Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина хiх – начало ХХ вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина хiх – начало ХХ вв. )



Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.)

 

 

Методические материалы и рекомендации к спецкурсу для студентов различных профилей подготовки по направлению «Педагогическое образование»

Глазов, 2012

УДК 37.011.3 ББК 74.03(2) Утверждено на заседании кафедры педагогики ГГПИ Протокол № 3 от 06.12.2011 г.

 

 

Ичетовкина Н.М. Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.): Методические материалы и рекомендации к спецкурсу для студентов различных профилей подготовки по направлению «Педагогическое образование». – Глазов, 2012. – 56 с.

 

Рецензент: д-р пед. наук, профессор М.А.Захарищева

 

Пособие содержит тематический план курса, перечень лекционных и семинарских занятий, методические рекомендации по работе с источниками. Включены также нормативные акты Министерства народного просвещения, регламентирующие деятельность классных наставников в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ вв., архивные материалы, фотографии.

Пособие адресовано бакалаврам и магистрам, обучающимся по направлению «Педагогическое образование», аспирантам педагогических специальностей, преподавателям педагогических дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………...……  
Тематический план курса…………………………………………………  
Содержание лекций……………………………………………………...  
План семинарских занятий……………………………………………...  
Учебно-методическое обеспечение курса……………………………..  
Приложение 1. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения (МНП) 1871 года…………...  
Приложение 2. Правила для учеников гимназий и прогимназий МНП, изданные в 1874 году…....................................................................…  
Приложение 3. Инструкция для классных наставников гимназий и прогимназий ведомства МНП 1877 г.……................…………………  
Приложение 4. Штрафной журнал для записывания проступков учеников I Казанской мужской гимназии (1898-1899 гг.)…………...…  
Приложение 5. Программа литературно-музыкального вечера в I Казанской мужской гимназии 13.02.1911 г………………………...……  
Приложение 6. Программа литературно-вокального вечера, посвященного 300-летнему юбилею царствующей династии Романовых 21.02.1913 г. …………………………………………………  
Приложение 7. Формулярный список о службе (личное дело) классной надзирательницы Ижевской женской гимназии Чадовой Людмилы Михайловны (1911-1912 уч. г……………………...…………  
Приложение 8. Фотографии……………..…….…………………………  

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, предъявляют все новые требования к уровню образованности, духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. В связи с этим повышается роль классного руководителя, который непосредственно занимается всем комплексом воспитательных проблем. Возникает необходимость переосмысления педагогических позиций, содержания, методов и форм воспитательной работы современного классного руководителя.

Успешная реализация функций классного руководителя в современных условиях, коренная перестройка его работы предполагают осмысление и обобщение исторического опыта воспитательной деятельности классных наставников в отечественной дореволюционной гимназии.

Анализ исторического опыта позволит не только выявить теоретические представления о роли классного наставника в воспитательной системе дореволюционной гимназии, выделить основные функции и направления его деятельности, но и сформулировать конструктивные выводы, актуальные для современной воспитательной практики.

Потребность в детальном изучении воспитательной системы отечественной гимназии дореволюционного периода, в частности феномена классного наставничества, обусловлена еще и тем, что научные работы подобного рода, выполняя важную функцию социальной, культурной памяти, способствуют сохранению этого наследия от забвения. Изучаемый феномен обладает несомненной научной и практической значимостью, имеет самостоятельную ценность как одно из уникальных явлений отечественной педагогической культуры. Кроме того, при изучении курса делается акцент на выделение региональных особенностей развития отечественной гимназии в Казанском учебном округе, определение перспектив развития воспитательной системы, ее трансформацию в современной образовательной и воспитательной реальности.

Программой предусмотрены лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа с научным текстом, источниками, выполнение зачетной работы.

Пособие состоит из трех разделов: I. Тематический план курса. II. Содержание лекций и семинарских занятий с указанием перечня рассматриваемых проблем и вопросов, основных понятий и терминов, формируемых компетенций, списка основной и дополнительной литературы, заданий для самостоятельной работы. III. Приложения.

