Основные тенденции развития местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития местного самоуправления



На этапе развития рыночной экономики основные направления развития самоуправления определяются теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Европейской Хартией о местном самоуправлении. Это:

· развитие демократии на уровне муниципалитетов;

· создание оптимальной и эффективной системы местного самоуправления как необходимого условия обретения Россией статуса правового государства;

· формирование гражданского общества.

Местное самоуправление позволяет оптимально сочетать интересы и права человека, интересы региональные и общегосударственные.

В рамках Совета Европы получил признание принцип субсидиарности — общий принцип институциональной организации власти и управления. Основная его идея заключается в том, что политическая власть должна вмешиваться в управление только в тех пределах, в которых общество и составляющие его группы не в состоянии самостоятельно (на местах) удовлетворить различные потребности. Данный принцип нашел свое отражение в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Местное самоуправление представляет собой уровень политического участия в решении вопросов, наиболее приближенный к гражданину. Все, что можно решать на местах, не должно передаваться на вышестоящий уровень власти. При этом ответственность органов местного самоуправления должна определяться с учетом экономических, финансовых и других возможностей, так как не все местные сообщества находятся в одинаковых условиях и в состоянии решать свои проблемы. Вследствие этого в соответствии с принципом субсидиарности финансово слабые местные сообщества должны быть защищены путем создания механизмов финансового перераспределения.

В современных условиях построение и функционирование местного самоуправления должно основываться на принципах, перечисленных в п.п. 1.1 данного пособия, отражающих требования объективных закономерностей и тенденций развития власти.

Принципам местного самоуправления необходимо следовать, так как это:

· теоретические основы муниципального строительства, отражающие сущность, отличительные черты и признаки местного самоуправления;

· критерии оценки действующей системы местного самоуправления, критерии того, насколько она отвечает требованиям и обеспечивает преемственность в развитии институтов местного самоуправления;

· правила, в соответствии с которыми органы системы муниципального управления должны руководствоваться при построении и функционировании муниципальной власти.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет конкретные организационные формы осуществления местного самоуправления:

1) непосредственная демократия;

2) выборные и другие органы местного самоуправления;

3) общественные формы участия в процессе местного самоуправления, центральное место среди которых занимает территориальное общественное самоуправление;

4) организационные формы, которые создаются для решения различных проблем местного значения, то есть ассоциации, акционерные общества, товарищества, муниципальные предприятия и учреждения.

Местное самоуправление в отличие от местного управления (управления госвласти на местах) предполагает:

· обязательность выборной власти, то есть выборы местного совета, выборы руководителя территориального общественного самоуправления, обязательное наличие местной администрации;

· децентрализацию, то есть самостоятельность в решении вопросов местного значения.

Для эффективного осуществления процесса местного самоуправления необходимо совершенствовать организационную структуру управления на местах на основе конституционных положений, таких как: ориентир на личность, поскольку человек представляет собой высшую социальную ценность в обществе и государстве; расширение инициативы и самостоятельности граждан и усиление их роли в решении местных социально-экономических проблем; демократизация всех сфер и уровней общественного развития — от деятельности парламента до местного самоуправления; развитие всех форм участия в процессе управления государством и на местах через такие организационные формы, как референдум и выборы.

В процессе местного самоуправления особое место занимают собрания, сходы граждан и местные референдумы, которые способствуют вовлечению наиболее активной и сознательной части населения в решение всех вопросов местного значения.

Законом «О местном самоуправлении» предусматриваются два уровня самоуправления. К первому относятся органы территориального общественного самоуправления, создаваемые на территории микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов; ко второму — самоуправление в масштабе квартала, дома. Эти органы отличаются от территориальных органов самоуправления только полномочиями в сфере развития данной территории.

Законодательством Российской Федерации определены различные организационные формы деятельности граждан, то есть объединения граждан в ассоциации, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, различные жилищно-строи-тельные кооперативы, товарищества собственников жилья и т.д.

Например, жильцы кооперативного дома, объединенные в жилищно-строительный кооператив, разрабатывают свой устав, имеют свой расчетный счет, печать и т.д. и выступают как юридическое лицо. На общем собрании жильцы данного дома избирают председателя, казначея, ревизионную комиссию, назначают или избирают старост подъездов. Аналогично могут поступать и другие объединения жильцов, оформив свой статус юридического лица.

