Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика табличного умножения и деления.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Методика табличного умножения и деления. Тема «Табличное умножение и деление» начинается с повторения таблиц умножения двух и деления на два, которые составлялись и заучивались параллельно с рассмотрением вопросов теории. Здесь же вводятся термины «четные числа» и «нечетные числа». Далее последовательно составляются аналогичные таблицы для трех, четырех, пяти и т.д. Возможность одновременного составления таблиц умножения и деления обусловлена той подготовительной работой, которая предшествовала табличных случаев умножения и деления. При их составлении используется следующая методика: Первая таблица составляется по постоянному первому множителю, например: 3*3, 3*4, 3*5, 3*6, 3*7, 3*8, 3*9. Ее заучивание всех случаев, полученных в результате перестановки множителей, т.е. 4*3, 5*3, 6*3, 7*3, 8*3, 9*3, которые войдут соответственно в последующие таблицы (умножения четырех, пяти, шести), каждая из которых последовательно сокращается и начинается с умножения одинаковых множителей. Усвоение взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения, сформированность умения находить множитель по произведению и другому множителю являются также основной для получения результатов табличного деления: 9:3, 12:3, 15:3, 18:3, 21:3, 24:3, 27:3 и 12:4, 15:5, 18:6, 21:7, 24:8, 27:9. Таким образом, сразу составляются четыре столбика таблицы и в процессе различных упражнений усваиваются учащимися. При вычислении результатов в первом столбике таблицы учащиеся пользуются определением действия умножения как суммы одинаковых слагаемых. Они могут: 1) заменить произведение суммой одинаковых слагаемых (3*4 = 3+3+3+3, 3*5 = 3+3+3+3+3); 2) прибавлять данное число к предыдущему результату (3*4=12, 3*5 = 3*4 + 3= 15), 3*6 = 3*5 +3 = 18; 3) вычитать данное число из известного результата (3*10 = 30,3*9 = 3*10 – 3 = 27). Учащиеся достаточно легко справляются с нахождением результатов во всех четырех столбиках таблицы для каждого случая. Определенную методическую сложность представляет заучивание табличных случаев умножения и выработка умения пользоваться ими при получении результатов соответствующих случаем деления. В качестве эффективного средства формирования навыков табличного умножения и деления можно, например, использовать решение взаимообратных задач на наглядном материале. Обращение к наглядности и практическим действиям способствует более быстрому и прочному запоминанию таблиц.
Оформление решения задачи. 1. Арифметический способ решения. Если мы решили задачу этим способам, то можем оформлять решения 4 способами: - по действиям; - по действиям с вопросами; - по действиям с пояснениями; - по выражению 2. Алгебраический способ решения – оформляется в виде уравнения. 3. Геометрический способ решения – с помощью чертежа, схемы. 4. Графический способ решения – с помощью графика или графа. 5. Табличный способ решения – составление таблицы. Оформление этапа задачи, Проверка: 1. Решение и составления обратной задачи (можно составить столько обратных задач, сколько данных в задаче); 2. Метод прикидки; 3. Соотнесение полученных данных к данным задачам; 4. Решение задачи другим способам. Творческая исследовательская работа над задачей им дополнительная работа над уже решенной задачей. Для этого применяются методические приемы способствующие формированию осознанного подхода к решению задачи: 1. Приемы преобразования. Для этого предлагаются задания: - преобразования данных задач - преобразования вопроса к данному условию - преобразования условия к данному вопросу - преобразования текста задачи, так чтобы оно решалось другим действием, стало составной задачей, стало не решаемой задачей, стало задачей с лишними данными, стало задачей с недостающими данными. 2. Приемы сравнения. Для этого предлагаются задания в которых: - одинаковые условия, но разные вопросы; - одинаковые вопросы, но разные условия; - задачи, в которых одинаковый способ решения, но различные математические содержание и обратно; - сравнение задач с близким сюжетом и математическим содержанием, но разным уровням трудности. 3. Методические приемы составления задач с учащимися по таблице, по краткой записи, по числовым данным, по решению, по уравнению, по выражению. 4. Классификация задач и их систематизация: - по действиям, с помощью которых они могут быть решены; - задачи, которые можно решить устно; - задачи, которые решаются в 1, 2, 3 и.т.д. действия
Помощь решению задачи тем, кто затрудняется им можно предложить различные карточки с краткой записью, с примерами с окошечками, примерами с пояснениями, отдельные вопросы и т.д.
