Формирование политического режима советского типа в Болгарии 1949 -1953 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование политического режима советского типа в Болгарии 1949 -1953 гг.



По примеру СССР болгарское правительство перешло к планированию экономического развития. В апреле 1947 г. был принят двухлетний план на 1947-1948 гг. Он имел двоякую цель: с одной стороны, восстановить разрушенное войной народное хозяйство и превзойти уровень производства 1939 г., а с другой - изменить пропорции в экономике страны, подняв долю. промышленности и снизив долю сельского хозяйства. Обе задачи были выполнены. В 1948 г. промышленное производство удвоилось по сравнению с уровнем 1939 г.

В декабре 1947 г. в Болгарии был принят закон о национализации промышленных предприятий и банков. В результате доля частного сектора в промышленном производстве сократилась до 5%, а государственного - возросла до 93% (2% приходилось на кооперативный сектор). В начале следующего года была объявлена монополия внешней торговли. Таким образом, переход от системы государственного и рабочего контроля за деятельностью буржуазии к полной ликвидации капиталистической собственности завершился. Хозяйственная деятельность частного капитала в промышленности, оптовой торговле, банковском деле, на транспорте была практически прекращена, под видом общественной собственности на средства производства была установлена государственная монополия.

Взаимоотношения партий внутри Отечественного фронта все более осложнялись по мере того, как все отчетливее проявлялся отказ руководства компартии от многосекторной экономики и политического плюрализма. Наиболее серьезные разногласия проявились между двумя крупнейшими партиями – БРП (к) и БЗНС. Земледельческий союз выступал против руководящей роли компартии, и сам претендовал на основную роль в деле созидания новой Болгарии, ссылаясь на преобладание в стране крестьянского населения. Недовольство коммунистами назревало и в союзе "Звено".

С начала 1945 г. главным секретарем БЗНС стал Никола Петков, известный демократ и антифашист, пользовавшийся огромным авторитетом среди крестьянства. Он решительно выступал против доминирующей роли БРП (к) в государственном и политическом руководстве, против ограничения политической роли БЗНС и других партий, против подчинения этих партий линии, проводимой коммунистами. В знак протеста Н. Петков вышел из состава правительства и руководства ОФ и приступил к формированию оппозиционного блока. Это означало раскол и Отечественного фронта и БЗНС. Была сформирована оппозиционная партия - БЗНС – Петков. Вместе с частью социал-демократической партии и "независимыми" депутатами БЗНС – Петков составил оппозиционный блок, получивший название "лояльной оппозиции Отечественному фронту".

Осенью 1945 г., накануне выборов в Народное собрание, назначенных на 18 ноября, между Отечественным фронтом и оппозицией развернулась борьба за массы. В разгар избирательной кампании в страну после 22-летней эмиграции вернулся Георгий Димитров, восторженно встреченный населением. Оппозиция объявила о бойкоте выборов, однако ее поддержало лишь около 20% избирателей. Широкая пропагандистская кампания в пользу ОФ принесла свои плоды: за него было подано свыше 80% голосов. Оппозиция поставила под сомнение демократический характер выборов. Стремясь обеспечить своей борьбе широкую международную поддержку, Н. Петков обратился за помощью к западным представителям в Союзной контрольной комиссии, находившейся в первые послевоенные годы в Болгарии. США и Великобритания объявили о своем непризнании нового болгарского правительства, поскольку в него не вошли представители оппозиции. Тем не менее, новый кабинет министров был составлен. Началась жестокая кампания по разоблачению оппозиции.

1946 год ознаменовался исключительно важным событием в политической жизни страны. 8 сентября прошел референдум, решивший судьбу монархии в Болгарии. Подавляющая часть болгарского народа высказалась за республику. 15 сентября 1946 г. Болгария была торжественно провозглашена Народной Республикой (НРБ). 9-летний царь Симеон II вместе со своей матерью и сестрой был вынужден покинуть страну.