На территории микрорайона находятся производственные предприятия, школы, вузы, клубы и т.д. — все они как юридические лица являются звеньями местного самоуправления.

Все эти звенья местного самоуправления подчинены одной цели — удовлетворению потребностей населения, а население выступает регулятором этих потребностей.

Для того чтобы взаимоотношения населения микрорайона с органами власти местного управления и местного самоуправления были стабильными и эффективными, необходимо территориально приближать к месту жительства органы власти и обеспечивать благоприятный для населения режим работы учреждений, организаций, ЖЭК, домоуправлений, занимающихся вопросами жизнеобеспечения.

Основным фактором эффективности самоуправления является разграничение функций местной администрации и передача части полномочий Совету общественного самоуправления микрорайона на основании договора. Контрольная функция остается за органами местного самоуправления, при этом возникает необходимость введения государственных должностных единиц в администрацию микрорайона.

Администрация осуществляет государственный контроль и координацию деятельности объектов самоуправления. Основная цель администрации микрорайона — удовлетворение потребностей и интересов граждан.

Основными функциями администрации микрорайона являются:

· заключение договоров с юридическими лицами и объединениями граждан, проживающих на этой территории, по обеспечению данного объекта всеми услугами жилищно-комму­нального хозяйства;

· координация и контроль эффективности деятельности по жизнеобеспечению микрорайона.

В данной модели местного самоуправления основными звеньями системы управления будут: администрация и Совет микрорайона. Администрация микрорайона является исполнительным органом управления, а Совет микрорайона — представительным, избираемым непосредственно населением, обеспечивающим порядок выработки, принятия и реализации решений по жизнеобеспечению микрорайона.

Таким образом, для эффективного функционирования механизма местного самоуправления необходимо решить ряд проблем, как-то:

· распределение полномочий между местными и вышестоящими органами власти;

· обеспечение участия граждан в процессе принятия решений по социально-экономическому развитию муниципальных образований;

· разработку механизма взаимодействия и сотрудничества между различными уровнями власти;

· участие местных властей в определении их собственных полномочий, решение которых предполагает реализацию принципа субсидиарности;

· разработку нормативно-правового механизма взаимодействия всех уровней власти системы управления муниципального образования.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что является предметом изучения учебной и научной дисциплины «муниципальное управление»?

2. Дайте определения понятиям «муниципальное образование», «муниципальное хозяйство», «местное самоуправление», «муниципальная служба», «инфраструктура», «муниципальный заказ».

3. Перечислите принципы муниципального управления как научной и учебной дисциплины.

4. Дайте определение муниципальной собственности.

5. Перечислите основные отличия местного самоуправления от управления государственной власти на местах.

6. В чем заключается двойственность муниципального хозяйства?

7. В чем основное отличие дисциплины «Экономическая теория» от муниципального управления?

9. Какие положения отражаются в уставе муниципального образования?

10. Какие существуют методы муниципального управления?

Муниципальная территория

2.1 Проблема определения границ муниципального образования

Управление муниципальным хозяйством невозможно без глубокого изучения территории, на которой оно находится; совпадение «экономических» границ с границей муниципального образования является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования.

Вопрос о границах муниципального образования является одним из наиболее сложных в процессе становления института местного самоуправления. Наиболее легко определяются границы городского поселения, поскольку город как территория развивался изначально на основе совместного ведения хозяйства и возникающих на этой основе совместных интересов горожан.

Более подвижны в смысле территориальной организации сельские формы управления. В период господства натурального хозяйства основным подходом к определению территории управления являлась ее возможность «кормления» верховной и региональной власти, поэтому изменение хозяйственного уклада всегда влекло за собой изменение системы административно-территориального устройства.

В 19 веке с развитием товарности сельского хозяйства эта позиция постепенно заменялась пониманием территории управления как территории, требующей властного регулирования отношений между людьми. Уже в манифесте 1861 г. сельское общество определяется как одно или несколько поселений, связанных общим хозяйственным интересом.

В советское время хозяйственный уклад, основанный на государственной собственности, привел к тому, что в основу деления закладывались различные внеэкономические факторы. В этот период разработка концепций экономических районов велась лишь на макроуровне и учитывала в основном отношения между предприятиями в рамках единого народохозяйственного комплекса. Но уже в конституции РФ 1993 года и новых законах о местном самоуправлении предусматривается более широкое участие населения, органов государственной власти субъектов России и самих органов местного самоуправления в определении оптимальной территории местного самоуправления.