Числовые выражения В математике под выражением понимают построенную по определенным правилам последовательность математических символов, обозначающих числа и действия над ними. Выражения бывают: числовые (7, 5+6); буквенные (а, 7-в). Уже при изучении темы «Десяток» в словарь учащихся вводятся названия арифметических действий, термины «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Помимо терминологии, они должны также усвоить и некоторые элементы математической символики, в частности, знаки действий; они должны научиться читать и записывать простейшие математические выражения вида 5+4 (сумма чисел 5 и 4); 7-2 (разность чисел 7 и 2). Сначала учащиеся знакомятся с термином «сумма» в значении числа, являющегося результатом действия сложения, а затем в значении выражения. Прием вычитания вида 10-7, 9-6 и т.п. основан на знании связи между сложением и вычитанием. Поэтому необходимо научить детей представлять число (уменьшаемое) в виде суммы двух слагаемых (10 это сумма чисел 7 и 3). С выражением, содержащим два и более арифметических действия, дети знакомятся на первом году обучения при усвоении вычислительных приемов +9, +3, +1. Они решают прмеры вида 3+1+1, 6-1-1 и др. Вычисляя, например, значение первого выражения, уеник поясняет: «к трем прибавить один, получается четыре, к четырем прибавить один, получится пять». Учащиеся нач. классов фактически знакомятся с тождественными преобразованиями выражений. Тождественное преобразование выражений – это замена данного выражения другим, значение которого равно значению данного. С преобразованием выражений учащиеся встречаются с 1 класса в связи с изученмием свойств арифметических действий. Например, при решении примеров вида 10+(50+3) удобным способом дети рассуждают так: «Удобнее десятки сложить с десятками и к полученному результату 60 прибавить 3 единицы. Запишу: 10+(50+3) = (10+50)+3=63» Выполняя задание, в котором надо закончить запись: (10+7)*3 = 10*3…, дети объясняют: «Слева сумму чисел 10 и 7 умножают на число 3, справа первое слагаемое 10 этой суммы умножили на число 3; чтобы сохранился знак «ровно», надо второе слагаемое 7 также умножить на число 3 и полученные произведения сложить. Запишу так: (10+7)*3=10*3+7*3. Буквенные выражения В нач. классах предусматривается проведение – в тесной связи с изучением нумерации и арифметических действий – подготовительной работы по ракрытию смысла переменной. С этой целью в учебники математики включаются упражнения, в которых переменная обозначается «окошками». Равенства и неравенства Ознакомление учащихся с равенствами и неравенствами связано с решением следующих задач: - научить устанавливать отношение «больше», «меньше» или «равно» между выражениями и записывать результаты сравнения с помощью знака; - научить читать равенства и неравенства. Методика формирования у младших школьников представлений о числовых равенствах и неравенствах предусматривает следующую этапность работы. На 1 этапе, в первую учебную неделю, первоклассники выполняют упражнения на сравнение совокупностей предметов.
