Перевод на рус.яз. - Е.О.Серебрянская, 1996 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевод на рус.яз. - Е.О.Серебрянская, 1996



Чжао Даюань

Багуа циньна

Перевод на рус.яз. - Е.О.Серебрянская, 1996

Предисловие

Глава 1. Основные понятия циньна багуачжан

Глава 2. Основные принципы практических техник циньна

Глава 3. Основные требования к стойке

Глава 4. Механика Циньна

Глава 5. Иллюстрированное объяснение практических техник циньна

Глава 6. Пределы движения головы, шеи и торса

Глава 7. Предел движения верхних конечностей и избранные техники 1 2 3

Глава 8. Предел движения нижних конечностей и избранные техники

Введение

Багуачжан является традиционным стилем китайского ушу. Однако в последнее время широко известны лишь оздоровительные разделы данной системы, либо приемы, специально разработанные для демонстрационных целей. Предложенная вашему вниманию работа посвящена подробному анализу исключительно реально-прикладных техник.

Боевое искусство багуачжан развивается более ста лет, и объединяет в единое целое удары руками, удары ногами, броски и приемы циньна. Предлагаемые вниманию читателей техники эффективны против оппонента любой комплекции, могут применяться при быстром движении и рассчитаны на мгновенно меняющиеся обстоятельства реального боя.

Все приемы циньна могут быть разделены на четыре категории:

1.Базовые приемы циньна против рук.

Существует двадцать четыре базовых приема циньна для рук: рывок, замок, захват, закрытие, удушение, выскальзывание, подъем, сопротивление, выкручивание, нажатие, скручивание, вращение, разделение, подпирание, ломание, перемещение, отделение мышцы от кости, наматывание, трение, выкалывание глаз, борьба, рубка, крепкий обхват и сжатие. В данной книге каждый из этих методов объяснен и проиллюстрирован.

2.Приемы из пассивного положения.

Сюда входят уходы от захватов за одежду, запястья, руки, плечи и горло. Дополнительно, эта категория включает в себя работу с неподвижным партнером. Этот тип техники является самым базовым уровнем практики и рассматривается как лучшая стадия занятий для начинающих.

3.Приемы из активного положения.

Сюда входят техники, применяемые в реально-боевой ситуации. Этот вид приемов требует более высокого уровня подготовки, и способности эффективно совмещать техники циньна с ударами и бросками. До тех пор, пока практикующий не сможет применять свои навыки к быстродвижущемуся противнику, тренировка данного этапа не может считаться завершенной.

4.Приемы против вооруженного противника.

Это, возможно, самый высокий уровень подготовки, так как оружие в руке противника придает новое опасное измерение обучению и практике боевого искусства.

С хорошей базой можно рассчитывать на то, что полученные знания будут должным образом применяться в приемах против сухожилий, вен и артерий, для выкручивания суставов и прочих болевых приеомв, что составляет львиную долю техники школы.

Хотя багуачжан допускает бесконечные изменения в технике, все вариации основаны на базовых принципах механики движения тела и на знании человеческого организма. Все приемы основаны на нескольких базовых формах, а их разнообразие - это лишь различные примеры проявления в бою одних и тех же принципов. Следовательно, в первую очередь необходимо понять и полностью освоить именно базовые приемы.

В исследовании и практике боевых искусств очень важны знания по анатомии и физиологии человека, так как они помогают разобраться в механике движения человеческого тела, использование чего дает огромное преимущество в схватке. Таким образом, чтобы понимать практический аспект рукопашного боя, сначала необходимо четкое понимание следующего:

строение и двигательные возможности тела, специальные двигательные характеристики суставов;

важные сегменты общего движения и конструкции основных суставов;

специальные характеристики углов движения и взаимодействие различных двигательных систем тела и их взаимное влияние друг на друга;

системы цепей движения взаимной поддержки.

В книге достаточно подробно освещены данные вопросы, что делает это издание уникальным.

