Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перемена отношения К предмету
На сцену ставится стул. Мы спрашиваем студента: «Как вы стали бы относиться к этому стулу и что стали бы делать, если бы перед вами был трон Петра I?» Предполжим, что студент отвечает: «Мне было бы интересно подробно его рассмотреть». Мы предлагаем ему с тем новым отношением (интересом), которое возникло у него, осмотреть стул, относясь к нему как к трону Петра I. Тут нужно предупредить, чтобы студент не пытался видеть трон вместо стула, не пробовал вызвать галлюцинацию, не вспоминал какой-нибудь виденный им в музее или на картине трон и не старался в своем воображении дорисовывать форму трона (высокую спинку, золотые ручки и т. п.), а рассматривал именно тот стул, который перед ним. Ясно видя все подробности полировки, структуру дерева, винты, царапины, относился бы к ним так, как если бы это была инкрустация, чеканная и резная работа, гербы, украшения и т. п. Затем мы предлагаем ему искать другое отношение к этому же стулу. Например, такое, какое родилось бы у него, если1 бы он увидел в музее американский электрический стул для казни. Стр. 114 Снова, рассматривая и ясно видя стул, студент может найти отношение к изгибам спинки, как к электроприборам, к винтам — как к месту прикрепления осужденного и т. д. В этих упражнениях предмет не настоящий, а «подставной», но отношение к нему ищется подлинное. Мы стараемся «подставлять» предметы более или менее подходящие по форме к тем, к которым надо найти отношение. Предлагаемые обстоятельства упражнения должны быть созданы самими студентами. «Это один из бесчисленных примеров того, как с помощью воображения можно внутренне перерождать для себя мир вещей. Его не надо отталкивать. Напротив, его следует включать в создаваемую воображением жизнь. Такой процесс постоянно имеет место на наших интимных репетициях. В самом деле, мы составляем из венских стульев все, что может придумать воображение автора и режиссера: дома, площади, корабли, леса. При этом мы не верим в подлинность того, что венские стулья — это дерево или скала, но мы верим в подлинность своего отношения к подставным предметам, если бы они были деревом или скалой»1. 1.К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 78 Одна из учениц взяла такое отношение к стулу, как если бы это было старое, ободранное и разбитое дедовское кресло, принесенное с чердака. Начав упражнение, она осмотрела стул, попробовала его крепость, села на него. Но ее действия были показными, наигранными, и верного отношения у нее не получилось. Когда же она стала по-настоящему решать, можно ли как-то использовать разбитое кресло, верное отношение родилось. Она осторожно принесла стул, тщательно отерла его от пыли, подробно осмотрела повреждения и, определив, что его можно отремонтировать, решила временно поставить в угол комнаты.
В другом случае ученик взял палочку и стал искать отношение к ней, как к подаренной ему авторучке, как раз такой, какую ему хотелось иметь. Затем взял второе отношение — как к ручке, найденной на бульваре. Оба упражнения были так затороплены, что действия были выполнены формально и никакого отношения не родилось. Когда же ученик успокоился, перестал нервничать v торопиться, дал себе время на оценку найденной вещи, поиски владельца и т. п. — верное отношение возникло. В большинстве случаев студент в начале обучения еще не свободен, нервничает. Поэтому его надо почаще вызывать на сцену, успокоить, дать Стр. 116 ему возможность привыкнуть к сцене и освободиться. Однажды студент взял кольцо и стал искать к нему отношение как к кольцу своей матери. Он держал кольцо на ладони, о чем-то думал, и смотреть на него было интересно. Когда его спросили, о чем он думал, он ответил: «Вот это кольцо моя мать получила в подарок от моего покойного отца, а теперь ей приходится нести его в ломбард». Так верно составленные предлагаемые обстоятельства вызвали логичное течение мысли, и отсюда родилось правдивое отношение к предмету. Вот еще несколько примеров перемены отношения к предмету. Взять книгу. Это: а) первое издание стихом Пушкина; б) семейный альбом; в) собрание карикатур. Поставить стул. Это: а) печатный станок подпольной большевистской типографии; 6) формалистическая скульптура; в) образец бракованной продукции. Взять несколько вещей (шляп, косынок, поясов, часов): а) выбираю вещь для себя; б) выбираю для подарка дорогому человеку; в) выбираю, выполняя поручение неприятного человека.