На 2 этапе учащиеся выполняют сравнение чисел, сначала оприаясь на предметную наглядность, а затем на то свойство чисел натурального ряда, в соответствии с которым из двух различных чисел то число больше, которое при счете называют больше, а то числа меншье, которое называют раньше. Так же можно сравнивать величины: 4дм 5 см ˃ 4дм 3см, так как дециметров в них содержится поровну, а сантиметров в первой величине больше, чем во второй. На 3 этапе переходят к сравнению выражений вида 6˂6 +1; 4-1˃2; 5+2=10-3 и т.п. Подобные упражнения вводятся уже при изучении сложения и вычитания в пределах 10. Их полезно выполнить с опорой на наглядность, например: учащиеся выкладывают на партах слева четыре куржка, а справа – четыре треугольника. Выясняется, что фигур поровну – по 4. Записывают равенство 4=4. Затем дети добавляют к фигурам слева один кружок и записывают сумму 4+1. Слева фигур больше, чем справа, значит, 4+1˃4. Используя прием уравнения, учащиеся переходят от неравенства к равенству. Например, на наборное полотно ставят 3 гриба и 4 белочки. Чтобы грибов и белочек было поровну, можно: 1. Добавить лдин гриб (тогда будет 4 гриба и 4 белочки) или 2. Убрать одну белочку (тогда будет 3 гриба и 3 белочки). На наборном полотне 5 легковых и 5 грузовых машин. Чтобы одних машин было больше, чем других, можно: 1. Убрать одну (две, три) машину (легковую или грузовую) или 2. Добавить одну (две, три) машину. Постепенно при сравнении выражений дети переходят от опоры на наглядность к сравнению их значений. Этот способ в начальных классах является основным. При сравнении выражений учащиеся могут также опираться и на знания: а) взаимосвязи между компонентами и результатами арифметического действия: 20+5*20+6; б) отношений между результатами и компонентами арифметических действий: 15+2*15; в) смысла действия умножения: 5+5+5+5+5*5 3. Основным способом при рассмотрении неравенств с переменной является способ подбора. Уравнение Уравнение в начальном курсе математики трактуется как равенство, содержащее букву. Решить уравнение – значить узнать, при каких значениях буквы уравнение обращается в верное равенство. На подготовительном этапе выполняются следующие два вида упражнений: 1. Решаются способом подбора примеры с «окошком» вида: +3=7; 8 - =5 2. Раскрываются связь между слагаемым и суммой (правило нахождения неизвестного слагаемого).
Длина отрезка На первом этапе учитель выясняет, какие представления имеют учащиеся об изучаемой величине. С этой целью можно, например, показать два карандаша одного цвета, но разной длины и попросить охарактеризовать их. Умело направляя ответы детей с помощью наводящих вопросов, следует обратить внимание именно на признак длины и добиться, чтобы они не только ответили, что один из карандашей длиннее, а другой короче, но и попытались доказать это, например, путем приложения карандашей друг к другу. Использование мерок для сравнения длин отрезков подготавливает учащихся к осознанию самого процесса измерения. Например, на доске начерчены два отрезка (90см и 120см). При этом они расположены так, что дать обоснованный ответ о том, какой из отрезков длиннее (короче), нельзя (способ наложения или приложения в этом случае не применим). Учитель показывает ученикам палочку длиной 30см, называет ее меркой и предлагает с ее помощью сравнить длины отрезков. Учащиеся самостоятельно укладывают планку сначала по длине одного отрезка, затем другого. Созданная проблемная ситуация поможет учащимися осознать тот факт, что для сравнения длин отрезков необходимо пользоваться одной меркой. Это подготовит их к пониманию того, что значение величины зависит от единицы измерения. Усвоение этого продолжается в процессе выполнения различных упражнений. В результате практических работ учащиеся подводятся к выводу о необходимости введения единицы измерения длины – сантиметра. Учитель знакомит детей с линейкой и с правилами измерения длин отрезков с помощью этого инструмента. Масса тела, емкость. Задачи изучения темы: 1. Сформировать конкретное представления о массе тела и емкости сосудов. 2. Познакомить учащихся с единицами массы (кг, г, т, ц) и их соотношениями и единицей емкости – литром. 3. Сформировать умение переводить массы, выраженные в единицах одних наименований, в единицы других наименований. 4. Сформировать умение складывать и вычитать массы, выраженные в единицах двух различных наименований, а также умножать и делить массу на число. Формирование временных представлений. Задачи изучения темы: 1. Познакомить учащихся с единицами времени и их соотношениями. 2. Научить определять время по часам. 3. Сформировать умение складывать и вычитать величины, выраженные в единицах времени, а также умножать и делить их на число. Площадь фигуры. Задачи изучения темы: 1. Сформировать конкретные представления о площади и ее измерении. 2. Разъяснить учащимся способ вычисления площади прямоугольника и сформировать умение применять этот способ для решения практических задач.
