Тема 10. 5. Особенности национального искусства на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. 5. Особенности национального искусства на современном этапе



Основные понятия и термины по теме: фольклор, народное искусство, профессиональное искусство.

План изучения темы:

1. Истоки национального искусства.
2.Особенности становления разных видов искусства; литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства.
3. Выдающиеся деятели: композиторы, музыканты, исполнители, писатели.
4. Национальное искусство на современном этапе.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность и своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.

Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году. Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы. Ислам создал и укрепил главные традиции татаро-булгарской культуры. Образы доисламской языческой мифологии - изображение птиц, животных и, иногда, человека заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментом, который становится доминирующим.

В то время как на Руси в искусстве утверждаются библейско-христианские изобразительные мотивы, в булгарском декоративном искусстве, как и в странах Востока, эстетическим и художественным принципом становится узорность и декоративность.

Новый этап развития культуры и искусства связан с включением Булгарии в состав Золотой Орды в 1236 году, имперская культура которой представляла собой симбиоз тюркских, монгольских и среднеазиатских культурных традиций с характерной для них пышностью орнамента и богатством декора, с использованием различных драгоценных металлов камней и самоцветов. Особое значение приобретает создание предметов, связанных с убранством коня и экипировкой воина, производство оружия и других, присущих тюркской кочевой среде, художественных изделий.

С распадом Золотой Орды появляется ряд независимых татарских государств: Астраханское, Казанское, Сибирское и Касимовское ханства. Казанское ханство, со столицей в городе Казани, сыграло особую роль в судьбе татарского этноса, поскольку именно казанские татары оказались консолидирующим ядром в процессе формировании татарской нации. Столица государства продолжает развивать лучшие традиции зодчества и архитектуры.

Во второй половине 16 века Казанское ханство присоединяется к Русскому государству. Приехавшие в Казань переселенцы из Москвы, Новгорода, Пскова и других русских городов привносят некоторые элементы русской культуры, которая, в свою очередь, не осталась свободной от влияния культуры Востока. Это проявилось в отчасти изменившейся архитектуре церквей (декоративные приемы, восточные орнаментальные детали), появлению пышной восточной узорности, полихромности, не свойственным русскому искусству, однако, укоренившимися в нем как следствие заимствования художественных образцов татарской культуры.

Ярким образцом историко-культурного взаимодействия между Русью и Казанским ханством являются и знаменитые "Казанская шапка" и "шапка Мономаха" - два сохранившихся венца русских царей.

Не менее ощутимо татарское влияние проявилось и в бытовой культуре. Это относится к тюркским названиям предметов русской одежды. Например, старинная русская обувь - чоботы, башмаки была заимствована у татар, как и кафтан, казакин, кушак, тулуп. Перешло также множество слов, относяшихся к торговле и домашнему обиходу: алтын, амбар, аршин, базар, бакалея, балаган, барыш, деньга, караван и др. Многие известные в России имена происходили из татарских родов: Аксаков, Державин, Карамзин, Тургенев.

К 19 веку с появлением мануфактурного производства переживает период расцвета декоративное искусство. Именно тогда создаются классические образцы золотошвейной и тамбурной вышивки с богатым орнаментом, ювелирные украшения с изящной сканью, красочные женские головные уборы - калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами. В этот период складывается классический татарский костюм, формируется единый национальный стиль в экстерьере и интерьере жилища, в обрядовых и бытовых изделиях.

До нашего времени дошли изумительные создания старинных булгарских мастеров - образцы украшений, чеканки, работы по меди, бронзе, серебру и золоту.

Тонкий вкус народа, его мастерство и художественное чутье замечательно проявились и в искусствах художественной вышивки, золотого шитья, узорного ткачества; в чеканке и керамике, в народном костюме, в ювелирном искусстве и в немалой мере в издавна присущем народу искусстве кожаной аппликации, славящемся и сейчас по всему миру.

В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне (в 1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное изделие - хасите). Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.