 

 

I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование тем Аудиторная работа СРС
Л С
  Постановка воспитания в отечественной гимназии во второй половине ХIХ века.      
  Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы гимназии.      
  Факторы развития института классного наставничества в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ в.      
  Теоретические представления о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии.      
  Отражение воспитательной деятельности классных наставников в периодической печати.      
  Содержание воспитательной деятельности классных наставников в гимназии.      
  Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ века для решения проблем классного руководителя современной школы.      
  ВСЕГО 10 ч 12 ч 22 ч

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Постановка воспитания в отечественной гимназии во второй половине ХIХ века

Основные понятия: гимназия, устав гимназии, воспитание, воспитательная система, воспитательная деятельность, воспитатель, классный наставник, помощник классного наставника, надзиратель, кондуитный журнал, дисциплина, наказание, поощрение, «изящный досуг».

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).

Основные задачи гимназии. Воспитание как одна из сторон гимназической жизни. Назначение в гимназии воспитателя, классного наставника, помощников классного наставника, надзирателя. Использование воспитательного потенциала учебных предметов. Цели, содержание и формы организации «изящного досуга» в гимназии. Характерные особенности воспитательной системы дореволюционной гимназии.

 

Тема 2. Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы гимназии

Основные понятия: воспитательная система, компоненты воспитательной системы, институт классного наставничества, направления воспитания, устав гимназии, Министерство народного просвещения, инструкция, циркуляр.

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7).

Основные компоненты воспитательной системы отечественной гимназии. Институт классного наставничества как один из компонентов гимназической воспитательной системы. Классный наставник как координатор воспитательной системы дореволюционной гимназии. Нормативно-правовое оформление института классного наставничества. Значение деятельности классных наставников в гимназии.

 

Тема 3. Теоретические представления о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии

Основные понятия: теория воспитания, педагогическое общество, педагогический съезд, педагогическая пресса, модель, направления воспитания.

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития (ОПК- 4).

Вторая половина ХIХ века – период становления и развития отечественной педагогической науки, теории воспитания. Функционирование педагогических обществ, педагогических музеев и выставок, съездов ученых-педагогов, педагогических газет и журналов. Развитие теоретических представлений о роли и значении деятельности классных наставников в воспитательной системе отечественной гимназии в трудах педагогов второй половины Х1Х – начала ХХ вв.

 

Тема 4. Содержание воспитательной деятельности классных наставников в гимназии

Основные понятия: воспитательная деятельность, содержание воспитательной деятельности, функции и направления воспитательной деятельности, тенденция, дисциплина, свобода, наказание, кондуит, общество вспомоществования, родительский комитет, досуг.

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).

Анализ деятельности классных наставников в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ - начале ХХ века. Динамика развития основных направлений воспитательной деятельности классных наставников, определение его ключевых функций: дисциплинарно-надзорной, организационно-попечительской, воспитательной. Тенденции воспитательной деятельности классного наставника.

 

Тема 5. Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ века для решения проблем классного руководителя современной школы

Основные понятия: классный руководитель, классный воспитатель, куратор, наставник, гуманистическая педагогика, демократизация воспитания, конструктивный вывод.

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-4).

Влияние политических, социально-экономических и культурных факторов на образовательное и воспитательное пространство, в котором осуществляется профессиональная деятельность современных классных руководителей. Трансформация функций и направлений воспитательной деятельности классных наставников. Трансформация тенденций в теории и практике воспитательной деятельности классного наставника. Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ века для решения проблем классного руководителя современной школы.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы отечественной гимназии второй половины ХIХ - начала ХХ вв.

Цель: способствовать формированию у студентов понимания сущности и значения феномена классного наставничества как структурного компонента воспитательной системы отечественной гимназии второй половины ХIХ в.

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития (ОПК- 4).

1.Теория воспитательных систем и классного руководства в современной педагогической науке.

2. Воспитательная система отечественной дореволюционной гимназии: характерные особенности и стратегии развития. Субъекты воспитательной системы.

3. Классное наставничество как важный структурный компонент воспитательной системы отечественной гимназии второй половины ХIХ – начала ХХ вв.

Литература к семинару

1. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 320 с.

2. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.: НМО «Творческая педагогика», 1992. – 86 с.

3. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. – 335 с.

4. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с.

5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 224 с.

 

Семинар 2. Факторы развития института классного наставничества в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века

Цель: определить условия и факторы развития института классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии; выделить этапы в развитии педагогического феномена.

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7); способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК- 9), готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9).

1. Политические факторы и условия развития института классного наставничества в отечественной гимназии (влияние политических событий на нормотворческую деятельность МНП; нормативно-правовое оформление института классного наставничества, см.Приложение 1).

