Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности адаптации первоклассников к школе
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. Физиология младшего школьника имеет свои особенности. Костная система ребенка находится в стадии формирования: окостенение скелета не завершено. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащегося. Младшие школьники в высокой степени возбуждены. Необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять ребенка. Познавательные процессы []: 1. Внимание.Ученики могут сохранить внимание непрерывно в течение всего урока, короткие паузы полезны, но перерывы (физкультминутки) устраивать нет необходимости. В этом возрасте формируется умение организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им. 2. Память.Память развивается в двух направлениях: преобладает словесно-логическое, смысловое запоминание вместо наглядно-образного; появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление: запоминание, воспроизведение, припоминание. В этот период учителям и родителям необходимо обучать детей приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста. 3. Воображение. Воображение формируется в процессе учебной деятельности, полезны яркие впечатления (при посещении музеев, экскурсий, выставок, просмотре фильмов). Совершенствуется воссоздающее воображение. Творческое воображение также получает дальнейшее развитие. 4. Мышление. У ребенка происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Школьники, знакомясь с новым материалом, учатся рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сравнивать и анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Чтобы эти процессы шли более успешно, необходимо активизировать ребенка с помощью вопросов, советов, споров.
В этот период достаточно заметно происходит формирование личности, закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Характер в младшем школьном возрасте только складывается. За черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности. Это понятие используется для выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности []. Для детей младшего школьного возраста характерны такие качества как импульсивность, упрямство – протест ребенка против тех требований, которые ему предъявляют (привычка к удовлетворению всех его желаний), отзывчивость, непосредственность, любознательность, доверчивость, подражательность, чувство долга. У первоклассниковповышается уровень интересов. Особенно занимает их то, что связано с раскрытием причин и взаимосвязей между явлениями. У большинства детей период поступления в школу совпадает с кризисом семи лет. Он происходит на границе дошкольного и младшего школьного возрастов. Этот перелом может начаться в семь лет, а может сместиться к шести или восьми годам. Как всякий кризис, кризис семи лет не жестко связан с объективным изменением ситуации []. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше – становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им проходят новые.Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.
Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, обиду или досаду, не влияло на становление его личности. Как известно, лишь немногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть особая атмосфера недовольства и высокой требовательности. И наоборот, в обстановке захваливания и восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи — результат усвоения постоянно повторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственного эмоционального опыта []. В период кризиса семи лет проявляется то, что Л.С.Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов в учебе, общении, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности []. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Некоторые из этих переживаний, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности, влиять на развитие самооценки ребенка, на уровень его притязаний. Благодаря обобщению переживаний в семь лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: четверка для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная, основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка — его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется [].
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. Адаптированный к школе первоклассник обладает следующими качествами. 1. Педагогическая готовность: хороший словарный запас, хорошая общая осведомленность, умение развернуто отвечать на вопрос, имеет навыки чтения, счета, письма, рисования, звуковую культуру речи. 2. Интеллектуальная готовность: обладает дифференцированностью восприятия как основой мышления, планомерностью восприятия (наблюдательностью), развитым воображением, хорошей ориентировкой в пространстве и времени, развитым наглядно образным мышлением, умением выделять существенное в окружающей действительности, умением сравнивать, видеть сходное и отличное. Школьник должен обладать развитой тонкой моторикой (владеть карандашом, ручкой, ножницами, кистью), хорошей памятью, интеллектуальной активностью, предпосылками абстрактно-логического мышления, способностью понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы. 3. Мотивационная готовность: у ученика должна присутствовать выраженность познавательных интересов, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем. Эмоционально-волевая готовность: умение управлять своим поведением (на уроке и перемене), сохранение работоспособности в течение рабочего дня или урока, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция, концентрация, устойчивость и переключение внимания, умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре), умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
4. Коммуникативная готовность: желание общаться со взрослыми и детьми, умение установить контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, способность к личностному контакту со взрослыми (в противовес ситуативному), умение устанавливать контакт со сверстниками, войти в детский коллектив и найти свое место в нем, умение выполнять совместную работу, и поддерживать со сверстниками равноправные отношения. Считается что, готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений, личностных качеств, наличие у ребенка сформированной позиции школьника, ориентацию на социальную важность процесса учения, на учебные составляющие школьной жизни, преобладание познавательной мотивации. Кроме того, у ребенка должна быть развита произвольность поведения, что предполагает успешную адаптацию. Потенциальным подходом к анализу приспособительных возможностей организма ребенка является изучение его функционального состояния. Согласно концепции известных физиологов (P.M.Баевского, Ю.Н.Волкова, В.В.Парина), особенности адаптивных реакций можно оценить с помощью анализа механизмов регуляции кардиоритма, потому что специфика дает возможность получения прогностической информации о функциональном состоянии всего организма. Переход к школьному обучению в корне изменяет весь образ жизни ребенка. Приходя в школу, ребенок открывает для себя новую социальную позицию – позицию школьника, связанную с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей (Н.И.Гуткина). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным (И.Ю.Кулагина). В этом возрасте впервые возникает осмысленная реакция на свои переживания, новое отношение к себе. Переживания приобретают смысл.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.206 (0.01 с.) |