Татары - единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Мусульманская религия с более абстрагированным понятием Бога не культивировала его изображение и в этом отношении отличалась, например, от христианской или буддийской религий. Согласно запрету пророка Мухаммеда, нельзя было также изображать любое живое существо - человека, птицу, животное. В связи с этим у мусульман получил развитие каллиграфический орнамент, а также шамаил.

Принятый на востоке афоризм: "Красота человека в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" представлял этическую основу этого уникального феномена изобразительного искусства известного лишь у казанских татар.

Шамаил - картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.

Шамаилы служили одновременно источником информации о философских основах шариата и общечеловеческих правилах жизни, выражали народные представления о красоте и духовности, содержали наряду с религиозными наставлениями народную мудрость.

Архитектура это образ жизни народа, это его государственность, его материальное благосостояние.

Татары великий народ, с тысячелетней историей, и такой народ не мог не оставить архитектурно-значимых памятников на земле. Историю развития татарской архитектуры в целом можно разделить на четыре больших этапа: Архитектура Болгарии Волжско-Камской (архитектурный ансамбль построек в городе Булгар, чертово городище в Елабуге), архитектура периода Казанского ханства (башня Сююмбике, касимовский ансамбль, ансамбль казанского кремля - несмотря на перестройку русских архитекторов сохранил все основы расположения строений и особенностей татарского стиля), архитектурные сооружения времен российской оккупации (татарские мечети 17-19 веков, дома татарских купцов, татарские слободы - казанская, томская, московская) и новейшая архитектура независимого Татарстана (белая мечеть в Болгарах, Кул Шариф, дворец земледелия).

Несмотря на столь длительный период развития и становления архитектурных традиций, влияния соседних архитектурных школ и направлений, следует отметить, что архитектура татар во все время имела и имеет свои национальные особенности, отличающие ее от всего многообразия архитектурных памятников человечества. Обусловлено это прежде всего особенностями географического положения, климата, особенностью зачастую агрессивного соседства, особенностью религиозных убеждений народа, культурных традиций и верований.

Татарские дома обычно всегда огораживались высоким забором (объясняется оборонными задачами) и имели очень яркую и привлекательную раскраску. Эта особенность резко отличала поселения татар и слыла в народе как татарский вкус. Деление татарских построек на две части женскую и мужскую, преобладание растительных и геометрических узоров и орнаментов (обусловлено религиозными особенностями). Оригинальным было и внутреннее убранство, декорирование стен материальными украшениями с ярким цветовым колоритом, вышитыми предметами обихода (полотенцами, скатертями, намазлыками, шамаилями).

Народная музыка современных татар тесно переплетена с восточными традициями, её мелодика, орнаментация и колорит созвучны музыке народов Дальнего Востока. Наряду с этим она не избежала арабо-мусульманского влияния, которое обогатило её арсеналом восточных музыкальных инструментов.

Первые достоверные упоминания о татарской музыке относятся к периоду Волжской Булгарии — тому времени, когда предки татар, приняв ислам, начали приобщаться к исламской культуре.

Вхождение в орбиту исламской цивилизации ярче всего проявилось в литературе. Она начала использовать известные коранические и восточные сюжеты для развития местного словесного искусства и благодаря этому безмерно обогатилась. Под влиянием ислама начала меняться и музыка, которая по форме и содержанию стала в большой степени соответствовать восточным образцам. Речитация Корана, напевное чтение поэтических произведений, исполнение баитов и мунаджатов, широкое использование восточного музыкального инструментария — всё это говорило о том, что музыкальное искусство Волжской Булгарии развивалось по образу и подобию «старшего брата» — Арабского халифата.

В некоторой степени этот процесс нашёл отражение в средневековой татарской литературе, особенно в таких известных древнетатарских поэмах, как «Сказание о Йусуфе» и «Хосров и Ширин». В них описываются различные музыкальные действа, упоминаются музыкальные инструменты, на которых играли герои этих произведений.

Результаты археологических раскопок тоже свидетельствуют о том, что во времена Волжской Булгарии музыкальные инструменты были в ходу у местного населения. Среди находок остатки инструментов, которые напоминают дудку, а также костяные пластинки трапециевидной формы с дырочками по углам и тремя отверстиями на большом основании — часть какого-то струнного инструмента.