Подобный подход не нов. Так, в 50—60-х годах нынешнего столетия по этому пути шла реформа местного самоуправления в Японии. Государство разрешило добровольное объединение муниципалитетов и стимулировало это экономическими рычагами. Таким образом создавался гибкий механизм сопровождения экономических реформ административными преобразованиями. В конце 60-х годов после стабилизации экономической ситуации сложившиеся границы муниципалитетов (соответствующие границам экономических интересов) были закреплены законом.

В большинстве субъектов России на сегодня образованы первичные территории муниципальных образований, хотя вряд ли можно признать, что эти территории всегда оптимальны для данного региона.

 

2.2 Признаки муниципального образования

 

Муниципальное образование обретает статус юридического лица (в некоторых источниках статус органа местного самоуправления), если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов, учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципального образования, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципального образования особое значение имеют признаки социально-экономи­ческие, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии. К таким признакам О.М. Рой в учебном пособии «Система государственного и муниципального управления» относит следующие:

1. Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляющих последней часть своих доходов.

2. Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчеркивающее ее влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.

3. Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.

4. Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта Федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчета и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения.

Город как муниципальное образование больше других населенных пунктов может соответствовать выделенным признакам. Однако это обстоятельство не может не вызывать беспокойства региональной власти, опасающейся возможности расширения экономического влияния входящих в региональные образования городов. Природа этого беспокойства имеет объективный характер и обусловлена тем, что статус региона в РФ не всегда соответствует его экономическим возможностям как хозяйствующего субъекта. В большинстве регионов России входящие в них отдельные крупные города и, прежде всего, областные центры на 60—80 % обеспечивают доходную часть региональных бюджетов, тогда как основные параметры их собственных бюджетов определяются решениями законодательных органов региональной власти. Сложившаяся в ряде Европейских стан (Великобритания) практика наделения правами самоуправляемых сообществ как городов, так и географически поглощающих их районов выбивает объективную основу противоречий между территориальными уровнями. Сферы компетенции городов и районов (регионов) фактически не пересекаются, а бюджеты формируются независимо друг от друга.

Разумеется, простое перенесение этой схемы на российскую почву нецелесообразно по ряду причин, одной из которых представляется крайняя слабость негородских поселений, живущих подчас в режиме натурального хозяйства и вряд ли способных содержать огромные пространства неурбанизированных земель.

 

2.3 Город как муниципальное образование

Города имеют различную численность, административный статус и степень специализации своей экономической базы. В России выделяют, как правило, города — столицы, областные (краевые) центры, города районного (областного) подчинения, а также малые города. Представленная классификация вбирает в себя как признаки численности населения, так и место этих городов в структуре административного деления.

Особый интерес вызывают малые города (с численностью населения до 100 тыс. человек), составляющие 85 % всех городов страны. В малых городах проживает порядка 40 млн жителей. С точки зрения специализации 58 % этих городов выполняют агропромышленную функцию, 75 % — промышленную, 70 % — транспортную, 32 % — рекреационную, 21 % — специализируются на обслуживании крупных городов.

Отличительной чертой категории городов как территориальных поселений является их принадлежность к административно-территориальным единицам. Свойство целостности и неделимости городского хозяйства сдерживает тенденции наделения более мелких территориальных единиц статусом муниципального образования. Это обстоятельство еще раз подтверждает концентрацию системы местного самоуправления главным образом на уровне города, где как бы замыкаются друг на друге государственные интересы и интересы проживающего в границах городской черты гражданского населения.

Еще одним важнейшим основанием классификации городов является их специализация, определяющая структуру занятости в городах, а также профиль производственной и коммерческой деятельности их ведущих предприятий. Положенный в основу классификации критерий занятости впервые был использован в 1943 году американским ученым Ч.Д. Гаррисом (1902—1974), который разработал классификацию для 377 американских городов, на базе которой было выделено 9 категорий городов: промышленные, города с менее выраженными промышленными функциями, города горнодобывающей промышленности, города розничной торговли, города оптовой торговли, коммуникационные города, университетские города, курортные города и многофункциональные города. Методологическим средством определения специализации города служит формула функционального профиля территории:

где Rr — число представителей данной отрасли в данном районе (городе);

Rc — число представителей данной отрасли в стране;

Pr — число населения в районе (городе);

Ec — общая численность занятых в стране.

