Особенности отбора объектов экскурсионного показа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности отбора объектов экскурсионного показа.



Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Экскурсионными объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.). Экскурсионные объекты классифицируются:

1. По содержанию на: а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).

2. По функциональному значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д.

3. По степени сохранности.

Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами экскурсии могут служить перестроенные и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная среда. Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы .Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом числе экскурсионных объектов. При этом, о большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.

 

Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.

Архитектурно-градостроительные экскурсии всегда были по­пулярны и неизменно привлекали внимание разных категорий экскурсантов. Среди них выделяют следующие группы:

-экскурсии, посвященные творчеству отдельных архитекто­ров;

-экскурсии с посещением памятников архитектуры определенных стилей;

-экскурсии, посвященные изучению городской застройки — исторической или современной;

-экскурсии по древним городам, городам-заповедникам.

Организация и разра­ботка новых экскурсионных маршрутов, объектами которых яв­ляются не только градостроительство, но и целый комплекс па­мятников монументально-изобразительного искусства (скульп­тура, фрески, мозаика, декоративная роспись, резьба и т.п.), по­могают раскрывать целые культурные пласты и традиции в их взаимосвязи.

 

Особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий

Обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граж­дан. За короткий срок, обычно 3 часа, экскурсанты получают воз­можность познакомиться с основными памятниками и памят­ными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида. Варианты обзорных городских экскурсий создаются для школьников и взрослого населения города, иногородних и иностранцев. Каждый экс­курсовод должен уметь проводить городскую обзорную экс­курсию, представляющую собой экскурсию повышенной труд­ности.

Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре. Каждая из них состоит из ряда подтем, в которых раскрыва­ются различные стороны жизни города. Возникновение горо­да, история его роста и застройки, особенности планировки — одна из обязательных подтем любой обзорной экскурсии. Не обойтись в экскурсии и без рассказа о промышленности горо­да, об особенностях его культурного развития, без характе­ристики научных и учебных заведений. Но в каждом городе имеется одна или несколько тем, которые отличают его от других городов, создают только ему присущее лицо. Эти темы и должны стать стержневыми при создании обзорной экскур­сии, так как их в первую очередь будут помнить и по ним судить о роли города в истории Отчизны.

Многоплановый характер обзорных городских экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встреча­ется ни в одной из тематических экскурсий.

Экскур­совод, проводящий городскую обзорную экскурсию, должен иметь разносторонние знания, в совершенстве владеть тек­стом экскурсии и всем арсеналом методических приемов по­каза и рассказа, так как каждый из них будет необходим в том или ином месте экскурсии.

При значительном количестве памятников, включенных в экскурсию, ряд заметных, привлекающих внимание экс­курсантов городских объектов остается неохваченным. К ним всегда проявляют интерес экскурсанты, задавая соответству­ющие вопросы. Экскурсовод обязан предугадывать вопросы и быть готовым на них ответить.

 

Особенности подготовки и проведения литературных и искусствоведческих экскурсий

Одним из методов популяризации искусства являются искус­ствоведческие экскурсии разнообразной тематики. Их подразде­ляют на две группы:

1) художественные экскурсии, знакомящие с произведениями
изобразительного искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.);

2) театрально-музыкальные экскурсии.

Каждая из них включает обзорные и тематические экскурсии, посвященные жизни и творчеству деятелей искусства или осо­бенностям видов искусства в определенные периоды времени.

Художественные экскурсии — это показ высокохудожест­венных произведений изобразительного искусства, сопровожда­ющийся проникновенным повествованием о них и жизненных перипетиях их создателей, что позволяет экскурсоводу обра­щаться не только к разуму, но и к чувствам экскурсантов.

Объектами искусствоведческих экскурсий являются картины, рисунки, фрески, иконы, панно, витражи, а также различные предметы декоративно-прикладного назначения, изделия народ­ных мастеров. Экскурсия может быть посвящена жизни и твор­честву выдающегося художника. В этом случае объектами показа будут напоминающие о нем места, личные вещи мастера, его кар­тины.