На месте раскопок Речного селища в нынешнем Алексеевском районе не так давно был найден редкий музыкальный инструмент — железный варган (у татар — кубыз). По мнению археологов, это селище существовало ещё в X-XI века, то есть во времена Волжской Булгарии.

Варган — это самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, который представляет собой пластинку из дерева, кости, металла или металлическую дугу с язычком посередине. Известно, что даже простое произношение азана (призыва к намазу) — это тоже искусство, которое требует недюжинных вокальных способностей, музыкального слуха, чувства и знания ритмики и метрики.

Тесным образом с исламом связано чтение Корана нараспев. Текст Корана повсеместно требовал определённой формы «чтения», причём только на арабском языке, а в мечети — чтения нараспев по особым орфоэпическим правилам, которыми владели профессиональные «чтецы».

Напевное и украшаемое голосом произнесение Корана, как и азана, варьировалось от региона к региону. Основными правилами исполнения Корана для чтеца являются выбор темпа, установка голоса на определённой высоте звучания и интонационно-мелодической позиции (макам) в соответствии с читаемой вслух главой (сурой), выделение значимых слов и правильность произнесения гласных и согласных звуков, обязательное выдерживание долгой и выразительной паузы между внутренними разделами суры.

После 1552 года Казань теряет статус духовной столицы татарского народа. Татарская культура, неразрывными нитями связанная с исламом, начинает приспосабливаться к существованию в новых условиях. Художественная литература, музыка, прикладные искусства — всё это уходит на второй план, главной задачей становится борьба за свою государственность, которая продолжается ещё на протяжении ста лет. Видные представители духовенства, писатели и поэты — все, кто не принял новые порядки, эмигрируют в Среднюю Азию или на Арабский Восток. Духовные и культурные центры перемещаются из столиц на окраины бывшего Казанского ханства, в деревни. Городская культура сменяется на культуру деревенскую — деревенскую по названию, но не по своей форме и содержанию. Творческий люд концентрируется вокруг крупных провинциальных медресе, где имеет возможность зарабатывать себе на хлеб преподаванием, религиозной службой или занимаясь сельским хозяйством.

XVI-XVIII века оставили крайне скупые сведения о состоянии татарской музыки, да и культуры вообще. Не имея живительной подпитки извне, то есть с Востока, татарская культура начинает „вариться в собственном соку“, скудеет на сюжеты и образы, приобретает камерный, локальный характер. Русская культура, а через её посредничество и западная пока не могли стать полноценной альтернативой, поскольку татары неприязненно относились к любым вмешательствам в их духовную жизнь, подозревая подвох в любом, даже самом благом деле.

В это время усиливаются пессимистические настроения в татарском обществе, многие люди уходят в суфистскую мистику, получают развитие жанры баита и мунаджата, основной темой которых становится грусть о прошлых светлых временах, усиливается религиозная составляющая этих полумузыкальных произведений. Видимо, в этот период начинает складываться такое свойство татарской ментальности, как меланхолия, которая станет характерной особенностью и татарской народной музыки с её протяжными грустными песнями.

Но всё же музыка жила. В произведениях и трудах поэтов и богословов Г. Утыз Имяни (1754-1834), Т. Ялчыгула (1768-1838), Г. Кандалыя (1797-1860), Ш.Марджани (1818-1889) есть описания различных музыкальных инструментов, которые были распространены среди татар при жизни этих авторов или в предыдущее время.

Музыкальные инструменты, которые использовали татарские дервиши в конце XVIII — начале XIX веков - тамбур, гусли, скрипка и другие. Скрипка получила распространение среди татар примерно в это время и вскоре стала, можно сказать, национальным инструментом. На скрипке играли на сабантуях, семейных торжествах. Если сейчас чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на тальянке, то тогда такой же популярностью пользовалась скрипка.

