Судебные стадии в уголовном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебные стадии в уголовном процессе



       
 
 
   


Темы № 17, 18. Подудность. Стадия подготовки к судебному разбирательству
  Семинар Практическое занятие

Основные вопросы:

1. Понятие, значение и виды подсудности.

2. Передача уголовного дела по подсудности. Недопустимость споров о подсудности.

3. Сущность, значение и задачи стадии назначения судебного заседания.

4. Вопросы, подлежащие разрешению судьей при назначении судебного заседания.

5. Предварительное слушание, его сущность и задачи.

6. Виды решений, принимаемых на стадии назначения судебного заседания. Основания возвращения судьей уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения.

Методические указания

Для полного и качественного ответа на первые три вопроса занятия необходимо четко представить себе сущность подсудности, соотношение данного понятия с определением подследственности уголовных дел. При подготовке к занятию кафедра рекомендует изучить положения ст. 30–36 УПК РФ, ФКЗ от 31.12.96 года «О судебной системе Российской Федерации», а также несколько научных источников, поскольку авторы различных учебников и других трудов называют разное количество признаков (видов) подсудности.

Важно уяснить, какими судебными инстанциями и судебными составами в настоящее время рассматриваются уголовные дела; какие действия и решения должен предпринимать следователь и иное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, при ознакомлении с материалами дела обвиняемого с целью решения вопроса о подсудности.

Рассмотрение следующих вопросов посвящается стадии назначения судебного заседания. Прежде всего необходимо раскрыть понятие стадии и охарактеризовать ее основные черты путем рассмотрения ее признаков. После вывода о значении стадии в общей системе стадий уголовного процесса следует выяснить действия судьи при рассмотрении вопросов, подлежащих выяснению при назначении судебного заседания. Необходимо запомнить и осуществляемые судьей подготовительные действия к судебному заседанию.

Особое внимание необходимо уделить пятому вопросу. При ответе на него необходимо опираться на положение ст. 229, 234–239 УПК РФ, которые регулируют порядок проведения предварительного слушания – нового института уголовно-процессуального права. Следует перечислить основания проведения предварительного слушания, рассказать о порядке проведения, видах принимаемых решений.

Необходимо помнить также о том, что после вынесения постановления о назначении судебного заседания обвиняемый в соответствии с законом получает статус подсудимого.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое подсудность?

2. Какими основными признаками определяется подсудность?

3. Какие участники уголовного судопроизводства принимают участие в стадии назначения судебного заседания?

4. Какие вопросы подлежат выяснению судьей при назначении судебного заседания?

5. В какой срок должен быть решен вопрос о назначении судебного заседания?

6. Какие решения в данной стадии вправе принять единолично судья, а какие – суд?

7. Каковы подготовительные действия судьи после принятия решения о назначении судебного заседании?

8. Для каких целей необходимо проведение предварительного слушания?

9. Назовите основания и порядок проведения предварительного слушания.

 

Практическое занятие

Содержание занятия: решение задач, выполнение заданий или проведение деловой игры с целью формирования навыков и приобретения опыта принятия решений и их процессуального оформления при назначении судебного заседания, проведении предварительного слушания.

 

 

Тема № 19. Стадия судебного разбирательства
  Семинар Практическое занятие

Основные вопросы:

1. Сущность, значение и задачи стадии судебного разбирательства.

2. Понятие общих условий судебного разбирательства, их характеристика:

- руководящая роль суда (судьи) в судебном разбирательстве;

- непосредственность, устность судебного разбирательства, неизменность состава суда;

- полномочия председательствующего в судебном заседании. Стороны в судебном разбирательстве;

- пределы судебного разбирательства. Изменение обвинения;

- меры по поддержанию порядка в судебном заседании. Протокол судебного заседания.

3. Структура судебного разбирательства.

4. Виды приговоров. Содержание и форма приговора.

5. Порядок постановления и провозглашения приговоров.

6. Особый порядок судебного разбирательства.

