Конспектирование прочитанного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспектирование прочитанного



Конспектирование — один из широко распространенных видов записей. Его применяют, когда хотят лучше запомнить материал и быстро восстановить его в памяти. Конспект тогда полноценен, когда составитель его хорошо доучил материал, обдумал, понял прочитанное либо услышанное.

Предельная ясность и логическая стройность изложения — непременное условие правильного конспектирования. Конспекты учат нас творчески изучать научную литературу; вооружают умением кратко и точно излагать содержание прочитанного. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении.

Правильно организованная запись («письменная память») сохраняет много фактов, цифр, событий, обобщений и выводов; позволяет быстро вспомнить их и использовать в процессе занятий или работы.

Записывать надо самое главное (суть) и как можно короче своими словами (кроме определений). Не рекомендуется переписывать дословно весь текст. Чем короче запись, тем она лучше. Не допускается бездумное механическое переписывание.

Только систематизированные записи могут совершенствовать мыслительные способности курсанта и служить ему учебным пособием. Вести записи следует систематически и по строго определенной системе — иначе ими трудно будет пользоваться.

Для того, чтобы было удобно пользоваться ими, необходимо:

1) оставлять поля (удобнее широкие);

2) оставлять свободные строки между выписками для новых записей и примечаний;

3) обязательно выделять свои мысли и замечания подчеркиванием.

Никакого рецепта по вопросу об объеме записей быть не может. Все зависит от характера изучаемой литературы, от подготовленности курсанта, от его навыков самостоятельной работы с текстом.

Любой вид записей (в том числе и конспект) составляется для себя, т. е. является индивидуальным пособием обучающегося. Поэтому хороша та запись, по которой можно повторить изученное, быстро мобилизовать в памяти прочитанный материал, получить необходимую справку. Такая запись всегда окажет помощь при подготовке к беседе, докладу, выступлению на семинаре.

В зависимости от содержания материала, его значения в изучаемом курсе, степени знакомства с ним курсант может производить записи в форме простого или развернутого плана, выписок или конспекта.

Простой (краткий) план — это перечень основных освещаемых в книге вопросов без их детализации; нередко соответствующих наименованию глав и разделов. Составляется простой план в том случае, когда работа хорошо знакома, понятна и нет необходимости в более подробных записях.

Содержание вопросов в простом плане вовсе не раскрывается. Однако его разработка заставляет слушателя определить основные моменты темы; выявить взаимосвязь освещаемых вопросов; продумать порядок изложения материала. Запись поможет восстановить в памяти основные положения изучаемой работы.

Развернутый план, помимо основных вопросов темы, включает в себя ряд дополнительных подпунктов, детализирующих, раскрывающих основные вопросы.

Большое значение в самостоятельной работе имеют выписки или цитаты. Цитирование означает дословное воспроизведение мысли автора. Цитаты надо выписывать точно, слово в слово, без каких-либо произвольных изменений. Они должны представлять точную копию текста и сопровождаться ссылкой на источник. Сокращение цитат посредством изъятия из них отдельных слов или даже предложений допускается, но с применением условного обозначения тремя точками (...) либо знака <…>.

Использовать цитирование можно в виде одного из способов изложения текста. В этом случае цитаты необходимо расположить в строгой последовательности самого текста и сгруппировать их под общим заголовком.

Но во многих случаях курсанту бывает удобнее всего записать изучаемый материал в форме сжатого пересказа содержания — конспекта. В конспект обязательно включаются выводы автора и доказательства. Прежде чем приступить к конспектированию целесообразно предварительно прочесть всю работу, продумать и составить план изучаемого произведения. Не имея полного и ясного представления о прочитанном труде, можно упустить из поля зрения главные вопросы и подчеркнуть второстепенные.

Конспектирование требует от слушателя активного мышления, ясных и четких формулировок. Чем короче записано, тем серьезнее надо относиться к формулировкам, к подбору слов и выражений. Дословное переписывание отдельных мест прорабатываемого труда не приносит никакой пользы. «Пухлые» конспекты свидетельствуют о поверхностной, недостаточно осмысленной работе.

К конспекту предъявляется единое требование — он должен быть правильно оформлен. Вести его необходимо в отдельной тетради. Сверху, в самом начале конспекта, пишется фамилия автора, название работы, издательство, место и год издания. Основные выводы и определения можно подчеркивать; выделять рамкой, замечаниями на полях. Это в любое время поможет быстро отыскать нужную мысль, отличить доказательства от выводов. Для того, чтобы в последующем иметь возможность вносить необходимые добавления и уточнения, на страницах конспекта рекомендуется оставлять широкие поля. В то же время при конспектировании следует больше выделять правовой аспект, соответствующий юридическому профилю обучения.

 

Подготовка к семинарским занятиям

 

Известно, что целью семинарского, занятия является широкое обсуждение под руководством преподавателя наиболее важных теоретических вопросов; желательно на основе творческой дискуссии, обмена мнениями. На семинарских занятиях обучающиеся учатся самостоятельно мыслить и творчески анализировать изучаемый материал.

Всякая подготовка к семинарскому/практическому занятию начинается с консультации. На ней под руководством преподавателя обучающиеся просматривают план семинарского занятия, одновременно получают методические советы о том, как лучше подойти к изучению вопросов темы.

Получив общие методические указания, обучающиеся приступают к самостоятельной работе. Начинать надо с перечитывания лекционных записей по необходимой теме, затем перейти к глубокому детальному изучению отдельных проблем этой темы. Такое изучение, как правило, начинается с работы над первоисточниками - их изучением и конспектированием. При этом очень важно помнить, что большие по объему работы надо начинать конспектировать задолго до семинара, то есть сразу после рекомендаций преподавателя.