2. Экономические и социальные факторы и условия развития института классного наставничества в отечественной гимназии (влияние экономических и социальных процессов, происходивших в России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв., на сословный состав гимназии).

3. Культурное развитие России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.; становление отечественной педагогической науки и ее влияние на развитие гимназической воспитательной системы.

4. Развитие среднего образования в Казанском учебном округе во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.: общеимперские условия и региональные особенности.

На основании представленной информации (политические, социально-экономические, культурные и педагогические факторы) в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается выделить этапы в развитии института классного наставничества в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века.

Литература к семинару

1. Козлова Г.Н. Образ учителя русской гимназии Х1Х-начала ХХ вв. в литературе // Педагогика. - 2000. - №2. - С.67-69.

2. Козлова Г.Н. Социально-воспитательные традиции русской гимназии ХIХ-начала ХХ в. // Педагогика. - 2009. - №10. - С.69-71.

3. Крапоткина И.Е. Казанский учебный округ в кон. XIX — нач. XX в.: Монография. - М.: Флинта, 2011. – 159 с.

4. Кутявин А.Н. Развитие среднего образования в дореволюционной Удмуртии // История, историография и источниковедение Удмуртии. - Ижевск, 1992. - С.78.

5. Овчинников А.В. Дума народного просвещения // Педагогика. - 2000. - №8. - С. 73-75.

6. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с.

7. Помелов В.Б. Учительские курсы и съезды в российской провинции (вторая половина ХIХ в.) // Педагогика. - 2009. - №10. - С.63-65.

8. Степанова Л.А. Особенности профессиональной подготовки учителя в государственных учебных заведениях России (начало ХХ века) // Педагогика. - 2011. - №3. - С.80-84.

Семинар 3. Теоретические представления о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии

Цель: выявить теоретические представления о роли классного наставника в воспитательной системе отечественной дореволюционной гимназии и на их основе охарактеризовать модели классного наставничества.

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития (ОПК- 4); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9).

1. Направления воспитательной деятельности в рамках практико-ориентированной модели классного наставничества (Н.Ф.Бунаков, В.Д.Сиповский, В.Шрадер).

2. Направления воспитательной деятельности в рамках нравственно-ориентированной модели классного наставничества (П.Ф.Каптерев, В.П.Недачин, И.В.Скворцов, П.Д.Юркевич).

3. Сущность и значение личностно-ориентированной модели классного наставничества (М.И.Демков, А.Н.Острогорский, И.В.Скворцов), ее актуальность на современном этапе.

На основании представленной информации в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается проследить развитие теоретических представлений о значении классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века по выделенным этапам.

Литература к семинару

1. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ вв. / Сост.П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. – 608 с.

2. Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины Х1Х – начала ХХ вв. // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 93-94.

3. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в кон.ХIХ-нач.ХХ вв.: Сб.науч.тр. / Под ред. К.И.Салимовой. - М., 1980. – 164 с.

4. Репина Н.И. Социально-педагогическая миссия учителя в идеях и концепциях русской педагогики середины ХIХ-начала ХХ века // Миссия учителя в прошлом, настоящем и будущем: Материалы всерос.конф., Нижний Тагил, 8-9 апр. 2010 г. / Нижнетаг.гос.соц-пед.акад. - Нижний Тагил, 2010. - С.62-64.

Список источников

  1. Бунаков Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников. - М., 1875.
  2. Демков М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий: В 2 ч. - М., 1917. - Ч.2. – 366 с.
  3. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. - СПб., 1897. – 146 с.
  4. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. - СПб., 1887. – 36 с.
  5. Недачин В.П. Основы учебно-воспитательной организации и первые годы жизни (1901-1904). - М., 1904.
  6. Осторогорский А.Н. Учитель и даровитые ученики // Педагогический сборник. - 1889. - Апрель. – С.87.
  7. Сиповский В.Д. О школьной дисциплине // Избр.пед.соч.-СПб.,1911. - 87с.
  8. Скворцов И.В. Записки по педагогике: В 2ч. - Петровград, 1915. - Ч.1. – 104 с.
  9. Скворцов И.В. Записки по педагогике: В 2ч. - Петровград, 1915. - Ч.2. – 103 с.
  10. Шрадер В. Гимназии и реальные училища: воспитание и обучение. - Ревель, 1890. – 92 с.
  11. Юркевич П.Д. Непосредственное нравственное влияние: курс общей педагогики. - М., 1869. – 404 с.

