Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим.



Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

1. Комментируемой статьей определяются основания расторжения трудового договора с муниципальным служащим. Юридические факты, лежащие в основе прекращения трудового договора на муниципальной службе, отличаются многообразием и могут классифицироваться по самым разным основаниям. В самом общем виде они могут быть представлены следующим образом: - юридические факты-обстоятельства, не зависящие от воли сторон; - соглашение сторон; - юридические факты-обстоятельства нарушения обязательных правил заключения трудового договора; - инициатива муниципального служащего; - инициатива представителя нанимателя (работодателя). Прекращение трудового договора на муниципальной службе не всегда означает увольнение муниципального служащего. Например, при окончании срока срочного трудового договора с муниципальным служащим может быть заключен другой договор. В соответствии с трудовым законодательством общими основаниями прекращения трудового договора на муниципальной службе являются: - соглашение сторон (ТК РФ, ст. 78); - истечение срока трудового договора (ТК РФ, ст. 79), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются, и ни одна из сторон не потребовала их прекращения; - расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего (ТК РФ, ст. 80); - расторжение трудового договора по инициативе представителя нанимателя (работодателя) (ТК РФ, ст. 71, 81); - отказ муниципального служащего от продолжения работы в связи с реорганизацией муниципального органа (ТК РФ, ст. 75); - отказ муниципального служащего от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ТК РФ, ст. 74, п. 4); - отказ муниципального служащего от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ТК РФ, ст. 73, п. 3, 4); - обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ТК РФ, ст. 83); - нарушение установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ТК РФ, ст. 84). Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами. Трудовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон, комментируемой статьей не устанавливается как-либо ограничений на расторжение трудового договора по данному основанию. Соглашение сторон отражает договорный характер трудовых отношений, для расторжения трудового договора недостаточно только желания муниципального служащего или представителя нанимателя, необходимо обоюдное волеизъявление сторон трудового договора на прекращение служебных отношений. По соглашению сторон трудовой договор прекращается в срок, определенный его сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания расторжения трудового договора возможно лишь при взаимном согласии работника и работодателя (постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Трудовой договор на муниципальной службе может быть расторгнут без чьей-либо инициативы. В основе расторжения такого договора лежит определенный юридический факт-событие (обстоятельство). К таким фактам можно отнести истечение срока трудового договора. Данный юридический факт касается срочного трудового договора. Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия муниципальный служащий должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего муниципального служащего.

Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы. Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего муниципального служащего, прекращается с выходом его на работу. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (ТК РФ, ст. 261).

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины представитель нанимателя (работодатель) обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу представителя нанимателя (работодателя), но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то представитель нанимателя (работодатель) имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда представитель нанимателя (работодатель) узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую, имеющуюся у представителя нанимателя (работодателя) должность. При этом представитель нанимателя (работодатель) обязан предлагать ей все, имеющиеся у него вакансии (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья.

Трудовой договор на муниципальной службе также подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) призыв муниципального служащего на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Призыв на военную службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а прохождение альтернативной гражданской службы регламентируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Основанием для расторжения трудового договора является повестка военного комиссариата о явке на призывной пункт для отправки по месту прохождения военной службы. Комментируемым Законом не оговаривается возможность возвращения гражданина на замещаемую должность муниципальной службы после прохождения военной или альтернативной гражданской службы. Согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" за призванным работником сохраняется право поступления в ту же организацию по возвращении из армии;

2) восстановление в должности муниципального служащего, ранее замещавшего эту должность, по решению государственной инспекции труда или суда (см. комментарий к п. 6 ст. 18);

3) комментируемой статьей п. 2, 3 дополнительно к трудовому законодательству оговариваются основания расторжения трудового договора в случаях несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой (см. комментарий к ст. 13, 14);

4) признание муниципального служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полная нетрудоспособность исключает возможность использования труда муниципального служащего, перевод его на другую должность невозможен и, следовательно, трудовой договор подлежит прекращению. Факт наступления полной нетрудоспособности удостоверяется соответствующим медицинским заключением (см. Правила признания лица инвалидом (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95);

5) смерть муниципального служащего, а также признание судом работника умершим или безвестно отсутствующим. Смерть муниципального служащего, а также признание его судом безвестно отсутствующим является обстоятельством, прекращающим трудовые отношения, поскольку проистекает из правовой природы трудового договора. Факт смерти муниципального служащего устанавливается органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

Признание судом муниципального служащего умершим или безвестно отсутствующим осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем. А при невозможности установить этот месяц началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое января следующего года (ГК РФ, ст. 42).