Кроме того, специализацию города можно определить с помощью расчета индекса специализации по формуле:

где — индекс специализации города I по отрасли;

— доля отрасли N в суммарной занятости города I;

— доля отрасли N в суммарной занятости в стране.

Основываясь на вышеперечисленных данных, можно выделить в России следующие муниципальные образования: промышленные, аграрные, административные, торговые, университетские и курортные города. К ним следует еще добавить наукограды и закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

Промышленные города,созданные на базе одного или нескольких предприятий, выросли из рабочих поселков, сконцентрировав на своей территории большой объем промышленной зоны. Промышленные города могут специализироваться как в добывающих, так и в перерабатывающих отраслях производства. Как правило, господство добывающей отрасли в экономической специализации города означает небольшой возраст города и низкую степень его диверсификации, ограничивая сферу его производства на начальных звеньях технологического цикла. Характерной особенностью большинства советских городов была их жесткая специализация в рамках общенациональной системы разделения труда, что обусловливало чрезвычайное ограничение функций таких городов, попадающих в значительную зависимость от небольшой группы местных предприятий. Проникновение рыночных тенденций в экономическую жизнь страны не могло не поставить перед городами серьезной проблемы, провоцирующей стремление почти всех городов обрести экономическую самодостаточность через расширение своей производственной базы, способной обеспечить, с одной стороны, стабильные источники существования города, а с другой — занятость населения. Эта тенденция сопутствовала в период 1990—1995 гг. преобразованию ряда промышленных городов в торговые, рост и значение которых стали усиливаться по мере преодоления товарного дефицита, характерного для последних десятилетий советского периода.

Атрибутивным признаком торгового города является ярмарка, имеющая региональный статус. Торговые города являются центрами оптовой и розничной торговли, имеют развитую сеть торговых комплексов и крупных торговых домов, имеющих филиалы в других регионах.

Административные города исторически сформировались как центры управления, политического и фискального контроля, сосредоточенные, как правило, на месте бывших военных поселений с целью проведения на местном уровне государственной политики. Административные центры исполняли роль либо районного (уездного), либо областного (губернского) центра. Значение административной функции городов оказалось очень важным: многие поселения, не имеющие развитой промышленности, но сконцентрировавшие на своей территории административные рычаги, сохранили и укрепили с течением времени свой городской статус, усилив его созданием промышленной и торговой инфраструктуры.

Аграрные города долгое время играли ведущую роль в эволюции территориальных поселений. Еще в конце XVIII в. каждый второй город оставался аграрным по ведущей функции. Главной особенностью аграрного города является его ориентация на переработку сельскохозяйственной продукции. Как правило, аграрные города отличаются небольшими размерами, незначительной плотностью населения, преимущественным распространением на территории малоэтажных жилых строений. Располагаются аграрные города в благоприятных для сельского хозяйства климатических зонах с развитой системой переработки сельхозпродуктов.

Курортные города практически не имеют промышленности и формируют свою градообразующую базу за счет обслуживания населения из других регионов и стран. Расположение курортных городов в благоприятных географических условиях способствует привлечению населения на эту территорию. Благоприятный для города результат достигается за счет высокой доли гостиничных и санаторных комплексов, широкого представительства туристических, медицинских и транспортных профессиональных групп в структуре городской занятости. Курортные города относятся к уникальным социоприродным комплексам с развитой системой обслуживания и организации досуга.

Университетские города —это категория городов, не получившая в России широкого распространения. Причина этого заключена в низкой степени поддержки научно-образователь­ных комплексов государством, а также в недостаточно развитой системе интеграции между научными и промышленными центрами. Таким образом, образованные вокруг университетских центров поселения вряд ли способны самостоятельно содержать инженерную инфраструктуру урбанизированной территории. Имеющиеся в крупных городах достаточно многочисленные университетские центры тесно интегрированы в материальный сектор городской экономики, оставаясь составной частью общегородской системы самоуправления.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию президентом РФ по представлению правительства на срок 25 лет. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда президент утверждает определенные правительством РФ приоритетные для данного населенного пункта направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также представленную правительством РФ программу развития наукограда, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.