30. Основные требования в математической подготовке учащихся по годам обучения. Требования к математической подготовке учащихся к концу первого года обучения По разделу "Изучение чисел" Иметь представление:
По разделу "Изучение действий" Иметь представление: По разделу "Изучение элементов геометрии" Иметь представление: По разделу "Изучение величин" Иметь представление: По разделу "Задачи" (подготовительный этап) Уметь: Минимальный базовый уровень Называть, приводить примеры: Требования к математической подготовке учащихся к концу второго года обучения По разделу "Изучение чисел" Иметь представление: По разделу "Изучение действий" Иметь представление: По разделу "Изучение элементов геометрии" Иметь представление: По разделу "Величины и их изменение" Иметь представление: По разделу "Работа с задачами" Иметь представление: Минимальный базовый уровень Называть, приводить примеры: Требования к математической подготовке учащихся к концу третьего года обучения По разделу "Изучение чисел" Иметь представление: По разделу "Изучение действий" Иметь представление: По разделу "Изучение элементов геометрии" Иметь представление: По разделу "Изучение величин" Иметь представление: По разделу "Работа с задачами" Иметь представление: Минимальный базовый уровень Различать: 4-Й КЛАСС Изучение чисел (56 ч.) Натуральные числа Дробные числа Положительные и отрицательные числа Изучение действий (80 ч.) Сложение и вычитание Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу. В результате изучения математики ученик должен: знать/понимать • последовательность чисел в пределах 100 ООО • таблицу сложения и вычитания однозначных чисел • таблицу умножения и деления однозначных чисел • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях уметь • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 ООО ООО • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых • пользоваться изученной математической терминологией • выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста • выполнять деление с остатком в пределах ста • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа) • выполнять вычисления с нулем • вычислять значение числового выражения, содержащего два-три действия (со скобками и без них) • проверять правильность выполненных вычислений • решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий); • чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки) • вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.) • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости • определения времени по часам (в часах и минутах) • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) • оценки размеров предметов «на глаз» • самостоятельной конструкторской деятельности (с учётом возможностей применения разных геометрических фигур)
Методика табличного умножения и деления. Тема «Табличное умножение и деление» начинается с повторения таблиц умножения двух и деления на два, которые составлялись и заучивались параллельно с рассмотрением вопросов теории. Здесь же вводятся термины «четные числа» и «нечетные числа». Далее последовательно составляются аналогичные таблицы для трех, четырех, пяти и т.д. Возможность одновременного составления таблиц умножения и деления обусловлена той подготовительной работой, которая предшествовала табличных случаев умножения и деления. При их составлении используется следующая методика: Первая таблица составляется по постоянному первому множителю, например: 3*3, 3*4, 3*5, 3*6, 3*7, 3*8, 3*9. Ее заучивание всех случаев, полученных в результате перестановки множителей, т.е. 4*3, 5*3, 6*3, 7*3, 8*3, 9*3, которые войдут соответственно в последующие таблицы (умножения четырех, пяти, шести), каждая из которых последовательно сокращается и начинается с умножения одинаковых множителей. Усвоение взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения, сформированность умения находить множитель по произведению и другому множителю являются также основной для получения результатов табличного деления: 9:3, 12:3, 15:3, 18:3, 21:3, 24:3, 27:3 и 12:4, 15:5, 18:6, 21:7, 24:8, 27:9.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.082 с.) |