Глава 1. Основные понятия циньна багуачжан

Чтобы в совершенстве изучить циньна, необходимо не только практиковать техники, но также изучать принципы, которые лежат в их основе. Перед тем, как приступить к практике, необходимо изучить анатомию и строение человеческого тела. Владея этими знаниями как основой, можно прийти к более полному пониманию потенциальных двигательных возможностей, а также знанию уязвимых мест тела человека; только тогда практикующий овладевает конкретным и практическим пониманием техник этого искусства. В дополнение, изучающему нужно понять основы механики движения тела, правильную последовательность выхода энергии, а также иметь четкое понимание ключевых моментов техники и метода.

Сочленения костей

Существует два типа соединения костей. К первому типу относятся соединения без соединительной полости. Это фиброзные и хрящевые сочленения. Они или не двигаются, или двигаются мало. Ко второму типу относятся соединения с соединительной полостью. Это свободные суставы. Они достаточно подвижны и поэтому являются основным объектом техник циньна.

Связки стабилизируют суставы и ограничивают их движение. Применяя технику циньна, вращают суставы против их естественного движения, при этом, в первую очередь, страдают связки. Если сустав выкручен до предела и на него продолжают оказывать воздействие, страдает весь сустав.

Свободные суставы делятся на суставы с одной осью, с двумя осями и со многими осями.

Суставы на одной оси работают как ворот, они вращаются в одной плоскости вокруг одной оси. Примером может служить локтевой сустав.

Суставы с двумя осями работают как ось и колесо автомобиля. Они могут образовывать крест в месте соединения. Также они способны растягиваться, сжиматься и вращаться изнутри наружу. Например, кости кисти способны совершать движения в двух плоскостях.

Суставы со многими осями движутся вокруг нескольких осей и способны совершать большое число действий. Примером данного типа суставов может служить плечевой сустав. Пределы движения сустава зависят от поверхности и структуры самого сустава.

Виды движений

Сгибания и растягивания. Движение вперед - сгибание, движение назад - разгибание.

Горизонтальное сгибание и разгибание. Когда поднятая рука (или нога) вытянута в сторону, а затем перемещается вперед, движение называется горизонтальным сгибанием. Когда руки вытянуты вперед и отводятся назад, движение называется горизонтальным разгибанием.

Растягивание и сжатие. Если кость вращается от центральной точки сустава - это растягивание. Если кость вращается назад к центральной точке сустава - это сжатие.

Вращение внутрь и наружу. Когда сустав разгибается и вращается в сторону тела - это вращение внутрь, если от тела - наружу.

Оборот - когда один конец кости остается на месте, а другой конец совершает полный оборот.

Движения суставов ограничены. Предел движения частично зависит от способностей мышц растягиваться или сжиматься. В большей степени предел движения сустава зависит от структуры сустава, толщины и напряжения ткани, количества и силы связок, а также формы хряща. Вообще, чем тоньше и мягче ткани сустава, и чем меньше и слабее связки, тем больше подвижность сустава. Использу техники циньна атакуют самые подвижные суставы.

Корни и расположение нервов

Для использования техник циньна очень важно знать 4 главных сплетения нервных корней и главные нервные точки тела, чтобы точно и эффективно наносить удары и осуществлять захваты в этих точках. Двигательные нервы обычно повторяют контуры костей и образуют узел с кровеносными сосудами. Эти двигательные нервы обычно проходят глубоко внутри мышц и, следовательно, хорошо защищены от внешних воздействий. Тем не менее, они проходят через суставы и в некоторых случаях выходят на поверхность. Именно в эти относительно незащищенные места следует наносить удары.

Нервные соединения

На стыках, где нервы пересекают суставы. Такие места как колени, запястья, пальцы, локти, лодыжки не защищены мышцами. Скручивание легко вызовет боль и повреждение. Другие места, где нервы близко расположены к поверхности кожи, также могут быть атакованы.

Например, в локтевом суставе локтевой нерв расположен близко к поверхности и не защищен мышцами. Если олкоть согнуть под определенным углом, обнажив нерв, достаточно несильного удара или нажатия на данную область, чтобы рука онемела и потеряла чувствительность.