Обновление мусульманского общества с конца XIX века многое изменило в жизни традиционного татарского общества. Такие музыкальные инструменты, как скрипка и гармоника, проникают в медресе и мектебе, становятся неразрывными спутниками деревенской молодёжи. В этих условиях возвысился голос консервативных мулл-кадимистов, которые стали трактовать занятие музыкой как дело греховное, небогоугодное.

Относительно положения музыки в исламе существует несколько мнений. Опираясь на Коран и хадисы, мусульманские богословы пытались обосновать запретность или, наоборот, допустимость музыки в исламе. В Коране нет прямых указаний на «греховность“ музыки, однако в качестве обоснования её запрета приводится шестой айат из суры «Лукман“: «Среди людей есть и тот, кто покупает забавную историю, чтобы сбить с пути Аллаха без всякого знания, и обращает это в забаву. Они — те, для которых унизительное наказание“ (перевод И.Ю. Крачковского). Многие комментаторы Корана предполагали, что «лахуа хадиси“ («забавная история“) — это и есть музыка.

Если ислам строго запрещает музыку и песни, а также их инструментальное сопровождение, то тогда как объяснить тот факт, что музыкальное искусство получило широкое развитие именно во времена Арабского халифата? Дело в том, что, согласно другому хадису Пророка Мухаммада, песни допустимы, но лишь в семи случаях: свадьба, праздник, джихад, поэзия, касыды о набожности, при сожалении, при одиночестве. При этом все эти случаи оговаривались определёнными условиями. Например, на свадьбах песни могли исполнять только женщины, их содержание должно строго соответствовать духу исламской религии.

В начале XX века, особенно с появлением у татар в 1905 году собственной периодической печати, широкого развития книгопечатания и книготорговли, возникновения татарского театра, творческих клубов ситуация в области музыкального искусства меняется кардинальным образом. Занятия музыкой, посещение концертов, приглашение музыкантов на дом на различные семейные торжества становятся обыденным явлением. Правда, споры с кадимистами всё ещё продолжаются, но они уже не играют никакой роли, поскольку музыкой начинают увлекаться богатые слои татарского общества — купцы и промышленники, за счёт пожертвований которых существовали вся система религиозного образования, мечети и медресе.

Некоторые татарские купцы открывают музыкальные магазины, надеясь, что в новых условиях это станет прибыльным делом. В это время среди татарских богачей распространяется новая мода: завлекая музыкантов высокими гонорарами, они заказывают им мелодии и песни, которые должны быть названы именем заказчика. Так появились известные инструментальные напевы «Бала Мишкин» («Дитя Мишкина»), «Пороховой Фатыйх» («Фатих из Пороховой слободы»), «Айтуган кое» («Напев Айтугана»), которые вошли в золотой фонд татарского музыкального искусства.

Многие известные татарские песни и мелодии, которые ныне считаются народными, имели своих авторов и свою историю. Самая популярная татарская народная песня «Ай, былбылым» («Соловей мой»), которая считается исконно татарской, происходит с Арабского Востока. В 1910 году её привёз «татарский Шаляпин» Камиль Мутыги, который начал исполнять её с татарскими словами. Известная лирическая песня «Тэфтилэу» также имеет свою историю. Своим названием она обязана муфтию Салимгараю Тевкилеву. Поначалу она исполнялась в виде баита с одноимённым названием. По одной из версий, её сочинила дочь муфтия — Гайша. «Тэфтилэу» написана на мотив армянской песни «Ласточка», которую дочь Тевкилева слышала от одного из армянских знакомых муфтия. В начале ХХ века текст баита был утерян, в переработанном виде он начал исполняться на стихи Г. Тукая «Озелгэн омет» («Несбывшаяся надежда»).

Некоторые песни раньше были известны под другими названиями. Например, известная песня «Туган тел» («Родной язык»), написанная на слова Г. Тукая, когда-то называлась «Сэлим бабай» («Старик Салим»).

Большой популярностью среди богатых татар пользовался музыкальный мастер Гилязетдин Сайфуллин (1873-1946). Он изготовил около 600 дисков для музыкальных шкатулок «Стелла» и «Мира», нотировал свыше 400 народных песен, стал создателем первой татарской пластинки.

