А. Официально-государственный подход в понимании содержания воспитания и его организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Официально-государственный подход в понимании содержания воспитания и его организации.



Литература.

1) Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: 2002.

2) Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!. – М.: 2000.

3) Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. – М.: 1991.

4)Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: 2000.

5)Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии./ Под ред.Щурковой Н.Е. -М.1997.

6)Борытко Н.М. Постранство воспитания: Образ бытия.- В-Д, 2000.

7)Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности.

 

 

Традиционная парадигма.

Всё многообразие научно-педагогических теорий и концепций образования и воспитания можно классифицировать в ТРЁХ ведущих парадигмах: *традиционной, *гуманистической, *гуманитарной.

При этом:

Парадигма (греч.= пример,образец) – ведущая модель, идея, направление, в рамках которой выстраиваются ведущие научные теории и концепции. Парадигмы различаются, в основном, пониманием целей образования и воспитания, что в свою очередь влияет на выбор педагогических средств, на характер взаимодействия педагогов и учащихся, и т.п.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование какого либо явления. Соотношение парадигмы и теории можно представить как соотношение общего и особенного. В рамках одной парадигмы возникают разные теории.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки каких либо явлений. В педагогической концепции выражаются взгляды конкретного исследователя на то или иное педагогическое явление, его исходные позиции, а также принципы анализа и проектирования педагогической деятельности.

Каждая концепция может быть отнесена к той или иной теории и парадигме. Так, в рамках гуманитарной парадигмы существует теория личностно ориентированного образования, которая в свою очередь представлена концепциями Бондаревской Е.В., Серикова В.В., Якиманской И.С. и др.

 

Традиционная парадигма:

Характеризуется тем, что ЦЕЛИ воспитания ставятся исходя из интересов общества и (или) государства, и видятся в формировании человека с заданными, нужными обществу, качествами.

Традиционная парадигма «работает», в первую очередь, с личностью.

Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер, и представляет скорее воздействие со стороны педагога.

Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое, и пр.), и на отдельные мероприятия, формирующие эти качества.

Кажущаяся простота взаимодействия по принципу «стимул-реакция» нередко приводит педагога к технократической стратегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека, к использованию исключительно количественных методов в оценке результата педагогической деятельности.

 

 

В рамках традиционной парадигмы- теории и концепции «жёсткого» педагогического управления. То есть,- основной метод- метод воздействия педагога на воспитанника.

Философским основанием таких концепций чаще всего выступают идеи бихевиоризма или прагматизма (behavio=поведение, pragma=дело). Суть- идея управления поведением воспитанников с помощью алгоритмизированных действий педагога.

 

Приведём примеры:

 

Гуманистическая парадигма.

В ней воспитательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве ЦЕЛИ воспитания выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учёта его интересов и способностей.

Гуманистическая парадигма преимущественное внимание уделяет индивидуальности.

Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. То есть, Человек- существо самодостаточное. И результаты исследования проблем самореализации, самопознания, и пр. само…, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоотношений педагогов и детей.

Гуманистическая парадигма ориентирована на максимально полное раскрытие «самости» человека, его индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в первую очередь на реализации личностных функций ребёнка, на приобретении им внутреннего опыта. Воспитательная деятельность понимается как помощь ребёнку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний.

Гуманистические концепции воспитания базируются на теории педоцентризма, согласно которой ребёнок составляет центр воспитания и его главную цель. Однако, увлечение этим подходом приводит к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма.

 

2- А. Теория системного подход к построению воспитания на основе общечеловеческих ценностей (Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.).

 

Авторы исходят из того, что воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности (а не самим развитием), и является частью её социализации.

 

Основные задачи воспитания: -формирование у детей целостной и научно обоснованной картины

мира;

-формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу своей Родины;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование

у них адекватного этим ценностям поведения;

-развитие креативности, «творческости», как черты личности;

-формирование самосознания, помощь в сомореализации, в осознании собственного «я».

 

Основные принципы построения воспитательного процесса:

-принцип личностного подхода,

-принцип гуманистического подхода к построению отношений,

-средовый подход в воспитательной деятельности,

-дифференцированный подход,

-принцип природсообразности,

-принцип культуросообразности,

-принцип эстетизации окружающей среды.

 

Основу содержания воспитания должны составлять общечеловеческие ценности:

1) Земля –общий дом Человечества, вступающего в 21 век.

Земля людей и живой природы.