Разработать и принять первую республиканскую конституцию страны предстояло Великому народному собранию, выборы в которое были назначены на конец октября 1946 г. Оппозиция выступила на выборах со своей программой, в которой подчеркивалось, что она борется за "республику народовластия". В программе содержался призыв не допустить проведения в жизнь "коммунистического проекта конституции, выдвигаемого от имени ОФ". К этому времени на сторону оппозиции перешли довольно значительные слои населения, главным образом из мелкобуржуазной среды и крестьянства, недовольного некоторыми мероприятиями новой власти. Выборы проходили в обстановке жесткого административного давления и произвола. В результате победу вновь одержал Отечественный фронт, хотя оппозиция сумела все же набрать около 30% голосов. Выборы отчетливо выявили резкую поляризацию сил в стране по линии БРП (к) - оппозиция. Борьба между ними переместилась в парламент. Однако успех коммунистов на выборах (более половины голосовавших за ОФ отдали свои голоса БРП) позволил им окончательно утвердиться в качестве руководящей силы в политической жизни Болгарии. В ноябре 1946 г. было сформировано третье правительство ОФ, которое возглавил руководитель компартии Георгий Димитров. В этом правительстве коммунисты уже преобладали, что дало им возможность перейти в наступление на оппозиционные силы. Летом 1947 г. ядро оппозиции – БЗНС – Петков - был распущен, а его лидер лишен депутатского мандата, арестован и казнен. БРП (к) и ее союзники по ОФ объявили его деятельность в защиту парламентской демократии и против утверждения однопартийной коммунистической системы "контрреволюционной", а связи с представителями западных государств - "предательством национальных интересов". В это же время происходит устранение "ненадежных элементов" из всех некоммунистических партий ОФ, а ориентация этих партий на БРП (к) становится еще более ощутимой.

В декабре 1947 г. новая болгарская конституция была принята Великим народным собранием. За основу ее была взята советская конституция 1936 г. Новая конституция Болгарии носила социалистический характер, хотя в то же время в ней еще сохранялись некоторые элементы буржуазного права (например, гарантировалась частная собственность). Принятием конституции был подведен первый итог формирования новой политической системы в Болгарии.

Правительство Отечественного фронта прилагало большие усилия для преодоления международной изоляции Болгарии и заключения мирного договора. Однако процедура рассмотрения проекта договора затянулась, так как между СССР, Англией и США возникли серьезные разногласия по вопросу о характере мирного договора и о международных санкциях, которые должны быть наложены на Болгарию как на бывшую союзницу Германии. Западные государства пытались навязать Болгарии тяжелый и несправедливый договор, отторгнуть часть болгарской территории в пользу Греции. Но благодаря твердой позиции Советского Союза эти домогательства были отклонены. В итоге усилия болгарской делегации, направленные на сохранение территориальной целостности и национальной независимости страны, увенчались успехом. Она сохраняла свою территорию в границах на 1 января 1941 г. Союзная контрольная комиссия ликвидировалась. Правда, не все требования болгарской делегации были удовлетворены, высоким был установленный размер репараций, хотя по сравнению с предварительно названной цифрой удалось сократить размер репараций в 22 раза. Уплата 70 млн. долларов репараций растягивалась на 8 лет.

Главное же - 10 февраля 1947 г. в Париже Болгария получила долгожданный мирный договор, укрепилось ее международное положение, обеспечивалась национальная независимость. В 1948 г. был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Болгарией и Советским Союзом, окончательно вовлекший страну в советскую сферу влияния.

1948 год стал в Болгарии, как и во всех странах ЦЮВЕ, переломным. Разгром оппозиции в 1947 г. позволил болгарским коммунистам открыто выдвинуть задачу создания в стране социалистического общества, ускорить темпы и глубину революционных преобразований. Это диктовалось и внешнеполитической обстановкой. В условиях начавшейся "холодной войны" сталинское руководство стремилось теснее привязать народно-демократические страны к СССР, навязать им советскую модель общественного устройства. Состоявшееся в сентябре 1947 г. в Польше Международное совещание коммунистических и рабочих партий поставило перед коммунистами народно-демократических государств задачу перехода к ускоренному строительству социализма. Во второй половине 1947 - первой половине 1948 года происходили принципиальные изменения в политической жизни Болгарии. Их суть сводилась к ликвидации идейного и политического плюрализма и утверждению полной монополии коммунистической партии на власть.