 

Методические указания

При подготовке к занятию обучающиеся должны обратить внимание, что судебное разбирательство является важнейшей стадией уголовного процесса, в которой решаются итоговые задачи всего процесса. Рекомендуется руководствоваться общей схемой рассмотрения той или иной стадии уголовного процесса. Ответ на первый вопрос предполагает уяснение понятия стадии, ее места и роли в системе стадий уголовного процесса, задач, непосредственно стоящих перед стадией судебного разбирательства.

При подготовке ответа на вопрос об общих условиях судебного разбирательства необходимо руководствоваться имеющимися знаниями о принципах уголовного процесса и общих условиях предварительного расследования. Курсантам следует уяснить и охарактеризовать взаимосвязь общих условий судебного разбирательства, а также показать их отличие от общих условий предварительного следствия.

При подготовке к семинару необходимо разобрать положения ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК, закрепляющих презумпцию невиновности и предоставляющих право устанавливать виновность в преступлении лишь приговором суда. Данные нормативные положения рекомендуется согласовать с правилами ст. 118 Конституции, устанавливающей принцип осуществления правосудия только судом.

Изучение ст. 240, 241, 242 УПК РФ позволит курсантам дать понятие таких общих условий судебного разбирательства, как непосредственность, устность судебного разбирательства, гласность, неизменность состава суда.

При подготовке третьего подвопроса необходимо изучить ст. 243–251 УПК РФ. Судьи равны в решении всех вопросов, возникающих в судебном заседании. В то же время на одного судью, председательствующего в судебном заседании, закон возлагает руководство судебным разбирательством. Ст. 244 УПК РФ устанавливает равенство сторон в судебном разбирательстве, т.е. стороны пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в их исследовании и заявлению ходатайств. Необходимо усвоить, что разбирательство дела в суде первой инстанции происходит с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 247 УПК РФ.

С целью уяснения пределов судебного разбирательства необходимо внимательно изучить ст. 252 УПК РФ и запомнить, что рассмотрение дела в суде производится только в отношении тех обвиняемых и по тому обвинению, которое содержится в постановлении о назначении судебного заседания. Изменение обвинения допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. Не допускается изменение обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, по которому обвиняемый предан суду.

При подготовке пятого подвопроса необходимо изучить ст. 257–260 УПК РФ.

Курсанты должны помнить, что отступление от требований общих условий судебного разбирательства влечет за собой отмену приговора.

Ответ на третий вопрос занятия предполагает рассмотрение отдельных этапов судебного разбирательства – т.е. изучение его структуры. Во-первых, необходимо рассмотреть действия, осуществляемые участниками уголовного процесса в подготовительной части судебного разбирательства. Наиболее пристальное внимание должно быть уделено судебному следствию, которое по своей сущности является центральной частью судебного разбирательства. Обучающиеся обязаны знать порядок допроса подсудимого, производства экспертизы в ходе судебного разбирательства, осмотра вещественных доказательств, осуществления иных процессуальных действий. При изучении структуры рассматриваемой стадии нельзя не коснуться вопроса о прениях (речах) сторон, их прав на реплику.

Приговор суда – акт правосудия, которым устанавливается виновность конкретного человека в совершении конкретного преступления. Приговор является единственным решением, по которому виновному лицу назначается уголовное наказание. Именно поэтому он может быть постановлен лишь в результате судебного разбирательства. При подготовке к семинару рекомендуется уяснить вопросы, касающиеся непосредственно понятия, значения и видов приговора. Требования закона к содержанию приговора, его форме и структуре, вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора, являются одними из важнейших гарантий достижения истины по делу. В силу этих причин они также выносятся для обсуждения на данном занятии.

Пристальное внимание следует уделить изучению шестого вопроса – особый порядок судебного разбирательства, который фактически ввел сделку о признании вины в российский уголовный процесс. Курсанты должны также знать, что раздел об особом порядке судебного
разбирательства появился в УПК РФ впервые и предусматривает возможность постановления приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием обвиняемого с предъявленным ему обвинением по некоторым категориям уголовных дел. Следует обратить внимание на порядок заявления ходатайств о применении этого порядка.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение стадии судебного разбирательства.