Театрально-музыкальные экскурсии имеют свою специфи­ку, так как театр — живое искусство. По содержанию они могут быть обзорными и тематическими, по месту проведения — город­скими, загородными, музейными.

Литературные экскурсии являются эффективной формой по­пуляризации творчества выдающихся поэтов, прозаиков и дра­матургов. Они подразделяются на следующие виды:

-литературно-биографические — по местам жизни и твор­чества знаменитых прозаиков, поэтов, драматургов;

-историко-литературные — посвященные ярким перио­дам в развитии литературы данного края;

литературно-художественные — по местам, отраженным в известных произведениях писателей.

Литературно-биографические экскурсии строятся по хроноло­гическому принципу; историко-литературные — по хронолого-тематическому; литературно-художественные и поэтико-тек­стовые — по тематическому. Материал, подбираемый для лите­ратурной экскурсии, принято делить на общий и локальный. Во всех экскурсиях на литературные темы широко используются цитаты из литературных произведений.

 

Особенности подготовки и проведения музейных экскурсий

В подготовке новой музейной экскурсии выделяются два основных направления: а) разработка темы экскурсии (новой вообще или только для данного музея); б) подготовка экскурсовода к проведе­нию новой для него, но уже разработанной и освоенной данным му­зеем экскурсии. Как отмечалось выше, главными этапами в созда­нии музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музея по теме, отбор и детальное изучение объектов экс­курсионного показа и других источников, составление маршрута и технологической карты, определение методических приемов веде­ния экскурсии, создание контрольного текста.

При отборе объектов показа рекомендуется учитывать сле­дующие качественные параметры:

-познавательную ценность объекта (экспоната);

-известность объекта, его уникальность;

-выразительность экспоната.

В музеях, как правило, имеются карточки (этикетки) с описа­нием всех предметов, выставленных в экспозиции. При изуче­нии объектов показа необходимо обязательно ознакомиться с карточками.

Маршрут музейной экскурсии имеет определенную заданность. Желательно предусмотреть несколько вариантов движе­ния группы и расстановки экскурсантов у объектов (чтобы не ме­шать другим экскурсантам и экскурсоводам).

При показе памятников архитектуры в музеях-заповедниках целесообразно применять такие методические приемы, как экс­курсионный анализ, объяснение, цитирование (подлинных доку­ментов и др.).

Контрольный текст музейной экскурсии — это развернутый материал, тщательно подобранный и выверенный по источни­кам.

Обслуживание туристов проводится согласно профилю музея,

т.е. его принадлежности к определенной отрасли производства, культуры, искусства и др.

 

Особенности подготовки и проведения природоведческих экскурсий.

Тематические природоведческие экскурсии подразделяются на группы, каждая из которых классифицируется на подгруппы. Различают экскурсии географические, геологические (о недрах Земли), гидрогеологические (о водных ресурсах), ландшафтные (о садах и парках, живописных природных местах) и др.

В естественной природной среде объектами экскурсии могут быть леса, рощи, парки, озера, реки, уникальные памятники при­роды (например, валуны), восход и заход солнца и т.д. Природо­ведческие экскурсии можно создавать повсеместно — ив горо­дах, и на загородных маршрутах.

Во время природоведческих экскурсий организуются феноло­гические наблюдения за явлениями живой природы — раститель­ным и животным миром, проводятся практические занятия для учащихся: коллекционирование образцов, подбор материалов для гербария, сбор лекарственных растений и т.д.

Цель природоведческих экскурсий — расширение естествен­нонаучных знаний, формирование эстетического вкуса, воспита­ние чувства любви к родному краю и бережного отношения к его экологии, природе, а также организация отдыха. Задачами дан­ного вида экскурсий являются: ознакомление с растительным миром (наиболее типичными, реликтовыми и экзотическими растениями) региона, возможностями использования растений в различных отраслях хозяйства (ботанические экскурсии); зна­комство с богатствами и строением недр Земли, наличием, добы­чей и использованием полезных ископаемых (геологические экс­курсии).

 

Особенности подготовки и проведения производственных экскурсии.

Производственные экскурсии различаются как по месту про­ведения, так и в тематическом разрезе.

По тематике они подразделяются на производственно-истори­ческие, производственно-экономические, производственно-тех­нические.