Другой пример. Если сильно ударить противника по внешней стороне коленной чашечки, это приведет к повреждению малоберцового нерва. В результате его нога онемеет, и он временно не сможет ею пользоваться. Слабый удар приводит к временной потере дееспособности, сильный удар может искалечить.

Незащищенные нервы

Некоторые суставы - такие, как локти, колени, плечи или бедра - также имеют нервы, которые проходят внутри сустава или защищены толстым слоем мышц. Тем не менее, другие нервы в тех же местах - такие как нервы подмышки или брюшной полости - прикрыты тонкой тканью. В зависимости от силы атаки в эти области можно либо временно нейтрализовать противника, либо сделать его калекой или даже убить.

Нервные впадины

Хотя нервы головы, шеи и торса находятся глубоко внутри и хорошо защищены, есть особые точки, которые можно атаковать. В любой впадине на теле человека можно атаковать нервы с большой эффективностью. Впадиной называется выемка на теле, где покрывающая ткань - мягкая. Например - выемки над и под ключицей, где расположено много нервов контролирующих движение руки. Так же можно привести пример впадины за ухом и за нижней челюстью. Здесь располагается множество нервов мозга, эти места часто атакуются мастером циньна, вызыва у противника боль, онемение и временную потерю сознания.

Центральная нервная система

На шее и спине находится множество уязвимых для атак точек. Эти точки непосредственно связаны с центральной нервной системой, поэтому воздействие на них может привести даже к смерти.

Пять цепей движения

Ряды движений

Движения человека происходят в трех измерениях. Чтобы изучить движения, сначала необходимо взглянуть на трехмерную модель. Полностью свободное движение, без каких-либо ограничений, происходит вдоль трех плоскостей движения (осей). Ось X - вперед и назад, ось Y - вправо и влево, ось Z - вверх и вниз. Если у объекта одна точка фиксирована, он может вращаться вокруг всех трех осей, двигаясь свободно во всех трех плоскостях. В человеческом теле движения вокруг этих трех осей включают вращательные и круговые движения, которые вместе формируют шесть возможных рядов свободного движения:

Движение вперед и назад

Движение вправо и влево

Движение вверх и вниз

Вращательное движение

Круговое движение

Диагональное движение (под углом)

В теле человека не все суставы позволяяют сопредельным частям тела двигаться согласно всех шести рядов движений. Двигательные возможности различных частей тела зависят от взаимной поддерживающей или тормозящей природы костей и суставов.

Например, если локоть зафиксирован в пространстве, предплечье может свободно двигаться только вдоль двух осей. Пальцы при удержании висти двигаются свободно только в одной плоскости. Кисть имеет другие двигательные возможности, если локоть движется относительно движущегос плеча. В открытых цепях движения суставы обладают максимальной суммой движений. Возьмем, к примеру, руку (двигательные возможности руки - наибольшие). Плечо относительно плечевого сустава двигается в трех плоскостях, предплечье относительно локтя имеет два ряда движения, но в целом рука относительно плечевого сустава может двигаться во всех шести рядах.

Двигательные возможности тела долюны быть изучены для того, чтобы понять методы контроля его движения при использовании техник циньна. Как правило, первым шагом является контроль окончания наибольшего движения и ограничение его свободы.

Второй шаг - применение замка, который приведет к блокирующему эффекту, что свяжет все тело. В предыдущем примере окончание наибольшего движения относится к руке, рука может двигаться от запястья, через локоть и плечо. При правильном применении техник циньна контроль запястья делает из цепи свободного движения плеча закрытую цепь, и правильно приложенное давление к запястью через локоть блокирует плечо. В реальном бою, если вам удастся применить замок к одному из суставов руки противника, особенно если замок влияетна торс, вы можете сильно ограничить его предел движения. В канонах кулачного искусства сказано: "захват кисти не так хорош, как захват локтя, плечо двигает локоть, а кисть скручивает локоть и противник будет поврежден".