После 1917 года татарская музыка начинает терять своё своеобразие. Исконно татарские душевные и мелодичные напевы стали вытесняться советскими шлягерами. Однако окончательно погибнуть народной музыке не дала небольшая группа энтузиастов (в том числе и русских композиторов Александра Ключарёва и Василия Виноградова).

Рождение театра. Роль Г. Камала и К. Тинчурина в развитии профессионального театра. Театры Казани.

Роль С. Сайдашева, Н. Жиганова в становлении музыкального профессионального искусства.

Творчество Баки Урманче и современное изобразительное искусство.

Традиции и новаторство в татарском искусстве.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Разработать план экскурсии в музей национального изобразительного искусства.

2. Составить программу концерта из произведений татарской музыки.

3. Проанализировать выдающиеся произведения татарских авторов в различных видах искусства.

4. Написать аннотацию к театральному спектаклю.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Назовите имена известных татарских композиторов, писателей, художников и их самые значительные произведения.

2. Какие театры Казани вы посещали? Какие спектакли посмотрели?

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСКУССТВО»

Текущий контроль: устный опрос, проверка тетрадей, проверка сообщений, защита докладов и рефератов, тестирование.

 

Перечень точек рубежного контроля Охват тем (указать номера тем, подлежащих контролю) Форма контроля
1. Контрольная работа   Раздел 5. Искусство Средних веков. Тема 5.3. Искусство западноевропейского средневековья Тема 5.4. Музыка, литература и театр Средних веков. Тестирование

Итоговый контроль по дисциплине: экзамен

Вопросы к экзамену:

1.Виды искусства

2. Выразительные средства видов искусств

3. Искусство древнего мира.

4. Искусство Древнего Китая

5. Искусство Древнего Египта.

6. Античное искусство. Искусство Древней Греции

7. Искусство Древнего Рима

8. Особенности художественной культуры Средних веков

9. Музыка, литература и театр европейского средневековья

10.Выдающиеся достижения арабо-мусульманской архитектуры

11.Религиозные и философские основы арабо-мусульманской литературы

12.Гуманизм в культуре эпохи Возрождения

13.Выдающиеся представители Раннего Возрождения и их произведения

14.Выдающиеся представители Высокого Возрождения и их произведения

15.Выдающиеся представители Позднего Возрождения и их произведения

16.Искусство Древней Руси

17.Западноевропейская музыка в эпоху Нового времени

18.Западноевропейская литература и театр в эпоху Нового времени

19.Русская классическая музыка 19 века

20. Романтизм и реализм в западноевропейской литературе 19 века

21. Романтизм и реализм в русской литературе 19 века

22. Романтизм и реализм в западноевропейской живописи 19 века

23.Романтизм и реализм в русской живописи19 века

24. Основные направления и стили в искусстве

25. Западноевропейская живопись на рубеже 19-20 вв.

26. «Серебряный век» в русской культуре.

27.Массовое и элитарное искусство.

28. Общая характеристика искусства 20 века. Новые виды искусства.

29. Искусство Республики Татарстан.

 

ГЛОССАРИЙ

Авангардизм (с франц. передовой отряд) – название ряда художественных течений, стремившихся к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию. Принципы абстракционизма восприняли такие течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм.

Аве Мария (лат. радуйся, Мария) – католическая молитва, а также музыкальное произведение, написанное на канонический или свободный текст, включающий обращение к Деве Марии.

Авиценна – ученый, философ, врач, музыкант. Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки».

Акмеизм – течение в русской поэзии начала ХХ века, возникшее как реакция на кризис символизма. Акмеисты требовали вернуть поэтическому слову определенность, точность значения, конкретную образность.

Алеаторика - направление музыкального искусства, основывающееся на принципе случайности, на субъективном отношении исполнителя к нотному тексту.

