Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности отбора объектов экскурсионного показа.
Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Экскурсионными объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.). Экскурсионные объекты классифицируются: 1. По содержанию на: а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.). 2. По функциональному значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д. 3. По степени сохранности. Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами экскурсии могут служить перестроенные и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная среда. Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы .Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом числе экскурсионных объектов. При этом, о большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.
Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий. Архитектурно-градостроительные экскурсии всегда были популярны и неизменно привлекали внимание разных категорий экскурсантов. Среди них выделяют следующие группы: -экскурсии, посвященные творчеству отдельных архитекторов; -экскурсии с посещением памятников архитектуры определенных стилей; -экскурсии, посвященные изучению городской застройки — исторической или современной; -экскурсии по древним городам, городам-заповедникам. Организация и разработка новых экскурсионных маршрутов, объектами которых являются не только градостроительство, но и целый комплекс памятников монументально-изобразительного искусства (скульптура, фрески, мозаика, декоративная роспись, резьба и т.п.), помогают раскрывать целые культурные пласты и традиции в их взаимосвязи.
Особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий Обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граждан. За короткий срок, обычно 3 часа, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида. Варианты обзорных городских экскурсий создаются для школьников и взрослого населения города, иногородних и иностранцев. Каждый экскурсовод должен уметь проводить городскую обзорную экскурсию, представляющую собой экскурсию повышенной трудности. Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре. Каждая из них состоит из ряда подтем, в которых раскрываются различные стороны жизни города. Возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки — одна из обязательных подтем любой обзорной экскурсии. Не обойтись в экскурсии и без рассказа о промышленности города, об особенностях его культурного развития, без характеристики научных и учебных заведений. Но в каждом городе имеется одна или несколько тем, которые отличают его от других городов, создают только ему присущее лицо. Эти темы и должны стать стержневыми при создании обзорной экскурсии, так как их в первую очередь будут помнить и по ним судить о роли города в истории Отчизны.
Многоплановый характер обзорных городских экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встречается ни в одной из тематических экскурсий. Экскурсовод, проводящий городскую обзорную экскурсию, должен иметь разносторонние знания, в совершенстве владеть текстом экскурсии и всем арсеналом методических приемов показа и рассказа, так как каждый из них будет необходим в том или ином месте экскурсии. При значительном количестве памятников, включенных в экскурсию, ряд заметных, привлекающих внимание экскурсантов городских объектов остается неохваченным. К ним всегда проявляют интерес экскурсанты, задавая соответствующие вопросы. Экскурсовод обязан предугадывать вопросы и быть готовым на них ответить.
Особенности подготовки и проведения литературных и искусствоведческих экскурсий Одним из методов популяризации искусства являются искусствоведческие экскурсии разнообразной тематики. Их подразделяют на две группы: 1) художественные экскурсии, знакомящие с произведениями 2) театрально-музыкальные экскурсии. Каждая из них включает обзорные и тематические экскурсии, посвященные жизни и творчеству деятелей искусства или особенностям видов искусства в определенные периоды времени. Художественные экскурсии — это показ высокохудожественных произведений изобразительного искусства, сопровождающийся проникновенным повествованием о них и жизненных перипетиях их создателей, что позволяет экскурсоводу обращаться не только к разуму, но и к чувствам экскурсантов. Объектами искусствоведческих экскурсий являются картины, рисунки, фрески, иконы, панно, витражи, а также различные предметы декоративно-прикладного назначения, изделия народных мастеров. Экскурсия может быть посвящена жизни и творчеству выдающегося художника. В этом случае объектами показа будут напоминающие о нем места, личные вещи мастера, его картины. Театрально-музыкальные экскурсии имеют свою специфику, так как театр — живое искусство. По содержанию они могут быть обзорными и тематическими, по месту проведения — городскими, загородными, музейными. Литературные экскурсии являются эффективной формой популяризации творчества выдающихся поэтов, прозаиков и драматургов. Они подразделяются на следующие виды: -литературно-биографические — по местам жизни и творчества знаменитых прозаиков, поэтов, драматургов; -историко-литературные — посвященные ярким периодам в развитии литературы данного края; литературно-художественные — по местам, отраженным в известных произведениях писателей. Литературно-биографические экскурсии строятся по хронологическому принципу; историко-литературные — по хронолого-тематическому; литературно-художественные и поэтико-текстовые — по тематическому. Материал, подбираемый для литературной экскурсии, принято делить на общий и локальный. Во всех экскурсиях на литературные темы широко используются цитаты из литературных произведений.
Особенности подготовки и проведения музейных экскурсий В подготовке новой музейной экскурсии выделяются два основных направления: а) разработка темы экскурсии (новой вообще или только для данного музея); б) подготовка экскурсовода к проведению новой для него, но уже разработанной и освоенной данным музеем экскурсии. Как отмечалось выше, главными этапами в создании музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музея по теме, отбор и детальное изучение объектов экскурсионного показа и других источников, составление маршрута и технологической карты, определение методических приемов ведения экскурсии, создание контрольного текста. При отборе объектов показа рекомендуется учитывать следующие качественные параметры: -познавательную ценность объекта (экспоната); -известность объекта, его уникальность; -выразительность экспоната. В музеях, как правило, имеются карточки (этикетки) с описанием всех предметов, выставленных в экспозиции. При изучении объектов показа необходимо обязательно ознакомиться с карточками. Маршрут музейной экскурсии имеет определенную заданность. Желательно предусмотреть несколько вариантов движения группы и расстановки экскурсантов у объектов (чтобы не мешать другим экскурсантам и экскурсоводам). При показе памятников архитектуры в музеях-заповедниках целесообразно применять такие методические приемы, как экскурсионный анализ, объяснение, цитирование (подлинных документов и др.). Контрольный текст музейной экскурсии — это развернутый материал, тщательно подобранный и выверенный по источникам. Обслуживание туристов проводится согласно профилю музея, т.е. его принадлежности к определенной отрасли производства, культуры, искусства и др.