Примечание:

Использование навыков блокирования и контроля за всем телом противника является гораздо более высоким уровнем, чем болевые техники, включающие только замки или причиняющие боль только в одном суставе. Хотя болевые техники хорошо работают на практике, в реальном бою, когда у противника повышено содержание адреналина в крови, или он пьян, а возможно одурманен наркотиками, болевые техники не срабатывают. Болевые техники являются только "мостами", чтобы отвлечь противника и открыть его для последующего применения техник, которые блокируют все его тело, делая его неспособным к сопротивлению.

Шесть базовых принципов

Первый. Сначала ударь, затем контролируй; возьми то, что хочешь; исходи из зацепа, захвата, замка и обездвиживания верхней части.

Первый принцип является основой искусства циньна. "Сначала ударь" означает "используй сначала удар, заставь противника реагировать, смени инь на ян, сила непрерывна и глубока, приблизься и прилипни". Это говорит о том, что в бою невозможно прямо схватить противника и применить технику циньна. Противник не будет просто стоять и ждать, пока вы примените технику рычага. Сначала нужно ударить, чтобы шокировать противника, а затем уже применяять технику циньна. Когда противник перешел в защиту, вы не должны останавливаться и тем более отходить назад, следует двигаться вперед, прилипнув к нему. Удерживая противника в таком неудобном для него состоянии, необходимо моментально применить наиболее целесообразную и эффективную технику.

"Затем контролируй" означает, что после удара по противнику войдя в контакт руки действуют, используя зацеп, опутывание или замок, необходимо контролировать одну точку и заставлять противника реагировать. То есть когда противник атакует, вы должны защищаться и контратаковать одновременно, используя различные техники рук. Использование обеих своих рук против одной руки оппонента под оптимальным углом атаки - идеальная ситуация.

"Возьми то, что хочешь" - из высказывания "одно контролируй, одно бери; чтобы взять то, что хочешь, ты должен ударить; если не идешь - я заставлю тебя прийти; раз ты попал в поле движения, ты не узнаешь, что убьет тебя". Это означает, что в атаке или защите всегда необходимо иметь стратегию и затем выбирать подходящую технику, заставляя противника следовать неизвестному ему плану. Это создает наиболее благоприятную ситуацию для применения техник циньна.

"Ударив, контролируй и бери то, что хочешь, заставляй противника реагировать, атакуй быстро, без задержки". Это предложение означает, что удар, контроль и овладение должны следовать в определенной последовательности, тогда противник будет вынужден следовать за вами. Сначала вы должны занять выгодную позицию и выбрать благоприятный момент; прежде, чем применить технику циньна, вы еще раньше должны нанести удар.

"Зацеп, захват, замок и обездвиживание верхней части" соотносится с ударом и контролем, эти методы применяются чтобы "овладеть тем, чем хочется".

Тело разделяетс на секции, называемые верхней, средней частями и корнем. По отношению к верхним конечностям кисть - это верхняя часть, локоть - средняя и плечо - корень. Для нижних конечностей стопа - верхняя часть, колено - средняя, и бедро - корень. Для торса голова - это верхняя часть, талия - средняя, нога - корень. Чтобы применить техники циньна, необходимо прежде всего контролировать верхнюю часть, превращая свободную цепь движения в закрытую. Когда противник под таким контролем, можно применить соответствующую технику.

Второй. Хватай сухожилия и передавливай вены чтобы уменьшить его силу, тогда бери суставы в замок - даже духи и боги восплачут.

Захват сухожилий, передавливание вен и замыкание суставов явлются основными техниками циньна.

"Хватай сухожилия и передавливай вены чтобы уменьшить его силу" означает, что нельзя хватать противника наобум. Следует захватывать определенные места на теле противника с тем, чтобы нейтрализовать его сопротивление.

"Тогда бери суставы в замок - даже духи и боги восплачут" означает, что вращать суставы надо в направлении, противоположном их естественному движению, причиняя сильную боль и повреждения. Относительно замыкания суставов устное изложение циньна гласит: "Что такое замок [сустава]? Поверни сустав на 30-40 градусов, затем выкрути и заведи его одновременно". Это означает, что заводить сустав надо не по его обычному пути, а под углом 30-40 градусов влево или вправо от нормального угла, а затем использовать силу чтобы выкрутить его.