Изучить первоисточник - это значит усвоить основные положения и идеи автора, определить к ним свое отношение.

Однако некоторые, как показывает практика, при изучении первоисточников склонны замечать лишь отдельные факты, совершенно не осмысливая причинно-следственных связей и явлений. В результате для них часто остаются неясными ни исторические закономерности, ни выводы.

Работая с различными источниками, следует сразу задерживать внимание на вопросах плана семинарского занятия и делать соответствующие выписки. Удобнее это проделывать на отдельных листах тетради, на каждом из которых написано по одному вопросу темы (плана). Особенно это удобно при изучении нескольких источников. Тогда против каждого вопроса выписываются основные положения с указанием книги, в которой имеется нужный материал.

По окончании составления записей по содержанию темы нельзя считать работу законченной. Каждая запись оформлена пока в порядке расположения материала в источниках и выписки из различных источников разобщены. Теперь необходимо суммировать весь материал, привести его в определенную систему.

Это не единственный метод подготовки к семинарским занятиям при изучении нескольких источников. Можно вполне рекомендовать систему работы с выписками на карточках. Такие выписки потом группируются по вопросам плана семинарского занятия.

Семинар пройдет на высоком уровне и обучающиеся извлекут из него максимальную пользу, если они добросовестно подготовятся и будут активно участвовать в творческом обсуждении темы.

На семинарском занятии ответы обучающихся должны быть обоснованы фактами, цифрами, доводами. Хорошо, когда слушатель цитирует наизусть наиболее важные положения, высказывания, дефиниции (определения). Отвечая на вопрос надо мобилизовать все знания, полученные ранее из различных источников. Готовить надо все вопросы семинарского занятия.

На семинаре рекомендуется дополнять конспекты интересными замечаниями, цифровыми данными, примерами. В том случае, когда обучающийся не согласен с выступающими, не следует бросать реплик. Свое мнение по обсуждаемому вопросу необходимо высказать после выступления других курсантов.

Главное в семинарском занятии — общение с квалифицированным преподавателем, который организует дискуссию, откроет секреты применения теоретических знаний к конкретным случаям жизни.

Семинарские занятия незаменимы, потому что они являются школой овладения искусством речи. Психологи должны владеть искусством оратора, уметь публично, свободно, аргументированно и ярко излагать мысли, опровергать доводы «другой стороны» (дискутировать). Организуемые в вузах занятия по искусству речи дают лишь некоторый исходный материал об ораторском мастерстве. Способствуют выработке качеств оратора работа в научных кружках, выступления с лекциями перед населением. Но постоянная школа ораторского искусства — семинарские занятия.

При подготовке к семинарскому занятию следует начать с повторения лекционного материала, с просмотра уже имеющихся конспектов произведений, вспомнить методические советы, данные преподавателем.

 

Подготовка к экзамену

 

Наиболее ответственным этапом в жизни слушателя экзаменационная сессия. В это время как в зеркале отражается вся предшествующая работа курсанта.

Залогом успешной сдачи экзаменов является систематическая, добросовестная учеба в течение всего года. Практически подготовка к зачетам и экзаменам начинается с первого дня занятий. Все это не исключает напряженной и несколько своеобразной работы слушателя в период экзаменационной сессии. Причем задолго до начала сессии необходимо знать, какие учебные дисциплины выносятся на сессию, календарные сроки каждого экзамена с тем, чтобы своевременно организовать повторение. Надо всегда помнить, что повторить все пройденное только в период сессии между экзаменами невозможно.

Лучше, когда в основу повторения положена программа. Необходимо выявить наиболее трудные и менее усвоенные разделы. Готовясь к экзамену, полезно просмотреть записи своих лекций, конспекты первоисточников, материалы подготовки к семинарам.

Как правило, в период экзаменационной сессии организуются обзорные лекции; индивидуальные и групповые консультации. Их необходимо всемерно использовать для разрешения всех возникших затруднений и неясностей, т. е. их обязательно посещать.

Обращаться за консультациями и разъяснениями рекомендуется после тщательного продумывания материала. Без этого беседа с консультантом неизбежно будет носить поверхностный характер и, главное, не принесет желаемого результата для курсанта. Все это позволит успешно получить положительные оценки.

В период подготовки к экзамену большое значение имеет организация труда и отдыха, так как у курсанта создается новый ритм: он освобождается от занятий; получает много времени на самостоятельную подготовку; ему заранее известны дисциплины, вынесенные на сессию, расписание экзаменов. Все это требует правильно организовать распорядок дня.

Новый распорядок дня рекомендуется слушателю составлять таким образом, чтобы сохранить в нем основные принципы равномерного распределения времени на занятия, отдых и сон. В период экзаменационной сессии нельзя отказывать себе в утренней гимнастике. Обязательно надо проделывать физкультурную паузу в течение рабочего дня и кратковременную прогулку на свежем воздухе даже в дни особенно напряженных занятий.

Однако готовиться к экзаменам «на улице» не рекомендуется, т. к. здесь легко рассеивается внимание, что существенно мешает усвоению предмета.

Нельзя нарушать распорядок дня даже в день сдачи экзамена. Накануне надо вовремя лечь спать и постараться хорошо выспаться. С утра рекомендуется проделать все привычные гигиенические процедуры; можно немного побыть на «воздухе» и вкратце повторить учебный материал. Все это даст необходимую рабочую настройку и сохранит нервную энергию. После сдачи экзамена остаток дня полезно отдохнуть — поиграть в спортивные игры или сходить в кино, на дискотеку; можно и просто погулять на свежем воздухе, и вовремя лечь спать. В то же время следует помнить, что родителям приятно будет узнать об успешной сдаче экзаменов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.011 с.)