В феврале 1948 г. Отечественный фронт, изменив свою программу и устав, преобразовался в единую общественно-политическую организацию с индивидуальным членством. Его главной задачей становилось воспитание болгарского народа в духе идей социализма. Преобразование ОФ имело целью унификацию политической жизни страны под руководством БРП (к). Другие партии были обречены на устранение с политической арены. "Звено", ослабленное двумя крупными судебными процессами против военных, вынуждено было объявить о своем самороспуске и о вливании своих членов в ряды ОФ. То же самое произошло и с немногочисленной Радикальной партией. Социал-демократы еще некоторое время сопротивлялись: часть этой партии находилась в оппозиции правительству. Однако летом 1948 г. оппозиционные лидеры БРСДП были арестованы. Другая же часть этой партии осенью приняла решение объединиться с БРП (к), признав ее программу и устав. Отныне в Болгарии существовало две партии - коммунистическая и БЗНС. Коммунисты не решились пойти на ликвидацию БЗНС, так как он обладал большими традициями и прочной и широкой социальной базой. Однако, сохранившись, БЗНС был вынужден постепенно изменить свой характер и политику, принять в качестве своей программной цели построение социализма в Болгарии, а также признать руководящую роль компартии в политической и общественной жизни страны.

Таким образом, сформировавшаяся в Болгарии двухпартийная система была чистой формальностью. Отечественный фронт превратился в "приводной ремень" от партии коммунистов к массам трудящихся, которые он призван, был мобилизовывать на выполнение задач социалистического строительства.

Основные линии построения социализма были намечены на проходившем в декабре 1946 г. V съезде БРП (к). С политическим отчетом на нем выступил Г. Димитров. Крутой поворот в курсе компартии не мог не отразиться на ее теоретических представлениях. Если в 1945-1946 гг. Димитров подчеркивал, что народная демократия - это не советская власть, не диктатура пролетариата, а совершенно особая форма власти, то на съезде он сформулировал прямо противоположный тезис о том, что народная демократия является формой диктатуры пролетариата. Констатировав, что в стране созданы все условия для перехода к строительству социализма, съезд определил конкретные пути этого строительства. Намеченные планы свидетельствовали о стремлении болгарских коммунистов повторить советский путь чрезвычайных мер для быстрейшей ликвидации буржуазии и окончательного разгрома оппозиционных элементов. Идеализация советского опыта, непонимание трудностей и деформаций экономического и политического развития СССР, вера в командно-административные методы привели на практике к серьезным ошибкам в политическом и экономическом управлении.

На съезде партия была вновь переименована в Болгарскую коммунистическую партию. Делегаты признали, что это название точнее отражает ее конечную цель. V съезд БКП ознаменовал начало нового периода в истории Болгарии - на смену народно-демократическому эксперименту пришел период "строительства социализма" по сталинскому образцу.

Процесс индустриализации в Болгарии имел две отличительные черты: чрезвычайно быстрые темпы ее осуществления и приоритетное развитие тяжелой промышленности, производящей средства производства. Эту отрасль народного хозяйства пришлось практически создавать заново. Проблема обеспечения необходимых для развития промышленности средств решалась главным образом за счет внутренних источников, прежде всего сельского хозяйства. Индустриализация в Болгарии осуществлялась в условиях теснейшего сотрудничества с Советским Союзом. Широко изучался и распространялся советский производственный опыт, внедрялись различные формы соцсоревнования. В результате колоссального напряжения сил народа ускоренная индустриализация быстро принесла свои плоды. За две пятилетки (с конца 40-х до конца 50-х гг.) в стране были созданы новые отрасли промышленности: металлургическая, энергетическая, химическая, машиностроительная, появились новые заводы и комбинаты, среди которых такие гиганты как Кремиковский металлургический комбинат в Софии, металлургический комбинат имени Ленина в Перинке, нефтехимический в Бургасе, азотно-туковый в Стара Загоре. В результате Болгария превратилась из отсталой аграрной страны в индустриально-аграрное государство.

Однако имелись и отрицательные последствия чрезмерно быстрых темпов индустриализации. Наметились явные диспропорции в развитии народного хозяйства, перекос в сфере капиталовложений в пользу тяжелой промышленности. Это привело впоследствии к упадку традиционных для Болгарии отраслей народного хозяйства, прежде всего сельского хозяйства и легкой промышленности, обеспечивающих непосредственные нужды населения, и к чрезмерному развитию тяжелого машиностроения, химического производства, которые не были обеспечены сырьевой базой и рынками сбыта.