"Выкрути и заведи сустав одновременно" означает, что сустав не должен поворачиваться вокруг одной оси, но вокруг как минимум двух осей одновременно. Если рычаг применен таким образом, то из-за реагирующего движени и блоковой реакции соседние суставы также будут захвачены и все тело противника будет под контролем.

Блокирование всего тела посредством одного сустава - вот правильно примененная техника циньна.

Голова и шея

"Голова направлена ровно, шея прямая, глаза как у тигра".

"Голова направлена ровно" означает, что голова не отклоняется вправо или влево, макушка направлена вверх, как будто точка бай-хуэй подвешена на длинной струне. Когда голова выпрямлена и тело естественно выпрямлено, легко изменять центр равновесия в движении, позволяя телу быть свободным и подвижным с выпрямленной головой, стимулируется дух, ци опускается и становится естественной. Если голова не выпрямлена, у тела нет силы и дух разделен. Как говориться в пословице: "Когда голова выпрямлена, ты, как герой летящий в небеса". "Шея прямая", означает, что кода выпрямлена голова, шея должна быть вытянута и тверда. Она не должна быть расслаблена. С другой стороны, шея не должна быть зажата, чтобы не препятствовать свободному движению и поворотам головы.

"Глаза как у тигра", означает, что дух должен быть сфокусирован так, чтобы глаза и руки двигались одновременно. Необходимо фокусироваться и неотрывно смотреть в глаза противника взглядом тигра. Фокусировка глаз тонко связана с каждым движением и техникой, так что глаза должны иметь сфокусированный дух, который распространяется вокруг через руки. "В глазах достаточно духа, чтобы убить",- подчеркивается в старых поговорках важность глаз.

Торс

Торс включает грудь, спину, живот, поясницу и бедра. На практике нужно втянуть живот, опустошить грудь, округлить спину, расслабить поясницу и освободить бедра.

Втягивание живота и опустошение груди позволит верхней части тела стать пустой, а нижней части тела полной, делая занимающегося ловким в изменениях, а духу позволяя заполнить все тело. Опустошить грудь означает держать грудь, как перед поклоном, энергия мягко втечет в грудь без принуждения и грудь не выпирает жестко вперед. Втягивание живота помогает пояснице выпускать энергию, освободить поясницу и грудь для движения, способствует Ци опуститься в даньтянь, объединяет ци верхней и нижней части тела.

Поясница - это связующее звено между верхней и нижней частями тела. Это источник изменения движения, она отвечает за движения энергии тела через конечности наружу.

Расслабляя поясницу мы можем контролировать нашу силу, избегать подъема центра тяжести, упрочить нижнюю часть тела и сохранять равновесие во время быстрого движения.

Поясницу необходимо тренировать до тех пор, пока она не станет гибкой, уступчивой и очень подвижной. Подвижность поясницы и ног тесно связана с бедрами. Если бедра не освобождены и не расслаблены, ноги будут зажатыми, поясница также будет зажатой и движение тела будет скованным. Если расслабить бедра, то колени и лодыжки смогут свободно двигаться, а сила сможет подняться от ног к туловищу. Одно из выражений по этому поводу говорит: "Чтобы расслабить поясницу, сначала расслабь бедра, когда бедра расслаблены поясница становится живой".

Верхние конечности

Требования к верхним конечностям могут быть сведены к следующему: "расслабь плечи, урони локти, освободи запястья и выпрями пальцы".

Если плечи опустить и слегка подвести вперед, грудь естественно онустошиться и спина округлиться. Когда плечи расслаблены, сила тела свободно будет перетекать через плечи в руки. Только в этом случае можно быть подвижным и использовать внутреннюю силу. Расслабляя плечи нельзя становиться вялым. Так как плечи - это корни рук, величина силы и подвижности в руках во время движения зависит от плечей. Таким образом необходимо обращать особое внимание на гибкость и силовую тренировку этой части тела.

