Основные этапы в истории развития политологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы в истории развития политологии.



Политическая система.

Определение понятия и виды социальных систем.

Возникновение прототипа метода систематизации можно отнести к древности, когда Аристотель для написания своей «Политики» сравнил конституции греческих городов. Гораздо позже Ш.Л. Монтескьё свои размышления подкреплял примерами из политической жизни Японии, Китая, Турции, Индии, в чём просматривается некая матрица системных сравнений. Однако лишь с появлением в XX в. труда Норберта Винера «Кибернетика» стали интенсивно развиваться системные теории и модели. Показательно, что понятийный аппарат исследований политических систем заимствован как раз у кибернетики.

Основной объект исследований кибернетики – т.н. кибернетические системы, которые представляют собой множество взаимосвязанных элементов, способных воспринимать, запоминать, перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Причём для кибернетики не имеет значения материальная природа систем: это может быть ЭВМ, общество, биологическая популяция.

В самом общем виде система есть сочетание каких-то элементов, каждый из которых способен переходить в разные состояния. Один из самых точных подходов к пониманию сущности системы принадлежит Клоду Леви-Строссу: система – совокупность взаимозависимых элементов, связанных между собой отношениями такого типа, что если характер одного из них изменяется, то изменяются и другие, а в результате преобразуется весь «ансамбль».

Французский политолог Жан-Вильям Лапьер в своей книге «Анализ политических систем» выделяет пять таких основных систем.

- Биосоциальная, где происходит деятельность по социальному самовоспроизводству.

- Экологическая, где люди живут на обустроенной ими территории во взаимодействии с окружающей природой, соседями и т.д.

- Экономическая, где происходит производство и обмен материальными благами и услугами для удовлетворения потребностей членов общества.

- Культурная, где происходит создание и распространение значимой информации.

- Политическая, организующая особым образом общество с другими системами.

Признаки современного системного анализа – восприятие реальности различных её аспектов как систем, т.е. как целостного множества структурно и функционально связанных элементов, - обозначились ещё в XIX в. Считается, что одним из зачинателей системного подхода был русский учёный Александр Александрович Богданов, создавший в начале XX в. «всеобщую организационную науку». Дальнейшее развитие исследований в этом направлении позволило создать общую теорию систем. Её основы сформулировал Людвиг фон Берталанфи, давший научные определения самой системе и её важнейшим особенностям – сложности, устойчивости, открытости/закрытости и т.д.

Применение системного подхода опирается на три важнейших фактора:

- каждый объект научного наблюдения выступает как некая целостность, причём эта целостность не сводится к простой сумме составляющих её элементов;

- в системе имею место постоянно присущие ей и регулярно повторяющиеся процессы;

- система взаимодействует со своей внешней средой.

Политический режим.

Политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом, среди которых можно отметить следующие показатели:

- институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина;

- степень политического участия населения и его включённости в процесс принятия государственных решений, народный контроль и волеизъявление;

- уровень возможности свободного соперничества между правящей группировкой и оппозицией;

- роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.

Тоталитаризм.

Политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого или выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства во главе с вождём над обществом используется целый комплекс мер и средств, где главное – нескрываемое насилие. Активно применяются методы политического, экономического, идеологического воздействия, поэтому на определённой стадии своего формирования тоталитарному режиму удаётся создать для себя достаточно массовую социальную опору. Наличие массовой поддержки режима иногда доказывается с помощью плебисцитов и референдумов.

Это вело массы к культу личности и слепому поклонению властителю, который стремится не только к тотальному переустройству собственного государства, но и мира в целом. В понятие культа личности обычно вкладывают разнообразное содержание: некритическое почитание деятеля с приписыванием ему всевозможных заслуг и создание системы идолопоклонства, в т.ч. после смерти.

Основные признаки тоталитаризма были выделены Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским.

1). Официальная тотальная идеология: утопическое видение нового политического порядка и пути его достижения, объясняет «миссию» лидера, оправдывает борьбу как основу политики. Главная задача тотальной идеологизации – постоянная легитимизация установленного политического режима и его курса. Тоталитарная идеология описывала мио в чёрно-белых красках – все граждане определяются только как противники или сторонники данной идеи.

2). Однопартийная система: партия в тоталитарных режимах тесно сплетена с государством в конструкцию «партия-государство». Партия тоталитарного типа организуется иерархично и стоит либо над правительством, либо пронизывает его институты, где важные посты занимают партийные функционеры.