Производственно-исторические экскурсии раскрывают осо­бенности этапов развития предприятий. В текстах производст­венно-экономических экскурсий освещается деятельность пред­приятия. Производственно-технические экскурсии посвящены современным технологиям, достижениям науки и техники, их использованию на производстве.

По содер­жанию и задачам производственные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные. Их целью является профессиональная ориентация.

Тематические экскурсии проводятся в связи с обучением школьников в учебно-производственных комбинатах (УПК). В за­висимости от поставленных задач экскурсия может быть частью занятия по трудовому обучению или самостоятельным занятием.

Комплексные (обзорные) экскурсии проводятся чаще, чем тематические, и включают более широкий круг вопросов. Экс­курсионными объектами в этом случае являются технические устройства, технологические процессы, оснащение и организа­ция рабочего места, содержание и условия труда и т.п.

 

Особенности подготовки и проведения экскурсий для детей.

Экскурсии для молодежи и школьников. Учитывая особен­ности восприятия этой категории экскурсантов, акцент следу­ет делать на активную форму проведения экскурсии: рассказ в форме беседы, вопросы к аудитории, задание самостоятельно провести то или иное наблюдение, сформулировать свои выво­ды и предложения по подтеме, активные способы передвиже­ния на маршруте, быстрые темпы следования группы от объек­та к объекту.

Можно отметить некоторые затруднения при организации экс­курсионных поездок для школьников: заблаговременная подача и согласование списков детей в структурах образования и МВД, высокие требования к непосредственному перевозчику, скрупу­лезные техосмотры перед каждой, даже короткой, поездкой.

 

Особенности подготовки и проведения экскурсий исторической тематики.

Согласно классификации исторические экскурсии входят в группу тематических экскурсий, имеющих большой познава­тельный и воспитательный потенциал. Они организуются как эпизодические мероприятия или циклы экскурсий и по содержа­нию могут носить обзорный характер или подразделяться на сле­дующие тематические виды: историко-краеведческие, археоло­гические, этнографические.

Наиболее оптимальным считается построение маршрута экс­курсии по хронологическому принципу, хотя не исключены так­же тематический и тематико-хронологический (или комплекс­ный) принципы. Если расположение объектов показа затрудняет хронологический подход, экскурсовод должен обеспечить логи­ческую последовательность изложения материала, опираясь на документальный ряд в соответствии с важнейшими требования­ми к тексту экскурсии — точность, достоверность и научность.

Особенностью содержания экскурсий на различные истори­ческие темы является отражение исторической эпохи через ха­рактеристику социально-экономической формации, роли народа и личности в истории. Сообщая познавательную информацию о развитии общества, науки, культуры и искусства в ту или иную эпоху, экскурсовод способствует расширению кругозора участни­ков экскурсии, обогащает их духовный мир.

Большое значение имеет подлинность объектов, играющих роль вещественного истори­ческого источника, она определяет важность очерченных экскур­соводом вопросов и влияет на впечатления экскурсантов.

Вещественными историческими источниками выступают па­мятные места, события, сооружения, связанные с различными ви­дами деятельности (общественной, культурной, производствен­ной и пр.) людей, произведения их материального и духовного творчества, имеющие историческую, художественную или науч­ную ценность.

Поскольку объекты исторических экскурсий чаще всего мно­гоплановы, приемы их презентации могут носить комплексный характер. Реконструкция — воссоздание исторических событий или целой эпохи с привязкой к месту, где они происходили. На­ряду с ней применяется локализация места событий. Если экс­курсионные объекты имеют не только историческую, но и худо­жественную либо культурно-архитектурную ценность, экскурсо­вод использует исторический, искусствоведческий или архитек­турный анализ, рассказывает о стилях определенной эпохи, дея­тельности и судьбах ее выразителей.

Включение в экскурсию мест археологических раскопок, под­тверждающих историческую ценность объектов, действует на во­ображение экскурсантов.

Задача экс­курсовода — освещать историческое прошлое с учетом современ­ных процессов, технологий, достижений, чтобы придать актуаль­ность историческому материалу экскурсии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 1202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.134 (0.026 с.)