Аллегория (гр. иносказание) – изображение отвлечённого понятия или идеи с помощью образа. Например, таки общие идеи, как сила, правосудие, мудрость изображаются в виде живых существ: лев олицетворяет силу женщина с весами в руках - в руках правосудие змея – мудрость. За такими образами условно закрепляется традиционное содержание в мифологии, религии, литературе.

Алтарь (лат. высокий) – первоначально у древних народов место для жертвоприношения. В дальнейшем – восточная часть христианского храма, где находится престол или архитектурное сооружение в честь богов или умерших героев (например, Алтарь Победы в Древнем Риме). В православных храмах алтарь отделён иконостасом.

Ампир (франц. империя) - стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период правления Наполеона I. Для ампира характерно парадное великолепие, богатство лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и военную силу. В основе стиля лежит опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта. К самым знаменитым зданиям в стиле ампир относятся: арка Главного штаба (арх. К.И.Росси), здание Адмиралтейства (арх. А.Захаров) в Санкт-Петербурге.

Амулет – художественное изделие из стекла, металла или камня, которому приписывалась способность охранять его владельца от воздействия тёмных сил (то же, что талисман).

Амфитеатр – 1. в древнегреческом театре - места для зрелищ, расположенные полукругом на склоне холмов. 2. в древнеримской архитектуре – круглая или овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей (Колизей в Риме).

Амфора – древний глиняный или металлический сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с двумя вертикальными ручками. Практическое предназначение амфор не мешало им быть и предметами искусства: они украшались росписями.

Антаблемент – система верхних горизонтальных частей здания, поддерживаемая колоннами.

Андерграунд – художественные направления в современном искусстве. Для него характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций; нередко наблюдается эпатаж публики, бунтарство.

Античность – (лат. древний) - история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Антропоцентризм– 1. наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, природы, предметов, а также представление богов в человеческом образе; 2. воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Апокриф (гр. тайный) – вероучительные писания первых веков христианства, которые не причислены к каноническим текстам.

Арабеска (франц.арабский ) – вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплетений, завитков и стилизованных листьев, цветов, надписей, получивший распространение в европейском искусстве под влиянием арабских образцов.

Арка (лат. дуга) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами).

Архаика (греч. древний) – ранний этап в развитии древних государств.

Базилика (лат. царский дом) – здание вытянутой прямоугольной формы, разделённое на несколько продольных нефов рядами колонн (средний неф выше боковых). В Древнем Риме в форме базилики строили судебные, торговые здания и христианские храмы.

Балет– вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет зародился во Франции в XVI веке.

Барды: –

1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжеских дворах (Ирландии, Уэльса и Шотландии);

2) поэты и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен.

Барельеф (фр. низкий рельеф) – выпуклое скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона не больше, чем на половину своего объёма.

Барокко (итал. причудливый) - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны: грандиозность, пышность и динамика; патетическая приподнятость; пристрастие к эффектными зрелищам; совмещение иллюзорного и реального; сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Батик – техника ручной росписи хлопчатобумажных тканей, предусматривающая нанесение рисунка с помощью воска, с последующим опусканием ткани в краситель, который окрашивает не покрытые воском участки. Роспись в этой технике издавна известна у народов Индонезии, Индии и других стран. В Европе – с ХХ века.

Биг-бэнд – характерная разновидность джазового оркестра, отличающаяся определенным составом инструментов. Численность музыкантов – 10–20 человек. Развитие биг-бэнда началось в 1920-е годы, на его основе сложился свинг – один из основополагающих стилей оркестрового джаза.

Блюз – первоначально сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. Сложилась в начале ХХ века, один из источников джазовой музыки. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях.

Боди-арт (англ. искусство тела) - авангардистское направление, возникшее в 1960-х гг. Представители боди-арта использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п.

Буддизм – наиболее древняя мировая религия, распространенная во многих странах Востока, названная по имени ее создателя Будды. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих. Каждый, кто исповедует буддизм, должен соблюдать пять обязательных условий: не лгать, не красть, не причинять вреда ближнему, воздерживаться от чувственных излишеств и алкоголя. В буддизме сильно развит индивидуальный культ. Он заключается в постепенном углублении в самого себя, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры.

