Особенности эксплуатации и видов ремонта взрывозащищенных и рудничных электродвигателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эксплуатации и видов ремонта взрывозащищенных и рудничных электродвигателей



 

12.1. Техническое обслуживание электродвигателей эксплуатационным персоналом предусматривает следующие работы:

- повседневный контроль и выполнение правил эксплуатации и инструкций заводов-изготовителей, в частности за нагрузкой, температурой подшипников, обмоток и корпуса, а для машин с замкнутой системой вентиляции - за температурой входящего и выходящего воздуха, а в продуваемых и за давлением;

- контроль за совпадением осей электродвигателя и технологического оборудования;

- контроль за наличием смазки;

- проверка на отсутствие ненормальных шумов и гула;

- контроль за состоянием контакта щеток на коллекторе или контактных кольцах;

- повседневный контроль за исправностью заземления;

- проверка состояния взрывонепроницаемой оболочки;

- контроль исправности вводных устройств, элементов уплотнения и закрепления кабелей;

- участие в испытаниях после монтажа, ремонта и наладка электродвигателей, систем их защиты и управления,

- диагностика;

- мелкий ремонт, не требующий специальной остановки электрической машины и осуществляемый во время перерывов в работе технологических установок с целью своевременного исправления незначительных дефектов, в том числе подтяжка креплений и контактов, протирка и чистка наружных поверхностей и доступных частей машины.

Для электродвигателей, работающих в подземном варианте (дополнительно):

- очистка дренажных отверстий во фланцах для выпуска масла и вывинчивание винтов нижних смазочных отверстий, системы подвода и отвода воды;

- проверка наличия уплотнительных резиновых колец, заглушек и изоляторов, токоведущих зажимов вводных устройств и кабелей.

12.2. Номенклатура работ при текущем ремонте электродвигателей:

- очистка двигателя от грязи и пыли;

- замена смазки в подшипниках;

- проверка исправности подшипников;

- проверка сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между фазами;

- проверка состояния болтовых соединений взрывонепроницаемой оболочки;

- проверка надежности контакта заземления;

- проверка надежности работы блокировок и сигнализации;

- частичная замена крепежа;

- испытания на холостом и рабочем режимах;

- ремонт или замена отдельных деталей и сборочных единиц, не имеющих взрывозащитных поверхностей (крышек подшипников, кожухов, вентиляторов, муфт и т.п.);

- сушка электродвигателей с пониженным сопротивлением изоляции обмоток;

- диагностика;

- окраска электродвигателя (внешняя).

12.3. Номенклатура работ при капитальном ремонте электродвигателей включает объем текущего ремонта, а также:

- полная разборка электродвигателя с полной или частичной заменой обмоток;

- замена подшипников, при этом применять реставрированные подшипники не рекомендуется;

- замена бандажей;

- замена любых деталей и сборочных единиц деталями и сборочными единицами, поступающими как запасные части;

- замер взрывонепроницаемых зазоров тех мест, которые подвергались разборке;

- восстановление элементов взрывозащиты взрывонепроницаемой оболочки;

- замена консистентной смазки на взрывозащитных и посадочных поверхностях деталей, подвергшихся разборке;

- подизолировка лобовых частей и выводных концов обмоток;

- устранение обрывов выводных концов;

- переклиновка ослабленных клиньев обмоток;

- контроль воздушного зазора;

- пропитка обмоток пропиточным лаком и покрытие лобовых частей электроизоляционной эмалью;

- ремонт активной стали ротора;

- ремонт валов;

- ремонт подшипниковых щитов и корпусов;

- изготовление любых деталей и сборочных единиц;

- балансировка роторов;

- замена роторов новыми;

- гидравлические испытания деталей и сборочных единиц взрывонепроницаемой оболочки;

- электрические испытания.

12.4. Электродвигатели, как правило, должны поступать в ремонт без деталей сочленения с другими механизмами (шкивов, шестерен, муфт и т.д.), кроме электродвигателей комбайновых и врубовых машин.

В ремонт не принимаются электродвигатели, у которых:

- разбит корпус или сложные литые детали;

- отбито более двух лап или две лапы с одной стороны электродвигателя;

- значительно повреждено железо статора или ротора;

- выплавлена обмотка ротора;

- воздушный зазор выше номинального значения на 25% и более - для двухполюсных электродвигателей и на 15% и более - для электродвигателей с большим числом полюсов.

12.5. При замене обмоток ремонтное предприятие (цех, участок) должно иметь в наличии комплект технологического оборудования и материалов, позволяющих ремонтировать обмотки в соответствии с классом нагревостойкости изоляции ремонтируемых электродвигателей, но не ниже класса В, при этом необходимо иметь в виду, что в ремонт могут поступать электродвигатели с изоляцией класса нагревостойкости F и Н, их ремонт производится в соответствии с этими же классам нагревостойкости.