3). Монополия на СМИ для поддержания веры в ценность своей идеологии партия-государство. Политпросвещение и развлечение в тоталитарных обществах подчинены идеологической пропаганде с её мобилизующим массы характером: факельные шествия в Германии, спортивные парад на Красной площади, карнавалы на Кубе, праздничные выступления в Северной Корее. Общий признак таких обществ составляют и культурные явления: циклопические монументы вождей, имперская архитектура, специфическая литература, кино.

4). Система террористического полицейского контроля, основным смыслом которой является устрашение.

5). Монополия на все виды вооружённой борьбы и организованного насилия.

6). Контроль над экономикой.

7). Территориальная экспансия.

Авторитаризм.

Авторитарные режимы имеют следующие отличительные признаки:

- ограниченный плюрализм;

- отсутствие руководящей, чётко разработанной идеологии;

- отсутствие в целом политической мобилизации и низкий уровень политического участия;

- формально обозначенные и предсказуемые границы власти лидера/элиты.

Военно-бюрократический режим – такой тип авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но при дальнейшем политическом развитии всё большая роль принадлежит разного рода гражданским профессионалам. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствует какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая партия.

Основная идеологическая цель режима – исключить независимое участие во власти определённых групп. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблемную ситуацию режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалам в политическую сферу через избирательные каналы.

Особенность военного режима в том, что посты в правящей элите занимают исходя из позиции в армейской иерархии. Формы военного правления – от личной диктатуры одного генерала до хунты. Иногда военные лидеры управляют негласно, предоставив руководящие посты гражданским лицам, и обеспечивают контроль и порядок в обществе.

Политические предпосылки для военно-бюрократических режимов образуются, как правило, в обществах с низким экономическим, социальным и культурным уровнем развития, где были введены либерально-демократические парламентские институты, но не сложилась действенная партийная система либо партии оказались не в состоянии сформировать стабильное правительство.

Корпоративный авторитаризм – этот режим корпоративно-авторитарно типа устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где мобилизация граждан достигла необходимого уровня для их эффективного политического участия. Корпоративное представительство интересов – альтернатива слишком идеологизированной массовой партии и дополнение к однопартийному правлению (правление Салазара в Португалии, Франко в Испании). Корпоратизм – институционализированное и регулируемое представительство интересов. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов. Так, в Мексике президент Карнедас провёл перестройку Институционно-революционной партии. Если раньше в партию входили только правительственные чиновники и политики, то изменение структуры (она была разделена на 4 сектора – рабочий, крестьянский, народный, военный) позволило ввести в неё массы для увеличения партийных рядов и более тесной связи элиты и граждан. Это, в свою очередь, укрепило основы политического режима.

Дототалитарный авторитаризм – характеризуется рядом важных политических, социальных и культурных факторов:

- довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, ещё не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

- армия, церковь, группы интересов и др., сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

- ситуация общественной неопределённости, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

В ситуации такого рода протототалитарная партия, опирающаяся на массовые или военные организации, может постараться методом давления войти в правящую элиту, в которой её лидеры (вместе с представителями иных партий) образуют оппозиционную или полулояльную к демократии коалицию. Подобным образом сформированные правительства ограничивают гражданские свободы, запрещают одни партии, нейтрализуют либо вбирают в себя парламентские фракции других и в результате создают одну, уже гораздо более сильную протототалитарную организацию. Именно относительно высокое влияние сторонников тоталитарного развития в данной новообразованной партии решает политический характер будущего режима.

Постоколониальный авторитаризм – однопартийные мобилизационные авторитарные режимы, возникающие после обретения бывшим колониальным государством независимости, создаются снизу и возможны в достаточно эгалитарных (уравнительных) обществах с низким уровнем экономического развития и небольшой по численности экономической элитой. Экс-метрополия сохраняет весьма сильные позиции в данных государствах. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие значимость любых внутренних конфликтов. Ответ режима на рост напряжённости в обществе – непоследовательная политика, соединяющая насилие над оппозицией с попытками включить её в базу поддержки и в структуры власти. Подобные политические методы укрепляют положение националистических лидеров.

В переходной к постколониальному авторитаризму ситуации обостряются экономические проблемы, резко падает управляемость общественными процессами и при этом растут ожидания граждан. Так создаются условия для появления нелояльной оппозиции, что заставляет правительство вовсе искоренить политическую конкуренцию, уровень политического участия становится вовсе низким, а потому позиции политических лидеров являются крайне нестабильными – для таких государств характерны перевороты, убийства правителей.