2) Отечество – одно на всех, завещанное предками. Это единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками.

3) Семья – начало всех начал. Начальная единица (ячейка) общества, естественная среда развития ребёнка, закладывающая основы его личности.

 

4) Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. Сфера самоопределения человека и источник богатства общества.

5) Знания – источник саморазвития; непреходящая ценность, результат разнообразного творческого труда.

6) Культура –великое богатство, накопленное человечеством как в материальном, так и в духовной жизни людей.

7) Мир между странами и народами как условие существования Земли и Человечества.

8) Человек – как абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.

 

Составляя основное содержание воспитания, эти общечеловеческие ценности должны одновременно отражать ведущие направления (разделы) планов воспитательной работы.

 

Технологически эти идеи нужно реализовывать через * методику КТД, *ключевые дела, и*единый коллектив педагогов и детей. При этом, в качестве обязательного условия выдвигается условие изменения отношений между педагогами и детьми: они должны быть равноправными, уважительными, и построены на принципах сотрудничества и сотворчества.

 

2- Б. Теория педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития в различных сферах его жизнедеятельности, а также- воспитание культуры жизненного самоопределения на основе педагогики свободы (Газман О.С.).

«Воспитание есть деятельность, базирующаяся на свободном саморазвитии личности и её педагогической поддержке».

Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребёнком определении его интересов, целей, возможностей, и путей преодоления личных проблем и препятствий. При этом ответственность за свои решения и поступки остаётся за самим ребёнком. (см. лекцию о педподдержке).

Основу содержания воспитания по Газману составляет формирование базовой культуры личности, куда входят: -культура жизненного самоопределения, -культура семейных отношений, -экономическая культура и культура труда, -политическая, демократическая и правовая культура, -интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура, -экологическая культура,

-художественная культура, - -физическая культура.

Эти составляющие базовой культуры личности могут стать своеобразными направлениями воспитательной работы с детьми. Однако, Газман О.С. предлагает педагогу и другой подход: он предлагает формировать вышеназванные стороны базовой культуры личности через основные сферы жизнедеятельности ребёнка:

1) УЧЕНИЕ; 2) ОБЩЕНИЕ; 3)ДОСУГ; 4)ОБРАЗ ЖИЗНИ; 5)ЗДОРОВЬЕ. В этом случае классный руководитель составляет своеобразные целевые программы с аналогичными названиями,

которые и будут разделами его плана воспитательной работы с детьми.

ЦЕЛЬ воспитания, по Газману, является ДВОЯКОЙ:

Идеальная цель - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.(ибо без представления об идеале невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далёких от идеальных).

Реальная цель - дать каждому школьнику базовое образование икультуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть благоприятные субъективные условия (желание ребёнка), и объективные (возможности семьи, школы, общества, государства).

 

Гуманитарная парадигма.

Приходя на смену гуманистической, гуманитарная парадигма ставит в центр воспитания ЦЕЛОСТНОГО человека во всём многообразии его связей и отношений с окружающим миром. А цели воспитания ставятся и от человека, и от общества.

Гуманитарная парадигма делает акцент на субъектности человека (не исключая при этом личностных и индивидуальных качеств).

Главная характеристика гуманитарной позиции педагога- диалогичность.

Цель гуманитарного подхода в воспитании – развитие в ребёнке «человеческого качества», т.е. того, что составляет истинно человеческую сущность в её соотнесении с миром ценностей, культуры, человеческих отношений.

Гуманитарная парадигма означает признание следующих факторов:

1)- целостного характера педагогических процессов и явлений;

2)- обусловленность любых педагогических процессов и явлений их внутренними закономерными причинами самодвижения и саморазвития;

3)- признание нелинейного, кризисного характера саморазвития;

4)- необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном развитии человека.

Гуманитарная парадигма понимает воспитание сквозь призму КУЛЬТУРЫ, ибо именно культура выделяет человека из животного мира, именно культура определяет человеческое качество любого общества.

То есть, воспитание вообще понимается как воспитание Человека в контексте Культуры.

Понимание культуры как педагогической категории, позволяет понять ТРИ аспекта воспитания:

1)- социально-нормативный аспект воспитания - он раскрывает социальное значение воспитания, а именно- присвоение ребёнком социальной культуры (социализация);

2)- индивидуально-смысловой аспект – он раскрывает особое назначение воспитания в индивидуальном самостановлении человека, которое невозможно без поисков смысла собственной жизни. И эти смыслы- в культуросообразной среде воспитания;

3)- ценностно-деятельностный аспект – он раскрывает ведущий механизм воспитания как диалогическое взаимодействие со значимым Другим.