 

Семинар 4. Отражение воспитательной деятельности классных наставников в периодической печати дореволюционного периода

Цель: проанализировать содержание публикаций педагогической прессы второй половины ХIХ-начала ХХ века, в которых отражены отдельные аспекты деятельности классного наставника.

Формируемые компетенции: владение историческим методом, умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично, работать с научными текстами (ОК-5); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9).

Семинарское занятие проводится в читальном зале отдела редких и ценных документов МУК «Публичная научная библиотека им.В.Г.Короленко» в форме работы с источниками. Студентам предлагается проанализировать содержание одной или нескольких статей из списка, приведенного ниже, и представить результат в форме короткого сообщения.

Итогом занятия должна стать коллективная дискуссия о функциях и значении педагогической прессы, ее влиянии на развитие системы образования в целом, постановку воспитательного дела в гимназии в частности; выделение тематических групп статей и их содержательное наполнение.

Литература к семинару

1. Береснева Л.Н. Нравственное воспитание детей и юношества в России во второй половине ХIХ-начале ХХ века (на основе материалов русской педагогической журналистики) – Киров: ВятГГУ, 2006. – 142 с.

2. Изместьева Г.П. Споры в российской печати 60-х годов ХIХ века о классическом образовании // Вопросы истории. - 2003. - №2. - С. 157.

Список источников

1. Анри В. Современное состояние экспериментальной педагогики, ее методы и задачи // Вестник воспитания. - 1899. - №2. - С.1.

2. В.П. Ученические квартиры // Русская школа. - 1890. - №9. - С.78.

3. Васильков Н. Товарищество как воспитывающий фактор // Вестник воспитания. - 1895. - №3. - С.43-88.

4. Вирениус А. К вопросу о переутомлении учащихся в средних школах // Русская школа. - 1892. - №2. - С.62-73.

5. Г.П. Из отчета о состоянии I тифлисской мужской гимназии // Вестник воспитания. - 1901. - №7. - С.80.

6. Г.Р. Пансионы при мужских учебных заведениях // Вестник воспитания. - 1902. - №3. - С.107.

7. Г.Р. Первый Всероссийский съезд учащихся средних учебных заведений // Вестник воспитания. - 1917. - №4-5. - С.58.

8. Готалов-Готлиб А.Г. Русская педагогическая журналистика первой половины ХIХ века и К.Д.Ушинский // Советская педагогика. - 1941. - №3. - С.79-80.

9. Днепров Э.Д. «Морской сборник» в общественно-педагогическом движении 60-х гг. ХIХ века // Советская педагогика. - 1964. - №10. - С.77-87.

10. Звягинцева А.Д. Вредны ли спектакли для детей? // Вестник воспитания. - 1904. - №7. - С.73.

11. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. – 1914. - №7-8. – С.71-85.

12. К вопросу об обременении учеников наших гимназий // Русская школа. - 1891. - №10. - С.94-113.

13. К дефектам средней школы // Русская школа. - 1905. - №9-12. - С.161-168.

14. Лиховицкий А. Закон Божий в средней школе // Русская школа. - 1902. - Т.2. - №5-8. - С.221-241.

15. Маянц М.М. Журнал «Педагогический сборник» (к 100-летию со дня выхода) // Советская педагогика. - 1965. - №1. - С.78-85.

16. Молотов А. Семья как основа воспитания // Вестник воспитания. - 1894. - №4. - С.1-26.

17. Надеждин А.Д. Школьная дисциплина и ее воспитание (из пережитого) // Вестник воспитания. - 1898. - №7. - С.56-96.

18. Никольский Ст. Об отношениях учителя к ученикам // Русская школа. - 1897. - №7-8. - С.164.

19. Озерская Ф.С. Журнал «Свободное воспитание» // Советская педагогика. - 1972. - №6. - С.114-124.

20. Отражение войны в жизни детей // Русская школа. - 1915. - №12. С.1-16.

21. Педагогический музей в Киеве // Вестник воспитания. - 1902. - №4. - С.102-104.

22. Р.Г. Настроение учащейся молодежи и современная воспитательная обстановка // Вестник воспитания. – 1915. - №9. – С.93-109.

