастиях, постигших народ, были установлены и другие посты. Правда, не являясь обязательными, они не получили особого распространения среди народа. Всего было установлено 25 однодневных постов, один из которых — седьмого Адара в день смерти Моисея, а другой — восьмого Тибета в знак перевода Библии на греческий язык во времена Птолемея.

По-видимому, в древности богоугодным делом считался обычай, сохранившийся у более набожных евреев и позднее: поститься 2 раза в неделю — по понедельникам и четвергам. Упоминается также о посте в канун Нового года. Были еще посты индивидуальные (или групповые), связанные с каким-либо ритуалом (желание искупить грех, по случаю дурного сна и др.).

В Иом-Киппур и девятого Аба существовал суточный пост — с вечера до вечера, остальные же посты — от восхода солнца до его заката. Упоминаются еще и частичные посты, когда воздерживались лишь от мяса и вина.

В Исламе пост (саум) полагается соблюдать в девятый месяц года — рамадан. Пост продолжается весь месяц, но лишь в светлое время суток, а ночью запрет снимается. Во время поста требуется полное воздержание: нельзя есть, даже нюхать съестное, пить, курить и т.д. Разрешается лишь глотать собственную слюну. От поста освобождаются дети, воины, участвующие в боевых действиях, и некоторые другие категории людей. При этом невыполненный пост должен быть возмещен в другое время.

Поскольку мусульмане пользуются лунным календарем, рамадан (9-й месяц) приходится на разное время года. Продолжительность самого месяца рамадан в разных мусульманских странах немного не совпадает. Так, в Иране, Турции, Бахрейне он равен 29 дням, а в Алжире и Афганистане — 30. Соответственно в разных странах неодинакова и продолжительность поста. Так, продолжительность светового дня, а соответственно и поста самая большая, когда рамадан совпадает с летними месяцами, особенно с июнем-июлем. Во время рамадана в 'мусульманских странах соблюдается особый распорядок дня. Днем большинство столовых, закусочных, кофеен закрыты. Не торгуют даже палатки на базарах.

В христианском мире в настоящее время посты соблюдаются по-разному. Ведь Христос не определил как поститься. Он постился сам, призывал к соблюдению постов своих учеников и последователей, но нормы постов оказались оставленными на усмотрение церкви. В результате у каждого направления христианства сложилось свое понимание, свои требования к постам. В то же время в целом наибольшее развитие посты получили именно в христианстве, особенно в его восточной разновидности — в православии. Однако и католики отводят постам значительное место, хотя посты у них менее строгие, нежели у православных. Большая часть постов у всех христиан совпадает.

Важнейший пост в Православной Восточной церкви — Великий пост. Он называется четыредесятницей, поскольку установлен в память пощения Христа в течение сорока дней. Великий пост также продолжается сорок дней (не считая недели страданий Христовых — Страстной седмицы). Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (масленицы), и продолжается семь недель (вместе со страстной неделей), вплоть до праздника Пасхи. Продолжительность Великого поста всегда постоянная, но начало и конец не приурочены к конкретному числу календаря, а связаны с переходящей датой праздника Пасхи.

Апостолы также постились, в память чего учрежден был Петров пост, который начинался от недели Всех святых и продолжался до праздника первоверховных Апостолов Петра и Павла (22 июня-11 июля). Поскольку начало Петрова поста привязано к переходящему пасхальному циклу, а конец определяется конкретной датой календаря, то продолжительность его оказывается непостоянной.

Посты Рождественский и Успенский учреждены в честь следующих за ними праздников Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Рождественский (Филиппов) пост продолжается 40 дней — от 15 /28 ноября до 25 декабря / 6 января.

Второе название — Филиппов — пост носит по имени святого Филиппа (одного из Двенадцати апостолов). День Апостола Филиппа 14/27 ноября предшествует посту. Успенский пост продолжается с 1/14 августа до 15/28 августа.

Кроме перечисленных четырех многодневных постов в Православной церкви есть еще однодневные посты. Это еженедельные посты в среду и пятницу, которые ведут свое начало от апостольских времен: в среду — в память предания Христа на страдание, а в пятницу — в память смерти Христа. Это также посты в Крещенский сочельник (5/18 января), в день усекновения главы Крестителя Господня Иоанна (29 августа/11 сентября), в день Воздвижения Честного Креста Господня (14/27 сентября).

Всего в году Православная церковь насчитывает около двухсот дней поста.

Ученые утверждают, что посты — наследие глубокой древности — возникли как следствие наблюдения за людьми в течение эпизодических голодных и полуголодных периодов. Следует отметить, что эти запреты относятся не ко всякой пище, а лишь к скоромной — пище животного происхождения.

Узаконение запретов произошло после длительного многовекового осмысления того факта, что периодический отказ от животной пищи не только не приносит ущерба человеку, а, напротив, очень полезен как для телесного, так и для духовного здоровья. Объективность этих выводов подтверждает наличие узаконенных периодов поста практически во всех религиях мира.

Рассматривая медико-оздоровительные и этические функции постов и всей вегетарианской концепции в целом, можно утверждать, что вегетарианство и религия весьма близки в своем отношении к употреблению мяса.

 


 

Глава 6.

Вегетарианство и будущее планеты

 

 

Род людской всеми силами стремится к превращению поверхности своей земли в пахотные поля и сади. Задержкой в этом стремлении именно служат мясоедные народы, которые и являются причиной той борьбы в среде человечества, которая столь цинически выражается войнами и всякими взаимными притеснениями.

А.Бекетов

 

Количество питательных веществ в виде растительных продуктов, сконцентрированное в откормленной туше бычка, будучи собрано непосредственно с лона земли, могло бы дать вдесятеро более продуктов питания, чем дает эта туша, и притом продуктов неиспорченных и не способствующих возникновению различных болезней.

Шелли

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.06 с.)