 

Таким образом, выделенные три аспекта раскрывают воспитание как культуросообразный процесс становления человеческого качества в человеке.

В гуманитарной парадигме акцент смещается с «самости» человека на его взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания ценностных отношений, включение его в мир культуры.

Гуманитарная педагогика часто называется бытийной (онтологической) педагогикой, или- педагогикой духовности.

Волгоградская школа.

Задание: Составить ЛИЧНУЮ воспитательную КОНЦЕПЦИЮ.

Концепция –одна их форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения систем, процессов, ситуаций.

Строится концепция обычно на результатах научных исследований. И хотя она бывает довольно обобщённой и абстрактной, её основное назначение – изложить теорию в прикладной форме. То есть, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения.

Ещё концепцию определяют как систему идей, включающую в себя диагностично заданные цели, обусловленные ими принципы и основные направления деятельности педагога.

В практику концепция реализуется через программы, планы и конкретные технологии.

Примерный ПЛАН для составления личной воспитательной

Концепции:

1. Педагогические проблемы, которые являются сегодня наиболее острыми в сфере школьного воспитания.

2. Основные теоретические положения о воспитании, взгляды, идеи, которые Вы положили бы в основу Вашей воспитательной работы с __ классом (определитесь с возрастом: 5-11классы).

3. Какими принципами Вы руководствовались бы, строя воспитательный процесс в этом классе.

4. Воспитательные цели, которые Вы поставили бы (на год?).

5. Как бы Вы организовали систему (режим) жизнедеятельности Вашего классного коллектива.

6. Какие направления воспитательной деятельности сделали бы стержневыми, их возможные формы.

7. Как строили бы деятельность, взаимоотношения, самоуправление.

8. Чего бы Вы никогда не допустили в своей воспитательной деятельности.

9. Какой бы результат Вы хотели увидеть в результате Вашей воспитательной работы.

Литература.

1) Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: 2002.

2) Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!. – М.: 2000.

3) Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. – М.: 1991.

4)Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: 2000.

5)Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии./ Под ред.Щурковой Н.Е. -М.1997.

6)Борытко Н.М. Постранство воспитания: Образ бытия.- В-Д, 2000.

7)Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности.

 

 

Традиционная парадигма.

Всё многообразие научно-педагогических теорий и концепций образования и воспитания можно классифицировать в ТРЁХ ведущих парадигмах: *традиционной, *гуманистической, *гуманитарной.

При этом:

Парадигма (греч.= пример,образец) – ведущая модель, идея, направление, в рамках которой выстраиваются ведущие научные теории и концепции. Парадигмы различаются, в основном, пониманием целей образования и воспитания, что в свою очередь влияет на выбор педагогических средств, на характер взаимодействия педагогов и учащихся, и т.п.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование какого либо явления. Соотношение парадигмы и теории можно представить как соотношение общего и особенного. В рамках одной парадигмы возникают разные теории.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки каких либо явлений. В педагогической концепции выражаются взгляды конкретного исследователя на то или иное педагогическое явление, его исходные позиции, а также принципы анализа и проектирования педагогической деятельности.

Каждая концепция может быть отнесена к той или иной теории и парадигме. Так, в рамках гуманитарной парадигмы существует теория личностно ориентированного образования, которая в свою очередь представлена концепциями Бондаревской Е.В., Серикова В.В., Якиманской И.С. и др.

 

Традиционная парадигма:

Характеризуется тем, что ЦЕЛИ воспитания ставятся исходя из интересов общества и (или) государства, и видятся в формировании человека с заданными, нужными обществу, качествами.

Традиционная парадигма «работает», в первую очередь, с личностью.

Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер, и представляет скорее воздействие со стороны педагога.

Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое, и пр.), и на отдельные мероприятия, формирующие эти качества.

Кажущаяся простота взаимодействия по принципу «стимул-реакция» нередко приводит педагога к технократической стратегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека, к использованию исключительно количественных методов в оценке результата педагогической деятельности.

 

 

В рамках традиционной парадигмы- теории и концепции «жёсткого» педагогического управления. То есть,- основной метод- метод воздействия педагога на воспитанника.

