Понятие и виды субъектов международного права. Государство как основной субъект международного права. Правопреемство государств. Понятие, сущность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды субъектов международного права. Государство как основной субъект международного права. Правопреемство государств. Понятие, сущность.



 

Понятие и виды субъектов международного права

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Это также лицо, поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные правоотношения.

Принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории:

1) Основные (первичные) субъекты - это прежде всего государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер.

Территория, власть и население – признаки государства. Суверенитетом государство обладает с момента возникновения.

Унитарное государство – 1 субъект международного права.

В федеративном государстве субъекты, штаты государства не являются самостоятельными субъектами государства.

2) Производные (вторичные) субъекты - это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается в том, что они порождены - именно как субъекты международного права - волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте.

Более 50 тыс.

Самая главная – ООН (18 спец учреждений ЮНЕСКО, МОТ)

Государство определяет деятельность организаций, поэтому организации – вторичный субъект международного права. Организации могут заниматься только той деятельностью, которая определена в уставе этой организации.

3) нации, борющиеся за независимость- В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающих международными правами и обязанностями.

Государство подобные образования – колонии, ассоциированные государства (Пуэрто-Рико), самоуправляющиеся колонии (Каймановы острова).

Намибия – вышла из протектората Южной Африки.

Палестина – получили широкую автономию.

 

Государство как основной субъект международного права

Государства являются основными субъектами международного права; Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами.

Таким образом, с точки зрения современного международного права, государство - это образование, обладающее определенной территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать формальные отношения с другими аналогичными образованиями.

Суверенитетом государство обладает с момента возникновения.

Виды государств как субъектов МП:

Государства в зависимости от своей территориально-организационной структуры могут быть простыми (унитарными) и сложными.

1) Унитарное государство представляет собой единое государственное образование с единой системой высших органов государственной власти и управления. В области внешних сношений оно выступает в качестве единого субъекта международного права. К унитарным государствам относятся Франция, Италия, Швеция, Япония, большинство стран Африки и Латинской Америки.

2) Сложные – конфедерация и федерация

Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения определенных задач.

Члены конфедерации остаются субъектами международного права, им может быть и конфедерация в целом, если государства при ее создании возложили на нее определенные права и обязанности.

 

В прошлом конфедерациями являлись: США (1776-1787 гг.), Швейцария (1291-1848г.г), Германия (1815-1866 гг.).

- Федерация - это не просто союз государств, а союзное государство.

Федерация сама является субъектом международного права. К федеративным государствам относятся - РФ, США, Канада, ФРГ, Бразилия, Индия и др.В федеративном государстве субъекты, штаты государства не являются самостоятельными субъектами государства.

В теории международного права содержание правосубъектности государств раскрывается через основные (фундаментальные) права и обязанности.

Права: суверенное равенство государств, право на независимость, осуществление верховенства над своей территорией, право на оборону и пр.

Из них вытекают и соответствующие обязанности: уважение суверенитета остальных государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание международной безопасности, развитие экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды и т.д.

Для подтверждения за конкретным государством статуса субъекта международного права, необходимо его признание. Признание - это политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в международном общении.

Это чрезвычайно важный аспект в международном праве. Так с развалом СССР и вместе с ней ряда государств, составлявших социалистический лагерь, образовалось несколько новых субъектов международного права.

Правопреемство государств. Понятие, сущность. Конвенция «Правопреемствование м/н договоров» 1978 «О правопреемственной собственности и долга» Объект правопреемственности – территория.

Недвижимое имущество остается там, где стоит. Движимое имущество остается там, где функционирует или зарегистрировано.

Долги делятся пропорционально той собственности, которое остаётся у каждой из сторон.

Архивы остаются там, где они нужны.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:

1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство;5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии;

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVII—XIX вв. государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника. Негативная теория была выдвинута в начале XX в. Ее сторонники полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Согласно совр. взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переход. от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное знач имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принц.мп, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия, захват чужой территории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.007 с.)