Буколический стиль (гр. пастушеский) – античный стиль в изображении сцен сельской жизни.

Вазопись – декоративная (орнаментальная или изобразительная) роспись сосудов, выполняемая чаще всего керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом.

Ваганты (лат. бродячие) – в средневековой Западной Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен. XII–XIII века – время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.

Ватикан– государство-город в пределах Рима. Население около одной тысячи человек. Центр католической церкви, резиденция ее главы – Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры и искусства.

Веды – древнейшие памятники индийской литературы; состоят из 4 сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.

Веризм – реалистическое направление в искусстве XIX века, близкое к натурализму. Характерно правдивое изображение повседневной жизни, темных сторон жизни бедноты, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнут эмоциональный стиль.

Викинги – участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце VIII–середине XI века в страны Европы. На Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами. В IX веке захватили Северо-Восточную Англию, в X – Северную Францию (Нормандия).

Викторианский стиль – стиль английского искусства второй половины 19 века ретроспективного направления, соединяющей элементы английской готики и французского рококо. По времени совпадает с правлением английской королевы Виктории.

Витраж (франц. оконное стекло) – сюжетная декоративная или орнаментальная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Вишну - в ведической религии – божество; в брахманизме и индуизме - великий Бог-охранитель.

Вольтерианство термин появился в XVIII веке, означает скептическое или отрицательное отношение к господствовавшей официальной религии, а иногда и к политическому строю.

Гаудеамус – (лат. будем радоваться) – название студенческой песни на латинском языке, возникшей в Средние века.

Гедонизм – направление в эстетике, утверждающее наслаждение, удовольствие как основной мотив человеческого поведения, как высшую цель деятельности.

Готика (от названия германского племени готов) – художественный стиль (преимущественно архитектурный), зародившийся в 12 веке во Франции, позднее распространившийся по всей Западной Европе: готическое зодчество характеризируется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчинённостью архитектурных форм вертикальному ритму.

Гравюра – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами.

Гимн - торжественная хвалебная песня.

Гуманизм – 1. человеколюбие, сострадательность; 2. признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как течение общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности на всестороннее развитие, сложилось в эпоху Возрождения.

Джаз – вид музыкального искусства, сложившийся в конце 19 века в США в результате процесса профессионализации и урбанизации негритянского музицирования под влиянием разнонациональной музыки европейского происхождения. Прошел несколько этапов художественно-стилевой эволюции, достигнув уровня высокопрофессионального искусства, перешагнувшего национально-этнические рамки и получившего распространения во всем мире.

Дизайн – вид художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе целостного осмысления и формирования объектов. В узком смысле – художественное конструирование.

Дирижер – от французского «управлять, руководить» - музыкант, управляющий оркестром или хором.

Диссонанс – резкое, неблагозвучное звучание в музыке.

Дифирамб – вид торжественной лирики в древнегреческой поэзии; песня восторженно-прославляющего характера, схожая с одой, гимном.

Драматизм – напряженность, конфликтность.

Драматургия – композиция, построение, структура произведения, взаимосвязь частей или разделов, объединенных сквозным (непрерывным) развитием.

Духовная музыка – музыка, написанная на религиозные сюжеты и темы.

Духовность – внутренняя, интеллектуально-нравственная сущность человека.

Жанр (фр. – род, вид) – подразделение каждого вида искусства по определенным признакам. (Симфонический, оперный, камерный, песенный жанры).

Имидж – представление о вещах и людях, формируемое зачастую специальными средствами (СМИ, реклама).

Имитация – повторение темы или мотива, появившегося в одном голосе в точном или обратном воспроизведении другими голосами.

Импрессионизм – с французского – впечатление - художественное направление в живописи и в музыке, зародившееся на рубеже 19-20 веков, характеризующееся стремлением к передаче тончайших субъективных ощущений художника, его мимолетных впечатлений и настроений.

Индуизм – распространенная в Индии религия, главные течения которой основаны на культе богов Вишну и Шивы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.121 с.)