Как и плечи, локти должны быть также расслаблены, сохраняя крепость и гибкость. Локти должны оставаться немного согнуты и создавать ощущение, как будто они свисают вниз. При выполнении техник циньна, локти нс должны подниматься или расходиться в стороны. Если локти подняты, они не смoгут скоординировать движения кистей с плечами; руки станут жесткими и сила ослабеет. Если локти разведены в стороны, грудь и ребра окажутся открытыми для контратак противника.

Запястья должны быть свободными и живыми. Устное изложение гласит: "В применении циньна, запястья и пальцы идут первыми, запястья движутся, пальцы замыкают, плечо и локоть движутся вперед, запястье - центр сотни техник, без запястья пальцы бесполезны и техники пусты". Из этих высказываний важность запястий становится очевидной. Запястья необходимо тренировать, пока они не станут гибкими и подвижными, с необходимой силой. Особое внимание следует уделять замыкающей, поворачивающей, выкручивающей и ломающей энергии запястьев.

Пальцы в технике циньна наиболее важны. В любой технике, от захватов сухожилий, передапливания вен и замыкания суставов, до всех видов приемов рук, сила и движение пальцев - первостепенно. Пальцы необходимо тренировать до тех пор, пока они не станут крепкими, как стальные крюки, жесткими и сильными, не теряя в то же время своей гибкости.

В искусстве циньна, огромное внимание уделяется тренировке запястья, кисти и пальцев, что приводит к силе и мастерству, а также к подвижности и скоординированной технике.

Нижние конечности

Если корень не прочен, не будет силы, тело не сможет свободно двигаться и-приспосабливаться к переменам. Из выражения: "руки это 30%, ноги - 70%",- мы видим важность ног.

Бедра, колени и лодыжки должны быть подвижны и сильны, они должны быть крепкими и мягкими. При тренировке ног используются статические и динамические упражнения, удары по мешку с песком и т.д. В то же время, необходимо тренировать тело и шаги, практикуясь до тех пор, пока не станешь быстрым и сильным.

Глава 4. Механика Циньна

Изучая применение силы в Циньна, важно понимать принципы механики техник. Правильно используя эти принципы, можно приложить малое усилие, чтобы получить максимальный результат.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕХАНИКИ

Существует три составляющих применения силы:

количество силы;

направление силы;

точка приложения силы.

В реальной ситуации существует два метода одержания победы над противником. Первый метод сводится к прямому npoтивопоставлению силе оппонента еще большей силы с вашей стороны. В этом случае победит тот у кого сила больше. Другой метод выделяет работу с направлением и точкой приложения силы, и с фактом, что бой происходит в трехмерном пространстве. В этом случае, можно рассеивать силу с почти бесконечного числа углов. Всегда найдется одно направление, которое будет наиболее эффективно для работы с силой нападающего.

Во время боя неразумно прямо противостоять силе противника. Необходимо пропускать эту силу мимо себя и использовать ее против самого нападающего. Следовать за противником и добавлять свою энергию к его, чтобы "позаимствовать" его силу и одержать победу с наименьшими усилиями это основа правильною применения принципов техники.

Принцип рычага

Большинство техник циньна используют механику рычага. Рычаг это простая система, в которой "плечо рычага" приводится в движение силой, которая заставляет его вращаться вокруг "точки вращения". "Точка вращения" - это зафиксированная опора, именуемая "точкой опоры".

Механика рычага позволяет увеличивать силу во много раз. Принципы, применяемые в техниках циньна позволяют брать в замок конечности противника, не давая ему ускользнуть, и добиваться победы, затрачивая минимум усилий. Используя принцип рычага следует учитывать не только количество приложенной силы, но также место точки опоры относительно точки приложения силы.

В циньна, плечо рычага - это то, что формирует прямую ось от точки приложения силы до объекта, который нужно сдвинуть. Расстояние между точкой приложения силы и точкой опоры называется "плечо силы".

Все человеческие движения включают механику рычага. В циньна особенно важно пользоваться преимуществом рычага, чтобы увеличить эффективность и силу. Техники циньна используют два типа рычагов, а именно рычаги первого и второго класса.

