Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положение органов артикуляции при произношении средне- и заднеязычных звуков
них случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук. Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звуками [т], [к] («хвост» — твост, «хлеб» — клеб и т.д.). При искажениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фаринги-альный шум, который возникает вследствие того, что выдыха-
емый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сближенными голосовыми складками. Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук. Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточно редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» — люла, «елка» — лелка и т.д.). Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и заднеязычных звуков: [т] ® [к]; [д] ® [г]; [с] ® [х]; [з'] ® [j]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «тя».
Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя». Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j]. Таким образом, схема постановки средне- и заднеязычных звуков выглядит так: ® та ® тя ® кя® ка ® да ® дя ® гя ® га ® са ® ся ® хя ® ха ® за ® зя ® ja Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного звука длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой. Дополнительные вопросы 1. Графически изобразите в тетради профили артикуляции звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [j].
2. Дайте логопедическую характеристику задне- и среднеязычных звуков по следующей схеме: место образования способ образования твердость / мягкость звонкость / глухость 3. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между 4. Перечислите характерные замены задне- и среднеязычных звуков. 5. Ответьте на карточки программированного контроля. Карточка 10.1.
Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: положение губ зависит от последующих гласных; между зубами сохраняется некоторое расстояние; кончик языка опущен, но не соприкасается с нижними резцами; задняя часть спинки языка смыкается с нёбом; под действием воздушной струи смычка разрывается и образуется характерный шумный звук; мягкое нёбо поднято; голосовые складки разомкнуты: Карточка 10.2. Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка расположен за нижними резцами, но не касается их; задняя часть языка образует смычку с нёбом, которая разрывается под действием воздушной струи; нёбная занавеска поднята; голосовые складки сомкнуты:
Карточка 10.3. Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка занимает положение за нижними резцами; задняя часть языка поднята к нёбу, но не образует с ним смычки; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость; голосовые складки разомкнугы: Карточка 10.4.
Какой звук является опорным для постановки [к]: Карточка 10.5. Какой звук является опорным для постановки [х]: Карточка 10.61 Какой звук является опорным для постановки [г]: Карточка 10.7. Какой звук является опорным для постановки [j]: Практические задания 1. Составьте план-конспект занятия по устранению нарушения произношения задне- и среднеязычных звуков. 2. Подберите материал для дифференциации звуков [г] —
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.015 с.) |