23. Р.Г. Хроника // Вестник воспитания. - 1913. - №1. - С.92-108.

24. Р.Г. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №4-5. - С.41.

25. Р.Г. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №8-9. - С.23.

26. Роков Г. Об организации школьных наблюдений // Вестник воспитания. - 1904. - №3. - С.119

27. Роков Г. Причины разложения средней школы // Вестник воспитания. - 1906. - №1. - С.97-123.

28. Седов Л. О педагогическом инстинкте и его воспитании // Вестник воспитания. - 1899. - №5. - С.1.

29. Старовский С. О разграничении в воспитательном деле сферы нравственной и юридической // Вестник воспитания. - 1905. - №7-8. - С.75.

30. У.Х. К вопросу об общении учащих с учащимися // Вестник воспитания. - 1907. - №7. - С.193.

31. Федяевская В. Воспоминания учительницы мужской гимназии // Вестник воспитания. - 1907. - №2. - С.145-163.

32. Хлопин В. Самоубийства детей // Вестник воспитания. - 1906. - №5. - С.82.

33. Хроника // Вестник воспитания. - 1908. - №9. - С.97-101.

34. Хроника // Вестник воспитания. - 1909. - №2. - С.121.

35. Хроника // Вестник воспитания. - 1909. - №8. - С.116.

36. Хроника // Вестник воспитания. - 1913. - №5. - С.106-110.

37. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №3. - С.47-61.

38. Хроника // Вестник воспитания. - 1917. - №2. - С.84.

39. Хроника. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. - 1914. - №3. - С.104-119.

40. Шульгин К. О значении педагогического совета в жизни средней школы // Русская школа. - 1895. - №12. - С.88.

 

Семинар 5. Содержание воспитательной деятельности классных наставников в гимназии

Цель: на основе анализа нормативных документов МНП, архивных материалов, воспоминаний воспитанников гимназий выделить основные функции и направления воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии.

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владение языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9).

1. Дисциплинарно-надзорная функция классного наставника (контроль дисциплины и поведения воспитанников, организация учебного процесса).

2. Организационно-попечительская функция классного наставника (ведение документации по классу и отдельному воспитаннику, забота о нуждающихся гимназистах, взаимодействие с семьями, здоровьесберегающее направление).

3. Воспитательная функция классного наставника (религиозно-нравственное, художественно-эстетическое и интеллектуальное направления воспитания).

4. Динамика развития функций и направлений воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. по выделенным этапам.

На основании представленной информации в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается определить тенденции воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века.

На занятии используются фрагменты художественного фильма «Детство Темы» (по одноименному произведению Н.К. Гарина-Михайловского).

Литература к семинару

1. Горшкова В.В., Костецкий, В.В. Исторические смыслы учительства // Педагогика. - 2010. - № 10. - С.58-60.

2. Козлова Г.Н. Образ учителя русской гимназии Х1Х-начала ХХ вв. в литературе // Педагогика. - 2000. - №2. - С.67-69.

3. Колпачева О.Ю. Воспитательный потенциал русской литературы и его реализация педагогами дореволюционной России // Литература в школе. - 2004. - №4. - С.29.

4. Отечественная гимназия в воспоминаниях ее учеников: Хрестоматия и метод. пособие / Сост. М. А. Кондратьева.- Глазов: ГГПИ, 1994. - 55 с.

5. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с.

6. Русских В.Б. Проблема воспитания гражданина и патриота в России ХIХ века // Педагогика. - 2011. - №3. - С.87-88.

7. Рыболова Е.А.Культура российских гимназисток в начале ХХ и ХХI веков // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №3. - С.337-340.

8. Степанова Л.А. Особенности профессиональной подготовки учителя в государственных учебных заведениях России (начало ХХ века) // Педагогика. - 2011. - №3. - С.80.

Семинар 6. Значение опыта второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для решения проблем классного руководителя современной школы

Цель: показать трансформацию основных функций и направлений воспитательной деятельности наставников на современном этапе развития, сформулировать конструктивные выводы.

Формируемые компетенции: владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-4); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПК-9).

1. Условия и факторы осуществления воспитательной деятельности классным руководителем современной школы (политическая ситуация, экономические и социальные процессы, развитие культуры, реформирование системы образования).

2. Трансформация основных функций и направлений воспитательной деятельности наставников на современном этапе.