2. Что следует понимать под порядком судебного разбирательства?

3. В чем заключаются требования непосредственности, устности судебного разбирательства, неизменности состава суда?

4. Охарактеризуйте правовое положение сторон в судебном разбирательстве.

5. Возможно ли рассмотрение дела в суде в отсутствии подсудимого?

6. Каковы пределы судебного разбирательства и в чем их значение?

7. Как должен поступить суд, если подсудимый скрылся, либо заболел психическим или иным тяжким заболеванием?

8. Каковы части судебного разбирательства, указаны ли в законе временные рамки каждой из них?

9. В каких случаях по закону допустимо оглашение показаний подсудимого в суде?

10. В чем состоят особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля в суде?

11. В каких случаях суд обязан предоставить слово для защиты своих интересов подсудимому?

12. Каков процессуальный порядок производства экспертизы в суде?

13. Каковы случаи и порядок возобновления судебного следствия?

14. Каковы последствия отказа прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства?

15. Назовите виды приговоров.

16. Что означают понятия законности, обоснованности и справедливости приговора?

17. Какие вопросы подлежат разрешению судом при постановлении приговора?

18. Каково значение тайны совещательной комнаты?

19. Какие вопросы должен разрешить суд одновременно с постановлением приговора?

20. В чем заключается особый порядок судебного разбирательства?

21. Каковы пределы обжалования судебного решения при особом порядке судебного разбирательства?

 


Практическое занятие

Содержание занятия:

1. Решение задач и (или) проведение деловой игры с целью формирования навыков принятия решений и опыта оформления соответствующих процессуальных документов в стадии судебного разбирательства.

2. Просмотр и обсуждение фрагментов судебного заседания.

 

Вместо указанного практического занятия при решении вопроса с городским судом с целью более качественного усвоения пройденного материала может быть осуществлен выезд курсантов на разбирательство конкретного уголовного дела в суде первой инстанции или проведение выездного заседания в помещении института.

 

 

Тема № 20. Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье
  Семинар Практическое занятие

Основные вопросы:

1. Основания и общие условия производства у мирового судьи.

2. Процессуальное положение лиц, участвующих при рассмотрении уголовного дела мировым судьей.

3. Особенности рассмотрения уголовного дела по существу мировым судьей.

4. Особенности обжалования приговоров и иных решений мирового судьи. Специфика производства по уголовному делу в апелляционной инстанции.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо разобраться в общей характеристике производства у мирового судьи, уяснить положения Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1998 года, охарактеризовать основания и общие условия производства у мирового судьи, предусмотренные УПК России.

При изучении этой темы важно усвоить подсудность уголовных дел мировому судье, обратив внимание на различия в полномочиях мирового судьи по уголовному делу частного обвинения и по уголовному делу, поступившему в суд с обвинительным актом.

При подготовке ответа на второй вопрос необходимо разобраться с такими понятиями уголовного процесса, как частный обвинитель, мировой судья, дать характеристику их процессуального положения во время производства у мирового судьи.

Обучающиеся должны рассмотреть особенности судебного разбирательства дела мировым судьей, в том числе по делам частного обвинения.

При подготовке ответа на последний вопрос рекомендуется рассмотреть особенности апелляционного обжалования решений мирового судьи, а также разбирательства дела в апелляционной инстанции.

 

Практическое занятие

Содержание занятия:

1. Решение задач с целью выработки умений принимать решения на основе уголовно-процессуального закона, разрешать спорные вопросы, возникающие в практической деятельности при рассмотрении дела мировым судьей.

2. Проведение деловой игры – производство у мирового судьи (по отдельному плану) либо посещение судебного заседания (по согласованию) при рассмотрении дела мировым судьей.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. По каким категориям уголовных дел производство может осуществляться мировым судьей?

