Теоретические основы психосинтеза. Карта внутреннего мира Ассаджиоле. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы психосинтеза. Карта внутреннего мира Ассаджиоле.



Еще П. Жане говорил о ментальном синтезе, имея в виду ликвидацию диссоциации психических процессов, возникающих иногда в результате психотравмы. Э. Кречмер писал о психосинтезе, или синтезе существования, подразумевая под этим развитие целостной и гармоничной личности. К. Юнг ввел понятие синтетического этапа аналитической психотерапии. Однако основателем психосинтеза как метода психотерапевтического лечения по праву считают итальянского психиатра Роберто Ассаджиоли *.
Если существует анализ (разложение на части), то существует и синтез (создание целого из частей). Чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез. Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объединить. Но объединить так, чтобы возникла гармония.
В основе психосинтеза лежит психоанализ Фрейда, однако оригинальность отдельных теоретических взглядов и методологических подходов влечении позволила Р. Ассаджио-ли создать самостоятельное психотерапевтическое направление.
Основная трудность психосинтеза, так же как и психоанализа, состоит в том. что работа с пациентом в основном идет на уровне его бессознательного.
Чтобы лучше понять сущность психосинтеза как метода психокоррекции, вначале целесообразно рассмотреть концепцию Ассаджиоли о структуре личности, которая отличается от подобных концепций Фрейда и Юнга.

Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного, среднего бессознательного (2), высшего бессознательного (3), поля сознания (4), сознательного Я (5), высшего Я(6) и коллективного бессознательного (7).
Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят: простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; многочисленные комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд; образцы кошмарных сновидений и фантазий; неконтролируемые парапсихиче-ские процессы.

Среднее бессознательное (пред-сознательное) — область, где пре бывают все психические навыки и состояния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга.

Высшее бессознательное (супербессознательное) - область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же. по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосредоточиваются высшие па-рапсихические функции и духовная энергия.
Поле сознания — непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.
Сознательное Я — центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на нее изображениями».
Именно этот элемент личности он называет Эго.
Высшее Я - наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т.д.). Высшее Яне изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т.е. снова начинает осознаваться нами.
Ученик Ассаджиоли Пьеро Ферруччи ввел понятия персонального Я и трансперсонального Я. Создается впечатление, что в каждом из нас существует два Я (то же указано и на схеме структуры личности по Ассаджиоли. Личное Я не осознает трансперсональное Я, а трансперсональное — не проявляет себя в нашем сознании. С другой стороны, сам Ассаджиоли пишет: «В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения».
Осознание персонального Я — условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак духовного совершенства.
Наша психика не изолирована, она, по образному выражению Ферруччи, плавает в океане, который К. Юнг назвал коллективным бессознательным. По его мнению, коллективное бессознательное содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение. Р. Ассаджиоли подчеркивает, что внешний овал его схемы «Структура личности», не случайно представляющий штриховую линию, следует Рассматривать не как «отделяющий», а лишь как «разграничительный» с коллективным бессознательным Юнга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.)