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, в течение шести месяцев.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ГК РФ, ст. 45). В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ГК РФ, ст. 44);

6) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

7) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. Согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться: - признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; - наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития; - постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; - выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; - уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск муниципального служащего к государственной тайне может быть прекращен по решению представителя нанимателя (руководителя) в случаях: - возникновения вышеобозначенных обстоятельств; - расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; - однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

Прекращение допуска муниципального служащего к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает муниципального служащего от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска муниципального служащего к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд. Муниципальный служащий, допущенный или ранее допускавшийся к государственной тайне, может быть временно ограничен в своих правах. Ограничения могут касаться: - права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; - права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; - права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне;

8) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе. Отмена решения суда о восстановлении муниципального служащего на работе также является основанием расторжения трудового договора. Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 2, 7, 8 допускается, если невозможно перевести муниципального служащего с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Под иной работой подразумевается как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которую муниципальный служащий может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель (представитель нанимателя) обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии. Дополнительно к трудовому законодательству комментируемой статьей п. 1 ч. 1 устанавливается еще одно основание расторжения трудового договора по не зависящим от воли сторон - это достижение муниципальным служащим предельного возраста замещения должности муниципальной службы. Предельный возраст на муниципальной службе - 65 лет, установлен комментируемым Законом ч. 2 ст. 13. Право муниципального служащего на расторжение трудового договора по личной инициативе (по собственному желанию) вытекает из конституционного права гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду, на свободный выбор места и формы труда, а также возможности беспрепятственно менять вид труда.

Муниципальный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом представителя нанимателя (работодателя) в письменной форме не позднее, чем за две недели. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения представителем нанимателя (работодателем) заявления муниципального служащего об увольнении. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. Трудовым законодательством обозначены случаи, когда представитель нанимателя (работодатель) обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении муниципального служащего. Эти случаи обусловлены невозможностью продолжения муниципальным служащим работы, а именно: - нарушения представителем нанимателя (работодателем) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - нарушения представителем нанимателя (работодателем) условий коллективного договора, соглашения или трудового договора.

При этом необходимо иметь в виду, что указанные нарушения должны быть установлены уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.

До истечения срока предупреждения об увольнении муниципальный служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

По истечении срока предупреждения об увольнении муниципальный служащий имеет право прекратить работу. В последний день работы представитель нанимателя (работодатель) обязан выдать муниципальному служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению муниципального служащего и произвести с ним окончательный расчет. Никакие причины не могут являться основанием для задержки муниципального служащего, пожелавшего уволиться. В случае, если по истечении указанного срока трудовой договор не был расторгнут и не были произведены необходимые мероприятия (выдача трудовой книжки, окончательный расчет и другие) муниципальный служащий вправе прекратить исполнение должностных обязанностей.

Заявление об увольнении по собственному желанию может быть оспорено муниципальным служащим в суде в соответствии со ст. 178, 179 ГК РФ, если оно подано под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угроз, стечения тяжелых обстоятельств. Если иск об оспаривании удовлетворяется, заявление считается недействительным. Кроме того, сторона, по иску которой сделка (расторжение договора и увольнение муниципального служащего) признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненного ей реального ущерба, если докажет, что заблуждение возникло по вине другой стороны. Если это не доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если заблуждение возникло по обстоятельствам, не зависящим от заблуждавшейся стороны. Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и муниципальный служащий не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается. Трудовой договор на муниципальной службе может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя). В отличие от муниципального служащего представитель нанимателя (работодатель) существенно ограничен трудовым законодательством в своей возможности расторгать трудовой договор по собственной инициативе. Действующее трудовое законодательство исходит из предпосылок обеспечения стабильности трудовых правоотношений, а также защиты интересов наемных работников. Исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть уволен работник по инициативе работодателя, устанавливается трудовым законодательством. Увольнение по инициативе работодателя возможно при соблюдении порядка увольнения, установленного трудовым законодательством.

На муниципальной службе трудовой договор по инициативе представителя нанимателя (работодателя) может быть расторгнут по следующим основаниям:

1) ликвидация муниципального органа. Комментируемой статьей не устанавливаются обязанности представителя нанимателя (работодателя) при ликвидации муниципального органа предлагать муниципальным служащим иные должности муниципальной службы. Не содержит данной обязанности и трудовое законодательство. Кроме этого трудовое законодательство и комментируемая статья не содержит ограничений увольнения муниципальных служащих, находящихся в отпуске или в период временной нетрудоспособности. Допускается увольнение беременных женщин в случае ликвидации муниципального органа (ТК РФ, ст. 261);

2) сокращение в муниципальном органе должностей муниципальной службы. Увольнение муниципального служащего по данному основанию, допускается, если невозможно его перевести с письменного согласия на другую имеющуюся у представителя нанимателя (работодателя) работу. Под другой работой рассматриваются как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом представитель нанимателя (работодатель) обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии.