2. Дайте определение частного обвинителя.

3. Какими правами обладает подсудимый при производстве у мирового судьи?

4. Кто может быть мировым судьей? Кем они назначаются на должность?

5. Сколько раз осужденный может обжаловать приговор при первоначальном рассмотрении дела мировым судьей?

6. В чем заключается сущность апелляционного производства?

7. Какие суды могут выступать в качестве суда апелляционной инстанции?

 

Тема № 21. Производство в суде присяжных
  Практическое занятие

 

Основные вопросы:

1. Основания и общие условия производства в суде присяжных.

2. Особенности назначения судебного заседания. Предварительное слушание дела.

3. Особенности судебного разбирательства дела судом присяжных.

4. Специфика производства в суде второй инстанции и пересмотра вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных.


Методические указания

При изучении данной темы перед обучающимися стоит довольно непростая задача разобраться в общей характеристике и логике стадий альтернативного судопроизводства, в вопросах факта и права в суде присяжных.

Цель занятия состоит в исследовании проблем допустимости доказательств, прав и обязанностей судей, сторон и присяжных заседателей.

При подготовке к занятию следует уяснить вопросы, связанные с порядком рассмотрения на предварительном следствии ходатайства обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных; с особенностями назначения судебного заседания и непосредственного разбирательства дела судом присяжных.

Для качественного изучения вопросов темы важным является понимание вопросов отбора присяжных заседателей. Необходимо уяснить, какова роль присяжных в суде, какие вопросы подлежат разрешению коллегией присяжных заседателей, что такое вердикт коллегии присяжных заседателей, его виды, значение для председательствующего судьи, каковы виды решений могут быть приняты по итогам разбирательства дел судом присяжных.

Уяснение поставленных вопросов по рассматриваемой теме потребует от курсантов тщательного изучения соответствующего раздела УПК и рекомендованной к теме современной юридической литературы.

 

Практическое занятие

Содержание занятия

1. Решение обучающимися задач с целью выработки умений принимать решения на основе уголовно-процессуального закона, разрешать спорные вопросы, возникающие в практической деятельности при рассмотрении дела судом присяжных.

2. Проведение деловой игры – разбирательство дела судом присяжных (по отдельному плану).

 

Вопросы для самоконтроля

1. По каким составам преступлений уголовное дело может быть рассмотрено судом присяжных?

2. Можно ли изменить постановление о назначении судебного заседания с участием присяжных?

3. В каком составе производится предварительное слушание дела судом присяжных?

4. Назовите требования к кандидату в присяжные заседатели?

5. Что значит состязательность в суде присяжных?

6. Какие вопросы разрешают присяжные заседатели в формулировке вопросного листа?

7. Когда председательствующий вправе прекратить уголовное дело?

8. Какие виды решений может принимать судья после провозглашения вердикта присяжных заседателей.

Тема № 22. Производство в суде второй инстанции. Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу
  Семинар

Основные вопросы:

1. Понятие, задачи и значение производства в суде второй инстанции. Основные черты российской апелляции и кассации.

2. Участники уголовного процесса, имеющие право кассационного и апелляционного обжалования приговоров, постановлений и определений суда и мирового судьи.

3. Порядок и сроки апелляционного и кассационного обжалования и рассмотрения дел в суде апелляционной и кассационной инстанции.

4. Основания к отмене или изменению приговора. Виды решений, принимаемых судом при производстве в суде второй инстанции.

Методические указания

Для подготовки к занятию курсантам следует:

- путем раскрытия содержания основных черт апелляции и кассации (общих условий для данной стадии) уяснить сущность и значение производства в суде второй инстанции – обычной, но не всегда обязательной стадии, служащей для участвующих в деле лиц гарантией их прав и законных интересов, а для обвиняемого – еще одной из важнейших гарантий права на защиту;

получить четкое представление о порядке и сроках обжалования приговоров, не вступивших в законную силу.