Социалистическая перестройка сельского хозяйства оказалась самой трудной и сложной задачей. В Болгарии существовали глубокие традиции частной собственности на землю, поэтому болгарские коммунисты не пошли на ее национализацию в 1947 году. Зато в Болгарии еще при капитализме существовало кооперативное движение. Используя интерес к нему крестьянства, БКП повела широкую агитацию за объединение крестьянских хозяйств в производственные кооперативы - ТКЗХ. Однако, как уже отмечалось, во второй половине 40-х годов производственное кооперирование испытывало значительные трудности, так как в ТКЗХ вступали в основном бедняки. Большинство крестьян занимало пока отрицательную или выжидательную позицию.

Годом решительного поворота в процессе социалистического преобразования сельского хозяйства стал 1950 г., когда компартия выдвинула задачу массового кооперирования села. Был принят Примерный устав ТКЗХ, признававший наряду с оплатой по труду право на получение платы за внесенный земельный пай (в этом заключалось отличие ТКЗХ от советских колхозов). Сохранение нетрудового дохода -платы за земельный пай - позволило вовлечь в кооперативное движение среднее крестьянство. Постепенно оплата за пай сокращалась, а затем была полностью прекращена. Вступив на путь ускоренного "строительства основ социализма", Болгария не избежала драмы коллективизации по советскому образцу. В результате усиленной агитации БКП и фактически подчиненного ей БЗНС началось массовое создание кооперативов. Количество кооперированных крестьянских хозяйств составило в 1950 г. 48% от их общего числа. Удельный вес земли, обрабатываемой в ТКЗХ. возрос с 7% в 1948 г. до 51% в 1950 г. В кооперативы нередко сгонялись целые села и районы. При этом сплошь и рядом нарушился принцип добровольности, использовались методы нажима, принуждения и запугивания. Это, естественно, вызвало резкое недовольство крестьян, которые начали массово подавать жалобы и просьбы о выходе из ТКЗХ. Начались волнения, сопровождавшиеся захватом общественного имущества, инвентаря, скота. Бегство из кооперативов приняло массовый характер, многие ТКЗХ распались. Руководство БКП вынуждено было осудить допущенные в ходе кооперирования ошибки и перегибы, увеличить капиталовложения в сельское хозяйство, расширить материально-техническую базу ТКЗХ. Увеличив число машинно-тракторных станций, и снизив плату за их услуги. В 1957 г. было введено пенсионное обеспечение членов ТКЗХ в Болгарии. В результате принятых мер в 1956-58 гг. процесс кооперирования на селе вновь активизировался. К середине 1959 г. кооперативные хозяйства владели 92% обрабатываемой земли и производили большую часть продукции. В 50-70-е годы доля некооперированного крестьянства (вместе с некооперированными ремесленниками) неуклонно снижалась. В 1956 г. она составляла 18,1% населения, в 1965 – 1,3%, а в 1975 – 0,4%.

После открытого поворота 1947–1948 гг. к сталинской модели организации общества в Болгарии сформировалась тоталитарная политическая система, основанная на абсолютной монополии компартии. Суть этой системы заключалась в полном слиянии политической и экономической власти и в сосредоточении этой бесконтрольной власти в руках партийно-государственного аппарата. Эта диктатура партийной верхушки выдавалась за диктатуру пролетариата. Устойчивость этой системы обеспечивалась, с одной стороны, подавлением всякого инакомыслия и массовым политическим террором, с другой - информационной изоляцией населения от внешнего мира и внутренней пропагандой, направленной на формирование единого для всех образа мышления.