Расовая / этническая демократия – тип авторитарного режима, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нём допущено определённое расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики насильно. Такие режимы придают большое значение утопической идеологии, оправдывающей существующее положение дел, что позволяет назвать их потенциально тоталитарными (бывший режим в ЮАР с его идеологией расового апартеида).

Демократия.

Охранительная демократия

Классический либерализм рассматривает демократию не столько как порядок, позволяющий гражданам участвовать в политической жизни, сколько как механизм, защищающий их от произвола властей. Эту идею начал развивать Т. Гоббс, позже с ним согласились Джеймс Мэдисон, Иеремия Бентам и Джеймс Милль.

Охранительная модель – это система конституционной демократии, действующей в рамках формальных и неформальных правил, ограничивающих власть государства. Такой подход гарантирует политические и гражданские свободы, а также равенство перед законом. Однако политическое равенство понимается просто технически и означает только равное для каждого право голоса, что и защищает личную свободу, которая обеспечивается строгим разделением властей и сохранением основных прав. Охранительная демократия предоставляет гражданам солидные возможности для выбора их образа жизни, что подразумевает невмешательство властей во многие сферы жизни общества и полное отделение государства от гражданского общества.

Теоретики данной модели считали, что демократия не может быть прямой, а должна работать через представительную ассамблею. Они стремились ограничить власть большинства, так как это могло привести к «тирании большинства», при которой права и свободы меньшинства будут нарушены от имени народа.

Развивающая демократия

Теоретики данного направления классической либеральной теории демократии считали, что политическое участие нужно не только ради защиты индивидуальных интересов, а в первую очередь для саморазвития свободных информированных граждан. Эта модель была разработана Ж.Ж. Руссо, для которого демократия была средством достижения свободы индивидов или личной автономии. Но свобода означала подчинение общей воле. Руссо верил, что общая воля представляет собой истинную волю каждого гражданина, причём подчиняясь общей воле (а не правителям), человек тем самым покоряется своей природе, значит, остаётся таким же свободным. Руссо отрицал представительное народовластие в пользу прямого и выступал за использование ряда элементов классической афинской демократии.

Ещё один сторонник развивающей демократии – Джон Стюарт Милль – полагал, что участвуя в общественной жизни, граждане начинают лучше понимать политические процессы и достигают высокого уровня развития личность. Демократия для него была важна для него прежде всего своей образовательной ролью.

Марксистская демократия (или демократия для народа)

Марксистская модель демократии отличается от либеральных тем, что рассматривает парламентскую демократию всего лишь как форму капиталистической демократии. Марксисты полагали, что свободное развитие всех достигается путём свободного развития каждого. Свободу же можно получить лишь после прекращения эксплуатации и установления полного политического и экономического равенства. Маркс называл подлинной демократией безгосударственный строй.

Полиархия

Наиболее последовательно различение идеалов и институционального оформления демократии проводит Роберт Даль, который предложил использовать для обозначения институциональных решений фактически реконструированное им понятие «полиархия».

«Полиархия – политический порядок, опирающийся на семь основных институтов:

1). Выборные должностные лица.

2). Свободные и честные выборы.

3). Всеобщее голосование.

4). Право претендовать на выборную должность.

5). Свобода слова.

6). Альтернативная информация.

7). Независимость самоорганизации».

Легитимизация власти.

Система полиархии подвергается проверке и критике с помощью демократической либерации, а также формальных процедур (референдумов, выборов, отзывов). Более того, общенациональные выборы становятся симуляцией политического кризиса, осуществляемого в соответствии с законом.

Выборность властей.

Выборы могут проводиться не только в демократиях, но только демократические выборы отличаются неопределённостью, необратимостью и повторяемостью.

Переходы к демократии

Условия демократии

1). Сформировавшиеся национальная идентичность и государственное единство, т.е. наличие нации как двуединства суверенного территориального государства и гражданского общества.

2). Уровень экономического развития:

- продвинутая индустриализация;

- распространённая урбанизация;

- высокая грамотность;

- определённое благосостояние;

- развитость СМИ.

3). Культурные условия: индивидуализм, рационализм, демифологизированное восприятие.

Демократический транзит

В процессе перехода – или транзита – к демократии обычно различают три стадии.

Либерализация – это процесс закрепления некоторых гражданских свобод без преобразования аппарата власти. Сама система пока не меняется и сохраняет недемократические характеристики. Авторитарный режим ослабляет свой контроль. Она приводит к тому, что возникают конфликты интересов по вопросу дальнейшего развития государства.