Рычаги первого класса

У рычагов первого класса точка опоры располагается между грузом и прилагаемой силой. Классическим примером данного класса рычага являются качели-доска. В практике Циньна цримером рычага первого класса является ситуация, когда сила прикладывается к руке противника, чтобы заблокировать запястье, локоть и плечо.

Если плечо силы длиннее, существует больший механический эффект, и следовательно меньше силы необходимо прилагать к рычагу. Таким образом, нужно применять силу близко к кончикам пальцев (F2), как противоположную силе кисти руки (F1). Точка опоры (ваша рука) расположена возле локтя противника и является точкой вращения, Сила прикладывается к пальцам противника и ощущается в его плече, который является грузом.

На рисунке мы видим другой пример этого типа рычага. Груз это плечо, точка опоры ваш локоть, помещенный возле локтя противника, а сила прикладывается к его предплечью, ближе к запястью для лучшего эффекта рычага. Если бы сила прикладывалась к прсдлечью ближе к локтю, механическая эффективность рычага была бы гораздо ниже.

Рычаги второго класса

Эти рычаги отличаются тем, что груз у них находится между силой и точкой опоры.

Классический пример рычага второго класса - это точка. В приеме изображенном на рисунке видно, что точкой опоры здесь является плечо, сила прикладывается телом обороняющегося, а груз - это предплечье противника.

 

Вращательное движение

Некоторые важные принципы вращательного движения перечислены ниже.

Качение и принципы трения

Применяя правила вращательного движения тела, мы должны использовать принцип трения.

Трение - это результат взаимодейст вия двух объектов друг с другом. В применении к боевым искусствам, когда противник применяет силу, необходимо быстро повернуть свое тело или руку в том же направлении, чтобы увеличить его инерцию. Следуйте за движением противника, поворачиваясь в сторону. Когда противник атакует, я вынужден вращать свою руку, чтобы увеличивать скорость eго удара, в то же время, я быстро поворачиваю свое тело так, чтобы противник не попал в цель и потерял равновесие.

Задействуя данный принцип применительно к знаменитой технике "запирания руки", я прилагаю прямую силу своего предплечья к руке противника, заставляя его неестественно выворачиваться.

Другой важный физиологический принцип, связанный с "запиранием руки", основан на факте, что запястье более сильно когда локоть согнут, чем когда он заблокирован и выпрямлен.

Таким образом немного легче блокировать руку противника схватив его за запястье одной рукой, и трением другой руки по нижней части его плеча повернуть и заблокировать, чем хватать его за запястье обеими руками в попытке блокировать его руку.

Важным моментом здесь является то, что при блокировании руки противника у чего остается гораздо меньше силы, чем если его локоть согнут. Поворачивать трением плечо возле локтя, применяя технику "запирания руки", значительно легче, чем просто стараться вывернуть запястье или прикладывать прямую силу к задней поверхности локтя, чтобы распрямить его.

Имея в виду вышеупомянутые принципы, я опишу технику "запирания руки". Моя левая рука хватает запястье левой руки противника и поворачивает его вниз. Одновременно, моя правая рука проходит с трением поперек плеча противника сразу около локтя, заставляя руку поворачиваться. Сочетание отих двух сил даст большую силу, которой противник не может противостоять. В этой технике, т. к. радиус руки противника больше, чем радиус его запястья, и движение моей трущей руки (правой) больше чем движение моей вращающей руки (левой), движение под действием трения более механически эффективно.

Разделение путем вращения

Здесь используется принцип подъема с помощью рычага в двух измерениях и применяется против сустава противника. Мы воспользуемся принципом вращающегося тела, создав воображаемую ось между плечевым и запястным суставом противника, заставляя его согнуть локоть. Поворачивая его локоть вокруг этой оси, мы блокируем запястье, локоть и плечо. Так как рычаг задействован с двух направлений одновременно, создается треугольник, который является наиболее устойчивой конструкцией. Это блокирует' все двигательные возможности верхней части тела противника. В этой позиции он не сможет сопротивляться.

