Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Модернизация России В XVIII В.
Правление Петра Алексеевича (Петра I) положило начало эпохе модернизации и европеизации России. Студенты должны иметь представление об основных преобразованиях конца 17 — начала 18 в. (государственное управление, армия, финансы и т.д., формирование нового культурного уклада) и тех факторах, которые оказали существенное влияние на направленность и темпы преобразований: • личность царя-реформатора, сторонника быстрых реформ и крутой ломки московского жизненного уклада; • Северная война, постепенно подчинившая процесс реформирования страны главной задаче — победе над Швецией, определившая приоритеты и содержание преобразований; • инерция и сопротивление русского общества разрушению традиционных культурных, социальных и политических устоев и, как следствие, широкое использование государственного принуждения и насилия как основных средств проведения реформ. В результате петровских преобразований сложилось сильное абсолютистское государство с ярко выраженными полицейскими чертами, установлением контроля над Церковью (ликвидация патриаршества и создание Священного Синода), с новой, "имперской" идеологией. Студенты должны охарактеризовать особенности петровского варианта модернизации, как процесса широких заимствований в военно-технической и экономической областях, сфере государственного управления, культуры, который одновременно сопровождался активизацией сословной политики государства (укрепление дворянской корпорации, создание купеческих гильдий и цехов для городского населения) и института крепостного права. В основе политики государства по отношению к дворянству был положен "Табель о рангах", определявший порядок прохождения государственной службы и открывавший доступ в его ряды для представителей непривилегированных сословий. Это позволило расширить социальную базу российского самодержавия за счёт служилого, нетитулованного дворянства, выступавшего, в своей массе, против любых попыток ограничения царской власти. Дальнейшая европеизация страны и эволюция российского самодержавия связаны с утверждением доктрины "просвещённого абсолютизма". Основными моментами доктрины были: • идея верховенства закона, в центре которой — просвещённый монарх, опирающийся на законы и стремящийся к "общему благу";
• признание и законодательное оформление прав подданных; • ограничение непосредственного участия монарха в управлении страной, повышение роли бюрократических учреждений. В России положения доктрины нашли отражение в деятельности Елизаветы Петровны и особенно Екатерины II: созыв и деятельность Уложенной Комиссии, среди депутатов которой были представители всех сословий, в т.ч. казачества и государственных крестьян, принятие "Жалованных грамот" дворянству и городам, отдельные положения судебной и губернской реформ. При этом "дарование прав" коснулось преимущественно привилегированных и полупривилегированных групп, прежде всего — дворянства, которое было освобождено от обязательной службы и получило основные гражданские и имущественные права: сословное самоуправление, свободу передвижения и выезда из страны, гарантии собственности, в т.ч. исключительное право на владение землёй с крепостными (в отношении которых помещик обладал административной и судебной властью). Таким образом, реализация доктрины в России носила ограниченный характер, что было связано с сохранением и укреплением системы крепостного права. Более того, наделение части российских подданых правами и превращение их в "граждан" (на фоне бесправия другой части населения) способствовало углублению социально-культурного раскола в обществе, который стал, вместе с усилением социального гнёта, одной из главных причин крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачёва.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.006 с.) |