При рассмотрении третьего вопроса требуется раскрыть положения, касающиеся порядка и сроков апелляционного и кассационного обжалования и рассмотрения дел в суде второй инстанции. Для более качественного усвоения материала рекомендуется изучить практику соответствующих судов.

При подготовке ответа на четвертый вопрос необходимо усвоить основания к отмене или изменению приговора (ст. 369, 379–383 УПК РФ). Это является важным и в силу того, что указанные основания используются также в одной из исключительных стадий уголовного процесса – надзорном производстве.

Анализ этих оснований показывает, что во многих случаях приговоры судов отменяются из-за недостатков, допущенных при производстве предварительного следствия. Качественное изучение этих проблем позволит молодым юристам избежать возможных ошибок в процессе своей повседневной практической деятельности, а также должным образом воспользоваться положениями уголовно-процессуального закона для защиты своих прав и законных интересов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Приговоры каких судов могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке?

2. Кто имеет право на обжалование приговора в апелляционном порядке?

3. В чем состоит отличие кассационного производства от судебного разбирательства в суде первой инстанции?

4. В каком составе суда рассматривается уголовное дело в апелляционном порядке?

5. В каком составе суда рассматривается уголовное дело в кассационном порядке?

6. Кто может участвовать при рассмотрении дела в кассационной инстанции?

7. В какой срок должны рассматриваться кассационные жалобы и протесты на приговоры судов первой инстанции?

8. Назовите основания к отмене или изменению приговора.

9. Какие решения может принимать суд после апелляционного рассмотрения дела?

10. Какие решения вправе выносить суд после рассмотрения уголовного дела в кассационном порядке?

11. Что означает законность и обоснованность приговора?

 

Занятие завершается проведением рубежного контроля по темам № 17–22.

 

Тема № 23. Стадия исполнения приговора
  Семинар Практическое занятие

Основные вопросы:

1. Понятие, задачи и значение стадии исполнения приговора.

2. Порядок и сроки обращения приговора, определения и постановления к исполнению.

3. Органы, приводящие в исполнение приговор, определение, постановление.

4. Процессуальные вопросы, решаемые судьей при обращении приговора к исполнению и при исполнении приговора. Определения и постановления судьи. Процессуальный порядок рассмотрения этих вопросов.

 

Методические указания

Руководствуясь общей схемой характеристики отдельных стадий уголовного процесса, обучающиеся должны понять сущность стадии исполнения приговора, круг разрешаемых в ней вопросов, порядок обращения к исполнению судебных решений и разрешения возникающих в этой стадии вопросов. Кроме того, необходимо знать различные точки зрения, имеющиеся в юридической литературе, о начальном и конечном моменте стадии исполнения приговора.

Обязательным является уяснение сущности и значения рассматриваемой стадии. При этом следует иметь в виду, что исполнение приговора – широкое понятие, включающее многостороннюю деятельность большого круга органов и учреждений, а также то, что в рамках уголовного процесса изучается только процессуальная часть этой деятельности.

Изучая круг органов, приводящих в исполнение приговор, определение, постановление суда важно уяснить, какими правоохранительными органами приговор приводится в исполнение, а также каким образом суд осуществляет контроль за приведением в исполнение приговора, определения, постановления.

При освещении вопросов темы необходимо учитывать складывающуюся обстановку и изменения законодательства, связанные с реформированием уголовно-исполнительной системы, созданием в России службы судебных приставов и другие вопросы.

Следует обратить внимание на судебный порядок разрешения вопросов, возникающих как при обращении приговора к исполнению, так и в ходе его исполнения и возможность для осужденного участвовать в их разрешении.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются задачи стадии исполнения приговора?

2. Назовите виды отсрочки исполнения приговора, их отличие друг от друга.

3. Каковы основания отсрочки исполнения приговора?

4. Назовите вопросы, разрешаемые судом в стадии исполнения приговора.

5. Кем разрешаются сомнения и неясности, возникающие при приведении приговора в исполнение?