Поворот на выкручивание

Выше был объяснен метод использования трения для выворачивания сустава. Когда обе мои руки находятся на запястье противника, как возможно использовать принципы механики для своей выгоды?

Ответом является использование метода циньна поворот на выкручивание. Чтобы добиться этого необходимо научиться контролировать свободный конец (верхнюю часть) цепи движения противника (запястье). С запястьем, в качестве верхней части и плечевым суставом в качестве основания (корня) рука противника движется но дуге. Так как вы держите руку противника за запястье, поворот заставит его руку вывернуться. Возникает вопрос: поворачивать сначала запястье, а затем свое тело, либо поворачивается сначала спину, а затем вращать запястье, или делать и то и другое одновременно?

Чтобы определить это мы должны проверить принципы механики. Существует две особые характеристики вращающегося тела:

чем дальше точка от центра, тем больше инерция:

чем больше инерция, тем меньше угловая скорость.

Когда инерция вращения маленькая, угловая скорость большая. Примером этого является фигурист, вращающийся на одной ноге. Чем дальше вытянуты его руки и свободная нога, тем медленнее он вращается. По мере того, как руки и свободная нога приближается к телу, скорость вращения возрастает.

Когда обе ваши руки контролируют свободный конец цепи движения противника вы используете силу и описываете его рукой в воздухе кривую. Чем больше ее радиус (расстояние до плеча), тем эффективнее действие поворота. В то же время, принимая свое тело за ось вращения, вы быстро поворачиваетесь вокруг нее, увеличивая инерцию вращения. Важно также оставаться на расстоянии ею руки, чтобы она оставалась прямой и радиус, таким образом, был максимальным. Сила вращения ею плечевого сустава тоже будет максимальной. Поворачиваясь всем телом, вы одновременно выворачиваете запястье противника, вынуждая его локоть превысить нормальный предел движения. В результате блокируется одновременно три сустава.

Возможно уменьшить радиус вращения, сделав осью локтевой сустав противника. Это уменьшит радиус, что в свою очередь увеличит скорость, с которой выворачивается конечность. Это, кроме того, приблизит точку приложения силы к центральной оси, что еще больше увеличит скорость выворачивания. Мы уже знаем, что сила равняется массе, умноженной на ускорение. Когда масса остается неизменной, увеличение ускорения приводит к увеличению силы. Это соответствует высказыванию: "Чем больше скорость, тем больше сила".

Из вышесказанного мы видим, что контролируя конец цепи движения (запястье, лодыжку или голову), и используя метод поворота на выкручивание необходимо сначала повернуться, а затем выворачивать конечность противника. При этом выворачивание должно начинаться во время вращательного движения.

Следует подчеркнуть, что техника поворота на выкручивание может привести к серьезным последствиям, с возможным повреждением каждого сустава в цепи движения, особенно в случае выкручивания шеи. Данные техники следует применять с особой осмотрительностью и только в экстремальной обстановке.

Соединение и ножницы

Большинство техник Циньна основаны на вышеупомянутых принципах. Другим важным принципом, который применяется в некоторых техниках является соединение.

Соединение состоит из 2-х сил, равной величины, действующих параллельно, но в противоположных направлениях. С одной стороны энергия соединения может увеличить разрушающую силу. С другой стороны, она также помогает блокировать цепь движения противника, заставляя его суставы выворачиваться, вводя блокирующую реакцию.

Приведем пример использования принципа соединения. Ваша левая рука движется направо, а правое запястье двигается налево с одинаковой скоростью в противоположных направлениях, воздеиствуя на руку противника. С плечевым суставом в качестве точки опоры, его рука будет травмирована в результате приложения двух противоположных сил. В дополнение, принимая во внимание cтроение локтевого сустава, силы заставят его повернуться относительно плечевого сустава в качестве оси. Линия от локтя до плечевого сустава является радиусом. Это вращательное движение заблокирует локтевой и плечевой суставы. Так как сила прилагается к передней части предплечья противника, его тело будет вынуждено двигаться вперед.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.108 с.)