12.6. Во избежание повреждения посадочных поверхностей деталей и сборочных единиц не допускается разборка двигателей ударами по выступающему концу вала.

12.7. При разборке электродвигателей необходимо принять меры, исключающие перекос ротора.

12.8. Обмотки и токоведущие части должны быть надежно закреплены, пазовые клинья должны быть плотно забиты в пазы и не иметь слабины.

12.9. Витки проволочных бандажей должны быть наложены плотно, без пропусков и перекрещиваний. Каждый слой проволочного бандажа должен быть тщательно пропаян. Замки бандажа должны быть плотно подбиты и пропаяны. Весь бандаж должен иметь блестящую поверхность, без темных пятен. При постукивании легким молотком бандаж не должен издавать дребезжащего или глухого звука.

12.10. Щетки должны быть притерты к поверхности контактных колец. Установка на двигатель щеток разных марок не допускается.

12.11. Двигатели на два напряжения должны соединяться на напряжение сети указанного в акте приемки в ремонт.

12.12. При замене подшипников должны быть применены подшипники классов точности не ниже применяемых предприятиями-изготовителями электродвигателей.

12.13. При сборке электродвигателей с частотой вращения 3000 об/мин свободное пространство камер подшипниковых узлов должно быть на 0,5 объема заполнено смазкой, указанной в ремонтной документации, а для остальных - на 0,65 объема.

12.14. Испытания электродвигателей должны проводиться в соответствии с разделом 9 настоящего РД.

Программа испытаний после капитального ремонта для электродвигателей повышенной надежности против взрыва принимается в соответствии с техническими условиями предприятия-изготовителя.

12.15. Каждый отремонтированный электродвигатель должен пройти обкатку без нагрузки при номинальной частоте вращения в течение времени, указанного в таблице 6.

 

Таблица 6

 

Мощность электродвигателей, кВт Продолжительность вращения, мин., не менее
до 1  
свыше 1  
свыше 10  
свыше 100  
свыше 1000  

 

12.16. При ремонте рудничных электродвигателей с заменой обмоток по технологическому процессу, отличающемуся от технологии предприятия-изготовителя, необходимо проводить испытания электродвигателя на влагостойкость по ГОСТ 24719.

12.17. Каждый отремонтированный электродвигатель должен иметь знак исполнения по взрывозащите.

В случае неудовлетворительного состояния таблички предприятия-изготовителя, либо ее отсутствия, должна быть прикреплена новая табличка, на которой указывается:

- наименование или товарный знак ремонтного предприятия;

- тип электродвигателя;

- мощность в киловаттах;

- соединение фаз;

- напряжение в вольтах;

- номинальная частота вращения в об/мин;

- номинальный ток в амперах;

- напряжение на кольцах ротора в вольтах;

- ток ротора в амперах;

- ремонтный номер.

12.18. Ремонтное предприятие должно гарантировать соответствие отремонтированных электродвигателей требованиям настоящих РД и обязано в течение 12 месяцев со дня начала эксплуатации, но не более двух лет со дня отгрузки электродвигателя с ремонтного предприятия, безвозмездно ремонтировать электродвигатели, если в течение указанного времени будет обнаружено несоответствие их требованиям настоящего РД.

Указанный срок гарантий действителен при выполнении потребителем:

- ПТЭ и ПТБ и требований инструкции по эксплуатации;

- условий транспортирования и хранения в соответствии со стандартами, нормативно-техническими и руководящими документами.

12.19. Разработка ремонтной документации на электродвигатели в соответствии с п. 4.2., как правило, осуществляется Центральным конструкторско-технологическим бюро по проектированию и ремонту электрооборудования (ЗАО «ЦКТБЦЭР»).

 

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

 

13.1. Предложения о внесении изменений в настоящий РД направляются разработчику РД - Центральному конструкторско-технологическому бюро по проектированию и ремонту электрооборудования (ЗАО «ЦКТБЦЭР») 107140, г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 16 «б», стр. 2.

13.2. После получения отзывов от заинтересованных организаций ЗАО «ЦКТБЦЭР» подготавливает редакцию изменений, дополнений и утверждает их в установленном порядке.

13.3. Утвержденные изменения и дополнения сообщаются заинтересованным организациям и печатаются в журналах «Безопасность труда в промышленности», «Электрика».

Разработчики: Выдра Ф.Р., Суворов А.А., Дубровина Т.Г., Новиков В.Г., Леонов В.М., Галета И.П., Якубик Г.К., Аляутдинов Ш.Л.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.021 с.)