В БКП стала складываться атмосфера подозрительности, вражды и нетерпимости. В 1949 г. в стране поднялась волна шпиономании, вершиной которой стал процесс против Трайчо Костова - одного из руководящих деятелей БКП, обвиненного в "связях с английской разведкой" и казненного с клеймом "врага народа" и "иностранного шпиона". При участии советских советников в Болгарии была создана мощная репрессивная система. Полным ходом функционировали концлагеря, тюрьмы были переполнены. Процветали доносы и анонимки. В моде была слепая преданность "делу партии" и ее вождям. Со второй половины 40-х годов культ личности Сталина, перешагнув границы СССР, распространился и в Болгарии. Однако в начале 50-х гг. в стране сложился, помимо насаждаемого из вне сталинского, еще и свой, "национальный" культ личности. После смерти лидеров БКП Г.Димитрова (1949) и В. Коларова (1950) партию и государство возглавил Вылко Червенков, один из самых отъявленных сталинистов в международном коммунистическом движении. Культ личности Червенкова, сопровождавшийся злоупотреблением властью, произволом и репрессиями, порождал серьезные трудности в политическом и экономическом развитии НРБ.

После смерти Сталина в БКП начался процесс осознания вреда культа личности и борьба за преодоление его последствий. Осенью 1953 г. члены Политбюро ЦК БКП выступили с острой критикой В. Червенкова. Тот дал обещание, что примет меры для преодоления создавшегося положения, но и не думал его выполнять. Несмотря на то, что Червенков отказался от должности генерального секретаря партии, фактически он продолжал руководить работой Политбюро ЦК БКП и возглавлял правительство страны.

Тем временем в руководстве партии все больше укреплялись позиции Тодора Живкова. В марте 1954 г. он избирается первым секретарем ЦК БКП (должность генсека упразднялась). Постепенно Живков начинает готовить почву для полного отстранения Червенкова. На апрельском пленуме 1956 г., состоявшемся вскоре после XX съезда КПСС, Живков выступает с докладом, в котором ставит вопрос о необходимости полного искоренения культа личности Червенкова, об окончательном разрыве со сталинизмом. После апрельского пленума Червенков был освобожден от поста председателя Совета министров, а годом позже - выведен из состава Политбюро и исключен из партии. В истории страны началась 33-летняя эра Тодора Живкова.

26.Становление живковизма. Внутриполитическая борьба о вопросах и направлениях и эффективности социально – экономического курса (1954 – 1971 гг.) Поворот к развитию самоуправления получил закрепление в конституционном законе 1953 г. об основах общественного и политического устройства. Конституционный закон (фактически - новая конституция) провозгласил самоуправление основой всей экономической и общественной жизни.

Поворот к самоуправлению был воспринят в стране неоднозначно. Для многих югославов советская сталинская модель продолжала оставаться эталоном, была жива в памяти и помощь Советского Союза в годы войны. Против недовольных югославов были применены меры репрессивного характера, т.е. со сталинистами боролись сталинскими же методами. Печально знаменитой стала тюрьма на "Голом острове" в Адриатике. Всего было репрессировано 16,3 тыс. чел.

В области внешней политики альтернатива прежнему союзу с соцстранами была найдена в политике равноудаленности от двух великих держав (США и СССР) и неприсоединения. Движение неприсоединившихся стран (т.е. стран, не входящих ни в какие военно-политические блоки) организационно оформилось в 1961 г. на конференции в Белграде. Тито пытался играть в нем ведущую роль.

Попытки новых реформ начались уже в 1961 г., однако успеха они не имели. В марте 1962 г. расширенное заседание исполкома ЦК СКЮ постановило даже принять меры для усиления государственного контроля над экономикой и влияния партии на все стороны общественной жизни. Но уже вскоре, в 1964–1965 гг. начали проводиться самые радикальные реформы экономической системы в Югославии со времени перехода к самоуправлению. Это было временем попыток реформ и в других восточноевропейских странах. С этого момента развитие Югославии, несмотря на все своеобразие, в общих чертах уже шло синхронно с остальным европейским социалистическим миром.

Главным вопросом в ходе реформ оставался вопрос об использовании товарно-денежных отношений, т.е. о переходе к рыночной экономике. Была проведена дальнейшая децентрализация управления. Предприятия получили хозяйственную самостоятельность как независимые товаропроизводители. Финансовые обязательства их перед государством были значительно уменьшены. Кроме того, на средства, полученные из-за рубежа (разного рода кредиты, займы) Югославия закупила новейшее оборудование и технологию. Реформы способствовали переходу югославской экономики на путь интенсификации, втягиванию ее в международное разделение труда. По сравнению с другими соцстранами уровень жизни в Югославии стал отличаться в лучшую сторону. В то же время переход к рыночной экономике вызвал болезненные явления: внешнюю задолженность, инфляцию, рост цен, социальную дифференциацию, безработицу, трудовую иммиграцию югославских рабочих на Запад.