Особенности подготовки и проведения природоведческих экскурсий. Тематические природоведческие экскурсии подразделяются на группы, каждая из которых классифицируется на подгруппы. Различают экскурсии географические, геологические (о недрах Земли), гидрогеологические (о водных ресурсах), ландшафтные (о садах и парках, живописных природных местах) и др. В естественной природной среде объектами экскурсии могут быть леса, рощи, парки, озера, реки, уникальные памятники природы (например, валуны), восход и заход солнца и т.д. Природоведческие экскурсии можно создавать повсеместно — ив городах, и на загородных маршрутах.
Во время природоведческих экскурсий организуются фенологические наблюдения за явлениями живой природы — растительным и животным миром, проводятся практические занятия для учащихся: коллекционирование образцов, подбор материалов для гербария, сбор лекарственных растений и т.д. Цель природоведческих экскурсий — расширение естественнонаучных знаний, формирование эстетического вкуса, воспитание чувства любви к родному краю и бережного отношения к его экологии, природе, а также организация отдыха. Задачами данного вида экскурсий являются: ознакомление с растительным миром (наиболее типичными, реликтовыми и экзотическими растениями) региона, возможностями использования растений в различных отраслях хозяйства (ботанические экскурсии); знакомство с богатствами и строением недр Земли, наличием, добычей и использованием полезных ископаемых (геологические экскурсии).
Особенности подготовки и проведения производственных экскурсии. Производственные экскурсии различаются как по месту проведения, так и в тематическом разрезе. По тематике они подразделяются на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические. Производственно-исторические экскурсии раскрывают особенности этапов развития предприятий. В текстах производственно-экономических экскурсий освещается деятельность предприятия. Производственно-технические экскурсии посвящены современным технологиям, достижениям науки и техники, их использованию на производстве. По содержанию и задачам производственные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные. Их целью является профессиональная ориентация. Тематические экскурсии проводятся в связи с обучением школьников в учебно-производственных комбинатах (УПК). В зависимости от поставленных задач экскурсия может быть частью занятия по трудовому обучению или самостоятельным занятием. Комплексные (обзорные) экскурсии проводятся чаще, чем тематические, и включают более широкий круг вопросов. Экскурсионными объектами в этом случае являются технические устройства, технологические процессы, оснащение и организация рабочего места, содержание и условия труда и т.п.
Особенности подготовки и проведения экскурсий для детей. Экскурсии для молодежи и школьников. Учитывая особенности восприятия этой категории экскурсантов, акцент следует делать на активную форму проведения экскурсии: рассказ в форме беседы, вопросы к аудитории, задание самостоятельно провести то или иное наблюдение, сформулировать свои выводы и предложения по подтеме, активные способы передвижения на маршруте, быстрые темпы следования группы от объекта к объекту. Можно отметить некоторые затруднения при организации экскурсионных поездок для школьников: заблаговременная подача и согласование списков детей в структурах образования и МВД, высокие требования к непосредственному перевозчику, скрупулезные техосмотры перед каждой, даже короткой, поездкой.
Особенности подготовки и проведения экскурсий исторической тематики. Согласно классификации исторические экскурсии входят в группу тематических экскурсий, имеющих большой познавательный и воспитательный потенциал. Они организуются как эпизодические мероприятия или циклы экскурсий и по содержанию могут носить обзорный характер или подразделяться на следующие тематические виды: историко-краеведческие, археологические, этнографические. Наиболее оптимальным считается построение маршрута экскурсии по хронологическому принципу, хотя не исключены также тематический и тематико-хронологический (или комплексный) принципы. Если расположение объектов показа затрудняет хронологический подход, экскурсовод должен обеспечить логическую последовательность изложения материала, опираясь на документальный ряд в соответствии с важнейшими требованиями к тексту экскурсии — точность, достоверность и научность. Особенностью содержания экскурсий на различные исторические темы является отражение исторической эпохи через характеристику социально-экономической формации, роли народа и личности в истории. Сообщая познавательную информацию о развитии общества, науки, культуры и искусства в ту или иную эпоху, экскурсовод способствует расширению кругозора участников экскурсии, обогащает их духовный мир. Большое значение имеет подлинность объектов, играющих роль вещественного исторического источника, она определяет важность очерченных экскурсоводом вопросов и влияет на впечатления экскурсантов. Вещественными историческими источниками выступают памятные места, события, сооружения, связанные с различными видами деятельности (общественной, культурной, производственной и пр.) людей, произведения их материального и духовного творчества, имеющие историческую, художественную или научную ценность. Поскольку объекты исторических экскурсий чаще всего многоплановы, приемы их презентации могут носить комплексный характер. Реконструкция — воссоздание исторических событий или целой эпохи с привязкой к месту, где они происходили. Наряду с ней применяется локализация места событий. Если экскурсионные объекты имеют не только историческую, но и художественную либо культурно-архитектурную ценность, экскурсовод использует исторический, искусствоведческий или архитектурный анализ, рассказывает о стилях определенной эпохи, деятельности и судьбах ее выразителей. Включение в экскурсию мест археологических раскопок, подтверждающих историческую ценность объектов, действует на воображение экскурсантов. Задача экскурсовода — освещать историческое прошлое с учетом современных процессов, технологий, достижений, чтобы придать актуальность историческому материалу экскурсии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 1202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.134 (0.026 с.) |