6. Когда приводятся в исполнение оправдательный приговор и приговор, освобождающий подсудимого от наказания?

7. Какие органы и учреждения приводят в исполнение наказания, не связанные с лишением свободы?

8. Каковы последствия возбуждения надзорного производства для стадии исполнения приговора?

9. В каких случаях возможно условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания и замена наказания более мягким?

Практическое занятие

Содержание занятия

1. Решение обучающимися задач с целью выработки умений принимать решения на основе уголовно-процессуального закона, разрешать спорные вопросы, возникающие в практической деятельности при рассмотрении вопросов в стадии исполнения приговора.

Тема № 24. Производство в надзорной инстанции
  Семинар

Основные вопросы:

1. Понятие, задачи и значение стадии надзорного производства.

2. Круг лиц, имеющих право на принесение представлений в порядке надзора, их компетенция. Возбуждение надзорного производства.

3. Порядок и сроки рассмотрения дел в надзорной инстанции. Суды, рассматривающие уголовные дела в порядке надзора.

4. Основания к отмене или изменению вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. Пределы прав надзорной инстанции.

5. Виды определений и постановлений суда надзорной инстанции.

 

Методические указания

При подготовке к занятию обучающиеся должны закрепить полученные на лекции знания, касающиеся основных положений стадии надзорного производства. Данная стадия уголовного процесса получила законодательное закрепление в УПК с целью устранения ошибок, допущенных во вступивших в законную силу решениях нижестоящих судов, недопущения дальнейшего исполнения незаконных и необоснованных судебных решений, восстановления нарушенных прав участников процесса. При изложении вопросов темы рекомендуется провести сравнительный анализ производства в порядке надзора со стадией кассационного производства. Следует помнить, что УПК закрепляет ревизионный порядок надзорного пересмотра.

Семинар предназначен для закрепления полученных знаний, дополнительного изучения судебной практики, уяснения вопросов, регламентирующих систему надзорных инстанций. При ответе на третий вопрос необходимо осветить процедуру рассмотрения дел по представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда.

Основания к отмене или изменению приговора в порядке надзора являются идентичными по сравнению с судом кассационной инстанции, поэтому при рассмотрении данного вопроса основное внимание следует уделить различиям в видах решений, принимаемых судом при производстве в порядке надзора.

Именно при изучении данного предмета и данной темы курсанты должны научиться оценивать возможные последствия результатов надзорного пересмотра.


Вопросы для самоконтроля:

1. Что может служить поводом для возбуждения надзорного производства?

2. Приговоры каких судов могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке? В надзорном порядке?

3. С какого момента начинается стадия надзорного производства?

4. Каковы отличительные черты производства в надзорной и в кассационной инстанциях?

5. Назовите этапы надзорного производства.

6. Каков состав суда при рассмотрении дела в кассационном порядке? В надзорном?

7. Кто может участвовать при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции? В суде надзорной инстанции?

8. Какие решения может принимать суд после рассмотрения дела в кассационном и в надзорном порядке?

9. Каковы пределы прав надзорной инстанции?

Тема № 25. Стадия возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся осбстоятельств
  Семинар

Основные вопросы:

1. Понятие, задачи и значение стадии возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

2. Поводы, основания и порядок возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

3. Действия и решения прокурора по окончании проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств.

4. Разрешение судом вопросов о возобновлении дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

 

Методические указания

Стадия возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, как и стадия надзорного производства, является исключительной (особой) в уголовном процессе и также получила законодательное закрепление в УПК с целью устранения ошибок, допущенных во вступивших в законную силу решениях нижестоящих судов, с целью недопущения дальнейшего исполнения незаконных и необоснованных судебных решений, восстановления нарушенных прав участников процесса. При изложении вопросов темы рекомендуется провести сравнительный анализ производства в порядке надзора с рассматриваемой стадией.