В 1964 г. на VIII съезде СКЮ впервые в титовской Югославии был поднят национальный вопрос. Была высказана мысль, что централизм в экономике не соответствует принципу равноправия наций, что каждая нация должна сама распоряжаться своим национальным доходом. В 1971 г. поправки к конституции значительно расширили суверенные права республик и краев за счет Федерации. Однако эти поправки не разрешили остроты национального вопроса.

В период подготовки к Х съезду СКЮ и на самом съезде (1974 г.) югославским руководством был взят курс на свертывание самоуправленческих начал, чистку партии, усиление идеологического воздействия, укрепление роли СКЮ и государства. Если раньше в известном принципе демократического централизма подчеркивалась первая составная часть, то теперь центр тяжести явно перемещался на вторую. Был сделан вывод, что и в условиях самоуправления (от которого на словах не отказывались) государство должно играть очень важную роль в управлении процессами общественного развития. Более того, самоуправление было названо специфической формой диктатуры пролетариата.

В 1974 г. была принята новая конституция. Верховным органом государственной власти и общественного самоуправления объявлялась Скупщина СФРЮ, которая состояла из двух палат: Союзного веча и Веча республик и краев. Оба веча совместно выбирали председателя Скупщины СФРЮ и его заместителей, председателя и членов Союзного исполнительного веча (правительства). Основной особенностью конституции было сужение экономических и политических функций федерации при усилении роли и прав республик и краев. Была подтверждена государственность республик и краев, которые должны были сами выполнять многие функции федерации на основе взаимных соглашений. Республиканским органам отводилась главная роль при решении большинства экономических и кадровых вопросов. Таким образом, по конституции 1974 г. Югославия приобрела ряд черт конфедеративного устройства.

При жизни Тито еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. В мае 1980 г. Тито, уже являвшийся пожизненным президентом СФРЮ и председателем СКЮ, умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и президиум ЦК СКЮ. Эти органы, включавшие по одному представителю от каждой республики и края, в порядке строгой очередности избирали сроком на один год председателя. Такая система не могла добавить стране стабильности.

С начала 80-х годов Югославию охватил глубокий кризис. Ограничение реформ после Х съезда СКЮ (в политической сфере они вообще практически не проводились) и усиление роли республик и краев привело к резкому усилению национальной партийно-государственной бюрократии ("этнократии"). Победила тенденция, когда свобода гражданина заменялась свободой нации. Возникла концепция "национальной экономики", когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий общеюгославский рынок стал распадаться на восемь рынков. Центральное правительство все больше теряло контроль, а республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эффективно распорядиться. К концу 1985 г. безработица составила 15%, инфляция - 100%, внешний долг приближался к 20 млрд. долл. Вместо кардинальной реформы югославские руководители предложили программу "стабилизации", которая с самого начала не выполнялась.

Кризис усилился событиями в Косово - сердце средневекового сербского государства, но к 80-м годам населенном уже более, чем на 80% этническими албанцами. Албанское население края особенно выросло за счет переселенцев из Албании во время второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. Славянское население края (сербы и черногорцы) под давлением албанцев во все большем количестве стали покидать Косово. Только за период с 1971 по 1981 гг. оно уменьшилось на 35%. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к другим народам Югославии. Вместе с тем, по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству же жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981 г. в Косово прошли демонстрации с требованиями предоставления краю статуса республики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были разогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлеющий очаг напряженности в Косово уже не загасал. Относительный порядок в крае мог держаться только благодаря сербскому военному присутствию.

