Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тактика обследования ребенка в ПМПК.
При обследовании детей в условиях психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) необходимо вначале тщательно ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией. 1.Изначально отмечается цель обращения, кем направлен ребёнок (лицо, учреждение) на обследование. 2.Затем семейный анамнез (анализ данных о семье ребёнка: заболевания,особ-ти родств-в, семейно-быт.условия, взаимоотнош.родств-в). 3.Личный анамнез реб-ка. (протекание беременности, родов; рост, вес ребёнка при родах; оценка по шкале Апгар; перенесённые ребёнком заболевания и т.д.) 4.История оказания помощи ребёнку. (где, как и кем воспитывался и обучался до обследования, какую получал кор-пед.помощь, результаты работы. 5.Особенности внешнего вида ребёнка. (Особенности телосложения, чистота одежды, кожи, цвет лица,особые приметы, эмоц.состояние.) К ней относятся данные врачей-специалистов о физическом и психическом здоровье ребенка; состоянии его анализаторов; типе нервной системы, особенностях поведения; характеристика из школы или детского сада (навыки общения ребенка со сверстниками, взрослыми и т. д.); продукты деятельности самого ребенка (школьные тетради, рисунки, поделки и т. п.). Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. Так, например, детей с выраженным отставанием в развитии и малоконтактных целесообразно обследовать с помощью игрового материала. Этот же материал следует широко привлекать и при обследовании детей с нарушениями речи и слуха дошкольного возраста. Обследование ребенка, имеющего отставание в речевом развитии или его нарушение, ПМПК обеспечивает: * раннее выявление особенностей развития ребенка, обусловливающих проблемы в учебе и поведении; * проведение специализированных курсов коррекционно-развивающих занятий для таких детей; * сопровождение детей со стойкими трудностями в учебе и адаптации в социуме; * консультирование родителей и учителей по вопросам эффективной помощи таким детям, индивидуального подхода в обучении. Задачи обследования речи совместно решают учитель-дефектолог и логопед. Логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание он уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами. Учитель-дефектолог совместно с логопедом исследует состояние связной речи, так как при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.
Дифференциальная диагностика интеллектуальной недостаточности (умственной Отсталости). При диагностике ИН применяют следующие подходы: Традиционный медицинский подход – врачи пользуются 2-мя критериями: § Наличие органических нарушений ЦНС; § Отсутствие прогридиентности (усиления состояния) Психометрический подход – в его основе лежит количественная оценка развития. Основной метод – тест (стандартизированные процедуры). Желательно, чтобы результаты теста (на IQ) были дополнены данными о социальной адаптации. Патопсихологический подход - в его основе лежит качественный показатель развития (структура дефекта). Основной метод – метод патопсихологического эксперимента (стандартизированные процедуры). С этой позиции ИН характеризуется 2-мя признаками: тотальность недоразвития, иерархичность. Качественной характеристикой является инактивность. Оценочные критерии: § Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.); § Динамические свойства мышления (темп, гибкость и др.); § Мотивационный (деятельностный) компонент. Одним из значимых диагностических критериев будет то, что они нуждаются в обучающей помощи (наиболее эффективна), остальные виды помощи недостаточны из-за узости ЗБР. Ребенок не умеет самостоятельно применять полученные знания в новых условиях. Диагноз олигофрении чаще всего не вызывает особых трудностей у клиницистов. Анамнестические сведения о задержке психического и физического развития в детстве, данные о неспособности к усвоению школьной программы, об обучении во вспомогательной школе позволяют предположить дебильность. Клинико-психопатологический метод дает возможность четко определить расстройство познавательной функции интеллекта (малый объем знаний, неспособность оперировать имеющимися знаниями, недостаточная умелость и пр.). Довольно легко выявляются различные эмоционально-волевые нарушения. Из дополнительных методов обследования особое значение имеют патопсихологические, многие из которых касаются выяснения степени интеллектуальной недостаточности. Применяют методики исследования мышления (предметная классификация, методики исключения, сравнения понятий, объяснение пословиц и метафор, установление последовательности событий по серии рисунков, ассоциативный эксперимент); памяти (заучивание 10 слов, коротких рассказов, метод пиктограмм); навыков счетных операций, уровня притязаний, самооценки, критических способностей. Метод Векслера, несмотря на критическое отношение к тестам, принятое в отечественной литературе, достаточно информативен и дает в сочетании с другими патопсихологическими методиками отчетливое представление о степени интеллектуальной недостаточности.
Для диагностики олигофрении имеют значение данные неврологического обследования больного. В ряде случаев целесообразны биологические исследования, уточняющие генез олигофрении (пробы на токсоплазмоз, конгенитальный сифилис и др.), исследования полового хроматина, кариотипа, выяснение генеалогических данных больного. Дифференциальная диагностика зачастую проводится с ранним органическим поражением головного мозга. Она весьма затруднительна. В. А. Гурьева и Э. А. Бурелов (1977) считают, что в отличие от олигофрении для органических поражений характерны психоорганический синдром, выраженность цереббрастенических нарушений, больший полиморфизм клинической картины, очерченные психопатоподобные состояния. Реже, особенно при апатико-абулических проявлениях, возникает необходимость дифференцировать олигофрении с шизофренией. При олигофрении сохраняются определенная адекватность ситуации и влияние средовых воздействий. Недостаточность волевого напряжения у таких лиц удается корригировать психотерапевтическими воздействиями. Олигофрены под влиянием окружающих могут действовать целенаправленно. Бездеятельность, пассивность сменяются у них периодами расторможенности влечений с появлением примитивных интересов, связанных с инстинктивной деятельностью. У больных шизофренией отмечается истинное аутистическое поведение, абулия у них может быть уменьшена в результате медикаментозной терапии, их эмоциональные реакции более паратимические. Наконец, в рамках шизофрении могут возникать различные продуктивные расстройства, не свойственные олигофрении.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.84.90 (0.008 с.) |