На основании представленной информации в форме эвристической беседы и дискуссии студентам предлагается сформулировать конструктивные выводы, актуальные для организации воспитательного процесса в современной школе.

Литература к семинару

1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Вербум, 2001. – 64 с.

2. Нефедова Л. Компетентность и образ учителя современной гимназии // Народное образование. - 2006. - №7. - С.215.

3. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. – 335 с.

4. Селиванова Н. Современные тенденции развития воспитания в школе // Воспитательная работа в школе. - 2008. - №3. - С. 13-18.

5. Семенова Н.В. Трансформация роли отечественной школы в ХIХ-ХХI вв. // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №11. - С.88-90.

6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с.

7. Слепенкова Е.А. Работа классного руководителя. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с.

8. Стефановская Т.А. Классный руководитель: вчера, сегодня, завтра. – Иркутск, 2002. – 192 с.

9. Стрельцов А.А. Гимназическое образование: прошлое и настоящее // Педагогика. - 2007. - №7. - С.68.

10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое Общество России, 1999. - 222 с.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

(все задания выполняются в течение семестра)

1. Анализ художественного фильма «Детство Темы» (по одноименному произведению Н.К. Гарина-Михайловского).

2. Подготовка электронной презентации, характеризующей одну из сторон воспитательной системы отечественной дореволюционной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. Презентацию необходимо выполнить в программе MSO PowerPoint, 2003-2007, записать на диск и сдать преподавателю.

3. Сравнительный анализ Уставов гимназий МНП 1864 г. 1871 г.: воспитательный аспект.

4. Анализ научного текста (публикации, касающейся отдельного аспекта воспитательной деятельности современного классного руководителя) и представление научного абстракта (в письменном виде).

Структура научного абстракта Вопрос
Вводное предложение, отражающее актуальность и современное состояние проблемы Почему Вы начали это исследование?
Цель исследования, задачи Что Вы хотели сделать?
Методы (примерная схема исследования) Что Вы делали?
Результаты исследования (теоретические и эмпирические) Что Вы установили?
Собственная позиция, отражающая важность полученных результатов (1-2 предложения) Что это значит?

 

5. Контрольная работа на тему «Классный руководитель: вчера, сегодня, завтра». Студентам необходимо проанализировать содержание публикации педагогической прессы второй половины ХIХ-начала ХХ вв.; представить конспект анализируемой статьи с указанием выходных данных (например: Лиховицкий А. Закон Божий в средней школе // Русская школа. - 1902. - Т.2. - №5-8. - С.221-241.); определить трансформацию проблемы, описанной в статье, в современной педагогической реальности.

ЗАЧЕТ

Проходит в форме собеседования по контрольной работе «Классный руководитель: вчера, сегодня, завтра», при этом в его ходе обсуждается не только содержание работы, но и собственная позиция автора, отношение к анализируемой педагогической проблеме. Студент должен продемонстрировать способность интерпретировать историко-педагогический опыт, проблемы воспитания, понимание механизмов, способов и средств педагогической и воспитательной деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература

1. Кондратьева М.А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. - Глазов, 2002. - 156 с.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед.учебн.заведений / Сластенин В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 2002. - 512 с.

3. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. – 192 с.

4. Шевелев А. Н. Отечественная школа: история и современные проблемы: лекции из истории российской педагогики. - СПб.: КАРО, 2003. - 426 с.

Дополнительная литература

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М., 2003.

2. Горшкова В.В., Костецкий, В.В. Исторические смыслы учительства // Педагогика. - 2010. - № 10. - С.58.

3. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 320 с.

4. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманит.фак.вузов / Сост. С.Ф.Егоров.-М.: Академия, 1999. - 400 с.

5. Козлова Г.Н. Социально-воспитательные традиции русской гимназии ХIХ-начала ХХ в. // Педагогика. - 2009. - №10. - С.69-71.

6. Козлова Г.Н. "Образ жизни" отечественной гимназии конца 19-начала ХХ века/Г.Н. Козлова // Педагогика. - 2000. - №6. - С.71-77.

7. Копылова А.Н. Проблема преемственности в русской педагогике XVIII-XIX вв. // Педагогика. - 2006. - №7. - С.74-81.

8. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. – 335 с.

9. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. – Глазов: ГГПИ, 2008. – 216 с.

10. Панфилова А.Я. Содержание и формы работы классного руководителя: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.137 с.)