Читаю: а) неинтересный материал для урока; б) смешной рассказ; в) страшный рассказ. Стр. 117 Спичечная коробка — «птица»; а) только что пойманная; б) больная. Чемоданчик — «телевизор». Смотрю: а) спортивное состязание; б) веселую комедию; в) последние известия по интересному для меня вопросу. Пальто на вешалке: а) новое пальто подруги; б) пальто незнакомое — интересно, кто к нам пришел; в) мое нелюбимое пальто. Объявление: а) об условиях приема в различные вузы; б) о приезде на гастроли театра Французской комедии или известного московского театра; в) об отмене спектакля. Документ: а) только что полученный комсомольский билет; б) приказ о выговоре; в) лотерейный билет, который выиграл. Стакан воды: а) вкусное вино; б) горькое лекарство. Меховая шапка: а) котенок; б) букет цветов от того, кто нравится; в) кукла-медвежонок. Шляпка: а) только что куплена; б) съедена молью. Лист бумаги — фотография: а) подруги; б) любимой актрисы; в) матери; г) любимого; д) соперницы. Коробка: а) флакон духов; б) нашатырный спирт. Стена: а) зеркало; б) стена Коммунаров. Стр. 118 После того как студенты закончили упражнения, мы просим их рассказать, какие мысли у них возникали по поводу тех предметов, с которыми они действовали. Обычно верно составленные предлагаемые обстоятельства вызывают верное отношение к предмету. Иногда отношение к предмету возникает мгновенно, рефлекторно и сразу наполняется действиями и чувствами. Вот что пишет по этому поводу К. С. Станиславский: «Но бывает, что «если бы» выполняет свою роль одно, сразу, не требуя дополнения и помощи. Вот например... Аркадий Николаевич одной рукой подал Малолетковой металлическую пепельницу, а другой передал Вельяминовой замшевую перчатку, сказав при этом: - Вам холодная лягушка, а вам — мягкая мышь. Он не успел договорить, как обе женщины с брезгливостью отшатнулись. — Дымкова, выпейте воды,— приказал Аркадий Николаевич. Она поднесла стакан к губам. — Там яд!— остановил ее Торцов. Дымкова инстинктивно замерла. - Видите!— торжествовал Аркадий Николаевич,— все это уже не простые, а «магические если Стр. 119 бы», возбуждающие мгновенно, инстинктивно само действие»1. Упражнения строятся от простых к более сложным. Если в первоначальных упражнениях мы добивались, чтобы студенты на сцене видели, слышали, осязали, обоняли, думали и действовали так же, как и в реальной жизни, то с включением в работу вымысла воображения мы хотим помочь учащимся во внутренней перестройке, которая позволит им и в воображаемой жизни действовать по законам органической природы. Степень этой перестройки зависит от способностей каждого студента, его темперамента, характера и прочих человеческих свойств. Например, в одном упражнении, когда стул должен был изображать подворотню, за которой находится злая собака, я вспомнил, как меня однажды укусила злая собака. После этого мне приходилось ходить ежедневно мимо ее подворотни. Собака знала, в какие часы я прохожу, и поджидала меня, горя желанием снова укусить. Недалеко от подворотни я нашел кирпич и, проходя мимо нее, всегда держал этот кирпич в руках. Она выскакивала, я замахивался кирпичом, и ей приходилось позорно бежать. Пройдя подворотню, 1 К. С. Станиславский, стр Собр. соч., т. 2. 57-58. Стр. 120 я прятал кирпич и, когда надо было опять проходить мимо, снова брал его. Другой студент это упражнение сделает совсем иначе. Может быть, будет подкармливать собаку и подружится с ней. Третий пожалуется в домоуправление и потребует, чтобы собаку посадили на цепь, и т. д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.007 с.) |