Демократизация – во избежание гражданской войны политические группировки расколотой верхушки заключают пакт, с этого начинается внедрение новых политических институтов. Следующее важное обстоятельство – легитимизация пакта: присоединение к нему новых групп, а также молчаливая поддержка более широких кругов населения. На этой основе возникает центризм – процесс сближения взглядов и идей консерваторов и реформаторов.

Консолидация – оформление демократической политической системы.


Формы правления.

С современном мире выделяются две формы правления – монархия и республика.

Монархии нашего времени делятся на два вида:

1). Абсолютная, где монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти (Саудовская Аравия, Оман, Бруней, Катар).

2). Конституционная монархия, где полномочия главы государства лимитированы:

- дуалистические монархии: помимо монарха существует парламент (издаёт законы, утверждает бюджет), а сам монарх обладает правами назначения или смещения кабинета министров, абсолютного вето в отношении решений парламента и ряд представительских внешнеполитических функций (Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн);

- парламентские монархии: функции монарха сведены или лишь к представительству (Япония, Швеция) или номинально сохраняются определённые полномочия, однако ими пользуются только по инициативе правительства, например, вето на законы парламента (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды).

У ряда монархий есть определённые особенности. Например, государства, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью именуются теократические. Существуют выборные монархии – государства, представляющие собой объединения нескольких монархий, главы которых выбирают из своей среды единого правителя (Малайзия, ОАЭ).

Своеобразна монархическая форма правления в бывших доминионах Британской империи (Канада, Австралия, Гренада, Новая Зеландия). Формально главой государства в них является британский монарх, но его функции выполняет генерал-губернатор, назначаемый Короной по представлению правительства данного члена Содружества.

Самой распространённой на сегодня формой правления является республика в трёх её видах:

1). Парламентская (Италия, ФРГ, Ирландия, Индия):

- выборы единовременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы коалиций партий и депутатских фракций;

- парламент назначает правительство и может его отозвать;

- глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия её распустить;

- представительские государственные функции возложены на главу государства, реальная власть принадлежит премьер-министру;

- правительство имеет право законодательной инициативы;

- независимость правительства по отношению к главе государства.

Некоторые политологи различают такие типы парламентаризма, как:

- монистический: правительство несёт ответственность только перед нижней палатой (Великобритания), вместе с тем предусмотрен механизм чередования партий или коалиций во власти;

- дуалистический: относительное равновесие между законодательной и исполнительной ветвями власти при наличии двух центров принятия решений – глава государства и нижняя палата;

- рационализированный: во избежание политических кризисов парламентские механизмы регулируются конституционно.

Разновидностью парламентской республики является форма правления со смешением ветвей власти в пользу законодательной – режим ассамблеи. Особенность его заключается в сосредоточении всей полноты верховной власти в государстве у единственного собрания, представляющего суверенный народ (Швейцария).

2). Президентская республика (классическая форма – США):

- в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности ветвей власти и соответствующих институтов;

- исполнительная власть полностью принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;

- президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы;

- президент политически ответственен перед народом, а правительство – перед президентом;

- парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;

- президент не вправе распустить парламент, у нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, преодолеваемое двумя третями парламента.

3). Полупрезидентская (или смешанная, президенциализм) – Франция, Португалия, Финляндия, Казахстан, ряд стран в Южной Америке и Африке:

- глава государства – президент (всеобщие прямые выборы);

- президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответственен перед ним;

- правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено после вынесения им вотума недоверия;

- партийная принадлежность президента, парламентского большинства и премьер-министра не обязательно совпадает;

- президент вправе распустить парламент и назначить новые выборы;

- у главы государства есть право отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;

- у президента и парламента разные сроки деятельности.

В современном политическом мире существуют и другие, более специфические разновидности президентских республик: с коллегиальным главой государства (Швейцария), с институтом капитана-регентства (Сан-Марино), суперпрезидентские (в странах Африки).

Институт выборов

Характеристика выборов во многом определяет специфику основных государственных и негосударственных институтов. Сложнейшая и обширная проблематика выборов – одна из самых важных в политологии и связана с такими центральными её категориями, как политическое поведение, процессы, системы.