Рассмотрение второго вопроса предполагает, прежде всего, уяснение одного из основных отличий указанных стадий – оснований для начала их производства. Следует обратить внимание на то, что основанием возобновления производства могут быть не только вновь открывшиеся, но и новые, т.е. не существовавшие на момент вынесения судом решения обстоятельства, в том числе установленное решением Европейского Суда нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В ходе дальнейшего анализа возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств следует уяснить, с какого момента начинается рассматриваемая стадия, поводы и сроки осуществления данного производства. Важно знать порядок установления вновь открывшихся обстоятельств, действия прокурора по окончании их расследования, порядок судебного разбирательства при рассмотрении вопроса о возобновлении дела, виды определений и постановлений судов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие стадии возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

2. В чем отличие производства в порядке возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам от пересмотра приговора в порядке судебного надзора?

3. Назовите основания и сроки возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

4. Каковы возможные решения прокурора по окончании расследования новых или вновь открывшихся обстоятельств?

5. Назовите суды, полномочные возобновить дело ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

6. Каков порядок судебного разбирательства при рассмотрении дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств?

7. Какое решение может принять суд по заключению прокурора.

ОСОБЫЕ ПРОИЗВОДСТВА

       
 
 
   


Тема № 26. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
  Самостоятельная работа

Основные вопросы:

1. Понятие, задачи и значение производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

2. Особенности разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.

3. Особенности производства предварительного расследования по делам с участием несовершеннолетних.

4. Особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних.

Методические указания

С настоящей темы начинается изучение особых производств в уголовном процессе России. В процессе ее изучения важно научиться ориентироваться в нормативном материале с целью выявления особенностей регламентации возбуждения дел по преступлениям несовершеннолетних, производства предварительного расследования, а также производства в суде первой инстанции по данной категории дел.

При этом курсанты должны четко уяснить, что расследование и рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста, осуществляется в целом по общим правилам судопроизводства. Однако, учитывая возрастные особенности несовершеннолетнего, законодатель ввел ряд дополнительных правил, регламентирующих рассматриваемое производство, выделив их в самостоятельную главу (гл. 50 УПК РФ).

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего особо важно для должностного лиц установить его возраст (число, месяц, год рождения), решить вопрос о целесообразности привлечения того или иного несовершеннолетнего к уголовной ответственности, выявить соучастников и взрослых подстрекателей. В силу указанных причин уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особый (детализированный) предмет доказывания (ст. 421 УПК РФ), а также ряд особенностей прекращения уголовных дел.

При подготовке ответа на третий вопрос обучающиеся должны рассмотреть особенности производства судебного разбирательства по делам несовершеннолетних, в том числе проблемы, связанные с необходимостью рассмотрения этих дел в закрытом судебном заседании.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. С какого момента лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности?

2. Что является основанием для возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего?

3. Как определяется возраст несовершеннолетнего?

4. Какие обстоятельства подлежат установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних?

5. В чем может проявляться влияние на несовершеннолетнего при совершении преступления старших по возрасту лиц?

6. Каковы условия задержания несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступления, и содержания их под стражей?

7. В чем заключаются особенности оснований и порядка выделения дел о преступлениях несовершеннолетних в отдельное производство?

8. В чем заключается значение участия защитника, законного представителя и педагога в предварительном следствии по делам о преступлениях несовершеннолетних?

9. Сколько может продолжаться допрос несовершеннолетнего?

10. Каковы основные особенности участия в рассматриваемом производстве педагога и психолога?

11. Каковы особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних?

12. В каких случаях возможно удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала суда?

13. Какие дополнительные вопросы решаются судом при постановлении приговора несовершеннолетнему?

14. Какие меры отнесены уголовным законом к принудительным мерам воспитательного воздействия, применяемым к несовершеннолетним по приговору суда?

 

Тема № 27. Производство о применении принудительных мер медицинского характера
  Самостоятельная работа

Основные вопросы:

1. Основания и условия осуществления производст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.206 с.)