Широко разрекламированный "югославский эксперимент" окончился неудачно. В современных условиях непосредственная демократия и самоуправление оказались возможными только на местном уровне и в небольших коллективах. На более высоком уровне сразу же образовывалась новая, "самоуправленческая бюрократия", и все оставалось по-старому. Опыт Югославии в очередной раз доказал, что созданные по марксистским рецептам режимы не могли быть реформированы, т.к. любые радикальные экономические реформы неизбежно входили в противоречие с тоталитарной политической системой. Апрельский пленум 1956 г. и 5-6 летний период после него имели для Болгарии то же значение, что для Советского Союза хрущевская "оттепель". С наиболее очевидными и уродливыми проявлениями сталинизма – убийствами, террором, лагерями, было покончено. Методы и формы управления тоталитарного государства становились более гибкими. Предпринимались меры, хоть и очень робкие и половинчатые, по демократизации политической жизни: были реабилитированы необоснованно репрессированные в конце 40 - начале 50-х гг., несколько повысилась роль БЗНС, Отечественного фронта, профсоюзов и других общественных организаций. Были сделаны шаги по повышению эффективности работы госаппарата, по ограничению сверхцентрализма и бюрократии. Чтобы окончательно порвать со сталинской моделью управления в стране, не было пока условий ни во внутреннем, ни в международном плане.

Осуществление индустриализации и проходившего одновременно процесса кооперирования сельского хозяйства дало основание болгарским коммунистам заявить на своем VII съезде в 1958 г., что экономическая основа социалистического общества в Болгарии построена. Съезд получил название "съезд победившего социализма". Однако, несмотря на эти оптимистические заявления, развитие страны начало сталкиваться с немалыми трудностями. К началу 60-х годов экстенсивная экономика исчерпала свои возможности. Заканчивался приток избыточного населения из сельского хозяйства в промышленность, начала сокращаться численность занятых в сфере материального производства. Возникла необходимость перевода экономики на путь интенсификации, то есть ускорения темпов научно-технического прогресса, повышения производительности труда. В середине 60-х годов в Болгарии приступили к проведению экономической реформы: предприятиям предоставлялась определенная самостоятельность в решении производственных вопросов, повышалась материальная заинтересованность трудящихся в результатах их работы. Однако начатые реформы не вызвали существенных изменений в формах и методах управления. Централизованная административно-командная система руководства народным хозяйством сохранилась. В связи с этим процесс интенсификации протекал крайне медленно. Несмотря на то, что в 70-е годы было введено в строй свыше 100 новых предприятий, темпы экономического роста неуклонно снижались.

Неблагополучно обстояло дело и в сельском хозяйстве, где проводился процесс концентрации производства. Кооперативы и госхозы объединились в аграрно-промышленные комплексы. Полное огосударствление и гигантомания в сельском хозяйстве не принесли эффекта. Все ощутимее становилось снижение сельскохозяйственного производства. Нараставшие трудности и застойные явления привели к снижению жизненного уровня людей. Их недовольство усиливалось отрицательными явлениями в общественно-политической сфере.

Монополия БКП позволила ей сосредоточить полный контроль над производством и распределением в руках узкой властной прослойки. Ее основной заботой было не преодоление кризисных явлений в экономике и политике, а сохранение своих господствующих позиций и привилегий. Все сильнее проявлялся монополизм личной власти бессменного руководителя партии и государства Т. Живкова. Фактически в Болгарии сложился его авторитарный режим, поддерживаемый угодливым окружением. Невыносимой стала атмосфера карьеризма, политической беспринципности и подхалимажа, которые отталкивали людей и приводили ко все большему отчуждению народа от политики и власти. Правление Живкова держалось на двух опорных столпах: репрессивном аппарате (хотя формы работы органов госбезопасности стали более завуалированными) и постоянной поддержке советского руководства. Особенно тесная дружба связывала Т. Живкова с Л.И. Брежневым. Эта дружба приносила Живкову двоякую пользу. Во-первых, он укреплял свою личную власть, а во-вторых, умело извлекал политическую и экономическую выгоду для Болгарии. В 70-е годы на основании заключенных договоренностей СССР поставлял Болгарии в огромном количестве и по низким ценам нефть, уголь, металл, древесину и т.д. Уникальные экономические условия, которых Живков добился от советского руководства, некоторое время создавали впечатление подъема в народном хозяйстве Болгарии. За счет полученных от перепродажи в третьи страны советского сырья и электроэнергии долларов страна начала создавать престижные отрасли экономики - электронику, робототехнику, лазерную технику, тяжелое машиностроение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.024 с.)