При увольнении по данному основанию представителю нанимателя (работодателю) следует помнить, что трудовым законодательством установлено преимущественное право на оставление на муниципальной службе некоторых категорий работников.

При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ТК РФ, ст. 179). При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: - семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); - лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; - работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; - инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; - работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации. Однако ввиду императивного характера ст. 179 ТК РФ коллективный договор может лишь дополнить содержание ст. 179, не изменяя при этом ни "очередности" предоставления рассматриваемого права, ни перечня категорий работников.

Трудовым законодательством устанавливается особый порядок прекращения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с личностью работника. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией муниципального органа, сокращением муниципальных должностей муниципальные служащие предупреждаются представителем нанимателя (работодателем) персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Не допускается увольнение муниципального служащего по инициативе представителя нанимателя (за исключением случая ликвидации муниципального органа) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Представитель нанимателя (работодатель) с письменного согласия муниципального служащего имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Представителем нанимателя по собственной инициативе может быть расторгнут трудовой договор муниципальным служащим при наличии виновных действий со стороны работника;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Комментируемой статьей допускается увольнение муниципального служащего, вследствие отсутствия надлежащей квалификации (решение принимается по итогам аттестации) по следующим основаниям: - если представитель нанимателя не имел возможности предоставить муниципальному служащему вакантную должность в той же организации; - если муниципальный служащий отказался от предложенной должности или работы.

Увольнение муниципального служащего, являющегося членом профсоюза по указанным основаниям производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ТК РФ, ст. 82).

При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения муниципального служащего, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. При принятии решения о возможном расторжении трудового договора по указанным основаниям с муниципальным служащим, являющимся членом профессионального союза, представитель нанимателя направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций, представитель нанимателя (работодатель) по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении муниципального служащего в должности с оплатой вынужденного прогула. Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда. Представитель нанимателя (работодатель) имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия муниципального служащего, когда за ним сохраняется должность (ТК РФ, ст. 373);

4) неоднократного неисполнения муниципальным служащим без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Круг обязанностей муниципального служащего определяется должностной инструкцией (должностным регламентом). Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" определяется, что к нарушению трудовой дисциплины относится неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него обязанностей. Нарушением трудовой дисциплины считается несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений приказов администрации, технических правил. Муниципальный служащий по данному основанию может быть уволен только при условии, что к нему было применено дисциплинарное взыскание (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации");

5) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

- прогула, т.е. отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня; - появления муниципального служащего на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации или объекта, где по поручению работодателя муниципальный служащий должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; - разглашения охраняемой законом тайны (государственной, служебной и иной), ставшей известной муниципальному служащему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого муниципального служащего; - совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; - установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения муниципальным служащим требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

6) совершения виновных действий муниципальным служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны представителя нанимателя (работодателя). Такими муниципальными служащими являются те, которые относятся к категории лиц, несущих материальную ответственность за вверенные им денежные и товарные ценности. Не могут быть уволены в связи с утратой доверия бухгалтера, поскольку материальные ценности им непосредственно не вручаются;

7) принятия необоснованного решения руководителем муниципального органа, его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу муниципального органа;

8) однократного грубого нарушения руководителем муниципального органа, его заместителями своих трудовых обязанностей;

9) представления гражданином (муниципальным служащим) представителю нанимателя (работодателю) подложных документов при заключении трудового договора;

10) в других случаях, установленных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Не допускается увольнение муниципального служащего по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации муниципального органа) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

На муниципальной службе трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных ТК РФ и иными федеральными законами правил заключения трудового договора. А именно:

1) заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью заключается в запрете на замещение должностей государственной службы, в органах местного самоуправления, а также в запрете на определенную профессиональную деятельность (врачебная, педагогическая). Оно устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания. Правила применяются только в течение установленного решением суда срока;

2) заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом. Основные квалификационные требования к замещению должностей муниципальной службы установлены ст. 12 комментируемого Закона. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами. Указанные квалификационные требования разрабатываются на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы;

4) как установлено в п. 3 ч. 1 ст. 19, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1., 15 настоящего Закона (см. комментарии к соответствующим статьям);

5) Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ комментируемая статья дополнена п. 4 ч. 1., согласно которому трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае применения административного наказания в виде дисквалификации.

Согласно ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Трудовой договор прекращается, если невозможно перевести муниципального служащего с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую муниципальный служащий может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать муниципальному служащему все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него. В случае отсутствия указанных вакансий трудовой договор должен быть расторгнут.

Если нарушение правил заключения трудового договора допущено не по вине муниципального служащего, то ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине муниципального служащего, то представитель нанимателя (работодатель) не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие не выплачивается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.052 с.)