Всеобщие прямые выборы – это единственный способ непосредственного выражения суверенитета народа на национальном уровне (президентские, парламентские выборы), существуют также институты региональных, местных выборов и выборов на наднациональном уровне. Непрямые выборы реализуются через коллегии выборщиков. Обычно выделяют три основные функции выборов:

- управляемые назначают своих управителей;

- официально устанавливается соотношение политических сил;

- признаётся легитимность публичной власти или отбирается у неё.

В условиях демократии свободные выборы управителей предусматривают тоже три условия:

- свободу выдвижения кандидатур;

- свободу избрания;

- свободу голосования.

В законодательствах разных государств зафиксированы и определённые ограничения избирательных прав по возрасту, полу, гражданству. Различаются такие типы голосования:

- свободное или обязательное (в Австралии за абсентеизм положен штраф);

- прямое или непрямое;

- равное или неравное (количественная разница голосующих при нарезке на округа).

Политический институт выборов предусматривает два основных типа электоральных систем для избрания кандидатов в высшие органы власти – мажоритарный и пропорциональный. Вместе с тем большинство демократических стран, особенно в Европе, сочетают два этих подхода, т.е. предусматривает смешанный способ голосования.

Мажоритарная система – другое название система относительного большинства. От каждого электорального округа избирается один кандидат. Победителем на таких выборах в один тур считается получивший наибольшее число голосов (законодательно закреплённый для этого процент принявших участие в выборах). При выборах в два тура в первом из них успеха добивается тот, в чью пользу были отданы голоса абсолютного большинства избирателей (50%+1). В ином случае во второй тур выходят два кандидата с наибольшей поддержкой избирателей, где побеждает относительное большинство голосов.

Пропорциональная система – распределение мандатов в соответствии с количеством полученных по партийным спискам голосов и обязательная фиксация минимального процентного порога. Два механизма обеспечивают партиям число мест в парламенте в соответствии с количеством полученных ими голосов на общенациональных выборах. Во-первых, в одном избирательном округе места после баллотировки распределяются между несколькими кандидатами согласно волеизъявлению избирателей. Во-вторых, непропорциональность представительства, возникающая на уровне округа, сглаживается наличием парламентариев, которые избраны по партийным спискам, но не представляют конкретный округ.

Считается, что мажоритарная система позволяет укрепить власть, а пропорциональная – представить довольно полный спектр политических позиций и мнений избирателей. Американский специалист по электоральной проблематике Майкл Уоллерстайн продемонстрировал 4 возможные сочетания формы правления и института выборов с его двумя основными подходами – мажоритарным и пропорциональным.

1). Вариант, обеспечивающий сильное правительство, - это парламентская форма правления с мажоритарной системой. Последняя обычно ограничивает количество конкурирующих партий двумя и даёт самой влиятельной из них несоразмерно большое число мест в законодательном органе.

2). Совмещение президентской республики с мажоритарным принципом голосования (как в США) показывает, что партии избранного президента не обязательно одновременно иметь большинство в парламенте.

3). Парламентская модель с пропорциональным представительством приводит к власти коалиционные правительства.

4). Комбинация президентства с пропорциональной системой наименее устойчив в политическом плане. Раз парламент не избирает правительство, то нет нужды в формировании правящей коалиции. Президент сам назначает правительство. Значит, парламент не отвечает за кабинет и не обязан его поддерживать. В этом и состоит причина постоянных конфликтов между президентом и парламентом.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное им самим и ещё несколькими избирателями. Однако реально почти все кандидатуры выдвигаются исключительно партиями.

Несколько иная технология организации и проведения президентской избирательной кампании в США. Официально она начинается в феврале года выборов с праймериз в штате Нью-гемпшир и завершается в первый вторник после первого понедельника в ноябре избранием президента. Избирательная компания проходит в два этапа. Первый этап – этап первичных выборов, когда борьба разворачивается между претендентами на номинацию внутри партий. А завершается он общенациональными съездами, на которых выдвигаются и утверждаются официальные кандидаты на пост президента и вице-президента.

Следует отметить также специфику процедуры избрания президента США. Избиратели формально прямо не участвуют в выборах: партийные организации штатов удостоверяют имя кандидата со списком выборщиков. Избирательная система построена по принципу: один голос одного избирателя, но на уровне штатов.

Для проведения выборов вся территория страны разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался от равного числа избирателей. Под избирательной компанией в формальном значении этого понятия понимается установленный законом период, в течение которого субъекты избирательного процесса, ответственные за проведение выборов, осуществляют их подготовку.

Большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX в. так называемого «австралийского» бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность для фальсификации результатов выборов. До этого каждая партия отпечатывала свои бюллетени, вносила в них лишь собственных кандидатов на каждую должность и привлекала партийных функционеров к распространению своих бюллетеней в избирательных участках. Это, во-первых, затрудняло секретность голосования, поскольку бюллетени партий различались по цвету, и партийные функционеры могли легко определить, кто как голосует, что в свою очередь облегчало запугивание и подкуп избирателей. Во-вторых, поскольку в бюллетени были вписаны имена кандидатов только одной партии, для избирателя было весьма трудно подавать свой голос за кандидатов на разные должности.

Официальный «австралийский» бюллетень внёс существенные изменения в процедуру голосования. Все бюллетени стали одинаковыми и включали имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования и уменьшила возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время «австралийский» бюллетень давал избирателям право сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных достоинств кандидата, отдать свой голос тому или иному кандидату, не голосуя за остальных кандидатов той же партии.


Политические партии

Политические партии возникли и развивались одновременно с системой выборов и идеей представительства. В политическом лексиконе под термином «представительство» подразумевается принцип делегирования полномочий определённой группой лиц конкретному человеку или организации для отстаивания своих интересов в структуре власти. В теории представительства в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи представительной демократии:

- ни один человек не вправе править другим без согласия последнего;

- каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, поэтому интересы населения могут быть представлены в системе власти особыми уполномоченными.

В наши дни теория представительства существует по принципу «один человек, один голос». Принципы представительности и выборности представителей различных социальных групп в законодательные или иные органы власти поставили вопрос о средствах и инструментах политической реализации этих принципов. В качестве последних постепенно возникли и утвердились политические партии. Важным фактором, способствовавшим возникновению партий, были потребности функционирования больших политических систем, призванных отобразить разнообразие интересов.

Видный американский специалист по сравнительной политологии Джозеф Лапаломбара составил список четырёх признаков партии:

- партия это носитель идеологии;

- партия это организация;

- цель партии – завоевание и осуществление власти;

- каждая партия старается обеспечить себе поддержку.

Политическая партия – это официально институционализированная и функционально специализированная организация, борющаяся за контроль над механизмами государственной власти и управления.

В структурном отношении в партии можно выделить четыре уровня:

1). Блок избирателей.

2). Официальная партийная организация.

3). Партийный аппарат.

4). Партия в системе государственного управления

Основные функции партии таковы:

- участие и победа на выборах для получения определённой степени контроля над органами государственной власти;

- отражение и формулирование потребностей общества;

- выдвижение политических альтернатив;

- проверка политических качеств и обучение лидеров.

Классификация политических партий основывается на учении М. Вебера, который выделял в своё время аристократические группировки, политические клубы и массовые партии, и схеме Дюверже. Он разделил партии на кадровые и массовые.

Кадровые партии -возникшие в результате сотрудничества низовых избирательных комитетов рядовых граждан и парламентских групп в верхах.

Массовые партии – представляющие собой схему взаимосвязей в виде четырёх концентрических окружностей. Наименьшую окружность представляют собой активисты и функционеры партии, для которых она смысл жизни. Следующий круг – члены партии, выплачивающие в её фонд взносы. Третий круг – симпатизирующие партии, оказывающие ей всевозможную поддержку и участвующие во вспомогательных объединениях (молодёжных, спортивных и т.д.). Самая большая окружность – избиратели партии, чья привязка к ней ограничена голосованием в её пользу.

Важным показателем влияния партий, по Дюверже, выступает так называемый индекс членства: соотношение между числом избирателей и членов данной партии. Позже учёный скорректировал свою схему, признав факт существования массовых непрямых партий (лейбористы в Англии: человек сначала вступает в профсоюз и автоматически числится членом партии, если прямо от этого не отказывается).

По внутреннему строению различаются партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина предписывает всем депутатам подчиняться распоряжениям парламентской группы и руководящих органов партии. Слабоструктурированная партия означает, что её парламентарии располагают полной свободой голосования.

Отто Кирххаймер, Жан Шарло и Сартори выделяли тип партии «хватай всех», или партия избирателей. Подобные объединения считают вторичным рост своих рядов, но стараются сплотить вокруг себя максимальное количество избирателей самой разной принадлежности, интересов для решения важнейших проблем текущего политического момента. Для таких универсальных партий характерна в целом гибкая политическая линия. Он выстраиваются вокруг лидеров, предлагающих обществу идеи согласия, баланса интересов разных социальных групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.60 (0.126 с.)