Философским основанием таких концепций чаще всего выступают идеи бихевиоризма или прагматизма (behavio=поведение, pragma=дело). Суть- идея управления поведением воспитанников с помощью алгоритмизированных действий педагога.

 

Приведём примеры:

 

А. Официально-государственный подход в понимании содержания воспитания и его организации.

Традиционный общегосударственный подход предполагает содержание воспитания выводить из общей идеальной цели всестороннего гармонического развития личности.

При таком традиционном подходе, а также учитывая различные стороны развития личности, основными направлениями содержания воспитания должны быть: умственное, физическое, нравственное, трудовое, художественно-эстетическое, а также – гражданское, правовое, патриотическое, экономическое, экологическое воспитание, и пр.

Эти направления предлагаются считать отдельными разделами планов воспитательной работы в которых педагог планирует соответствующие разделам виды деятельности учащихся и ученических коллективов

(помня при этом, что конкретные качества личности формируются в соответствующих им видах деятельности).

 

1-Б. Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка

(Таланчук Н.М., Подласый И.П.)

«Воспитание - есть процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей».

Цель воспитания - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

Автор выделяет разные социальные объединения, роли, которые в них выполняются, и, на основании этого формулирует ведущие задачи воспитания:

Социум Социальные роли Задачи воспитания
СЕМЬЯ -супружеские -отцовско – материнские -сыновне-дочерние   -формирование супружеской культуры, -фор-ие педагогической культуры, -фор-ие чувства долга и ответ- ственности перед родителями
КОЛЛЕК- ТИВ -профессионально- трудовая, -экономическая, -организаторская, -коммуникативная, -педагогическая   -форм-ие профессион-х ЗУНв -ф-е экономич-й культуры, -ф-е организатор-й культуры - ф-е коммуникат-й культуры - формирование педагогической культуры.
ОБЩЕСТВО -гражданско – патриотическая, -национально - интернациональная, -политическая, -правовая, -классово - интерклассовая, -нравственная, -экологическая   -воспитание гражданственности и патриотизма, -вос-е национально-интернациональной культуры, -ф-е политич-й культуры, -ф-е правовой культуры, -ф-е классовой – интерклассовой культуры, -вос-е нравственности, -ф-е экологич-й культуры.
МИР -геосоциальные -интерсоциальные -фор-е общечеловеческих ценностей во всех сферах
Я-СФЕРА -материально - потребительские, -духовно-потребит-е -субъект учения, -самовоспитатель-я -субъект творчества -психорегулятивная -целеутверждающая -в-е здоровых материальных потребнастей; духовных потр-й; умений самообразования; -ЗУНов самовоспит-я; - ЗУНов психосаморегуляции - формир-ие умений ставить жизненные цели и достигать.

Именно указанные выше сферы жизнедеятельности (семья, коллектив, общество, мир и я-сфера) для классного руководителя являются ведущими направлениями (разделами) плана воспитательной работы.

 

Похожий подход находим в учебнике Подласого И.П.:

Так как человек в своей жизни выполняет три главные роли: гражданин, работник, семьянин, то содержанием воспитания должна быть подготовка растущего человека к выполнению этих самых ролей.

 

 

1-В.. Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка (Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гребенюк О.С., Ковальчук М.А.).

 

«Воспитание является педагогическим компонентом процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека». Создание таких условий осуществляется через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, в общении, в игре, в практической деятельности.

Принципы воспитания:

1) гуманистической ориентации воспитания,

-то есть уважительного отношения к каждому ребёнку, обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, заботы о физическом, социальном и психическом здоровье;

2) социальной адекватности воспитания,

- то есть соответствия содержания и средств воспитания - социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс;

3) индивидуализации воспитания учащихся,

-то есть определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика;

4) социального закаливания,

-то есть включения воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия, преодоления негативного воздействия социума;

 

 

5) создания воспитывающей среды,

-то есть создание единого общешкольного коллектива педагогов и воспитанников, объединённых творчеством и сотрудничеством.

 

Содержанием воспитания при таком подходе должно стать создание условий для развития всех сущностных сфер человека:

-интеллектуальной сферы

-мотивационной сферы,

-эмоциональной сферы,

-волевой сферы,

-сферы саморегуляции,

-предметно – практической сферы,

-экзистенциальной сферы(умение управлять своими отношениями с другими людьми).

 

Гуманистическая парадигма.

В ней воспитательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве ЦЕЛИ воспитания выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учёта его интересов и способностей.