Порядок создания закрытых административно-террито ­ риальных образований (ЗАТО) и управления ими определен Федеральным законом «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями и дополнениями от 28.11.1996 г. № 144-ФЗ). Предложение о создании ЗАТО вносится правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, а решение о создании — президентом РФ. В настоящее время в России функционирует около 40 ЗАТО, созданных в свое время в границах закрытых городов, специализирующихся на исполнении оборонных заказов. Земли, занимаемые предприятиями ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются этим предприятиям в бессрочное пользование. Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, должны перечислять определенную сумму в бюджет ЗАТО для финансирования социальных программ местного значения. Если на территории ЗАТО, по согласованию с правительством РФ и местными властями, зарегистрированы юридические лица из других регионов или государств, то они должны направлять часть своих доходов в местный бюджет. Возможный дефицит бюджета ЗАТО покрывается федеральным бюджетом в виде субсидий, дотаций или субвенций.

Кроме того, можно выделить отдельные категории городов, определяемые по профессиональному признаку: военные городки, гарнизоны, вахтовые поселки и пр.

Выделение соответствующих видов городов распространяется преимущественно на малые и средние города. Что касается крупных городов, то они вряд ли укладываются в эту классификацию, считает О.М. Рой, представляя собой полифункциональные, диверсифицированные центры, позволяющие им содержать образующиеся вокруг них агломерации.

 

2.4 Факторы, определяющие особенности муниципального образования

Конституция РФ определила задачу органов местного самоуправления как решение вопросов местного значения, связанных с местом проживания. Речь идет об интересах совместного проживания. На муниципальном уровне можно с достаточной степенью условности выделить следующие интересы совместного проживания:

1. Совместное использование ресурсов для производственной и любой хозяйственной деятельности.

2. Совместное пользование социальной инфраструктурой.

3. Регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).

Перечисленные интересы совместного проживания определяются, прежде всего, характеристиками населенного места (территория, население, инфраструктура), а также ролью местного самоуправления, определенной в законодательстве (компетенцией).

Поэтому для того чтобы выработать некоторые подходы к определению территории муниципального образования, необходимо дать характеристики объекта управления и субъекта управленческой деятельности.

Объект управления (место проживания) характеризуется населением, инфраструктурой и территорией. Основными параметрами, характеризующими территорию внутри субъекта России, являются ее географические и хозяйственные факторы. Географические многогранны, но интересны те из них, которые могут оказывать влияние на укрепление или на разрыв совместных интересов.

Первым фактором, характеризующим место, являются протяженность территории и природные условия. Например, район во многих сибирских субъектах России может простираться на несколько сот километров и поселения, входящие в него, разделены не только расстояниями, но и естественными преградами. Понятно, что у населения данной территории вряд ли имеются интересы совместного проживания. В то же время компактные, близко расположенные муниципальные образования могут быть достаточно крепко связаны между собой. При определении оптимальных географических показателей важно учитывать вопросы территориальной близости, возможность совместного использования природных ресурсов.

Вторым фактором, характеризующим место, являются совместные интересы в хозяйственной деятельности, что может выражаться как в совместном использовании природных ресурсов, так и в однотипности производства, осуществляемого на данной территории, либо в его взаимодополняемости в рамках единого производственного цикла. Так, в районах Крайнего Севера традиционной формой хозяйствования является оленеводство, специфика которого такова, что при незначительном населении требуется огромная территория, поскольку период созревания ягеля около 10 лет; этим определяется весь образ жизни населения и кочевой характер ведения хозяйства. Здесь возникает вопрос о регулировании пользования этими угодьями и об их оптимальных размерах.

Третьим фактором, определяющим характеристику места, является форма расселения населения и его социальные характеристики. Так, на Северном Кавказе одними из основных факторов являются полиэтничность населения и дисперсность или компактность расселения этносов, для Центральной России — соотношение профессиональной подготовки населения и традиционных занятий (преимущественно городское, занятое переработкой сельскохозяйственной продукции и др.).

Четвертым фактором, характеризующим объект управления,является инфраструктурное единство территории. Наличие в селе фельдшерско-акушерского пункта или поликлиники, школы, клуба и др. социальных объектов, вопросы их деятельности — сфера совместных интересов для всех поселений, которые в них обслуживаются. В то же время наличие необходимой инфраструктуры не является определяющим, поскольку решение вопросов, отнесенных к ведению муниципального образования, может быть выполнено через механизм муниципального заказа. В данном случае принципиально важно определить преследуемую цель. Если конкретное муниципальное образование считается перспективным и ставится задача формирования и развития инфраструктуры, то решить ее без заинтересованности органов местного самоуправления крайне сложно.