Гуманистическая парадигма преимущественное внимание уделяет индивидуальности.

Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. То есть, Человек- существо самодостаточное. И результаты исследования проблем самореализации, самопознания, и пр. само…, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоотношений педагогов и детей.

Гуманистическая парадигма ориентирована на максимально полное раскрытие «самости» человека, его индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в первую очередь на реализации личностных функций ребёнка, на приобретении им внутреннего опыта. Воспитательная деятельность понимается как помощь ребёнку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний.

Гуманистические концепции воспитания базируются на теории педоцентризма, согласно которой ребёнок составляет центр воспитания и его главную цель. Однако, увлечение этим подходом приводит к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма.

 

2- А. Теория системного подход к построению воспитания на основе общечеловеческих ценностей (Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.).

 

Авторы исходят из того, что воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности (а не самим развитием), и является частью её социализации.

 

Основные задачи воспитания: -формирование у детей целостной и научно обоснованной картины

мира;

-формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу своей Родины;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование

у них адекватного этим ценностям поведения;

-развитие креативности, «творческости», как черты личности;

-формирование самосознания, помощь в сомореализации, в осознании собственного «я».

 

Основные принципы построения воспитательного процесса:

-принцип личностного подхода,

-принцип гуманистического подхода к построению отношений,

-средовый подход в воспитательной деятельности,

-дифференцированный подход,

-принцип природсообразности,

-принцип культуросообразности,

-принцип эстетизации окружающей среды.

 

Основу содержания воспитания должны составлять общечеловеческие ценности:

1) Земля –общий дом Человечества, вступающего в 21 век.

Земля людей и живой природы.

2) Отечество – одно на всех, завещанное предками. Это единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками.

3) Семья – начало всех начал. Начальная единица (ячейка) общества, естественная среда развития ребёнка, закладывающая основы его личности.

 

4) Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. Сфера самоопределения человека и источник богатства общества.

5) Знания – источник саморазвития; непреходящая ценность, результат разнообразного творческого труда.

6) Культура –великое богатство, накопленное человечеством как в материальном, так и в духовной жизни людей.

7) Мир между странами и народами как условие существования Земли и Человечества.

8) Человек – как абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.

 

Составляя основное содержание воспитания, эти общечеловеческие ценности должны одновременно отражать ведущие направления (разделы) планов воспитательной работы.

 

Технологически эти идеи нужно реализовывать через * методику КТД, *ключевые дела, и*единый коллектив педагогов и детей. При этом, в качестве обязательного условия выдвигается условие изменения отношений между педагогами и детьми: они должны быть равноправными, уважительными, и построены на принципах сотрудничества и сотворчества.

 

2- Б. Теория педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития в различных сферах его жизнедеятельности, а также- воспитание культуры жизненного самоопределения на основе педагогики свободы (Газман О.С.).

«Воспитание есть деятельность, базирующаяся на свободном саморазвитии личности и её педагогической поддержке».

Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребёнком определении его интересов, целей, возможностей, и путей преодоления личных проблем и препятствий. При этом ответственность за свои решения и поступки остаётся за самим ребёнком. (см. лекцию о педподдержке).

Основу содержания воспитания по Газману составляет формирование базовой культуры личности, куда входят: -культура жизненного самоопределения, -культура семейных отношений, -экономическая культура и культура труда, -политическая, демократическая и правовая культура, -интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура, -экологическая культура,

-художественная культура, - -физическая культура.

Эти составляющие базовой культуры личности могут стать своеобразными направлениями воспитательной работы с детьми. Однако, Газман О.С. предлагает педагогу и другой подход: он предлагает формировать вышеназванные стороны базовой культуры личности через основные сферы жизнедеятельности ребёнка:

1) УЧЕНИЕ; 2) ОБЩЕНИЕ; 3)ДОСУГ; 4)ОБРАЗ ЖИЗНИ; 5)ЗДОРОВЬЕ. В этом случае классный руководитель составляет своеобразные целевые программы с аналогичными названиями,

которые и будут разделами его плана воспитательной работы с детьми.

ЦЕЛЬ воспитания, по Газману, является ДВОЯКОЙ:

Идеальная цель - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.(ибо без представления об идеале невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далёких от идеальных).

Реальная цель - дать каждому школьнику базовое образование икультуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть благоприятные субъективные условия (желание ребёнка), и объективные (возможности семьи, школы, общества, государства).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.12 с.)