Для определения оптимальной территории муниципального образования необходимо выделить характеристики субъекта управления, поскольку именно в них определяется цель деятельности муниципального образования. Главная характеристика — объем компетенции муниципального образования. Соотношение объема компетенции муниципального образования и характеристик территории есть не что иное, как соотношение целей деятельности муниципального образования и возможностей территории, что позволяет определить оптимальность выбранной территории муниципального образования.

2.5 Принципы определения оптимальной территории муниципального образования

Принцип баланса субъекта и объекта управления — требует применения всех перечисленных выше факторов с учетом компетенции муниципального образования и перспектив его развития. Необходимо, чтобы субъект и объект управления находились в равновесии. То есть прежде чем определить территорию, необходимо четко представить цели существования органов власти на ней и перспективы развития территории.

Принцип минимизации уровня исполнения полномочий. Необходимо разделять предметы ведения (перечень вопросов местного значения) и полномочия местного самоуправления. Кратко предметы ведения могут быть сформулированы следующим образом:

1. Основное благоустройство (производство энергии для коммунальных нужд, земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда).

2. Благоустройство в узком смысле слова (внутригородские пути сообщения, городской транспорт и связь, уличное движение, освещение, отопление муниципальных зданий).

3. Благоустройство в широком смысле слова (водоснабжение, очистка, санитарные мероприятия, медицинская помощь, эпидемиологическая безопасность, похоронные услуги, организация питания, социальная помощь, местная торгово-промыш­ленная, ценовая политика, общественное призрение, юридическая помощь, мировое судейство, пожарная и общественная безопасность, дошкольное воспитание и народное образование, развитие культуры и охрана нравственности).

Практически перечень сугубо местных дел очень невелик, т.к. сложно выделить те интересы, которые имеются исключительно у жителей конкретного муниципального образования. Например, общее образование обычно относят к ведению местного самоуправления, но неправильно говорить, что вопросы общего образования относятся только к компетенции местного самоуправления. Местные бюджеты уполномочены строить и создавать школы, оплачивать труд работников образования, обеспечивать питанием учащихся, но подготовка кадров, разработка программ и методик обучения, установление образовательных стандартов повсеместно — общегосударственные задачи.

В связи с вышесказанным применение принципа минимизации уровня исполнения полномочий определяет максимальную эффективность исполнения полномочий. Суть его в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально близком к населению уровне власти, на котором можно обеспечить относительную замкнутость цикла оказания услуги.

Процесс применения двух описанных выше принципов в единстве показан на рис. 2.1.

Рис. 2.1 — Определение оптимальной территории

Выводы:

1. При определении оптимальной территории муниципального образования важно учитывать те цели, которые ставятся перед ним, и те предметы ведения, которые определены для органов местного самоуправления в данном субъекте России.

2. Территория муниципального образования должна определяться на основе глубокого изучения интересов населения, проживающего на ней. Интересы совместного проживания и хозяйствования — основной фактор единства территориального управления.

3. Наиболее эффективно исполнение полномочий на минимально возможном уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла.

 

2.6 Критерии систематизации муниципальных образований

 

Систематизация форм муниципальных образований напрямую связана с критериями, по которым она проводится. При анализе уровней власти в основу должны быть положены те их черты, которые отличают их от иных институтов подобного вида. С этой точки зрения систематизация может быть проведена по следующим критериям.

1. Территория и население. В основу проводимой систематизации должны быть положены показатели, характеризующие количество населения и величину территории, на которую распространяются полномочия органов местного самоуправления. Эти показатели легко изменяемы для небольших по численности и территории государств, где население размещено достаточно равномерно. Использовать данный принцип в России невозможно из-за крайне неравномерного расселения населения по огромной территории страны.

2. Правовой статус муниципального образования. Применение данного критерия для систематизации муниципальных образований целиком определяется системой законодательства, осуществляемого в данном государстве. Современное законодательство в России предусматривает равенство прав муниципальных образований вне зависимости от их вида и специфики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.082 с.)